Смоленское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и кто похоронен, святые

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ДМИТРИЯ ДУЛЬСКОГО 

Автор проекту “Класичне українське Таро” – это современная национальная интерпретация методология классического Марсельского Таро, известного еще с XV в. Карты выполнены в графической интегрированной манере средневековой западноевропейской живописи.

Автор проекту “Україна міфічна” – Магічний календар. У календарі представлені зображення деяких представників української нижчої міфології. Авторами планується зробити видання «Україна міфічна» серійним і ілюстративно охопити всіх представників української нарративної духовної культури.

ЧТО ДАЮТ МОИ КОНСУЛЬТАЦИИ

     Дмитрий Дульский  экстрасенс, ведущий эксперт в сфере магии, экстрасенсорики и оккультных наук, (черный маг-некромант).    Состою в магическом конгломерате. Если возникает ситуация, когда я не могу справиться с проблемой клиента, мои коллеги-маги дополняют мою энергию своей, что колоссально усиливает результат работы.

   Моя главная заповедь Не навредить.  я НЕ лечу физические заболевания – Я лечу душу человека  Помогая ему справится с его проблемами,  Найти и принять, правильное решения. Найти выход и силы, что бы жить на полную и радоваться жизни.

Если Вы запутались и не знаете, что делать дальше, Если Вам нужна помощь – Мы с радостью поможем Вам, решить любой Ваш вопрос* 

image 

ВНИМАНИЕ!!!!!

 У нас есть только два НАШИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ интернет ресурса, сайт на котором Вы находитесь  сейчас и дополнительный МедиаРесурс www.ekstrasens.org/ Все иные или другие сайты с нашими именами или фото Являются КЛОНАМИ и не имеют к нам не какого отношения

Со всеми клиентами мы работаем лично Только в живую Не каких телефонных переговоров мы не ведем . Работаем от первого лица (самостоятельно) А так же не имеем  Учеников, Помощников, Последователей и иных неопределенных лиц  котороые могут вести переговоры от нашего имени по телефону  В том числе не принимаем участие и не имеем отношение не к каким магическим салонам, центрам и т.д. Единственные контакты, тел. номера – те которые указаны на наших 2-х официальных интернет ресурсах.www.ekstrasens.org/  Все иное не имеет к нам не какого отношения. Если Вас обманули или Вы с кем то вели переговоры по телефону от нашего имени  Мы не имеем к данным особам ни какого отношения.

 Убедитесь вначале что Вы говорите именно с нами, особенно если Вы находитесь в другой стране или городе. Европа, СНГ сеанс идет только лично или по скайпу Все работы проводим строго на личном приеме не зависимо от региона.

Личный прием в г. Киеве тел. +38 096 03 9999 2; +38 097 669 24 51; +38 066 972 48 53 

Так же провожу онлайн консультации, видео связь.

Адрес: ст. метро «Приморская», ул. Камская, 3.

Знаменитое Смоленское кладбище на самом деле является двумя разными кладбищами – православным и лютеранским. Православное кладбище на Васильевском острове является старейшим в Санкт-Петербурге. Это место специально было отведено для погребений указом Синода от 23 декабря 1738 года.

После того как на территории будущего кладбища была построена церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери, кладбище получило свое нынешнее название. В дальнейшем и протока, отделяющая Васильевский остров от острова Декабристов (ранее – остров Голодай) и называвшаяся Черной речкой, была переименована в реку Смоленку. В 1792 году этот храм был перестроен и освящен во имя Михаила Архангела, в 19 веке это здание разобрали, так как наводнение 1824 года причинило ему слишком большой ущерб.

На территории Смоленского кладбища осталась лишь каменная Смоленская церковь, возведенная в 1786-1790 гг. архитектором А. А. Ивановым. Она сохранилась и до нашего времени. В 20 веке на кладбище были построены еще два храма – каменная Троицкая церковь архитекторов М. Т. Преображенского и И. И. Яковлева, которую разобрали в 1932 году, и Воскресенская церковь у входа на кладбище, сохранившаяся лишь в руинированном виде.

Самым популярным среди туристов местом Смоленского кладбища является небольшая часовня, где хранятся мощи Блаженной Ксении Петербургской.

Территория православного кладбища неоднократно расширялась и продолжает расширяться (сейчас – со стороны Малого проспекта). Как и на многих других кладбищах здесь есть братские могилы погибших в блокадные годы.

Второе кладбище – Немецкое – было создано на противоположном берегу реки Смоленки в 1748 году. Это лютеранское кладбище находилось в ведении двух общин – Святой Екатерины и Святого Михаила. На этой стороне протоки новые погребения не производятся.

В 1797 году поблизости от Смоленского кладбища была основана армянская церковь Воскресения Христова, вокруг которой образовалось Армянское кладбище, насчитывающее всего около 200 исторических надгробий 19-20 веков.

На Смоленском кладбище находится огромное количество разнообразных склепов, надгробий и скульптурных памятников, представляющих значительную историческую ценность. Здесь находятся могилы многих известных личностей 18-20 веков, таких как поэт А. Блок, инженер И. Бубнов, адмирал С. Нахимов, изобретатель первого русского самолета А. Можайский, директор Царскосельского Лицея Е. Энгельгардт и няня А. С. Пушкина Арина Родионовна.

Легенды Смоленского кладбища Санкт-Петербурга

{ ArticleToC: enabled=yes }

История Смоленского кладбища

Смоленское кладбище появилось почти одновременно с Санкт-Петербургом. И так же быстро оно росло. В настоящее время его территория занимает около 50 гектаров. Вместе с ростом территории, росли и множились городские легенды и мифы о обитающих на Смоленском кладбище призраках.

Видео: Смоленское кладбище. Спастись от отчаяния

С 1710 года недалеко от острога военной канцелярии Петербурга хоронили умерших узников, с которых часто даже не снимали цепей. И только в 1738 году эти захоронения получили статус Смоленского кладбища.

Легенды Смоленского кладбища

Самой известной и страшной легендой Смоленского кладбища считается легенда о сорока священниках. Многие ученые-историки считают, что она основана на реально происходивших событиях.

В двадцатые годы прошлого столетия власти арестовали всех священников Ленинградской епархии. Арестовали и привезли на Смоленское кладбище. Построив на краю братской могилы, им предложили выбор: или отречься от веры и жить, или быть заживо погребенными. От веры не отрекся ни один. В течение трех суток из-под земли слышались приглушенные стоны. Потом, по рассказам свидетелей, сверху на могилу упал Божественный луч, и все стихло. Несмотря на то, что с тех пор прошел почти век, на этом участке Смоленского кладбища люди оставляют зажженные свечи и цветы.

Существует легенда и о Ксении Блаженной, покровительнице Санкт-Петербурга. Согласно легенде, в двадцать шесть лет, после смерти горячо любимого ею мужа, Ксения раздала бедным все свое имущество и, надев на себя шинель покойного супруга, стала юродивой. Бродя по улицам города в любую погоду, она говорила прохожим казавшиеся безумными слова. Но позже выяснялось, что они имели глубокий смысл, и сказанное женщиной сбывалось.

Видео: Легенды Петербурга. Смоленское кладбище.

После ее смерти, люди приходили к могиле Ксении со своими просьбами. Позже построили часовню. Считается, что если трижды обойти вокруг часовни Ксении Блаженной, думая о своем желании, то оно обязательно сбудется.

Есть немало поверий и слухов о том, что на территории Смоленского кладбище встречаются привидения.

Случаи встречи с призраками

В конце восемнадцатого века Николай Вербин описал в своем дневнике произошедший с ним случай. В пасмурный осенний день он прогуливался по территории Смоленского кладбища. И увидел идущего навстречу человека, одетого в мантию с белым крестом. Такие мантии в свое время носили рыцари Мальтийского ордена. Николай склонил голову в поклоне, а когда поднял ее, человека в мантии рядом уже не было. Мимо проходила девочка, у которой в руках была фарфоровая кукла. Она скрылась за деревом, а Николай, удивившись, что девочка гуляет по Смоленскому кладбищу одна, последовал за ней. Девочка исчезла. Взор Николая приковала могила с навесом от дождя. Под крестом, украшенным небольшой скульптурой скорбящего ангелочка, сидела фарфоровая кукла.

{googlemaps}https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m23!1m12!1m3!1d38020.220734951974!2d30.212683030291927!3d59.94555360616488!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!4m8!3e6!4m0!4m5!1s0x469636d4b5c4f7af%3A0xdbf9bbc9eb477c8a!2z0KHQvNC-0LvQtdC90YHQutC-0LUg0L_RgNCw0LLQvtGB0LvQsNCy0L3QvtC1INC60LvQsNC00LHQuNGJ0LUsINCa0LDQvNGB0LrQsNGPINGD0LvQuNGG0LAsINCh0LDQvdC60YIt0J_QtdGC0LXRgNCx0YPRgNCzLCDQs9C-0YDQvtC0INCh0LDQvdC60YIt0J_QtdGC0LXRgNCx0YPRgNCzLCDQoNC-0YHRgdC40Y8!3m2!1d59.945882!2d30.252364999999998!5e0!3m2!1sru!2skz!4v1476275731109{/googlemaps}

Смоленское кладбище на карте, где были встречены призраки

В конце сентября 1963 года трое подростков отправились на Смоленское кладбище собирать с разрушенных надгробий серу, чтобы потом смотреть, как она горит. Когда пошел дождь, они решили укрыться от него, взобравшись на дерево. А, взобравшись на высоту около трех метров, увидели идущую с двумя большими сумками женщину. На ней был надет дождевик с закрывавшим лицо капюшоном.

Женщина подошла к находившейся метрах в восьми от дерева могильной раковине и поставила сумки на землю. Стояла полная тишина. В это время один из подростков случайно уронил спичечный коробок, в котором была собранная им сера. Падая, коробок громко ударился о дерево. Женщина подняла голову и посмотрела на сидящих на дереве подростков. И их охватил дикий ужас. Лица у «женщины» не было. В овале капюшона зияла пустота. Мгновенно призрак растворился в воздухе. Дрожащие от пережитого ужаса подростки быстро спустились на землю, но ни бежать, ни идти не могли — ноги их как будто одеревенели.

Видео: Смоленское кладбище.

Постепенно ребята пришли в себя, и один из них высказал предположение, что им все померещилось. С опаской подойдя к месту, где совсем недавно стояла «женщина», друзья увидели, что на дорожке нет никаких следов, хотя, сидя на дереве, они хорошо видели на ней отпечатки от резиновых сапог, которые оставило растворившееся в воздухе существо. Поставленных на землю призраком сумок тоже не было. И они без оглядки бросились бежать.

По прошествии нескольких лет, одного из друзей сбросили с моста на проплывавшую внизу баржу, и он разбился насмерть. Второй почти не покидал места заключения. С третьим часто происходили события, когда он чудом избегал смерти. И тогда он невольно вспоминал призрак женщины, который повстречался ему и его друзьям много лет назад на Смоленском кладбище.

Психолог Борис Прохоров, которого попросили прокомментировать произошедший с мальчиками случай, объяснил все коллективной галлюцинацией, возникшей под действием магнитного поля на височные доли мозга. Но как получилось, что все три подростка видели одно и то же – женщину в дождевике с капюшоном, сумки, которые она поставила на землю, черный провал вместо лица, и момент исчезновения призрака — он внятно объяснить не смог.

Легенды и рассказы очевидцев событий, которые не может объяснить фундаментальная наука, не возникают на пустом месте. Если вы, как Борис Прохоров, не верите в существование призраков, у вас всегда есть возможность проверить это экспериментальным путем, бродя ночами по тропинкам Смоленского кладбища.

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, наверное, можно назвать самым старым во всем городе. Оно появилось приблизительно одновременно с самим городом. Более того, это место притягивает своей таинственностью, мистикой и множеством легенд.

Почему «Смоленское»

Существует поверье, что во времена строительства Санкт-Петербурга на Васильевский остров приехали рабочие из Смоленска. Из-за тяжелой работы и плохих условий жизни они рано умирали. А хоронили их на южном берегу острова вдоль Черной реки. С тех самых пор поле вдоль нее стали называть Смоленским.

Однако, скорее всего, данная версия является всего лишь чьими-то домыслами. Названия реки и кладбища появились после строительства в этом месте церкви, посвященной Смоленской иконе Божьей Матери. Автором данной иконы был святой Лука. А Владимир Мономах перенес ее в Смоленск. Отсюда и соответствующее название.

В 1792 году церковь подверглась перестройке и была заново освещена именем Архангела Михаила. Однако до наших дней храм не сохранился, так как был разобран в 19-м веке.

«Двойное» Смоленское кладбище

Санкт-Петербург и знаменитое кладбище имеют общую историю и практически одновременное начало. Так, после полтавской победы, благодаря которой и существует северная столица, в городе не было ни одного официально утвержденного кладбища. Где приходилось – там и хоронили. На Васильевском острове погребали вдоль левого берега реки Смоленки (ранее Черной речки). В 1710 году здесь была построена военная канцелярия, и кладбище стало местом для захоронения узников, умерших в Санкт-Петербургском остроге. Поговаривают, что мертвых преступников прямо в кандалах и закапывали.

Под названием «Смоленское кладбище» понимается два самостоятельных кладбища, расположенных рядом – православное и лютеранское (немецкое). Старейшим считается православное.

Официальным местом захоронения данное кладбище стало в 1738 году по указу Синода. Немецкое кладбище открыли позже – в 1747 году.

Кладбище привели в порядок и благоустроили. Так как не было своей собственной часовни, то в 1755 году была возведена церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери. С тех пор здесь стали хоронить и прихожан, и жителей города, и кадетов. В 1807 году были захоронены останки мальтийских рыцарей. В 1831 году здесь было огорожено место для захоронения людей, умерших от холеры.

К середине 19-го века Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге считалось самым большим в городе. На 1860 год число погребенных составляло 350 тысяч. На сегодняшний день территория погоста – около 50 гектаров.

Наводнение

В конце 1824 года на Смоленское кладбище обрушилось наводнение. Все заборы были снесены, кресты смыло, сами места захоронений засыпало землей так, что найти их было практически невозможно. Многие после наводнения так и не смогли отыскать могилы близких. Наводнение уничтожило весь архив, находившийся в церкви, сохранились только приходские книги, которые священники хранили у себя дома. Церковь Архангела Михаила была разрушена практически до основания. В итоге ее пришлось снести, так как восстановлению здание уже не подлежало. Во время наводнения даже утонули три старые женщины, не сумевшие спастись.

Одним словом, все кладбище было приведено в полнейший беспорядок и понесло огромнейшие убытки. Было затрачено много времени и сил на то, чтобы все убрать и восстановить. Однако многие захоронения так и остались не найденными. Например, захоронение мальтийских рыцарей.

Легенда о сорока священниках

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, как правило, многолюдно. Сюда приходят не только родственники, чтобы почтить память усопших, но и просто желающие прогуляться и посмотреть на могилы знаменитых людей, а также те, кто желает окунуться в атмосферу тайн и мистики. В старой исторической части кладбища, которая сильно запущена, по преданиям, можно встретить призраков. Множество легенд связано с этим местом. И самой жуткой и зловещей считается легенда о 40 мучениках во имя веры. Многие ученые и историки считают, что это не просто легенда, а событие, которое имело место быть на самом деле.

Блаженная Ксения Петербургская

Смоленское кладбище славится также знаменитой во всем городе часовней Ксении Блаженной, заступницы и хранительницы Санкт-Петербурга. И с именем этой покровительницы также связано немало легенд.

Так, по одной из них, молодая девушка Ксения, похоронив своего супруга, раздала бедным все, что имела, облачилась в пальто покойного и стала безумной. И в жару и в холод она скиталась по городским улицам и говорила прохожим всякие безумные веще. Но вскоре стало ясно, что все сказанное Ксенией имело глубинный смысл. Она обладала даром ясновидения.

После того как Ксения умерла, на могилу безумной на Смоленском кладбище стали приходить люди. А в скором времени построили часовню в ее честь. Эта церковь не закрывалась даже во времена Советской власти. Люди верят, что если три раза обойти вокруг церкви, думая при этом о своем самом сокровенном, то Ксения Блаженная исполнит желание. Наверное, поэтому часто там можно встретить страдающих влюбленных.

Не только легенды

Кроме могил известных деятелей, на Смоленском кладбище есть красивые и необычные монументы. К примеру, памятник, посвященный чинам русской полиции, который сохранился еще с дореволюционных времен. Этот памятник постоянно опекают сотрудники ГИБДД.

Кладбище сегодня

В послереволюционные годы кладбище закрыли в связи с нехваткой мест. А часть земли с захоронениями отдали под строительство… детского сада.

Для того чтобы сохранить хоть монументы и надгробия известных деятелей, их переставили в Александро-Невскую лавру. Сегодня православную часть кладбища восстановили: отреставрировали надгробия, часовню, облагородили аллеи, ведется специальный архив всех захоронений. На кладбище больше не хоронят (за исключением особых случаев).

Немецкая часть пребывает в огромном запустении, и даже ходят слухи о предстоящем сносе. Однако пока никаких изменений нет, и сюда по-прежнему приходят, чтобы посмотреть на сохранившиеся памятники 18-го столетия.

Итак, если вы решили посетить Смоленское кладбище, как добраться? Ближайшая станция метро – “Василеостровская”. Возле выхода из метро находится остановка. Садитесь на маршрутное такси № К-249 и едете пятнадцать минут до улицы Камской. По ней, никуда не сворачивая, идете прямо, и впереди – Смоленское кладбище. Адрес: улица Камская, 3.

В соответствии с распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Смоленское лютеранское кладбище» (наб. р. Смоленки, 27) включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Государственная историко-культурная экспертиза, подтвердившая историко-культурную ценность ансамбля, проведена по заказу КГИОП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

В предмет охраны ансамбля включается историческая планировка территории кладбища, ограда с воротами, исторические надмогильные сооружения захоронений государственных, общественных и военных деятелей, представителей науки и культуры, художественные надгробия, старовозрастные зеленые насаждения.

В соответствии с распоряжением КГИОП на территории кладбища будут действовать три режима охраны. Первый, самый строгий, распространяется на  южную часть кладбища (ближе к входу), где сосредоточено наибольшее количество исторических захоронений: там допускаются только работы по сохранению, благоустройству и озеленению.  На втором участке (центральном) допускается подхоронение урн в родственные могилы, на третьем (северной части кладбища) – проведение захоронений на свободных местах при условии сохранения предмета охраны.

В 2001  году 31 захоронение на Смоленском лютеранском кладбище получило статус объектов культурного наследия федерального значения. Кроме того, 7 могил имеют статус объектов культурного наследия регионального значения, 3 – выявленных объектов культурного наследия.

Смоленское лютеранское кладбище является местом захоронения многих выдающихся людей, в том числе здесь похоронены естествоиспытатель Василий Докучаев, архитектор Павел Сюзор, основатель Санкт-Петербургского цирка Гаэтано Чинизелли и его семья, промышленник и инженер Людвиг Нобель, метеоролог, океанограф и педагог Константин Бенуа, писатель Василий Авенариус, литератор и общественный деятель Ольга Капица, архитектор Альфред Парланд, архитектор Василий Шауб и др.

В настоящее время площадь кладбища составляет около 7 га. В плане Смоленский лютеранский некрополь имеет форму неправильного шестиугольника. Многие надмогильные сооружения, склепы полностью разрушены или находятся в аварийном состоянии.

Смоленское лютеранское кладбище – одно из старейших в Санкт-Петербурге.

Северо-западная часть Васильевского острова, у реки Смоленки, использовалась местными жителями для погребений с начала построения Петербурга, когда на территории вновь основанного города не было официально устроенных кладбищ.

Официальной датой его основания можно считать 23 ноября 1738 года, когда постановлением Святого Синода по представленному Комиссией по строению Санкт-Петербурга, существовавшей при Кабинете Анны Иоанновны было определено место, отведенное для погребений на Васильевском острове.

Смоленское лютеранское кладбище был устроено в южной части острова Голодай (ныне – остров Декабристов) на правом берегу реки Мякуши (ныне – Смоленки), отделявшей лютеранское кладбище от православного Смоленского кладбища.

Кладбище предполагалось для погребения, прежде всего, инославных христиан – обитателей Васильевского острова. В связи с тем, что среди нерусского населения города преобладали в основном немцы-лютеране, иноверческие кладбища в XVIII веке называли немецкими или лютеранскими. Однако хоронили на такого рода кладбищах не только лютеран по вероисповеданию, но и католиков, прихожан реформаторских церквей и др.

Известно, что на этом кладбище хоронили немцев, шведов, англичан, голландцев, итальянцев, испанцев. Смоленское лютеранское кладбище отличал очень высокий уровень порядка и благоустройства.

Границы Смоленского лютеранского кладбища окончательно сформировались к концу 30-х годов XIX века.

С течением времени кладбищенская территория расширялась в северном направлении. С 1764 г по 1789 годы на Смоленском лютеранском кладбище погребалось около 48 человек в год.

Число захоронений, относящихся к XVIII веку, постоянно сокращалось. Так в 1860 году на этом кладбище Петербурга насчитывалось лишь 88 надгробий XVIII века.

В ведении Совета церкви Св. Екатерины (Церковного совета) Смоленское лютеранско-евангелистическое кладбище находилось вплоть до 1 февраля 1919 года. Кладбище было национализировано и перешло в ведение Комиссариата по Внутренним Делам.

В 1939 году Смоленское лютеранское кладбище было закрыто, однако отдельные захоронения осуществлялись до 1950-х, а также в 1990-2000 годы.

В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здесь появилось несколько братских захоронений, в том числе братская могила детей, погибших при артобстреле Васильевского острова 9 мая 1942 года. Также в годы войны и блокады на территории кладбища производились индивидуальные захоронения ленинградцев.

В 1930-е годы при организации музея-некрополя в Александро-Невской лавре туда со Смоленского лютеранского кладбища были перенесены надгробия скульптора П.К.Клодта, мореплавателя и адмирала Ф.Ф.Матюшкина, математика академика Л. Эйлера, художественное надгробие Е.К. Чичаговой, надгробие архитектора Л. Руска и его жены, гранитный саркофаг архитектора Тома де Томона (прах перенесен позже). Несколько надгробий, представлявших особую художественную ценность, перенесли в Некрополь XVIII века в 1939-1940 годы без перезахоронения. Надгробие А. Бетанкура было перенесено на территорию Некрополя XVIII века в 1979 году.

В 1970-х годах трест Лендорстрой использовал гранит с разобранных надгробных памятников для устройства поребриков при проведении дорожных работ в городе. Металлические надгробные сооружения, ограды и кресты сдавались администрацией кладбища на металлолом.

В 1985 году часть  территории кладбища в северо-восточной его части (со стороны переулка Декабристов) отдана под строительство пожарной части, и захоронения и надгробия на этом участке были уничтожены.

В  1980-е-1990-е годы реставрировались отдельные надгробные памятники. В том числе были восстановлены надгробия К.И.Мая, Э.К.Пекарского, А.А.Иностранцева,  А.А.Парланда, Ф.М.Клингера, П.К.Козлова, В.П.Авенариуса.

В 2014-2015 годах отреставрировано семейное захоронение основателя Санкт-Петербургского цирка Г.Чинизелли, в 2017 – могила мореплавателя, географа, полярного исследователя Н.Ф. Анжу.

Сотрудники КГИОП совместно с волонтёрами проекта «Открытый город» в 2018 году трижды проводили мероприятия по очистке от мусора территории Смоленского лютеранского кладбища.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий