Памятники нашей гранитной мастерской, установленные на Пятницком кладбище

Москвичам хорошо знакомо старинное, уходящее своей историей в XVIII век, Пятницкое кладбище. В Москве сегодня имеется семьдесят одна территория захоронений. Однако среди них есть несколько таких, которые стали частью истории столицы, настолько органично они с ней слились. Вот и этот некрополь, названный в честь святой преподобной Параскевы Пятницы, ― один из них.

Кладбище в конце Дроболитейного переулка

image

Если, находясь на севере Москвы, неподалёку от проспекта Мира, вы минуете Крестовский путепровод и сразу за ним повернёте направо, то окажетесь в переулке, который носит название Дроболитейного. Название это он получил уже в наши годы, а прежде именовался Кладбищенским, так как в конце его и находится Пятницкое кладбище. В Москве легко заблудиться, но этот адрес найти нетрудно. Увидев впереди красивую трёхъярусную колокольню, знайте, что вы у цели.

Как было сказано выше, Пятницкое кладбище — в Москве одно из старейших. В 1771 году потрясли столицу события, вошедшие в историю под названием Чумного бунта. Многие москвичи в ту пору безвременно закончили свой земной путь, и для их последнего упокоения не доставало места. Вот по этой причине и было указом Екатерины II отведено место для их погребения.

Матушка-императрица позаботилась не только о телах, но и о душах усопших, и в своём именном указе предписала выстроить на погосте церковь. В документе было отмечено, что если за скудостью средств нет возможности возвести каменный собор, то надлежит построить хотя бы временный — деревянный.

image

Постройка первой ― деревянной церкви

Высочайшее повеление было исполнено незамедлительно, и обрела Первопрестольная новый храм Божий ― деревянную церковь во имя преподобной Параскевы Пятницы. Именно в честь этой святой и получило впоследствии название само Пятницкое кладбище. В Москве, среди лиц духовного звания, оставивших след в её истории, занял своё место и настоятель вновь построенной церкви, отец Фёдор (Протопопов).

В течение тридцати лет испрашивал он у Бога христианского упокоения душам тех, кого отпевал, готовя в последний путь. Но находил батюшка время и для хозяйственных дел. Именно его хлопотами в 1830 году на месте обветшавшей уже деревянной церкви началось возведение новой, каменной. По окончании работ в 1935 году она была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.

Божьи храмы на территории кладбища

Автором проекта был архитектор А.Г. Григорьев, известный москвичам благодаря другой своей работе ― комплексу на Ваганьковском кладбище. Церковь имела два боковых придела, освящённых в честь преподобной Параскевы Пятницы (что окончательно закрепило за кладбищем его название) и преподобного Сергия Радонежского. Много и иных улучшений совершилось трудами неутомимого пастыря. О них свидетельствует сохранившаяся до наших дней памятная доска на одной из стен церкви.

В прежние времена бытовала традиция вносить значительные суммы на вечный помин душ усопших родственников. Наиболее же состоятельные лица строили с этой целью часовни и даже целые храмы. Вот и московский купец С.С. Зайцев, желая вечного блаженства своему приснопамятному батюшке, похороненному здесь же, построил на свои средства церковь. Освящена она была в честь святого Симеона Персидского ― небесного покровителя отца. Московские газеты за июль 1917 года писали о стопудовых колоколах, поднятых в те дни на колокольню церкви.

Однако вскоре, когда страну захлестнула волна атеистического мракобесия, лишился Божий храм не только колоколов, но даже и крестов, а само здание использовалось в хозяйственных нуждах. Хотя в период религиозных гонений церковь претерпела много бед, но устояла до наших дней, и увидеть её может каждый, кто посетит Пятницкое кладбище в Москве. Как добраться до этого храма, можно узнать из подробной схемы участков, находящейся у главного входа.

Купеческий стиль надгробий

История кладбища была бы неполной, если не отметить, что в XIX и начале XX века оно было местом погребения многих лиц купеческого сословия. В те времена было обыкновением украшать надгробия памятниками, представлявшими собой небольшие часовни, выполненные из чёрного мрамора. Это стало своего рода «купеческим стилем». Подобные могильные украшения во множестве встречаются здесь как в центральной части кладбища, так и на отдалённых его участках. Однако нужно отметить почти полное отсутствие здесь роскошных статуй в виде плачущих ангелов или не менее дорогостоящих вазонов.

Место упокоения многих поколений

Кладбище стало местом захоронения многих поколений россиян. Читая надписи на могилах, встретим имена наших выдающихся соотечественников, оставивших заметный след в истории России. Среди них и видные военачальники, и рядовые защитники отечества. Также и для многих деятелей науки и искусства стало местом погребения старинное Пятницкое кладбище в Москве.

Как проехать к нему? При отсутствии личного транспорта проще всего добираться на метро от станции Алексеевская. От неё придётся пройти пешком не более восьмисот метров (и чуть больше, если выйти на станции Рижская). Владельцы машин могут воспользоваться схемой проезда, прилагаемой в конце статьи. В завершение нужно сказать, что всем, кто интересуется историей нашей Родины, много интересного обещает экскурсия на Пятницкое кладбище в Москве. Адрес: Дроболитейный переулок, 5.

Новодевичье — рок-звезда среди московских и российских погостов. Тут похоронены такие великие люди, как Михаил Булгаков, Леонид Утесов, Николай Гоголь, Владимир Маяковский и другие. Новодевичье внесено в список ЮНЕСКО, а еще его сравнивают с музеем.

Интуристы, правда, в шоке — пишут, это первое кладбище, где на входе стоят russian gopniki под видом охраны и требуют с них 300 rubles за вход. И это только потому, что они туристы — с русских, говорят, не берут. Многие, не стерпев несправедливости, так и не переступили порог великого некрополя.

Maria
Zakhar
Евгений
Юлия
Ольга
Софья
Anonim
Яник
Shailesh Das

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Координаты: 55°47′59.62″ с. ш. 37°38′18.2″ в. д. / 55.799894° с. ш. 37.638389° в. д. 55.799894, 37.638389

Пятницкое кладбище расположено в северной части Москвы, недалеко от проспекта Мира, сразу за Крестовским путепроводом. Здесь уходит направо короткий переулок, живописно завершенный стройной трехъярусной колокольней. С 1922 года этот переулок именуется Дроболитейным, а прежде назывался Кладбищенским, потому что он ведет к воротам Пятницкого кладбища, одного из тех московских «чумных» кладбищ, что были основаны по указу Екатерины II в 1771 году. Свое название получило от придела Параскевы Пятницы Троицкого храма (Троицы Живоначальной), построенного в конце XVII века и перестроенного в начале XIX века архитектором А. Г. Григорьевым, создателем и входного архитектурного комплекса на Ваганьковском кладбище.

Кроме Троицкого храма на кладбище также расположена церковь святого Симона Персидского (1915, арх. Н. Н. Благовещенский).

  • Площадь кладбища: 14,1 га.
  • Адрес: Москва, Дроболитейный переулок, дом 5, владение 3.

Известные люди, похороненные на Пятницком кладбище

  • Первое захоронение, которое видит всякий посетитель — это склеп-часовня над могилой семьи Смирновых, известных производителей винно-водочных изделий. Здесь же, возле склепа, на стене кладбищенской конторы установлена большая мемориальная доска самому «водочному королю» Петру Арсеньевичу Смирнову (1831—1898). К сожалению, могила его не сохранилась: странным образом именно на ней позже встало здание конторы. Чаще всего теперь Петра Арсеньевича вспоминают как человека, чья фамилия — Smirnoff — стала понятием нарицательным и известным во всем мире логотипом популярной водки. Но, увы, почти никто уже не помнит о его благотворительности. А ведь благодаря щедрым пожертвованиям Петра Арсеньевича в Москве существовали и расширяли свою деятельность многие приюты, больницы, учебные заведения. Некоторые из них действуют до сих пор. Последние годы своей жизни он был старостой и псаломщиком Благовещенского собора в Кремле. И также делал немалые взносы в приходскую казну.
  • За склепом Смирновых начинается главная аллея Пятницкого кладбища, с левой стороны которой привлекает внимание оригинальный памятник — большая гранитная голова на белом постаменте. Здесь похоронен поэт Борис Слуцкий (1919—1986), автор многих замечательных стихотворений о войне.
  • Главная аллея выходит к маленькой красной церкви Симеона Персидского, построенной в 1916—1917 годах в псевдорусском стиле. За апсидой этой церкви находится могила, которая без преувеличения имеет для Москвы важнейшую историческую ценность. В просторной кованой часовне под большой каменной плитой покоится московский главнокомандующий граф Федор Васильевич Ростопчин (1763—1826). Прославился этот политический деятель в войну 1812 года. Впрочем, иногда считается, что слава графа недобрая. Притом, что он очень много сделал для защиты Москвы, для спасения московских ценностей, блестяще осуществил невиданную для того времени по своим масштабам эвакуацию, наконец, за последующие два года в значительной степени восстановил почти полностью сожженную Москву, тем не менее сам этот злосчастный московский пожар, как считают многие, остается на совести Ростопчина. Но как бы то ни было, бесспорно, Ростопчин — крупная фигура российской истории. И очевидно, что могила его должна почитаться соответствующим образом. Но сейчас она едва ли не в запустении. На надгробии даже нет никакой надписи. Нет самого имени погребенного. И можно лишь методом исключения определить, что Ростопчин лежит именно под этим камнем: справа от него надгробие его дочери Натальи Федоровны Нарышкиной, слева — сына Сергея Федоровича и его жены, известной поэтессы Е. П. Ростопчиной (1811—1858). На слова Е. П. Ростопчиной писали романсы М.Глинка, А.Даргомыжский, П.Чайковский, А.Рубинштейн, «женском гении», по выражению А.Дюма-отца, мужественной женщине, не побоявшейся открыто выступить в защиту «государственных преступников» в стихотворении «К страдальцам, ссыльным декабристам».
  • Самобытный талант И. З. Сурикова (1841—1880), поэта-самородка, писавшего о тяжелой крестьянской доле, известен каждому из нас. Полтораста лет в России редкое застолье обходится без песен на его слова. Это автор стихотворений «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Вот моя деревня, вот мой дом родной…», «В степи» (в народном варианте — «Степь да степь кругом…»).

На его похоронах которого присутствовало всего несколько самых близких друзей. Иван Захарович Суриков, поэт-крестьянин, как написано на памятнике. Как и многие поэты, при жизни Суриков признания не удостоился. Вынужденный зарабатывать торговлей углем и кровельным железом в отцовской лавке на Тверской-Ямской улице, он так всю жизнь и не мог выбиться из нужды: хоронил его на свой счет издатель К. Т. Солдатенков. Кстати, Сурикова совсем не случайно похоронили именно на Пятницком кладбище. Раньше существовал такой обычай в Москве — хоронить землячествами и на кладбище, расположенном по дороге в родную губернию покойного. Поэтому, например, смоленских часто хоронили на Дорогомиловском кладбище, калужских и тульских — на Даниловском и т. д. Вот и Сурикова, уроженца Ярославской губернии, похоронили на кладбище при дороге, ведущей на его родину.

  • Здесь похоронены великий актер М. С. Щепкин (1788—1863), родившийся в семье крепостного, выкупленный на волю по подписке в 1822 году. Он прожил долгую и трудную жизнь и своей славы достиг благодаря огромному труду, замечательному дарованию и большому сердцу, всегда открытому для каждого, кто нуждался в его помощи и участии.
  • Известная артистическая династия Садовских — в обширной ограде 6 могил. Основатель династии артистов Малого театра П. М. Садовский (1818—1872), ученик М. С. Щепкина, участвовал в первых постановках всех пьес А. Н. Островского в Малом театре.

На Пятницком кладбище покоятся декабристы.

Москвичам хорошо знакомо старинное, уходящее своей историей в XVIII век, Пятницкое кладбище. В Москве сегодня имеется семьдесят одна территория захоронений. Однако среди них есть несколько таких, которые стали частью истории столицы, настолько органично они с ней слились. Вот и этот некрополь, названный в честь святой преподобной Параскевы Пятницы, ― один из них.

Кладбище в конце Дроболитейного переулка

Если, находясь на севере Москвы, неподалёку от проспекта Мира, вы минуете Крестовский путепровод и сразу за ним повернёте направо, то окажетесь в переулке, который носит название Дроболитейного. Название это он получил уже в наши годы, а прежде именовался Кладбищенским, так как в конце его и находится Пятницкое кладбище. В Москве легко заблудиться, но этот адрес найти нетрудно. Увидев впереди красивую трёхъярусную колокольню, знайте, что вы у цели.

Как было сказано выше, Пятницкое кладбище — в Москве одно из старейших. В 1771 году потрясли столицу события, вошедшие в историю под названием Чумного бунта. Многие москвичи в ту пору безвременно закончили свой земной путь, и для их последнего упокоения не доставало места. Вот по этой причине и было указом Екатерины II отведено место для их погребения.

Матушка-императрица позаботилась не только о телах, но и о душах усопших, и в своём именном указе предписала выстроить на погосте церковь. В документе было отмечено, что если за скудостью средств нет возможности возвести каменный собор, то надлежит построить хотя бы временный — деревянный.

Постройка первой ― деревянной церкви

Высочайшее повеление было исполнено незамедлительно, и обрела Первопрестольная новый храм Божий ― деревянную церковь во имя преподобной Параскевы Пятницы. Именно в честь этой святой и получило впоследствии название само Пятницкое кладбище. В Москве, среди лиц духовного звания, оставивших след в её истории, занял своё место и настоятель вновь построенной церкви, отец Фёдор (Протопопов).

В течение тридцати лет испрашивал он у Бога христианского упокоения душам тех, кого отпевал, готовя в последний путь. Но находил батюшка время и для хозяйственных дел. Именно его хлопотами в 1830 году на месте обветшавшей уже деревянной церкви началось возведение новой, каменной. По окончании работ в 1935 году она была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.

Божьи храмы на территории кладбища

Автором проекта был архитектор А.Г. Григорьев, известный москвичам благодаря другой своей работе ― комплексу на Ваганьковском кладбище. Церковь имела два боковых придела, освящённых в честь преподобной Параскевы Пятницы (что окончательно закрепило за кладбищем его название) и преподобного Сергия Радонежского. Много и иных улучшений совершилось трудами неутомимого пастыря. О них свидетельствует сохранившаяся до наших дней памятная доска на одной из стен церкви.

В прежние времена бытовала традиция вносить значительные суммы на вечный помин душ усопших родственников. Наиболее же состоятельные лица строили с этой целью часовни и даже целые храмы. Вот и московский купец С.С. Зайцев, желая вечного блаженства своему приснопамятному батюшке, похороненному здесь же, построил на свои средства церковь. Освящена она была в честь святого Симеона Персидского ― небесного покровителя отца. Московские газеты за июль 1917 года писали о стопудовых колоколах, поднятых в те дни на колокольню церкви.

Однако вскоре, когда страну захлестнула волна атеистического мракобесия, лишился Божий храм не только колоколов, но даже и крестов, а само здание использовалось в хозяйственных нуждах. Хотя в период религиозных гонений церковь претерпела много бед, но устояла до наших дней, и увидеть её может каждый, кто посетит Пятницкое кладбище в Москве. Как добраться до этого храма, можно узнать из подробной схемы участков, находящейся у главного входа.

Купеческий стиль надгробий

История кладбища была бы неполной, если не отметить, что в XIX и начале XX века оно было местом погребения многих лиц купеческого сословия. В те времена было обыкновением украшать надгробия памятниками, представлявшими собой небольшие часовни, выполненные из чёрного мрамора. Это стало своего рода «купеческим стилем». Подобные могильные украшения во множестве встречаются здесь как в центральной части кладбища, так и на отдалённых его участках. Однако нужно отметить почти полное отсутствие здесь роскошных статуй в виде плачущих ангелов или не менее дорогостоящих вазонов.

Место упокоения многих поколений

Кладбище стало местом захоронения многих поколений россиян. Читая надписи на могилах, встретим имена наших выдающихся соотечественников, оставивших заметный след в истории России. Среди них и видные военачальники, и рядовые защитники отечества. Также и для многих деятелей науки и искусства стало местом погребения старинное Пятницкое кладбище в Москве.

Как проехать к нему? При отсутствии личного транспорта проще всего добираться на метро от станции Алексеевская. От неё придётся пройти пешком не более восьмисот метров (и чуть больше, если выйти на станции Рижская). Владельцы машин могут воспользоваться схемой проезда, прилагаемой в конце статьи. В завершение нужно сказать, что всем, кто интересуется историей нашей Родины, много интересного обещает экскурсия на Пятницкое кладбище в Москве. Адрес: Дроболитейный переулок, 5.

Доброе утро! Вчера решил показать подруге могилы знаменитых людей на Переделкинском кладбище, поскольку я сам живу в шаговой доступности, то тем кто захочет повторить мой маршрут, то лучше это сделать так: электричкой с Киевского вокзала до станции Переделкино, ( ехать примерно 23 минуты) головной вагон, далее идти вдоль железной дороги, в сторону области и метров через триста справа, будет вход на кладбище. Возможны и другие варианты. До посещения кладбища, я заметил странную возню возле храма святого князя Игоря Черниговского в Переделкино.Этот храм находится неподалеку от кладбища. Полицейские машины, люди в гражданском, чьи лица сразу выдавали принадлежность к ФСО…Выяснилось в 17-00 в службе в храме примет участие патриарх Кирилл ( Гундяев). Решили на обратной дороге зайти в храм и посмотреть на человека, который сказал как то в интервью: «Православная Церковь хранит в своей истории, в своём Предании замечательные имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле мы – Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещённого греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещённые мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное – они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие…» image Рабочие стелят ковровую дорожку по пути следования патриарха в храм Как человек второго сорта, я воздержусь от комментариев слов сего просвещённого мужа , так как  цель заметки другая. Да и обратите внимание на скромность памятников на могилах известных людей, именно скромности так не хватает и патриарху и прочим власть имущим, Как найти на кладбище могилы знаменитых людей. Это не так просто, хотя кладбище очень маленькое, но дело в том, что указателей на кладбище никаких, а спросить часто бывает не у кого. Войдя на кладбище,  надо пройти немного вперед , до небольшой развилки; пойти по правой асфальтированной всё время вдоль забора, ограждающего кладбище. По пути можно будет увидеть за забором, вот этот храм. image Называется он Церковь Воскресения Христова, строится он аж 2007 года, еще со времен патриарха Алексея ll (Ридигера). За 12 лет храм так и не был открыт, однако судя по снимкам работы наконец то близки к завершению.  Дорожка и приведет сначала к могиле поэта Арсения Тарковского (она справа у самого забора), а пройдя немного дальше, вдоль того же забора, слева, за деревьями, увидите могилу поэта и прозаика Бориса Пастернака и Евгения Евтушенко. Практически рядом могилы поэта Виктора Бокова и Корнея Чуковского Чтобы найти могила Роберта Рождественского, то надо идти от  могилы Пастернака  между могил всё время прямо, до оврага. Могила Роберта Рождественского находится у самого оврага, в последнем ряду могил у забора. То есть, вам необходимо, дойдя до последнего ряда могил, повернуть налево и идти по тропинке. Могила будет слева (справа овраг). Извините, могилу Арсения Тарковского забыл сфоткать, но как окажусь неподалеку, то сделаю это обязательно и отредактирую этот пост. image Памятник на могиле Бориса Пастернака, графическое изображение совсем стерлось. image Общий вид могилы Бориса Пастернака, рядом похоронены его родственники. image Крест на могиле поэта Евгения Евтушенко. Не знаю почему то несмотря на прошедшие 2 года, памятник так и не был установлен. Евтушенко умер в США, но завещал похоронить себя в любимом Переделкино рядом с могилой Бориса Пастернака. image Я несколько раз встречал Евгения Евтушенко в 90-х годах в Ново-Переделкино и даже помню, как то побеседовал с ним о его стихах. image Памятник на могиле поэта Виктора Бокова Созданные на стихи Виктора Бокова песни «Выходил на поля молодой агроном», «Гляжу в поля просторные», «На побывку едет молодой моряк», «Оренбургский пуховый платок», «На Мамаевом кургане тишина», «Я назову тебя зоренькой» и др. широко исполнялись в советское время и зачастую воспринимаются как фольклорное отражение эпохи 1950—1960-х годов. image Могила Корнея Ивановича Чуковского. Чуковский самый издаваемый в России автор детской литературы: тираж книг Чуковского за 2017 год превысил два миллиона экземпляров. В последние годы Чуковский, был лауреатом многих государственных премий и кавалером ряда орденов,  но вместе с этим поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкине, где писатель практически постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского. В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина. Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года . На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей. Могила известного шахматиста Ефима Геллера Могила Роберта Рождественского. Найти ее нам долго не удавалась, она находится на самой дальней дорожке, в овраге, у забора. На могиле нет ни цветочка, она вся засыпана листьями. Легендарный поэт-шестидесятник Роберт Рождественский прожил со своей женой 41 год. Художница и литературный критик Алла Киреева даже после смерти поэта просила называть себя женой, а не вдовой Рождественского. Крест на могиле Валерия Ганичев (3 августа 1933 — 8 июля 2018) — советский и российский писатель, журналист, общественный деятель, доктор исторических наук (1978), председатель Союза писателей России. Могила журналиста Юрия Щекочихина. Незадолго до своей смерти, в 2002—2003 годах, Юрий Щекочихин был членом «Общественной комиссии по альтернативной версии расследованию обстоятельств взрывов домов в городах Москве и Волгодонске и проведения «учений» в городе Рязани в сентябре 1999 года» Имя Юрия Щекочихина вошло в историю российской журналистики как символ профессионализма и бесстрашия. О делах которые он расследовал. Был отравлен, предположительно таллием. Щекочихин «за две недели превратился в глубокого старика, волосы выпадали клоками, с тела сошла кожа, практически вся, один за другим отказывали внутренние органы» Посещение могилы Юрия Щекочихина навели меня на печальные мысли о судьбах России, и зайдя в церковь  и увидев патриарха Кирилла, и его клириков молящихся о здравие нынешней власти, я осознал всю глубину трагедии России.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий