Персидское кладбище Петербурга: история обустройства и некоторые важные захоронения

image Название: Исторические кладбища Петербурга Год выпуска: 2009 Автор: Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Издательство: Издательство Чернышева ISBN: 5-85555-011-7 Формат: pdf Количество страниц: 640 Язык: Русский Размер: 157.31 Мб Краткое описание: Это уникальное издание – плод совместной работы коллектива влюбленных в город на Неве авторов. Перед ними стояла очень непростая задача: необходимо было показать, что старые кладбища являются важной и неотъемлемой частью культурного наследия города. В книге комплексно рассматриваются все факторы, повлиявшие на формирование городского некрополя: дана топографическая и историко-культурная характеристика отдельных кладбищ; приведены общие сведения о жизни разных конфессий; описаны особенности быта и ку? ?ьтуры этнических и социальных групп населения Северной столицы. Предыдущее издание, в 1996 г., было отмечено первой Анциферовской премией, присуждаемой за лучшие современные работы по истории Санкт-Петербурга. Но за время, прошедшее после него, ситуация существенно изменилась. Библиография петербургского некрополя пополнилась рядом монографических исследований, и возникла необходимость в серьезном дополнении и обновлении информации, что и было профессионально исполнено авторским коллективом. В основу книги легли новые данные нат? ?рных обследований, а также материалы литературных и архивных источников, большинство из которых обобщено впервые. Книга посвящена памяти Владимира Ивановича Саитова. В статье об истории петербургского некрополя много информации о топографии кладбищ в России, традициях их размещения, о создании знаменитых кладбищ Санкт-Петербурга. Рассказывается о разных кладбищах, не только о православных (например, о Смоленском лютеранском и армянском и т.д.). Структура книги такова. Например, «Лазаревское кладбище»: сначала идет рассказ о месте, где оно расположено, история его возникновения, судьба в советскую эпоху. Примечания. Затем – в алфавитном порядке приводятся исторические захоронения на его территории.
+
скачать книгу | зеркало 1 | зеркало 2

Вы можете купить и скачать книгу у нашего партнера ЛитРесОбщество30 мартa 11:21

За последние два года название исчезнувшего Фарфоровского кладбища стало известнее многих ныне существующих. Жители Щемиловки и им сочувствующие развернули целую кампанию, чтобы не допустить нового строительства на месте бывших захоронений. Тем временем «НВ» вспомнило и другие заброшенные и стёртые с карты Петербурга некрополи.

Буксгевденское кладбище

Прежде здесь была немецкая колония Соломенка (или Буксгевденская), основанная в 1828 году. Причём поселились здесь колонисты из Средней Рогатки. На правом берегу образовалось кладбище. Позднее на нём построили часовню. Она сохранялась до конца 1950¬х годов и была разобрана из¬за крайней ветхости. Старожилы говорят, что хоронить людей здесь продолжали и в советское время. Свежие могилы появились до войны.

Почему следы от захоронений не стёрли при создании здесь парка, неизвестно. И сейчас каменные памятники по-прежнему сохраняются, а порой и подвергаются вандализму. Похоже, властям города не до истории.

Благовещенское кладбище

Прежде при Благовещенской церкви на Васильевском острове существовало кладбище. Оно выходило на 8-ю линию. Первые захоронения относятся к 1737 году. Погребения знатных особ продолжались до XIX столетия. Полностью кладбище уничтожили в советские 1930-е и разбили здесь сквер, который потом использовался для прогулок воспитанников детского сада.

В постперестроечные годы сам детский сад был продан. Новым владельцем стало ООО «Восток-сервис-спецодежда». Компания стала собирать документы для строительства тут шестиэтажного торгово-административного центра. Прошли и раскопки, в ходе которых нашли останки.

Историк, соавтор книги «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» Юрий Пирютко в своё время говорил: «Когда кладбищу двести лет, восстанавливать его практически невозможно. Но поставить памятный знак было бы очень уместно, и хорошо бы, чтобы Благовещенская церковь об этом позаботилась». И против строительства он выступал по другой причине – это охранная зона храма, федерального памятника архитектуры, вокруг которого обязательно должно быть пространство.

Тем не менее каким-то невероятным образом ООО «Восток-сервис-спецодежда» умудрилось получить положительное заключение госэкспертизы. Это значит, что проект соответствует российским законам. Правда, разрешение на строительство компании так и не выдали, а нынешнее законодательство, вступившее в силу с 1 января, полностью запретило появление новых объектов на территории охранных зон.

Армянское кладбище

Против строительства объекта в своё время выступала диаспора. Председатель совета Армянской национально-культурной автономии Карен Мкртчян в одном из интервью уверял, что его беспокоит не только чересчур близкое соседство с кладбищем. Он уверен, что дом возведён фактически на костях.

– Там историческое кладбище, – говорит Карен Мкртчян. – Там лежат наши предки – это факт.

Представители Армянской автономии неоднократно обращались в разные инстанции, приводили на место комиссию, рассказывали и показывали, что на этой территории раньше тоже были могилы, но в результате их никто не услышал, сетовал Мкртчян.

Застройщиком была фирма «Лемминкяйнен Рус». Когда история всплыла, компания не нашла ничего лучше, как обвинить оппонентов в чёрном пиаре. Ни о каких исследованиях и раскопках, которые бы могли снять все вопросы, никто не слышал.

Среднерогатское кладбище

В последнее время огромная территория между Пулковским, Московским шоссе и Окружной железнодорожной линией была заброшенной. Там располагались некогда крупные предприятия – мясокомбинат «Самсон», яблоневые сады, на месте которых возникла овощеводческая фирма «Лето». Но пришёл рынок (а точнее – рейдеры), и ни того ни другого не стало. Землю нарезали на участки и сейчас постепенно застраивают.

Центральной магистралью «овоще-мясного» микрорайона должна стать Среднерогатская улица, вдоль которой сейчас растут высотки жилого комплекса «Триумф парк». Первый дом был сдан в 2013 году – Дунайский, 7, корпус 7. Как выяснилось, он почти вплотную прилегает к бывшему Среднерогатскому кладбищу.

Прежде вдоль Пулковского шоссе (между Дунайским проспектом и железнодорожными путепроводами) существовала Среднерогатская колония. Она была создана в 1765 году для немецких переселенцев, прибывших в Россию по приглашению императрицы Екатерины II. В конце XIX века здесь проживали больше полутысячи человек. Колония имела лютеранский молитвенный дом, училище и кладбище. Последнее зафиксировано как на дореволюционных картах, так и на советских.

Немцев выселили из Средней Рогатки в 1940-х годах. Сам посёлок был упразднён в 1958-м. А в 1970-м кладбище, где были и захоронения времён Великой Отечественной войны, уничтожили. Позднее на его месте построили одну из теплиц фирмы «Лето».

Власти, однако, не хотят верить, что «Триумф парк» прижался к могилам: три комитета – архивный, по градостроительству и архитектуре и по развитию предпринимательства (последний заведует похоронным делом) – заявили, что ничего о них не знают.

Гражданское кладбище

А ещё раньше часть земли занимало Лютеранское кладбище. Оно было образовано в 1830-х годах немецкими колонистами. А рядом была их деревня Гражданка, давшая название нынешнему громадному микрорайону. Всего там покоятся около 150 человек. После Великой Отечественной войны с германскими захватчиками власти Советского Союза распорядились сровнять погост с землёй. Тогда здесь работали трактора. Но эксгумацию никто не проводил.

О том, что здесь находилось Гражданское кладбище, почти сразу девелоперов предупредили краеведы Сергей Назаров и Сергей Глезеров, в том числе через газеты. Однако фирма «БФА-девелопмент» сворачивать проект не стала.

И вот в октябре 2013 года в ходе прокладки кабеля было обнаружено… пять гробов с человеческими останками. Пришлось, как полагается, вызывать полицию и администрацию Калининского района, а те пригласили поисковиков. Гробы передали лютеранской церкви Святого Петра на Невском проспекте. Правда, менять расположение домов тоже не пришлось: изменили только трассу кабельной траншеи.

Если застройка буквально наползает на границы кладбищ, то в этом, однозначно, ничего хорошего нет. Я думаю, что настроение будущих жильцов таких новостроек с видом на могилы от этого едва ли поднимется. Но это всё же в первую очередь вопрос морали, этики и эстетики. К сожалению, российское законодательство смотрит на вопросы застройки территорий возле кладбищ абсолютно индифферентно и с этим не считается. А потому через суд ничего не докажешь – наши оппоненты скажут, что они ничего не нарушили и не собирались нарушать.

Александр Марголис, председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)

Примеров застройки исторических кладбищ в Европе не знают. Там к старинным некрополям относятся бережно. Например, в центре Хельсинки есть старое кладбище. Сейчас оно выглядит скорее как парк. В центре сохранилась деревянная кладбищенская церковь XVIII века, вокруг несколько склепов. Но со всех четырёх сторон оно окружено новыми улицами, вдоль которых стоят элитные дома, рассказал краевед Алексей Шишкин.

Аналогично делается застройка возле нового кладбища, самого большого в Хельсинки. Там до новых домов метров 200. И эти дома считаются элитными. Хотя бы потому, что некрополи в Финляндии — это тихие места для прогулок, как у нас Смоленское кладбище. Но в отличие от российских финские кладбища несравнимо более ухоженные и аккуратные.

В Германии к кладбищам отношение похожее. Все они находятся в городской черте. И жилые дома рядом, а потому люди прогуливаются по дорожкам, как по парку. 

А в центре Париже есть кладбище Пасси, которое устроено как висячий сад: оно возвышается над площадью Трокадеро. Кладбище расположено в обеспеченном квартале вблизи Елисейских Полей, что сделало его местом захоронения парижской аристократии. Рядом расположены жилые дома, и их жильцы относятся к некрополю как к памятнику истории.

Владислав Воробьёв. Фото Александра ГальперинаИстория 15:11 , 27 ноября 2020 Время чтения: 6 мин 1152

Как в Петербурге появилось персидское кладбище?

Начало: Персидское кладбище Петербурга: первые мусульманские кладбища и история появления

В отличии от большинства мусульман города персы исповедовали шиитский толк ислама. Поэтому в конце 1841 года персидская община Петербурга обратилась с ходатайством об обустройстве рядом с Татарским кладбищем города отдельного Персидского кладбища. 

Опираясь на данное ходатайство Департамент духовных дел иностранных исповеданий попросил решить эту проблему министра государственных имуществ. Необходимость отдельного кладбища министру объяснялась следующим образом: «Для погребения умирающих в Санкт-Петербурге магометан отведено по распоряжению правительства особое место, известное под названием Татарского кладбища. Признавая учение Омара, татары, как и все прочие сунниты, питают неприязнь к персиянам, последователям Алия, и по свойственному магометанам фанатизму не могут без неудовлетворения видеть погребение их на одном и том же кладбище».

Информация о Персидском кладбище из книги «Весь Петербург на 1913 год, адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга«. Ред. А. П. Шашковский (1)

Вскоре просьба была удовлетворена. Положительному решению способствовал и тот факт, что персидская община обязывалась сама обустроить место под кладбище и содержать его. Для этого предполагалось выделить 400 кв. саженей земли рядом с Татарским кладбищем. Однако обустроить кладбище удалось не сразу, так как возникли некоторые проблемы с выбором земли. Дела по обустройству кладбища персидская община возложила на Алиакбера Абдуллаева — эфенди Собственного Его Императорского Величества конвоя.

В то время земли около Татарского кладбища принадлежали крестьянам расположенной по соседству Волковой деревни. Крестьяне сначала не желали продавать земли перед Татарским кладбищем, как того хотелось персидской общине. Они предлагали земли за Татарским кладбищем. Лишь путем уговоров и дополнительной платы, Алиакберу Абдуллаеву наконец-то удалось заполучить заветные земли. И в 1843 году на Персидском кладбище появились первые захоронения. В последующем община расширила участок кладбища выкупив еще 300 кв. саженей земли.

К 1868 году Персидское кладбище имело уже 700 кв. саженей земли. Из Всеобщей адресной книги Санкт-Петербурга. Издание Гоппе и Корнфельда, 1868 год

Для решения текущих дел, связанных с кладбищем, персидская община назначала специального заведующего. Благодаря городским справочникам, например, известно, что в 1913 году конторой Персидского кладбища заведовал Галим-Мурза Максутов. А в 1917 году и Татарским и Персидским кладбищем заведовал один и тот же человек — Мухаммед-Алим Максутов.

План Ново-Волковского кладбища. Персидское кладбище указано как «бывший Персидский участок«. Из книги «Исторические кладбища Санкт-Петербурга«

В начале 20 века Персидское кладбище фактически стало частью Татарского. А в советское время Персидское кладбище вместе с Татарским вошли в состав Ново-Волковского кладбища.

На Персидском кладбище самыми старыми считаются две сохранившиеся могилы персидских купцов из города Решда: Хаджи Ага Мухаммада Таджи (похоронен в 1843 году) и Ага Мирзы Садыка (похоронен в 1844 году). Интересно, что обе могилы имеют большие горизонтальные надмогильные плиты из черного камня или так называемые плиты-гробницы, с надписями на фарси.

Другим примечательным захоронением является могила персидского принца из тюркской династии Каджаров — Шафи-Хана (1853-1909). Его дед, Бахман Мирза Каджар (1811-1884), был внуком персидского правителя Фетх Али-шаха. В свое время Бахман Мирза назначался на важные государственные должности в Персии: был генерал-губернатором Южного Азербайджана, правителем Йезда, губернатором Ардебиля, губернатором Бурджухида и Тегерана. 

Однако после обвинений в заговоре ему пришлось покинуть родину и принять российское подданство. Местом его проживания в России стал город Шуша в Шемахинской губернии (ныне город в Нагорном Карабахе, Азербайджан). Стоит отметить, что у Бахман Мирзы Каджара была огромная семья. К концу жизни у него было 16 жен и шестьдесят три ребенка — тридцать один сын и тридцать две дочери.

Групповое фото некоторых из сыновей Бахман Мирзы, Карабах,1869 год

Шафи-Хан Каджар родился в Шуше в 1853 году в семье Джелаледдина Мирзы — второго сына Бахмана Мирзы. Получив первоначальное домашнее образование, в 1874 году он поступил на службу корнетом и состоял при Кавказской армии. Вскоре в том же году он был прикомандирован для несения службы к 13-му лейб-гренадерскому Эриванскому полку.

В 1877 году высочайшим приказом Шафи-Хан был переведен в 15-й драгунский Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего полк с переименованием в прапорщики. В последующем участвовал в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. и был участником Ахал-Текинской экспедиции в 1880—1881 гг. И смог дослужиться до звания подполковника. В 1909 году Шафи-Хан Каджар был обвинен в растрате казенных денег. Он застрелился 2 января 1909 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Персидском кладбище города.

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

1. Пирютко Ю. М., Кобак А. В. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М.-СПб, 2011.

2. Беккин Р. И., Тагирджанова А. Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. М.-СПб., 2016.

3. Тагирджанова А. Н. Санкт-Петербург с восточным колоритом: прогулки по городу. СПб, 2020.

4. Всеобщая адресная книга С.-Петербурга… / Издание Гоппе и Корнфельда. — СПб., 1868.

5. Весь Петербург на 1913 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб., 1913.

Реклама В минувшем месяце наш дружный коллектив (Лаборатория археологии СПбГУ) проводил археологические работы на Митрофаньевском кладбище. Нашей основной задачей был поиск остатков часовни странника Александра Крайнева. Митрофаньевское кладбище в Санкт-Петербурге было действующим с 1831 по 1927 гг. Свое название оно получило в честь святого Митрофана Воронежского, храм которого был открыт здесь в 1835 г.   Кладбище занимало территорию между Балтийской и Варшавской железными дорогами, оно протянулось на несколько километров почти от Обводного канала, объединив несколько мелких кладбищ. Первые дни работ, общий вид раскопа. Я бы назвал это фото: «Июнь-2020: жара, могилы и помойка» 🙂 Здесь насчитывалось около 400 000 захоронений (последние происходили в годы блокады), имелись участки для погребения православных, лютеран, старообрядцев. Митрофаньевское кладбище известно как место погребения Аполлона Григорьева, поэта, выдавшего знаменитый афоризм — «Пушкин наше всё». Обнаруженные остатки некой постройки. Чтобы раскрыть их полностью будем расширять раскоп. Уже после своего закрытия, кладбище стало источником материала для некоторых строек, к примеру, гранит и мрамор брали для постройки Нарвского Дворца советов (по личному распоряжению товарища Кирова). Были разобраны могильные склепы, храмы и часовня. А во второй половине ХХ века на кладбище организовали промзону и свалку. Строительный, и не только, мусор, сюда свозили вплоть до последнего времени. Расширяем раскоп, работает тяжелая техника. Кто же такой странник Александр Крайнев, и для чего мы искали остатки часовни? Александр Крайнев — зажиточный крестьянин с Вологодчины, в возрасте 40 лет надел на себя железные вериги  и отправился странствовать, собирая деньги на строительство храмов, и на помощь обездоленным.  Ходили слухи и об исцелении от болезней по молитвам к страннику. Вывороченные еще в советское время могильные плиты. Скончавшиеся в 1895 г. инженер путей сообщения В.В. Станиславский, и дочь Коллежского советника Е.Н. Джурич. Найдутся ли потомки? Александр Крайнев скончался в 1889 году, проститься с ним пришли более 20 000 человек (почти столько же было только на погребении Иоанна Кронштадтского). В начале XX века на пожертвования почитателей Александрушки, как он себя называл, над его могилой была возведена часовня, которая активно посещалась и после событий 1917 г. Вообще, странника Александра Крайнева почитали в Петербурге практически так же, как и более известную сегодня Ксению Блаженную (Ксению Петербургскую). В своё время его даже собирались канонизировать, но, тогда помешала революция, а сейчас этот вопрос вновь поднят. Расчищаю остатки могильной ограды. Под ногами – дневная поверхность столетней давности. За спиной – слой грунта со строительно-помоечным мусором второй половины ХХ – начала ХХIвв. В настоящий момент существует проект благоустройства части территории бывшего Митрофаньевского кладбища, здесь хотят создать мемориальный комплекс. Один из авторов этого проекта — настоятель прихода храма в память святителя Митрофана Воронежского иерей Илья (Петров), инициировал поиски остатков часовни, для дальнейшей реконструкции. Кстати, отец Илья оказал нам огромную помощь в археологических работах. Некоторые находки. Камни из вымостки кладбищенских дорожек, какие-то декоративные детали могильных оградок (?), фрагмент каменного креста, фрагменты стеклянной и керамической посуды XIXXXвв. Еще хватало битых и целых стеклянных лампадок. Собственно, о работах. Всё начиналось с определением предполагаемого места расположения часовни. Серьезно проработали различный картографический материал, были даже привлечены аэрофотосъёмки Люфтваффе 1942-43 гг. Более-менее определились, дальше в дело пошла тяжелая техника – почти 2-х метровый слой строительного мусора и современной помойки копать лопатами совершенно бессмысленно. Прошла гроза, раскоп подзатопило. Впрочем, экскаватор не работал по принципу «Копай глубже, кидай дальше». Грунт снимался тонкими пластами, слой за слоем, а за его работой внимательно наблюдал кто-нибудь из коллег. И когда из-под ковша появлялось нечто, требующее внимания – работу техники останавливали, наступало время брать в руки лопаты или мелкий инструмент. Работа была еще та – стояла жара, многие из нас обгорели. Нижний слой — достаточно тяжелый и влажный грунт, копать его было не просто. И постоянный, крайне неприятный гнилостный запах – на развороченной помойке, на солнце и жаре, всё активно разлагалось. Отец Илья сумел организовать помпу, откачиваем воду. В какой-то момент обнаружились остатки некого фундамента, уходящего в стенку раскопа. Пришлось его расширять, прирезались с запасом. Расчистили кладку — фрагмент основания стены из известняковых плит, еще и территорию вокруг, на которой обнаружились остатки нескольких могильных оградок с захоронениями. Чтобы быть уверенными в своей находке, для консультаций пригласили на раскоп известных архитекторов-реставраторов, и специалистов из городского комитета по охране памятников. По всему выходит, что обнаруженные нами остатки кладки – всё, что сохранилось от часовни странника Александра Крайнева. Вода откачена, раскоп перед фиксацией. На этом, в общем, наши работы закончены. Будем думать о формировании предложения о возможности консервации археологической находки, как остатков исторического фундамента. А лично мне хочется отметить, что судьба Митрофаньевского кладбища является важным примером того, как не стоит поступать с подобными местами. Уничтожая старинные кладбища, мы уничтожаем историческую память, уничтожаем часть нашей культуры и наших традиций, выставляем себя не помнящими родства неблагодарными потомками. И такое повторяться не должно!

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ДМИТРИЯ ДУЛЬСКОГО 

Автор проекту «Класичне українське Таро» — это современная национальная интерпретация методология классического Марсельского Таро, известного еще с XV в. Карты выполнены в графической интегрированной манере средневековой западноевропейской живописи.

Автор проекту «Україна міфічна» — Магічний календар. У календарі представлені зображення деяких представників української нижчої міфології. Авторами планується зробити видання «Україна міфічна» серійним і ілюстративно охопити всіх представників української нарративної духовної культури.

ЧТО ДАЮТ МОИ КОНСУЛЬТАЦИИ

     Дмитрий Дульский  экстрасенс, ведущий эксперт в сфере магии, экстрасенсорики и оккультных наук, (черный маг-некромант).    Состою в магическом конгломерате. Если возникает ситуация, когда я не могу справиться с проблемой клиента, мои коллеги-маги дополняют мою энергию своей, что колоссально усиливает результат работы.

   Моя главная заповедь Не навредить.  я НЕ лечу физические заболевания — Я лечу душу человека  Помогая ему справится с его проблемами,  Найти и принять, правильное решения. Найти выход и силы, что бы жить на полную и радоваться жизни.

Если Вы запутались и не знаете, что делать дальше, Если Вам нужна помощь — Мы с радостью поможем Вам, решить любой Ваш вопрос* 

image 

ВНИМАНИЕ!!!!!

 У нас есть только два НАШИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ интернет ресурса, сайт на котором Вы находитесь  сейчас и дополнительный МедиаРесурс www.ekstrasens.org/ Все иные или другие сайты с нашими именами или фото Являются КЛОНАМИ и не имеют к нам не какого отношения

Со всеми клиентами мы работаем лично Только в живую Не каких телефонных переговоров мы не ведем . Работаем от первого лица (самостоятельно) А так же не имеем  Учеников, Помощников, Последователей и иных неопределенных лиц  котороые могут вести переговоры от нашего имени по телефону  В том числе не принимаем участие и не имеем отношение не к каким магическим салонам, центрам и т.д. Единственные контакты, тел. номера — те которые указаны на наших 2-х официальных интернет ресурсах.www.ekstrasens.org/  Все иное не имеет к нам не какого отношения. Если Вас обманули или Вы с кем то вели переговоры по телефону от нашего имени  Мы не имеем к данным особам ни какого отношения.

 Убедитесь вначале что Вы говорите именно с нами, особенно если Вы находитесь в другой стране или городе. Европа, СНГ сеанс идет только лично или по скайпу Все работы проводим строго на личном приеме не зависимо от региона.

Личный прием в г. Киеве тел. +38 096 03 9999 2; +38 097 669 24 51; +38 066 972 48 53 

Так же провожу онлайн консультации, видео связь.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий