РОГОЖСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ КЛАДБИЩЕ

История Рогожского кладбища

Как и несколько других погостов столицы, Рогожский является одним из старейших. Берет свое начало кладбище в 1771 году. Известно, что по причине эпидемии чумы в этом году повсеместно были открыты некрополи для захоронений большого количества умерших. Вплоть до 1934 года Рогожское кладбище было старообрядческим. В период его основания на погосте возвели три церкви. Службу в них вели беглые священники, которые были переведены в сан старообрядцев. В неспокойные времена1812 года эти церкви были единственными действующими в столице. В 1856 году один из храмов был обращен в единоверческий. На Рогожском кладбище оборудована склеп часовня Морозовых. Она служит усыпальницей пяти поколений семейства. Журнал захоронений на погосте ведется с 1934 года. На кладбище можно увидеть и старинные захоронения. Некоторые сохранились еще с 19 века. Преобладающее большинство составляют современные надгробия классического стиля. Также на Рогожском кладбище возможны захоронения прахом. Не так давно построен открытый колумбарий.

Захоронения на Рогожском кладбище

Главной достопримечательностью Рогожского погоста ранее являлось захоронение Солдатенкова Козьмы Терентьевича. Сейчас от могилы не осталось и следа, она утеряна безвозвратно. Солдатенков известен большим вкладом, который он внес в строительство богаделен, больниц и училищ. Самым известным, сохранившимся до настоящего времени, является строение больницы Боткина в Москве. Также он известен издательством произведений известных писателей, таких как Фет, Некрасов, Тургенев, Кольцов и другие. На Рогожском кладбище есть захоронение героев Союза. Им воздвигнут мемориал, который регулярно обновляется силами администрации погоста. Также некрополь известен захоронениями купцов, промышленников и фабрикантов. В середине 20 века преимущественно данного рода захоронения проводили на погосте. Уже позднее стали хоронить жителей окрестных районов. Примерно в 30-е годы 20 века на Рогожском погосте тайно проводили захоронения жертв репрессий государства. К их числу относятся и великие военачальники, которых расстреляли в 1941 году. Все памятники, несмотря на давность их установки, содержатся на кладбище в эстетическом состоянии. Современные изделия видны сразу, они отличаются необычностью форм, разнообразием цветов и внешним лоском. Рогожское кладбище может служить образцом содержания и благоустройства некрополя.

Внимание!

Информация

Первые городские кладбища России

image

Первое городское кладбище было создано в Петербурге в 1710 году.…

Предложения и скидки

  • Админ: Добрый день! Документы на могилу можно оформить в г.воскресенск ул советская дом 6 Константиновское кладбище, официальный сайт
  • Николай Плюснин: Добрый день! Когда наведут порядок на кладбище после урагана? Новодеревенское кладбище, сайт
  • Светлана: Добрый день. Сегодня 2 июля, полгода, как умер папа. Приехав на кладбище, ужаснулись!!! Шквалистый… Новодеревенское кладбище, сайт

Кладбище словно визуализирует историю русского православия, напоминает о расколе в церкви и такой уникальной группы христиан, как старообрядцы.

Ранняя история

Рогожское кладбище было основано в восемнадцатом веке за Покровской заставой, на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствования в Москве эпидемии чумы было запрещено захоронение в городской черте. В связи с этим были учреждены новые кладбища. В том числе сохранившиеся Рогожское, Ваганьковское, Калитниковское.

imageНа то время кладбище, фото которого стали сенсацией среди искусствоведов, было за чертой города и располагалось в Андроновой слободе. Граф Орлов распорядился от имени императрицы хоронить покойных вне города, дабы избежать дальнейшего распространения чумы.

Сначала там появились братские могилы старообрядцев. Екатерина Вторая разрешила представителям их общины даже устроить неподалеку приют и место для нищих. Старообрядцы соорудили часовни. В них служили те, кого называли «беглыми попами». Только в 1822 году было запрещено нанимать их.

Около часовен начали возникать и первые поселения представителей общины. А в конце восемнадцатого века они смогли даже возвести собор Покрова. Он стал самым главным центром всех старообрядцев в Российской Империи. Туда совершались паломничества прихожан в течение долгих лет.

Во время попыток французов взять Москву служитель церкви спрятал все имущество собора в земляных ямах.

Вернул на место золото и серебро только в тот момент, когда французы ушли.

Начиная с 1853 года Рогожское кладбище стало официальным центром архиепископства старообрядцев на Руси.

Проблемы в церкви

После смерти духовного наставника Ястребова церковь разделилась. Некоторые староверы перешли к единоверам вместе с Сапелкиным Владимиром. Тогда же был основан их приход в одной из двух часовен. Основной причиной разделения стало то, что некоторые старообрядцы хотели стать купцами, но с 1855 года им это было строго запрещено.

В 1856 году власти начали проявлять активное внимание к Рогожскому кладбищу. По настоянию Московского Филарета обе часовни запечатались.

Ослабление нападок на старообрядцев

Только в 1905 году, уже при императоре Николае Втором, в честь великого праздника Пасхи святыни снова были открыты и начали действовать. Сделал это владыка Российской империи как знак того, что страна принимает закон о веротерпимости к другим религиям.

Со временем возле церкви начали строить себе дома купцы. Часть из них похоронило Рогожское кладбище. Как доехать до него, описано ниже.

При церкви были обнаружены ценные документы. Наибольшую важность составляет для истории России «Рогожский летописец» — опись пятнадцатого века.

Надгробия на кладбище во многих местах – шедевры, которые создавались именитыми скульпторами. К примеру, архитектор Шехтель сделал в честь Морозова и его семьи часовню.

С началом прихода к власти Советов кладбище (фото которого можно посмотреть далее) перестало быть колоритным и старообрядческим.

А в более поздний период, межвоенный, там начали тайно закапывать тех, кто обвинялся в несогласии с советской властью. После расстрела в КГБ, тела свозили и закапывали под покровом ночи. Так навечно приютило у себя Рогожское кладбище Штерна, Локтионова, Смушкевича и других. Они были военачальниками, которых заподозрили в угрозе для власти.

Помимо братской могилы старообрядцев, там были устроены еще две – тех, кто погиб в ходе Отечественной войны и в госпиталях столицы.

На территории этого кладбища находятся:

  • Собор Покрова, сохранивший при себе старообрядческую епархию.

  • Колокольня Воскресения.

  • Храм в честь Николая Чудотворца.

Закрытым простаивает молельный дом, а также православный собор в честь Богородицы.

Кто похоронен в земле уникального кладбища Москвы. Список

По этому месту можно ходить, как по музею. Начиная с восемнадцатого века за ним постоянно следили, ухаживали за могилами. Старообрядцы ценили его как центр своей религиозной культуры.

Известные личности, которых приютило у себя Рогожское кладбище:

  • Солдатенков, более известный как щедрый меценат, издатель книг, основатель галереи художеств.

  • Семья Морозовых, в том числе и Тимофей Саввич, и его сын, и их потомок академик Михаил Акимович.

  • Владельцы текстильной фабрики Рябушинские.

  • Протоиерей из собора Покрова — Королев.

  • Купцы и меценаты Шелапутины.

  • Владелец фарфоровой фабрики Кузнецов Матвей.

  • Гита Балтер — педагог по вокалу, музыковед.

Рогожское кладбище: как доехать

Попасть туда очень просто. Есть два варианта пути до Рогожского кладбища:

  • Поехать к Рогожской заставе. После этого идти не так долго вдоль Владимирского шоссе, а потом свернуть на улицу Старообрядческую. Только вот они сменили название. Теперь это шоссе Энтузиастов, улица имени Войтовича. Она отходит немного вправо от дороги. В этом случае посетители заходят просто с самых центральных ворот.

  • Доехать на общественном транспорте до заставы Покровской. От нее до кладбища придется идти чуть дольше вдоль слободы. После этого начнется железнодорожный мост от дороги Нижегородской. Совсем рядом с ним будут видны ворота кладбища.

Предпочтительнее отправляться первым путем, поскольку на нем меньше грязи и пыли. Но вторая дорога гораздо тише и спокойнее.

Основные правила посещения

Церкви, что стоят на территории кладбища Москвы, фото которого доступны в статье, принадлежат к двум разным конфессиям. В старообрядческие святыни не пустят тех, кто будет одет не по правилам. Волосы у женщин не могут выбиваться из-под платка, рукава должны быть гораздо ниже локтя, ношение брюк запрещено. Сумки нельзя носить на плече.

В зависимости от того, будет ли проходить какая-то церемония в здании, туда могут не пустить тех, кто принадлежит к другой вере.

Храмы

Первый храм, который стоит возле ворот – это колокольня, созданная в дореволюционное время. Рогожское кладбище в Москве славится этой святыней, которую построили в честь снятия печатей с алтарей. Она столпообразная. На фасаде нанесены изображения из древних сказаний – птицы Гамаюн, Сирин, Алконост. Внутри типичный древнерусский стиль. В часовне хранятся иконы пятнадцатого века.

За колокольней стоят еще два храма. Один из них, по левую руку, Покровский. Снаружи он выдержан в простом, малоприметном классическом стиле. Он представляет огромный интерес для любого исследователя старины.

По правую руку расположился храм на Рогожском кладбище в честь Рождества Христова. Он построен в роскошном стиле барокко.

Иконы

Каждый из них буквально можно назвать музеем по истории иконописи в России. В них хранятся те иконы, которые приносили им верные прихожане – старообрядцы. Есть даже шедевры из четырнадцатого века.

Реставрация икон если и проводилась, то только согласно старообрядческим законам, без введения новшеств эпохи.

В храме Покрова сохранилось больше церковных изображений за разные исторические периоды.

Открывают их рано утром, и работают они до 11.50 или 12.00, когда происходит последняя служба.

По праздничным дням, а также по воскресным нет панихид. В связи с этим храмы закрывают раньше, чем обычно, около одиннадцати.

Само старообрядческое служение очень интересно своими древними песнопениями, молитвами.

Если на Рогожское кладбище в Москве приходит большая группа туристов, их могут пустить в храм и подробно рассказать о его истории, а также обо всех самых интересных иконах.

В соборе Покрова находятся и пожертвования Солдатенкова, который был знатным коллекционером древностей.

После осмотра святынь можно направиться на Рогожское кладбище. Как доехать до него, уже известно. Между храмами и ним живет старообрядческий архиепископ. И там же собираются все церковные служители этой общины на важные мероприятия.

Позади дома был построен храм в честь Николая Чудотворца. В нем служат и живут единоверцы. Пройдя три святыни, можно попасть к могилам на кладбище.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Кладбище
Рогожское кладбище
Страна Россия
Город Москва
Первое упоминание 1771 год
Статус Охраняется государством
Состояние Действует

Координаты: 55°44′25″ с. ш. 37°42′09″ в. д. / 55.7403639° с. ш. 37.7026583° в. д. / 55.7403639; 37.7026583   

Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы — духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия. Расположено на востоке столицы по адресу: Старообрядческая улица, дом 31 А. Современная площадь кладбища составляет около 12 га.

История

Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское).

Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок. В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл всё церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей всё вернул на свои места. С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы».

Учреждение в 1846 г. поставило российских старообрядцев, в том числе и общину Московского Рогожского кладбища, перед выбором, который в конце концов был сделан в пользу иерархии[1]. С 1853 года Рогожское кладбище — духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. В декабре 1853 года после смерти И. М. Ястребова, часть прихожан, во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие, после чего 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен — малой Никольской — был учреждён единоверческий приход. Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных и часовенных. Впрочем, как оказалось впоследствии, значительная часть перешедших в единоверия сделало это из-за стремления записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права[2] Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причём было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Пётр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось.

С 21 января 1856 года, после появления священства белокриницкого согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) немедленно потребовал гражданских «репрессалий», и по распоряжению правительства алтари в часовнях были 7 июля 1856 года запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Печати на алтарных дверях Покровского собора были сняты по особому распоряжению императора Николая II накануне Пасхи 1905 года, в связи с изданием «Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года.[3]

На Рогожском кладбище похоронены многие представители московского купечества, селившегося вблизи храмов в слободах на территории современного Таганского района. В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века — «Рогожский летописец». Многие надгробия и памятники сооружены на кладбище известными архитекторами и скульпторами. По проекту выдающегося архитектора Ф. О. Шехтеля и скульптора Н. А. Андреева в 1891 году сооружена Часовня — памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых.

После революций 1917 года кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

Сейчас на территории кладбища действуют Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (архитектор Ф. Ф. Горностаев, строитель З. И. Иванов), православный [nikolanarogozhke.ru/ храм Святителя Николая Чудотворца] (архитектор В. Н. Карнеев[4]). Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.

Известные люди, похороненные на Рогожском кладбище

Бывшее здание Кладбищенской конторы-гостиницы (ныне Дом причта).

Большое каменное двухэтажное здание, примыкающее к колокольне церкви Николы Чудотворца, практически разрушенное, а ныне полностью отреставрированное, построено в XIX веке. До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница. На нижнем этаже помещалась контора, а также кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминальных обедов, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и пр. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным. В конторе находился также архив Рогожского кладбища. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского посёлка.После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг. передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом. В послевоенные годы снова стало общежитием. После пожара от здания остались одни стены. Здание передано в 1987 году Старообрядческой Архиепископии. В настоящее время в отреставрированном здании, практически воссозданном с нуля в 2010–2014 годах, проходят Освященные Соборы, заседания Совета Митрополии, устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей, библиотека. В атриуме Дома причта проходят регулярные выставки. 24 апреля 2015 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил Дом причта, памятник истории и культуры XVIII–XX века.

Старообрядческая Митрополия Московская и всея Руси

Здесь в старину находилась часовня, в которой стояли гробы с покойниками (морг). После Великой Отечественной войны здание отдали под резиденцию старообрядческого архиепископа.

Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Ивановиче Платове

Напротив здания Старообрядчеcкой Митрополии на небольшом холмике в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове (1753–1818 гг.).

На оборотной стороне креста надпись: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится вам». Надпись на камне рядом с крестом: «Сей крестъ ставленъ въ память героя воины 1812 года донского атамана старообрядца М.И. Платова въ лето 7516 августа дня». Прославленный герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого священника, который совершал в пути богослужения для Платова и его казаков-старообряцев.

По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки во главе с атаманом Платовым. Будучи старообрядцами, они начали обращаться за исполнением своих духовных треб на Рогожское кладбище. А когда покидали Москву, то атаман Платов подарил Рогожскому кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы, которая была при нём почти во всех воинских походах.

После этого, как сообщает писатель П.И. Мельников-Печёрский, «тогдашний начальник столицы дал им (старообрядцам) разрешение служить в этой церкви обедни».

Таким образом, благодаря М.И. Платову, старообрядцы получили возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища. Если до 1813 года литургии на Рогожском кладбище служились редко и в большинстве случаев тайно, дабы не привлекать внимания властей, то после ходатайства Платова к московскому градоначальнику литургии в центре древлеправославия стали совершаться чаще — практически во все двунадесятые праздники. Однако после воцарения Николая I богослужения были запрещены вплоть до закона о свободе вероисповеданий 1905 года.

Пруд Иордань

Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой 60 сажен длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе.

Купание и стирка в этом пруду были запрещены. На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань», в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным уставом. Сотни обозов собирались около пруда со всех Гуслиц для вывоза освященной воды.

В XIX веке ко дню праздника Богоявления на эту Иордань, собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали старообрядцы из провинции. После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к уничтожению. В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него стали привозить и сбрасывать кучи мусора.

Так на месте пруда образовалась свалка. Позднее это место сровняли с землёй, и оно стало частью стадиона Завода автоматических линий, который, впрочем, пришёл в полное запустение. Ещё в начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж.

К лету 2009 года городские власти приступили к восстановлению пруда, который в настоящее время приобрел прежний вид, но не имеет, как до разорения, чистой родниковой воды.

Найдено 1 определение —> РОГОЖСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ КЛАДБИЩЕ Практически сразу после реформ патриарха Никона московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никоникан». Первоначально они имели небольшие кладбища и молельни близ Донского монастыря и за Тверской заставой. Но во время эпидемии чумы 1771 года, когда запрещено было хоронить внутри Камер-Коллежского вала, граф Г.Г. Орлов, присланный в Москву для борьбы с чумой, отвел места за Рогожской заставой и за Преображенским валом. После раскола в Русской православной церкви старообрядцы разделились на несколько толков и направлений, которые либо признавали священничество и священников, либо не признавали их. Во время чумы московские власти разрешили энергичному купцу-старообрядцу Илье Ковылину устроить карантин в районе села Преображенское, где привыкшие к критическим ситуациям старообрядцы стали ухаживать за чумными и утешать здоровых. Да так ухаживали, что многие православные в специальных медных тазах перекрещивались в старую веру. Таким образом, Преображенское кладбище, где вначале хоронили умерших от чумы, стало важнейшей частью старообрядческого центра беспоповцев. Селившиеся вокруг него староверы даже основали целый пригород, но после смерти Ильи Ковылина Преображенская община стала постепенно приходить в упадок.   Рогожское кладбище тоже было основано во время чумы 1771 года. Место за Рогожской заставой было выбрано не случайно, так как там издавна находилась старообрядческая деревня Новоандроновка, и вполне вероятно, что неподалеку от нее имелось уже кладбище. Состоятельные московские старообрядцы постоянно делали щедрые пожертвования Рогожской общине, в результате чего со временем здесь вырос целый городок. Кроме храмов, в нем были «палаты» для священнослужителей, частные дома, приюты, богадельни, гостиницы для паломников, детские училища. Так возник еще один крупный центр старообрядчества, но уже приемлющего священничество, получивший свое название по находившейся здесь Рогожской ямской слободе, обслуживавшей сообщение по тракту на село Рогожь [56] и дальше на Нижний Новгород.   На Рогожском кладбище умерших от чумы хоронили в братской могиле, на которой вскоре был поставлен каменный обелиск, украшенный головой Адама и высеченным стихотворным описанием ужасов эпидемии. Рядом с ним стояла деревянная колокольня, в которой хранились старообрядческие реликвии — древние рукописи, полотняные церкви, ценная утварь. На кладбище была сооружена погребальная, неподалеку от нее возвели богадельню и лечебницы. Потом здесь разбили большой фруктовый сад, а два проточных пруда, большой и малый, наполнялись водой из четырех родников через специальный канал. На берегах прудов росли липы и ветлы, через водопроводный канал был переброшен деревянный мостик, а через главный пруд устроен большой крестообразный мост на пяти арках. На мосту соорудили деревянный, крытый железом балдахин для водоосвящения, называемый «Иорданом». К этому источнику в день Богоявления, несмотря на сильные морозы, целыми обозами тянулись старообрядцы за святой водой. Виталий Лебедев, священник единоверческой церкви Рогожского кладбища, отмечал, что территория кладбища имела вид зажиточного помещичьего имения, устроенного с собственным хозяйством — скотным двором, сторожами, экономом, старостой, конторой. Сначала на кладбище существовала лишь небольшая деревянная часовня, но уже в 1776 году на ее месте на средства московских купцов-старообрядцев был сооружен храм во имя Николая Чудотворца. Старообрядцы никогда и ничего не жалели для благоукрашения своих храмов и потому часто добавляли в отливаемые колокола немало серебра. А по рассказам, некоторые колокола и вовсе отливались из чистого золота, потому таким звучным и был их перезвон. Между холодной и теплой часовнями был устроен выстланный кирпичами помост, называвшийся «поприщами часовенного пути». В 1791 году старообрядцы Рогожской общины, руководимые Никитой Павловым, добились разрешения на строительство большого храма Община, в которую входили московские купцы Рахмановы, Солдатенковы, Оловянниковы и другие, была богатой и потому пригласила для возведения храма знаменитого архитектора М Ф. Казакова. Через два года огромный Покровский собор был готов, а 35-летие основания кладбища было отмечено возведением величественного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Главными хозяевами Рогожского кладбища были поповцы, последователи поповщинского согласия. Их еще называли часовенниками, так как они не имели права открыто иметь свои церкви и потому собирались для молитвы в часовнях Рогожского кладбища и в других. Мужчины приходили на богослужения в длинных кафтанах с крючками на левой стороне, сборками вокруг талии и с прямыми рукавами Замужние женщины под платком должны были иметь еще и косынку, а под ней — повойник. Во время молитв все крестились двумя перстами, а творить крестное знамение следовало вперед поклона. В левой руке все должны были держать лестовку, похожую на четки, но отличающуюся от них своей плоской формой и искусно переплетенными, продолговатыми в ремнях бумажными валиками Валиков в лестовке должно быть 109: они соответствуют числу 9 чинов апостольских, числу лет земной жизни Иисуса Христа (33), числу недель пребывания младенца Иисуса во чреве Пресвятой Богородицы (38), числу апостолов (12) и числу пророческих книг (17). С православной церковью старообрядцы общаться не хотели и отвергали даже отколовшихся от себя прежних единоверцев. Если часовенным порой и приходилось сталкиваться в часовнях с единоверцами, то они выжидали, пока те помолятся. Если же случалось молиться вместе, то часовенные считали своим долгом обязательно очиститься от этого невольного греха. Сопровождая своих усопших к могилам, старообрядцы избирали не тот путь, который удобнее и короче, а тот, который дальше отстоял от единоверческой церкви, под сводами которой следовало бы проходить из часовни. И чего только они не делали, чтобы изжить на своем кладбище единоверие! Император Александр I благоволил рогожским промышленникам и передал во владение общины большие земельные наделы, но вот царствование императора Николая I тяжело сказалось на старообрядцах обоего толка. С их молитвенных часовен были сняты кресты, запрещен всякий ремонт, а указом 1827 года император запретил принимать беглых попов, и вскоре в Рогожской общине на 100 000 верующих осталось всего три священника. Одно время даже запрещалось отмечать старообрядцев наградами и записывать их в купеческое сословие. В 1830-х годах некогда процветавшая Рогожская община была приравнена к простому богадельному дому. В 1855 году новый император Александр II повелел опечатать алтари рогожских храмов, а вскоре правительство и церковь, чтобы ослабить влияние старообрядцев, открыли в Рогожской и Преображенской слободах единоверческие храмы. При сохранении внешних староверческих обрядов в храмах стали служить священники, подчинявшиеся епархиальному начальству. От таких притеснений сильно пострадала Федосеевская община Преображенского кладбища, рогожцам же в который уже раз удалось сохранить свои обычаи. В августе 1854 года группа рогожских старообрядцев подала прошение на имя московского митрополита Филарета о принятии их в лоно апостольской церкви и о преобразовании Никольской часовни в единоверческий храм. По благословению Святейшего синода 23 сентября того же года было совершено освящение часовни. В 1866 году по инициативе и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина к старой деревянной церкви архитектор Н В. Карнеев пристроил каменное здание наподобие колокольни высотой около трех и шириной около двух метров с иконой Спасителя, беседующего с самаритянкой. Возрождение старообрядчества, особенно Рогожской общины, началось с указа о свободе вероисповедания, подписанного императором Николаем II в апреле 1905 года. Освобожденное от более чем 200-летних преследований старообрядчество сразу же стало делать колоссальные успехи. В 1912–1913 годы, в память распечатывания алтарей своих храмов, старообрядцы под руководством архитектора Ф. Горностаева приступили к возведению громадного храма-колокольни, который строился в стилизованных формах древнерусской архитектуры. На старообрядческих кладбищах не встретишь, как на большинстве других, рельефных саркофагов, классических надгробий, скульптур и медальонов. В конце XIX — начале XX века здесь господствовала основная форма надгробия — восьмиконечный деревянный крест-голубец, зачастую с двускатным покрытием. Более богатые могли себе позволить каменные восьмиконечные кресты или массивные полированные саркофаги из черного камня, без украшений. До Октябрьской революции на Рогожском кладбище хоронили только старообрядцев, но и потом, когда погребение перестало быть религиозным обрядом, на этом кладбище все так же появлялись могучие кресты-голубцы. Их и сейчас здесь еще довольно много, хотя после революции старообрядческие некрополи пережили тяжелые времена. Богатейший архив Рогожского кладбища, насчитывавший сотни ценнейших рукописей, отвезли в центральный архив, а богатейшую библиотеку, хранившуюся в специальном помещении под колокольней, переправили в библиотеку им В.И. Ленина. Рогожско-Симоновский райсовет Москвы, отличавшийся особой ненавистью к культовым сооружениям, в 1929 году принял решение снести Рогожское, Андроньевское, Симоновское и Всехсвятское кладбища. Старообрядческая община выступила категорически против такого решения, чем и спасла свой некрополь. Но сегодняшнее состояние старообрядческих кладбищ несет на себе отпечаток варварской чистки прошедших десятилетий. Старые надгробия являются на них лишь вкраплениями среди новых могил, сделанных на месте убранных памятников. Саркофагов дореволюционного времени на Рогожском кладбище осталось очень мало. В советское время у «капиталистов-эксплуататоров» часто экспроприировались и надгробия с могил, и в годы первых пятилеток Рогожское кладбище исправно «поставляло» гранит на стройки социализма, в том числе и для Московского метро. Исчезли надгробия, забыты или даже заняты места могил многих людей, имевших великие заслуги перед всей Россией. Нет надгробий у известных купцов Оловянниковых и прославившегося своей благотворительной деятельностью издателя К. Солдатенкова, владевшего одним из крупнейших состояний России. Он столько средств вложил в благотворительность, что даже трудно перечислить все больницы, богадельни и дома призрения, которые он финансировал или которые целиком были учреждены на его счет. В частности, ведь благодаря огромным пожертвованиям этого купца-миллионера была построена городская клиническая больница (ныне Боткинская). По его завещанию Румянцевский музей получил в дар великолепную картинную галерею и богатейшую библиотеку. На Рогожском кладбище был похоронен «фарфоровый король» М.С. Кузнецов, на могиле которого в настоящее время планируется установить памятную стелу. Однако и то, что уцелело на Рогожском кладбище, может многое рассказать нашим современникам. Например, слева от центральной аллеи виднеется темный каменный обелиск, вокруг которого расположилось несколько каменных саркофагов. Это семейные захоронения известных купцов Рахмановых. Во многом благодаря Дмитрию Рахманову началась в 1859 году деятельность старообрядческих архиепископов Москвы и всея Руси. На Рогожском кладбище под сенью обширного, недавно отреставрированного узорчатого балдахина стоит кованая часовня — семейный склеп славных представителей известной купеческой семьи Морозовых. Трудно найти в старой Москве другую такую семью быстро разбогатевших крепостных, вокруг которых было бы сплетено так много различных легенд. На могиле промышленника С.Т. Морозова стоит памятник работы Н.А. Андреева — беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным саркофагом, выполненным в виде декоративной резной ограды. На памятнике сделана короткая надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861–1905». Но до сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Канне — то ли он покончил с собой, как гласит официальная версия, то ли кто-то от него избавился… На центральной дорожке Рогожского кладбища находится место захоронения старообрядческого духовенства. Участок здесь чуть приподнят над кладбищем и обнесен оградой на высоком гранитном цоколе. Белые кресты здесь стоят стеной, поэтому их видно еще издали. Под крестами — два ряда черных блестящих саркофагов, на которых золотым полууставом написаны сведения о погребенных, но прочитать это сейчас почти невозможно. Для старообрядцев на кладбище сакральное значение имеет могила монахини Севостьяны (в миру Ольга Иосифовна Лещева). Когда-то она была регентом Никольского храма — единственного православного храма в Рогожской слободе. Однажды в дни революции, когда шел молебен, в храм явились комиссары и арестовали батюшку. Но матушка Севостьяна продолжила службу, а те места в молебне, которые должен был пропеть иерей, она вдруг стала петь густым мужским голосом. Сейчас на ее могилу приходит множество паломников, и матушка Севостьяна по молитвам верующих помогает им.      

Источник: 100 великих некрополей. 2004

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий