В ночь перед выборами мигранты обокрали церковь на Богословском кладбище

Киновия – интересный и единственный сохранившийся образец небольшого монастырского комплекса бывших окраин Санкт- Петербурга, выдержанный в традиционных для третьей четверти ХIХ века формах «русского византийского стиля» на правом берегу Невы.

Архитектурный стиль Киновии

17 июня 1862 г. был заложен большой пятиглавый Троицкий храм по проекту архитектора из Епархии Карпова. Он, в свою очередь использовал мотивы проекта Брандта. За постройкой храма наблюдала строительная комиссия, в которую вошли игумен Киновии Аполлинарий, а также брат Ф.Ф. Набилкова Василий.

В 1864 году черновые постройки храма были закончены, поскольку сумма денег, выделенная Ф.Ф. Набилковым закончилась. Тогда Василий Федорович Набилков выделил деньги еще почти 30 тысяч рублей на дальнейшие работы своему сыну Николаю.

Николай Васильевич Набилков выполнил отцовское завещание, и 28 июля 1868 г. Троицкий храм был освящен викарным епископом Выборгским Григорием (Медиоланским).

Согласно отзывам современников, церковь в русско-византийском стиле имела “величественный вид” и отличалась “роскошной внутренней отделкой”, отделка и убранство были «исполнены весьма тщательно в строгом византийском стиле». Русский стиль здания восходит к церковным сооружениям К. А. Тона.

«Главный фасад обращен на Неву с красивой лестницей о 8 ступенях. Также красив снаружи храм, поднятый над всей местностью. Внутренняя отделка его весьма изящна, особенно иконостас и живопись куполов, сводов, арок, стен и пилонов. Орнаменты превосходно исполнены.

imageВ окнах церкви, поднятых на значительную высоту от пола, устроены железные закладные переплеты, с такими же закладными, заделанными в стену, рамами, снаружи которых вставлены красивые железные решетки. Пол мозаический из цветных кусков мрамора».

Три деревянных иконостаса были украшены колонками и резьбой в виде «византийской плетенки», под которой размещался слой фольги. Клиросов не было, певчие располагались на хорах.

Образа для иконостаса, вырезанного по эскизу зодчего охтинским резчиком И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.

Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева (преемника Дубинина), а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.

imageПод церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения», полы в котором были выстланы лещадной плитой. В настоящее время в храме под церковью находится музей, в котором сохранилось много экспонатов из далекого прошлого:

  • Чернила в чернильнице
  • Закладные записки купцов Набилковых
  • Старинные церковные книги и утварь

До сих пор неизвестно где хранится главная святыня храма того времени икона Божией Матери всех скорбящих Радости 17 века. Она была привезена с Афона. Она отличалась от той, которую мы привыкли видеть.

На территории храма как описано во многих исторических изданиях, было кладбище. Его история не менее интересна.

История Киновеевского кладбища

Интересен тот факт, что рядом с территорией храма по инициативе иеромонаха Паисия в 1848г стали производится захоронения за церковью Всех Святых. Вначале это были временно проживающие на территории Лавры иноки из других епархий.

Причем участки для захоронений отличались разрядностью:

  • Для монашествующих и почетных мирян сразу за зданием храма
  • Второй, за канавой – тоже для почетных мирян и монахов
  • А в поле, за забором хоронили самых бедных рабочих кирпичного завода

Так на привилегированном участке похоронена супруга действительного статского советника Л.И. Вагнера.

В связи с недостаточностью средств, для содержания монастыря и проведения в нем различного рода работ денег не хватало. И в 1879 было решено увеличить годовое содержание с 1200 до 1500 руб., но при этом на следующий день Духовный собор Лавры усмотрел причину недостаточности средств Киновии в том, что «Киновийское кладбище очень быстро замещается, вероятно, по причине низкой цены за место».

Цены на могильные места выставлялись высокие по тем временам, а люд жил там очень бедный. Поэтому захоронения вели на других кладбищах, менее дорогих: Малоохтинском и на кладбище у Фарфорового завода.

На территории Киновеевского кладбища находятся исторические захоронения:

  • Братская могила советских воинов со времен Великой Отечественной Войны
  • Мирные жители Блокадного Ленинграда
  • Могила участника Октябрьской революции и Гражданской Войны Титова Н.И. (захоронение на Коммунистической площадке)

На кладбище похоронены известные ученые, воины, артисты, просто известные люди 19-20 века.

2000-е гг

Возрождение Киновии началось только в 2000-х годах, когда полуразрушенный собор был передан под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, который находится в Лужском районе Ленинградской области. Однако реальные работы по восстановлению памятника архитектуры начались только в 2015 году.

Четыре года потребовалось реставраторам, чтобы вернуть собору на Октябрьской набережной в Петербурге первозданный вид.

Восстановленный Собор открыли в 2019 году на День Святой Троицы. В августе 2019 года установили иконостас, который удалось восстановить по сохранившимся фотографиям.

На территории храмового ансамбля установлен памятник смотрителю Киновии, иеромонаху Паисию Кривоборскому. Интересно, что при реставрации нашли всего одно надгробие, и оно принадлежало иеромонаху Паисию Кривоборскому.

На территории храма стоит отдельно звонница. Она с электронными колоколами, но есть и звонарь, который часто созывает прихожан на службу своим удивительным звоном колоколов.

Восстановлены все храмовые и прихрамовые постройки. Великолепное здание трапезной с белым роялем, библиотеки, бани, дома Паломника, воскресной школы.

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 19:00. Богослужения совершаются по установленному расписанию, которое можно всегда найти на сайте храма kinoviaspb.ru

Иеромонах Паисий Кривоборский

Помните наш рассказ о найденной реликвии Киновии Александро-Невской Лавры — надгробном камне первого настоятеля? Сегодня мы расскажем о нем немного подробнее, ведь он является настоящим духовным делателем России XIX века!

Иеромонах Паисий Кривоборский был скромным человеком, история жизни которого сохранилась в небольших подробностях. Изначально он состоял в братии Новгородского Сковородского Михайловского монастыря, где он написал свою первую рукопись — «Патерик новгородских чудотворцев 1831 года». Рукопись «Патерика» в кожаном переплете с тиснением насчитывает 215 листов и восемь вкладных, в том числе одиннадцать гравюр с видами новгородских монастырей.

В начале 1850-х г. о. Паисий состоит иеромонахом братства Александро-Невской Лавры. Александро-Невская Лавра поставляла иеромонахов для служения на кораблях русского флота. В 1850 г. о. Паисий плавал на парусном линейном корабле «Андрей», спущенном на воду в 1844 г. Участвовал в датском походе 2-й флотской дивизии под командованием контр-адмирала З. З. Балка. К этому времени относится составление о. Паисием рукописного сборника «Явлении, чудеса и Подвиги Ангелов» (выписки из Четьих-Миней о явлениях ангелов) и «Словеса Иисуса Христа» (выписки из четырех евангелистов).

К 1852–1853 г. относится составление о. Паисием альбома литографий видов новгородских церквей и изображений чудес святителя Моисея.

В последние годы жизни иеромонах Паисий был смотрителем загородного архиерейского дома или киновии Александро-Невской лавры, основанной на правом берегу Невы в 1820 г. митрополитом С. -Петербургским Михаилом (Десницким) для жительства больных и престарелых монахов. Скончался о. Паисий 15 ноября 1854 г.

Захоронение было совершено на Киновеевском кладбище, что точно подтвердила находка самого надгробия на стройплощадке комплекса. Из других памятных моментов о жизни иеромонаха остались его рукописи, которые хранятся в Киновии, а также числятся в Российской Государственной Библиотеке.

Нынешний настоятель храма – игумен Фома (Василенко)

Обновленная Киновия духовно расцветает – под ее покров приходят не только люди, ищущие монашеского подвига, но и все больше людей, несущих свой жизненный Крест в миру.

В храме регулярно совершаются богослужения. Настоятель Киновии – игумен Фома (Василенко).

В сентябре 2019 года создана Воскресная школа. Особенность школы в том, что она имеет статус семейной воскресной школы, то есть на занятиях присутствуют как дети, так и родители. Отличительной особенностью такого опыта является:

  • глубокая преемственность поколений;
  • стремление в познание Веры христианской на примере своих родителей, старших братьев и сестер;
  • личный пример взрослого.

Жизнь в монастыре благодаря его настоятелю игумену Фоме (Василенко) «кипит»:

  • Как и раньше пекутся просфоры и хлеб для собственных нужд по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
  • В трапезной за общим столом собираются люди, пьют чай и слушают Жития Святых
  • Организована экскурсия по храму, храмовой территории и музею Киновии
  • Силами игумена Фомы и по благословению митрополита Варсонофия в Киновии появилась еще одна реликвия – мощевик с частицей мощей священномученика, священника Четверина Владимира Павловича (1874—1918)

Также неспешно, как и много лет назад течет широкая Нева и звонят колокола на звоннице, призывают к молитве.

Как будто сонм Ангелов распростерли свои белые крылья над храмом Святой Живоначальной Троицы. Красота этого места уводит в Небеса. Сравнить величие Троицкой Церкви можно с горящей свечой, где искры – это молитвы многих и многих людей к Господу Иисусу Христу, Богу нашему…

Первую часть о Храме Киновия Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге читайте здесь.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

С 6 июня прошлого года Святейший Патриарх благословил открыть храмы!Однако эпидемия не закончилась, вирус продолжает распространяться, болезнь косит без разбора.Требуется бдительность, осторожность, дабы не подвергать риску свою и наших близких жизнь и здоровье.

Христиане наконец то допускаются в храмы, но с выполнением всех предписанных нам требований и ограничений.

Прихожане с признаками ОРВИ, температурой, кашлем, отсутствием обоняния и любыми другими симптомами covid19 должны остаться дома и ни в коем случае не приходить в храм, дабы не подвергать риску болезни и смерти других прихожан. После выздоровления — не ранее двухнедельного срока.

※ Вход в храм будет ограничен по количеству посетителей из расчёта 4м² на человека.

※ Стоять в храме следуетсогласно специальной нанесенной на полу разметки с минимальной дистанцией 1.5 м

※ Нахождение в храме исключительно в масках. Особенно строго это правило следует соблюдать при общении со священником, сотрудниками храма или другими прихожанами.

※ Требуется воздержаться от целования руки священника, икон, святынь, всяких прикосновений друг ко другу.

※ Подходить к Евангелию или праздничной иконе следует, соблюдая положенную дистанцию в 1.5 метра. Также и к  исповеди.

※ Помазывание св. елеем совершается одноразовыми ватными палочками. (В строгом смысле слова помазывание св. елеем полагается только в праздники со бдением, в полиелеи же и воскресные дни и не положено вовсе)

※ Исповедь в письменном виде на заранее приготовленном листочке бумаги.

※ После св. Причащения следует воздержаться от целования края Чаши.

※ Крест по отпусте литургии даваться не будет, как, собственно, и положено по Уставу. (Напрестольный крест Уставом положено давать на целование только на Пасху).

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в столице призываем всех прихожан нашего храма строго выполнять постановления санитарных властей города и внять призыву Святейшего Патриарха оставаться дома в предстоящие святые дни, совершая молитву в своих домах и ради блага ближних воздерживаясь от посещения храмов.

Духовенство нашего храма в дни эпидемии совершает богослужения ежедневно, по расписанию, вознося молитвы за вас. Поэтому вы можете подать поминовение дистанционно. Как это сделать – указано на страничке нашего сайта.

Напоминаем вам основные правила безопасности, утвержденные постановлением Священного Синода:

  • временно не прикладываться к иконам, кресту, мощам;
  • соблюдать дистанцию в храме – 1,5 метра друг от друга;
  • находясь в храме, использовать маски;
  • подавать священнику исповедь, написанную на листе бумаги;
  • в вопросах самоизоляции следовать рекомендациям врачей и священноначалия;
  • при появлении признаков покинуть храм и обратиться к врачу.

При необходимости исповеди и причастия в случае вашей болезни вы можете обратиться в храм по телефону, и в случае выявления такой необходимости священник приедет к вам домой для совершения исповеди и причастия.

С письмами и документами Московской Патриархии, направленными на недопущение развития эпидемии, вы можете ознакомиться на соответствующей страничке нашего сайта.

По благословению священноначалия напоминаем вам обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенное им 3 апреля 2020 г.

Точной даты основания первого Богословского кладбища история не сохранила. Предположительно, оно появилось на Выборгской стороне в первой половине 18 века. Название кладбища происходит от располагавшейся на его территории церкви Иоанна Богослова, опять же неизвестно в каком году и кем построенной. Хоронили на этом кладбище преимущественно лиц, умерших в военно-сухопутном госпитале.

Деревянную церковь разобрали в 1788 году, но кладбище оставалось действующим до середины 19 века. Рядом с ним в 1831 году было устроено небольшое холерное кладбище, на котором хоронили умерших от этой, в то время еще мало известной петербуржцам, болезни. В 19 веке Выборгская сторона из безлюдной окраины превратилась в достаточно плотно заселенную промышленную зону. Рост населения неизбежно влек за собой и увеличение смертности. И весной 1841 года в этих краях основали новое кладбище — примерно в 2,5 километрах к северу от старого. На новом Богословском кладбище в начале 20 века возвели новую церковь Иоанна Богослова. При советской власти церковь была разграблена, а потом вместе с той частью кладбища, которая оказалась в закрытой зоне военной организации, снесена.

В годы Второй мировой войны Богословское кладбище стало местом массовых захоронений ленинградцев, погибших от голода, холода и артобстрелов. Сухие цифры рассказывают о трагедии тех дней гораздо ярче, чем множество слов. Так, например, в феврале 1942 года было принято решение об использовании под братскую могилу песочного карьера, находящегося на Богословском кладбище. Всего за несколько дней карьер был доверху заполнен 60 тысячами трупов.

Драматические события Второй мировой войны стерли практически все напоминания о более чем вековой истории кладбища. Блокадными зимами были сожжены деревянные кресты, а мраморные надгробия были разорены в послевоенные годы. Таким образом, сегодня на Богословском кладбище доминируют захоронения середины и второй половины 20 века. В послевоенные годы кладбище привели в порядок. Его озеленили и благоустроили, а его дорожки были покрыты асфальтом и бетонными плитами.

Из наиболее значительных захоронений Богословского кладбища следует отметить могилы героя Великой Отечественной войны подводника А. И. Маринеско, выдающегося дирижера Е. А. Мравинского, детского писателя В. В. Бианки и драматурга-сказочника Е. Л. Шварца. В северной части кладбища, на Братской дорожке, похоронен легендарный рок-певец Виктор Цой, поклонники творчества которого практически круглосуточно «дежурят» у его могилы.

Адрес: Лабораторный пр., 4 Станция метро: Площадь Мужества, Лесная

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Богословское кладбище

—>

Отправьте батюшке письмо со своим вопросом

Настоятель

Протоиерей Иоанн (Иван) Дмитриевич Чураков

Родился 29 апреля 1975 года в Москве в церковной многодетной семье художника-реставратора.

Таинство Святого Крещения совершено 14 июля 1975 года в храме Пророка Божия Илии в Обыденском переулке  протоиереем Владимиром Смирновым (+1981). День тезоименитства –  8/21 мая  память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

В 1990-1991 годах проходил послушание чтеца и пономаря в храме свв. мцц. Веры, Надежды, Любви и Софии на Миусском кладбище. Настоятель храма протоиерей Борис Присяжнюк рекомендовал для поступления в Московские духовные школы.

С 1991 по 1995 год учился в Московской Духовной Семинарии. С декабря 1993 по июнь 1995 состоял иподиаконом у Преосвященного Виктора, епископа Подольского (с января 1995 по сентябрь 1995 штатный иподиакон МП). 8 Января 1995 года рукоположен во чтеца епископом Подольским Виктором в храме Спасо-Преображения на Ордынке. 11 июня 1995 года рукоположен в сан диакона Преосвященным Виктором, епископом Подольским в Богоявленском  Кафедральном соборе, а 14 июня  1995 года указом Патриарха определен штатным диаконом в храм  вмч. Георгия на Поклонной горе. 14 Сентября 1995 года Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во пресвитера в храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминском парке. С 1995 по 2000 год учился в Московской Духовной Академии.  В 2006 году присуждена ученая степень кандидата богословия: по теме: «Троице-Сергиевский храм в Коньково: История, архитектура, святыни».

С 9 октября 1996 года по указу Святейшего Патриарха штатный клирик храма Пресвятой Троицы в Коньково г. Москвы.

С 20 ноября 2003 года (по наст. время) старший священник в Следственном изоляторе №5 г. Москвы. С 2007 года священник Иоанн Чураков состоит членом Общественного совета при Управлении ФСИН г. Москвы. В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия инициировал строительство первого храма в Москве на территории учреждений ФСИН отдельным зданием. 5 января 2014 Преосвященным Иринархом , епископом Красногорским совершено малое освящение храма Святителя Николая Чудотворца при СИЗО№5. Раннее существовавшая с 1995 года  домовая церковь  при СИЗО, с тем же посвящением , переименована в честь новомученников и исповедников Церкви Русской и переоборудована в крестильный храм. 7 января 2014 года Святейший Патриарх Кирилл посетил  следственный изолятор №5 и встретился с заключенными в новопостроенном храме. Это был первый визит Святейшего Патриарха Кирилла  в места ограничения свободы в сане Предстоятеля Церкви.

С 1  апреля 2011 года по распоряжению Святейшего Патриарха Кирилла священник Иоанн Чураков – старший священник  следственного изолятора «Лефортово». В историческом здании  Лефортовской тюрьмы администрацией  учреждения  удалось выделить помещение  под домовую церковь и, таким образом, был возрожден  храм Святителя Николая Чудотворца, существовавший при военной Лефоровской тюрьме с 1888 по 1917 год.  5 июня 2012 года Преосвященыи Иринархом, епископом Красногорским, освящен домовой храм при Лефортово.

С 6 августа 2012 года священник Иоанн  Чураков штатный клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино. В 2014 окончил курсы повышения квалификации в «Академии права и управления ФСИН» по программе «Особенности религиозно-просветительской деятельности в следственных изоляторах  УИС» г. В 2015 году к празднику Святой Пасхи Святейшим Патриархом Кириллом возведен в чин протоиерея. С 11 сентября 2015 года настоятель строящегося храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском г. Москвы.

Женат, двое детей

image

Церковь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на Богословском кладбище обокрали в ночь на 4 марта.

Как стало известно АН «Оперативное прикрытие», неизвестные преступники проникли в храм на проспекте Мечникова, 4, отогнув решетку окна и выбив стекло. Из церкви похищены наперсный крест с цепочкой, три кадила, дарохранительница, четыре подсвечника и три светильника.

Сотрудниками уголовного розыска по горячим следам были задержаны двое граждан Узбекистана – 25-летний Бахишер Ибрагимов и 21-летний Рашид Мешаринов. Как оказалось, оба проживают в России без регистрации. У них обнаружено и изъято похищенное в церкви.

Возбуждено уголовное дело по статье 158 УК Р (кража), приезжие взяты под стражу.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий