Тайна могилы убийцы императора Александра ІІ: прах Софьи Перовской может покоиться в Запорожье [фото]

Толкование

Преображенское кладбище
Кладбище
Преображенское кладбище
image
Страна Россия
Город Москва
Первое упоминание 1771 год
Статус Охраняется государством

Координаты: 55°47′22.99″ с. ш. 37°43′03.78″ в. д. / 55.789719° с. ш. 37.717717° в. д.   55.789719, 37.717717

image Часовня на Преображенском кладбище

Преображе́нское кла́дбище (адрес — улица Преображенский Вал, 17а, площадь 26 га) — старообрядческое кладбище в Москве, центр федосеевцев (беспоповский толк старообрядчества).

История

Основано во время эпидемии чумы 1771 года за Камер-Коллежским валом (ныне Преображенский вал, 17а) одним из дворовых людей князей Голицыных, купцом И. А. Ковылиным, который под предлогом организации чумного карантина устроил здесь федосеевские богадельни. До революции являлось вторым после Рогожского кладбища центром старообрядчества.

В 1784—1811 гг. по проекту архитектора Ф. К. Соколова был построен комплекс зданий в подражание Выгорецкой пустыни. В комплекс зданий входили мужской и женский монастыри.

На Преображенском кладбище и вокруг него Ковылиным были построены дома, магазины, фабрики, молельни. В начале XIX в. прихожан было до 10 тыс. человек, в приютах находилось 1500 человек. Для ограничения деятельности раскольников по указанию императора Николая I 3 апреля 1854 г. Успенская церковь была переосвящена в Православную. В 1866 мужской двор переселён на женский, где сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора открыт Никольский единоверческий монастырь. На Преображенском кладбище находилась богатейшая библиотека сочинений о расколе, собранная купцом А. И. Хлудовым; хранились древние иконы (в том числе 1300 икон, собранных Е. Е. Егоровым), произведения древнерусского искусства. В 1920 все федосеевские молельни, кроме Крестовоздвиженской, закрыты, призреваемые выселены. В начале 1920-х гг. закрыт Никольский единоверческий монастырь. Библиотека Хлудова и часть собрания Егорова переданы в Государственный Исторический музей, древние иконы — так же в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею и небольшое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например общежитие завода Радио.

После Великой Отечественной войны Преображенское кладбище стало фактическим центром всего российского беспоповства, там располагались духовные центры трех согласий — старопоморского (федосеевского), брачного поморского (ДПЦ) и филипповского, которому федосеевцы отдали часовню на кладбище.

На кладбище действует Соборная церковь Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище, Поморская моленная и Храм свт. Николая на Преображенском кладбище, бывший соборный храм Никольского единоверческого монастыря.

Долгое время погост был исключительно старообрядческим. На кладбище много купеческих захоронений. На воинском участке захоронены более 10 тысяч бойцов и командиров Красной Армии.

Известные люди, похороненные на Преображенском кладбище

Смотреть что такое «Преображенское кладбище» в других словарях:

  • Преображенское кладбище — в 1 й половине XIX в. Москва. Преображенское кладбище старообрядческое кладбище, центр федосеевцев (беспоповский толк старообрядчества). Основано во время эпидемии чумы 1771 за (ныне Преображенский вал, 17а) одним из дворовых людей князей купцом …   Москва (энциклопедия)

  • ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ — ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, основано в Москве в 1771 для погребения старообрядцев 6есйоиоег …   Русская история

  • Преображенское кладбище —       прежнее (до 1925) название Кладбища памяти жертв 9 Января. Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Преображенское Кладбище — Координаты: 55°47′22.99″ с. ш. 37°43′03.78″ в. д. /  …   Википедия

  • Преображенское кладбище — основано в Москве в 1771 для погребения старообрядцев беспоповцев, умерших во время чумы. Стало центром общины федосеевского толка. В 1847 правительство подчинило Преображенское кладбище попечительскому совету Императорского Человеколюбивого… …   Энциклопедический словарь

  • Преображенское кладбище — под этим названием известно общежитие, основанное федосеевцами в Москве в 1771 г. и сделавшееся главным средоточием федосеевщины. Во время свирепствовавшей в Москве чумы жители столицы покидали свои дома и толпами бежали в соседние города и села …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Преображенское кладбище — – общежитие федосеевцев, основанное в 1771 г. и ставшее центром федосеевщины. Во время страшной чумы в Москве федосеевцы (точнее – купец Ковылин) испросили у правительства земли близ П. заставы, где на свой счет поставили заставу,… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Преображенское кладбище —    центр московской старообрядческой (беспоповской) общины федосеевского толка, сложившийся при кладбище, основанном в Лефортове в 1771. При П. к. возникли два монастыря общежития федосеевцев: мужской и женский. В кон. 18 нач. 19 в.… …   Религии народов современной России

  • ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ — находящийся в Москве центр старообрядческой (беспоповской) общины Федосеев ского толка. П. к. было основано в 1771 во время эпидемии чумы купцом Ковылиным, получившим участок земли близ Преображенской заставы и основавшим 2 монастыря общежития:… …   Атеистический словарь

  • Преображенское еврейское кладбище (Санкт-Петербург) — Кладбище Преображенское еврейское кладбище …   Википедия

Сабуровское кладбище

Расположено в 7В км от города «Красногорск», в 10 км.В от МКАДВ в северо-западном направлении.В 

ПредоставляютсяВ новые участки,В размером 2.0 на 2.0 м.

Подробнее >>>

Малаховское кладбище

Расположено кладбищеВ в Люберецком районе не далеко от таких населённых пунктов как: Малаховка,Красково, Томилино, Быково,г. Жуковский, и т.д.,В  Подробнее >>>

Фенинское кладбище

Расположено недалеко отВ таких районов как:В Перово, Новогиреево, Вешняки, Ивановское, Новокосино, Косино-Ухтомское, Реутов, Фенино, Салтыковка.

Подробнее >>>

Дятловское кладбище

Дятловское кладбище расположено недалекоВ от ВАО г. Москвы, в городе Балашиха Московской области.В 

Подробнее >>>>

Собственное производство ритуальных товаров В  Изготовление гробов: на заказ и в наличии. Ритуальные товары без наценок от производителя. Скидки от 5% до 10%. Телефон: 8 (495) 979-08-77

Магазин ритуальных принадлежностей

В 

Ритуальные принадлежности от производителя:

гробы, венки., и т.д.

В  В  В 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Московской области по выдаче разрешений и переоформлений мест захоронений

Преображенское кладбище

Похороны всего за 26.200 руб. Цены ниже государственных. Оплата в день похорон. <<<< Подробнее >>>> 

На Преображенском валу находится одно из старейших кладбищ Москвы — Преображенский погост. Как и многие из московских кладбищ, Преображенское было основано в годы эпидемии чумы. Оно было вторым старообрядческим кладбищем в Москве. Купец Ковылин И.А под видом организации противочумного карантина устроил возле него “Федосеевские богадельни”, поддерживающие староверов. Верующие “в новой вере” прекрасно знали, чья это территория,  поэтому старались родственников здесь не хоронить, хотя это Церковь не возбранялось.

Архитектурные памятники

В 1784 году купцом Ковылиным на Преображенском кладбище была выстроена Успенская церковь. Затем здесь же достроили больничный корпус в мужском монастыре, часовню, возвели женский монастырь, Крестовоздвиженский собор.

Указом императора Николая I в апреле 1854 года для того, чтобы ограничить деятельность раскольников Успенский собор освятили в православный. Мужской монастырь переселили и открыли на его территории Никольский единоверческий монастырь. За храмом построена часовня-усыпальница основателю купеческого рода Гучкову Ф.А., часовня фабриканту Морозову В.Е. В границах погоста стоит интереснейший памятник  — подарок Московской Преображенской общине от Рижской Гребещенковской общины.

На Преображенском кладбище находилась собранная купцом А.В.Хлудовым богатая библиотека сочинений о расколе, находилось очень много старинных икон, больше 1000 из которых были собраны Егоровым Е.Е. В 20-е годы молельни, кроме Крестовоздвиженской, закрыли, книги и иконы передали в Государственный исторический музей, некоторые из икон попали в Третьяковскую галерею и Музей Коломенское.

Могилы известных людей

На Преображенском кладбище похоронено много известных людей. Некоторые могилы знаменитых купцов, священнослужителей и старообрядцев до сих пор сохранились в хорошем виде. ,

В годы войны здесь захоранивали погибших. Затем на кладбище был установлен мемориал воинам, погибшим в годы ВОВ. Именно  у его подножия был зажжен первый Вечный огонь в Москве.

На Преображенском кладбище покоятся врачи и военные, ученые, здесь похоронены многие известные спортсмены: Олимпийский чемпион, бегун Куц В.П., известный боксер и тренер Огуренков Виктор.

Как добраться

Преображенское кладбище открыто ежедневно с 9 час. до 17 час.

М. Семеновская или Преображенская площадь, трамвай — 36, 11, 46.

5 ноября 2015

Введенское кладбище, или московский Пер-Лашез (часть 2)

Начало здесь. В этой части темы искусства, как такового, будет меньше, зато полнее окажутся истории. «Спешите делать добро!» — помните? Мое уважение всем, кто помнит, а вот я сама, увы, этим похвастаться не могла. То есть фразу знала, и само по себе имя доктора Гааза знала, только два этих знания вместе никак не связывала. И вот стояла рядом с памятником и понимала, что ни у какого другого возрастом старше полутора веков не встретила таких явных следов современного уважения и почитания. Горят свечи, теплится лампадка, цветы, явно недавние… вся оградка в цветах. Возможно, кто-то брезгливо передернет плечиком, ведь все это – дело рук и памяти освободившихся из мест заключения, их родных и тех, кто уверен, что пострадал безвинно. Но не я, я стараюсь помнить про «от сумы и от тюрьмы…». «Святой доктор», «божий человек», «чудак», «неистовый филантроп», «милосердный доктор» — все о нем, о Фёдоре Петровиче Гаазе, который от рождения был Фридрих-Иосиф Хаас. Человек без семьи, ведь обзаведись ею, и не станет хватать времени на помощь сирым и убогим. Тот самый, кого не признали грабители и вознамерились раздеть среди зимы, а поняв, кто это, после его просьбы дойти до дома и там уже отдать пальто, проводили чуть не под руки сами и наказали больше по таким темным улицам не ходить. Тот, который дал денег пойманному с поличным вору. Тот, кто добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Тот, кто на себе пробовал их действие (потому и на ограде его могилы по сей день висят эти кандалы). Тот, кто не брал денег за лечение бедняков. Тот, кого хоронили за счет полицейского управления, так как он, успешный практикующий врач, все свои деньги тратил на помощь другим. Но и проститься с ним пришли 20 тысяч человек, и гроб несли на руках до самого Введенского кладбища. Католик, о чьем здоровье с разрешения постоянного его оппонента, св. митрополита Московского Филарета, служили молебен («Бог благословил нас молиться за всех живых»), а потом и панихиды в православных храмах. Только один эпизод: «Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство, Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице». Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради». Поразительно, но порой ты бываешь просто слеп, глядя, но не видя… Вот же, я была здесь летом, это совсем рядом с моим городом – деревенька Тишково, где была когда-то усадьба, в числе прочих хозяев принадлежавшая и Федору Петровичу Гаазу, еще до того, как целью его существования стало служение отверженным. Потом и она пошла с молотка, и дом в Москве. Все, что от нее осталось сейчас — липовый парк да мостик через бывший рукотворный канал. И памятник. Да-да, доктору Гаазу – от здешних жителей, которые помнят сами и берегут память для других. Вот только что узнала, что есть в селе и музей, надо будет наведаться… К следующей теме подступаюсь который раз и никак не сложу ее в слова… Она о легендах про чудотворные статуи Христа. «Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли». (Ю. Рябинин «Жизнь московских кладбищ») Увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где можно увидеть ее в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Если прорветесь, конечно… А склеп стоит, гол и полуразрушен (не крыша, нет, она так и задумана была при строительстве), знаменит ныне у готов под ником «Вампирка». Но ведь свято место, как известно, пусто не бывает, и молва людская рождает новую легенду, теперь уже про статую Христа на могиле Рекк-Третьяковых, перенеся именно на нее чудотворные свойства той, что убрана с глаз долой. Тем более что история ее установки вполне этому способствует: появилась она здесь из-за обещания, данного Петром Михайловичем Третьяковым своей теще еще в 1913 году, после смерти тестя. Революция, Вторая Мировая, смерть жены, прошедшей через сталинские лагеря… И все-таки в 1946 году статую установили. Возвращаясь к склепам и мавзолеям. Еще одна легенда, больше говорящая не о чудесах, а о неистребимой вере в них народа нашего. Не зря описывается она с немалой долей иронии: «Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина, ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого…. А в один прекрасный день написала на склепе: «Хочу, чтобы мой муж ожил». Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо…». И что вы думаете? Теперь народ ходит и пишет, ходит и пишет… И добро бы писал только такое и на этом самом месте: Но нет, пишет повсюду, а уж что именно! Не буду и цитировать… Ну, да хватит легенд, просто пройду еще немного, посмотрю и вспомню. Захоронение французских солдат, погибших в войне 1812 года. Правда ли, нет ли, но говорят, что земля внутри ограды, основа которой – вкопанные жерлами в землю настоящие пушки той войны, — территория Франции. Впрочем, это не так уж важно, важно, что их тут много, французов, объединенных именно своей страной и нацией. Важнее, чем то, что одни шли завоевывать, а другие – защищать, главное, что свои их помнят. Ну, а мы склоняем головы перед вторыми… Еще к войне 1812-го. Здесь — генерал Петр Пален (1778–1864), который, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию. И еще к ней же. Есть памятник и нашим воинам, но… как бы помягче… фиктивный, что ли. Было когда-то на месте дома на Кутузовском, известного своим главным жильцом – Леонидом Ильичом Брежневым, большое захоронение погибших в 1812-м русских солдат. Было. Потом – Кутузовский, дом и рассеявшаяся память. Потом при очередной стройке нашли какие-то косточки, торжественно объявили их останками героев той войны, перенесли сюда и воздвигли памятник. Такая вот историческая память… Эйнем, имя которого на виду у всей Москвы, но который никакого отношения к славе фабрики в действительности не имел. И жил, кстати, не в России, а вот похоронить себя завещал именно здесь. Сигурд Оттович Шмидт, имя для московских краеведов столь известное, что в расшифровке не нуждается. 91-летний ученый завещал похоронить себя рядом с мамой и няней — о многом говорит, правда?.. «Я — пережиток XIX века, в XX веке доживший до XXI, я бы так сказал». Памятник Ольге Лепешинской показывать не буду – незачем тиражировать то уродство, которое недостойно ее памяти. Под этим крестом из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, украшенным вагонными буферами и сцепными приборам – Христиан Мейен, богатый железнодорожный предприниматель. Совсем неприметно – Валентин Свенцицкий, проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов, известный уже одним лишь тем, что открыто не признал «КГБ-шного» митрополита Сергия. После смерти в ссылке тело привезли в Москву, где обнаружилось, что оно нетленно и благоуханно. Но… неудобный святой оказался, так и лежит здесь непризнанный, под простым железным крестом. Семейное захоронение Феррейнов. Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Братья Васнецовы. Место, соединяющее в себе реальное захоронение и кенотаф – символическое. Второго человека здесь нет, год смерти 1937… Таких могил на Введенском немало, да и только ли на Введенском. Самые, пожалуй, жутковатые места кладбища – участки, ждущие своих обитателей. Все готово, и памятничек стоит красивый, давай, земля ждет… «На вот и все» — барельеф, традиционно завершающий такие фоторассказы, но в истории этого места сказанное и показанное настолько не все, что надо бы съездить туда еще не раз. А пока, пока выдохнуть, просто пошуршать осенними листьями, погрустить, потрепать за ухом главного кладбищенского сторожа, ни на миг не забывая, что сами мы еще очень даже живы! Недавно мы решили совершить нестандартную прогулку – по Преображенскому еврейскому кладбищу в Санкт-Петербурге. Многие кривятся и считают, что прогулки по кладбищам – это что-то из разряда тоскливо-мрачного. Но ведь при поездке в Париж половина туристов идут в Пер-Лашез и две трети посещают Сен-Женевьев-де-Буа. Почему же кладбища с своем городе бывают обделены вниманием? Мы побродили по аллеям Преображенского еврейского кладбища в Санкт-Петербурге и сравнили. И узнали много интересного. Основное отличие христианских и еврейских кладбищ, если верить Википедии, состоит в: «ненарушении могил»: мощи усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле. Христианское понимание позволяет нарушать существующие захоронения после определенного времени для выполнения новых. Христианское кладбище, которое не используется в течение длительного времени, может быть ликвидировано. Согласно принципам иудаизма каждое надгробие и целое кладбище неприкосновенны, к тому времени, пока известно о его местонахождении. К исключениям относятся случаи, когда выполняется эксгумация для переноса останков на Святую Землю или в семейную могилу, для переноса с нееврейского кладбища или когда кладбищу угрожают профанация или подмыв водой» Очень много надписей на иврите. Очень много надгробий без фотографий. На половине старых могил отсутствует дата рождения. Два последних пункта нас очень заинтересовали, но мы решили – фотографий нет по той причине, что раньше фотоснимки были редкостью (а многие могилы датированы 19 веком). Отсутствие даты рождения мы объяснили себе тем, что родственники могли не знать этой самой даты. Мы оказались неправы. Дату рождения было писать не принято – главной датой у иудеев считается именно дата смерти. Точно так же по вере не положено украшать надгробие фотографией и цветами. На могиле могут быть только камни. Кремация считалась великим грехом. Сейчас, правда, и цветов много, и фотографии есть, и даты рождения присутствуют. Но не на всех могилах. Преображенское еврейское кладбище в Санкт-Петербурге было основано в 1870 году по обеим сторонам Николаевской железной дороги. В 1874 году кладбище разделили, и одну часть отдали еврейской общине. В 1875 году был построен деревянный Дом омовения. До его постройки молельня для отпевания находилась на Волковском лютеранском кладбище, где иудеев хоронили с 1812 года. В 1912 году деревянный дом омовения на Преображенском кладбище стал каменным. Вот он, виднеется в глубине аллеи: Кладбище изначально называлось Преображенским по названию церкви Преображения Господня. Однако после разделения кладбища на две части иудеи стали считать, что название кладбища происходит от чуда, произошедшего с Иисусом на горе Тавор. Тогда, в 19 веке, на Еврейском кладбище было много склепов и шикарных могил. Сейчас многие из них разрушены временем или падающими деревьями. Старых могил крайне мало. Как хоронили истинных иудеев? Умершего сначала омывали в 40 литрах воды. Затем тело облачалось в специальную, шитую вручную, одежду и приносилось в зал для отпевания. Дом омовений, где читались молитвы, имел две галереи – женщины и мужчины входили в зал прощания с разных сторон. После отпевания, тело покойника несли к вырытой могиле без гроба. После погребения читалась еще одна иудейская молитва – кадиш. Интересно, сколько евреев сейчас соблюдают эти обычаи? Судя по фотографиям и датам рождения на надгробиях – далеко не все. Также большим грехом считалась кремация. В 1968 году на Преображенском кладбище новые захоронения были запрещены, но есть могилы, в которые подхоранивают урны с прахом родственников. Хотя большинство дореволюционных могилы «оформлены» (если это слово здесь уместно) с полным соблюдением правил. Жаль, но таких могил уже мало. Много вполне обычных. Огромные склепы: Вероисповедание порой можно угадать лишь по характерной звезде или фамилии: После Октябрьской революции многие могилы и склепы были разграблены. Представители еврейской общины уехали из Петербурга. Но кладбище и сейчас посещаемо родственниками. Лишь центральная, самая старая часть выглядит одинокой. Не заброшенной, а именно одинокой. Высокие надгробия (многие выше человеческого роста) с еврейскими фамилиями, без дат рождения и фотографий. Поросшие травой и покосившиеся… Иосиф Бродский: Еврейское кладбище Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 4 Рубрики Экскурсия по стране-зоне Расстрельные места и захоронения 24 Января, 2019 2 318

Кладбище Памяти жертв 9-го января (бывшее Преображенское кладбище) — одно из старейших кладбищ Санкт-Петербурга, известные захоронения датируются началом 1870-х годов.

Почтовый адрес: 194361, С.-Петербург, Фрунзенский район, просп. 9-го Января, 4.

В Санкт-Петербурге и окрестностях имелось несколько мест тайных захоронений расстрелянных. Документально подтверждено существование только Левашовского, видимо, крупнейшего кладбища НКВД. Последовательный поиск в архиве УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской области позволил обнаружить косвенные доказательства захоронений на кладбище Памяти жертв 9 января (Преображенском). Оказалось, что священник Алексей Чужбовский и цветочница Александра Петровна Николаева были арестованы за «распространение клеветнических слухов» о том, что на кладбище хоронят расстрелянных. Протоколы их допросов изобилуют подробностями разговоров о тайных захоронениях. Именно на Преображенское кладбище в ночь на 29 декабря 1937 г. привезли среди других расстрелянных и тело самого Чужбовского. Могильщик опознал его, похоронил в стороне и сообщил об этом его семье. Ниже публикуются обзоры архивно-следственных дел Чужбовского и Николаевой.

Преображенское кладбище — место массовых захоронений расстрелянных.

Одно из первых свидетельств, что  на кладбище «Памяти жертв 9 января» (бывшее Преображенское) были захоронения расстрелянных, относится к 1992 году. В редакцию газеты «Вечерний Петербург» пришло письмо от 85-летней Веры Алексеевны Тимофеевой.

image

Алексей Андреевич Чужбовский с женой

«В декабре 1937 года кладбище было закрыто для посещения на трое суток, – писала Вера Алексеевна, – и живущие в ближайших домах были предупреждены об этом. Слышали, как шли машины три ночи – на 27, 28 и 29 декабря. К Новому году всё было кончено и убрано. Место, где закапывали расстрелянных, находится в 5 минутах ходьбы от церкви военной в честь Александра Невского, где отец мой, ее настоятель о. Алек­сей Чужбовский отслужил последнюю службу вечером 3 декабря 1937 года. В ночь на 4 декабря он был арестован…»

image

image

В доме для служащих кладбища, прошли детство и юность Веры Алексеевны. После замужества в 1930 г. она переехала в другой район города, но часто бывала у своих – отца, матери, сестры Раисы и ее мужа. Вера Алексеевна рассказала, что начиная с 1920-х годов на Пре­ображен­ское кладбище ночами привозили расстрелянных и тайно закапывали.

В декабре 1937 года арестовали ее отца. А вскоре, в одну из предновогодних ночей, когда кладбище было закрыто для посещения, могиль­щик Иван Богомолов среди привезенных трупов опознал тело ее отца, оттащил его в сторону и похоронил. Могильщик рассказал об этом сестре Веры Алексеевны и взял с нее слово молчать.

Эти ночи врезались в память всех окрестных жителей яркой иллюминацией. Говорят, что ночную мглу рассеивали облитые бензином и подожженные деревья. Уже после войны спилили их обугленные стволы.

Сестры отпели отца заочно. Никому, даже родным, не говорили о тайном захоронении. А табличку с именем отца Вера Алексеевна осмелилась установить только на семейной могиле, в начале 1990-х.

Кладбище для бедных и безродных

Основанное в 1872 году, Преображенское кладбище с самого начала стало местом погребения самых бедных жителей Петербурга. Здесь можно было очень дешево, а то и бесплатно, похоронить своих близких. В годы Первой мировой войны здесь хоронили умерших в госпиталях солдат. После событий 9 января 1905 года, ночью, в братской могиле, наспех, почти тайком, были погребены те, у кого не было родственников, а также те, кто остался неузнанным. В январе 1918 года рядом с ними были похоронены жертвы расстрела мирной демонстрации в поддержку Учредительного собрания, состоявшейся накануне его разгона – 5 января 1918 года. Так что хоронить расстрелянных на этом кладбище начали давно.

Многие жертвы расстрела 9 января поступали сначала в морг Обухов­ской больницы имени профессора Нечаева (сейчас клиническое отделение Военно-медицинской академии). Обуховская больница потом довольно долго называлась «Памяти 9 января 1905 года». Известно, что с 1923 года тела расстрелянных также передавались в морг именно этой больницы, «для немедленного погребения». Логично предположить, что дальше их везли накатанной дорогой – на Преображенское.

Памятник

В 1992 году Наталья Александровна Константинова, дочь репрессированного ученого и изобретателя Александра Павловича Константинова, прочитала в «Вечернем Петербурге» статью о Преображенском кладбище с воспоминаниями дочери Чужбовского. Статья потрясла ее. Ведь Константинов расстрелян 26 мая 1937 года, и его останки лежат не в Левашове. Наталья Алек­сандровна как-то сразу поверила, что именно Преображенское кладбище стало послед­ним приютом для ее отца. Она стала добиваться установки здесь памятника всем погибшим. Дело тянулось несколько лет, но, в конце концов памятник жертвам политических репрессий был установлен и открыт 5 сентября 2001 года. Правда, дочь о. Алексея Чужбовского, Вера Алексеевна Тимофеева, до этого не дожила…

image

Расстрелянных привозили фургонами

Кажется совершенно невероятным, но воспоминания Веры Алексеев­ны Тимофеевой подтвердил… ее отец. Выяснилось, что одной из причин ареста священника было «распространение клеветнических слухов» о том, что на кладбище хоронят расстрелянных. Впрочем, сначала за это была арестована 74-летняя Александра Петровна Николаева, торговавшая на кладбище искусственными цветами и венками.

Большинство «дел» 1937 года напоминают бред сумасшедшего: заговоры, глобальные шпионские сети и т. д. Первые страницы «дел» цветочницы и священника резко отличаются от установленного «стандарта». На допросах речь шла именно о тайных захоронениях на Преображенском кладбище.

Александру Петровну расстреляли 18 декабря, священнослужителя – десятью днями позднее, 28 декабря.

Судя по всему, тело священнослужителя Алексея привезли на кладбище в ночь на 29 декабря – последнюю из трех ночей жуткой «операции». 28 декабря стало последним днем расстрелов в Ленинграде в 1937 году. В этот день были расстреляны 250 человек, и все они могли быть похоронены на кладбище «Памяти жертв 9 января».

Погода в те дни была мрачной: сплошная облачность с временными просветами, видимость плохая. Минус 7–10. Может быть, потому и не возили расстрелянных в Левашово.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий