Фаина Раневская: одинокая и любимая миллионами “королева эпизода”

Донское кладбище известно с XVIII века. Один из старейших некрополей Москвы первоначально находился на территории Донского монастыря, но в XX веке его площадь была расширена за счет прилегающих с юга земель – так появилось Новое Донское Кладбища.

Старое Донское кладбище

Старую часть, основанную в XVIII-XIX в., занимают в основном дворянские могилы и колумбарии. Участки для богатых людей и стоили соответственно: в середине XIX века цена достигла 3 тысяч рублей.

Сюда же свозили памятники дворян с разрушенных и ликвидированных кладбищ в послереволюционные года. Поэтому на этом некрополе можно наблюдать настоящие произведения посмертного искусства от известных скульпторов страны.

Читайте также:  легенды

География и фото Донского Кладбища

Находится в Донском районе, Южного административного округа. Занимает площадь в 7 гектаров и делится на две части:

  • старую, находящуюся в пределах Донского монастыря
  • новую, расположенную за монастырскими стенами

С начала XX века людей хоронят исключительно на Новом Донском кладбище. Бесплатные земельные участки доступны только для родственных и семейных захоронений, под которые еще нужно выкупить место на аукционе. Также продаются ниши в закрытом и открытом колумбариях.

Кто похоронен в новом некрополе

Здесь покоятся штаб-офицеры, чиновники, и профессоры. В 1-й волне сюда привезли хоронить знаменитого художника – автора картины «Девочка с персиками» — Валентина Серова, а также прообраз героини романа «Анна Каренина» и дочка А.С. Пушкина — Мария Гартунг. Также на кладбище можно навестить прах Владимира Маяковского.

На территории работает 1й массовый в СССР крематорий, где до 1973 года кремировали партийных работников. Прах их потом был захоронен внутри кремлевской стены. В недрах братской могилы времен ВОВ, возле вечного огня, захоронен прах умерших после ранения солдат.

Борис Акунин о Старом Донском

«Старое Донское совсем не похоже на современных гигантов похоронной индустрии: там асфальт, а здесь засыпанные листьями дорожки; там пыльная трава, а здесь рябины и вербы; там бетонная плита с надписью «Наточка, доченька, на кого ты нас покинула», а здесь мраморный ангел с раскрытой книгой, и в книге сказано: «Блаженни плачущие, яко тии утешатся».

Как организовать похороны на Донском кладбище

Вызовите агента Мосгупритуал прямо сейчас, чтобы он оперативно договорился о подготовке места в родовом захоронении или покупке ячейки колумбария. Наш специалист облегчит бремя ваших забот, связанных с похоронами близкого человека. Он поможет вам собрать необходимые документы, одежду в морг и ритуальные принадлежности, договорится о транспорте и меню в кафе. Все трудности общения с работниками ритуальной сферы агент возьмет на себя. Вам лишь останется придаться скорби и достойно проводить умершего в последний путь.

вызвать агента

Донской монастырь, Москва.

Выходим с Нового Донского кладбища и заходим через западные ворота (1730-1753 года) в виде колокольни с надвратной церковью Святых Елизаветы и Захарии на территорию Донского монастыря (на фото ниже слева). Аналогичная колокольня 1714 года с надвратной церковью Тихвинской иконы Божьей матери есть с северной стороны монастыря (на фото ниже справа).

Строительство монастыря началось в 1591 году на месте Гуляй-города. Крымский хан Газы II Гирей с огромным войском подошёл к стенам Москвы и Гуляй-город был создан для отражения нападения(хан кстати позорно бежал). По традиции в Гуляй-городе действовал походный храм с главной реликвией Донской иконой Божьей матери. Именно этой иконой в 1380 году Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Не мудрено, что и монастырь решили назвать в честь иконы Донским.

Первое строение монастыря это названный потом Малый собор Донской Богоматери. На момент моего посещения монастыря собор был заставлен лесами. На фото ниже он является фоном к надгробию князю Галицыну.

Читайте также:  «Памятник Минину и Пожарскому» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Самые старые сооружения монастыря, которые мы сейчас видим, кроме выше перечисленных: громадные стены с 12 башнями (XVII век),

и главная церковь Донского монастыря – Большой собор Донской Богоматери (XVII век). В Большом соборе находятся самые старые захоронения Донского монастыря. В 1704 году архимандрит Донского монастыря стал настоятель имеретинской (Грузия) церкви Габашвили. За время его правления собор превратился в усыпальницу царей Грузии и их родственников, среди которых семья царя Имеретии Арчила II, представители династии Багратионов, потомки мингрельских царей Дадиани. В советское время большая часть надгробий была разрушена.

Из более поздних построек XVIII века: кельи монахов, духовная семинария и столовая для паломников. В столовой очень вкусно кормят, а какой там морс…

Ниже показана схема монастыря с указанием главных строений.

Самое старое кладбище Москвы

В 1771 г. вышел указ Екатерины II, запрещающий в черте города хоронить на церковных кладбищах. После этого все места последнего упокоения переместились за тогдашнюю границу Москвы.

Кстати, Новодевичье кладбище возникло раньше, но от его исторической части ничего не сохранилось. В 30-х годах было уничтожено около 2800 захоронений, и осталось только около ста надгробий признанных властью знаменитых людей, поэтому Донское — единственное из сохранившихся кладбищ той эпохи.

Некрополь, Донской монастырь.

В советские годы по всей России было уничтожено и разграблено множество кладбищ при храмах. Советы считали, что около храмов не должно быть некрополей, это единственный способ отвадить людей от церквей. Донскому монастырю повезло, некрополь не тронули, но со всей Москвы сюда стали свозить надгробия (без тел разумеется) или то, что от них оставалось от перевозок.

Таким же чудесным способом сохранился барельеф разрушенного храма Христа Спасителя в Москве. Останки его можно посмотреть у восточной стены монастыря.

Читайте также: 

То, чему ещё надо уделить внимание, в Донском монастыре нет на моих фото. Мне так наскучило ходить между надгробных камней, что я банально пропустил “мемориальный комплекс белым воинам”, открытый в 2009 году самим Путиным. Этот комплекс нужно посетить потому, что здесь покоятся останки белогвардейцев, умерших за рубежом: Деникина, Ильина и Каппеля. В 2005-2006 годах останки по их завещанию, спустя пол века, были захоронены в России, в Донском монастыре.

И напоследок документальный фильм про Донской монастырь.

Да и ещё кому интересно Донское кладбище почитайте книгу Акунина “Старое донское кладбище”, где он очень интересно его описал и даже сочинил детектив про помещицу Салтыкову, “прославившуюся” тем, что замучила до смерти более ста своих крепостных. Её могила тоже есть на Старом Донском Кладбище.

Moscow.org городской портал Москвы

Адрес: пл. Донская, 1

Как добраться до Донского кладбища: ст. метро Шаболовская (10 минут пешком или можно проехать до монастыря на трамвае).

Донское кладбище располагается на юго-западе Москвы. Кладбище делится на две части – Старое и Новое. Старое образовалось на территории Донского монастыря в конце 16 века. Новое Донское кладбище расположено у южной стены, оно было открыто в начале 20 века. Именно здесь в 1927 году был построен первый в Москве крематорий с колумбарием.

Самые древние захоронения в Донском монастыре производились в Большом соборе. В большом подклете собора хоронили московскую знать, здесь были похоронены грузинские царевичи Давид, Матвей и Александр. В 1771 году, в связи с опустошавшей Москву эпидемией чумы, Екатерина II издала указ, запрещающий хоронить умерших на кладбищах в черте города. Исключение делалось лишь для очень высокопоставленных лиц и за высокую цену. Таким образом, Донское кладбище стало одним из самых аристократических в Москве.

Сейчас Старый Донской некрополь располагается приблизительно на двух гектарах. Он лежит между Михайловской церковью, Большим и Малым соборами, и простирается дальше в юго-восточную часть монастыря. На самом деле Старое Донское кладбище не такое уж и большое, как может показаться по описанию. На старой территории находятся могилы некоторых декабристов, писателя и философа П.Я.Чаадаева. Здесь покоится прах патриарха всея Руси Тихона и архиепископа Амвросия, героев Отечественной войны 1812 года и обороны Севастополя 1854-1855. Последний приют на Старом Донском кладбище нашли М.М. Херасков, А.П. Сумароков. В.Ф. Одоевский, В.А. Соллогуб, В.И. Майков, И.М. Долгорукий, В.Л. Пушкин; знаменитый художник В.Г.П еров — автор известной всем картины «Охотники на привале», архитекторы В.И. Шервуд, П.Д.Барановский, О.И.Бове.

Уже долгое время Донское старое кладбище закрыто для захоронения, но бывают и исключения. Уже в наше время здесь похоронили писателя, публициста и общественного деятеля А.И. Солженицына.

В 30-е годы на территорию Донского монастыря привозили старинные надгробия с некрополей разрушаемых монастырей, сюда же привезли и горельефы со взорванного храма Христа Спасителя. Продолжительное время Донской монастырь был филиалом Музея архитектуры им. Щусева, и здесь проводились различные научно-реставрационные работы. В наши дни Донской монастырь передан церкви.

Из особо примечательных мест на Новом Донском кладбище можно назвать Братскую могилу воинов, павших в боях Великой Отечественной войны, две общие могилы жертв сталинских репрессий. В одной из них похоронен режиссер В.Э. Мейерхольд. К числу самых ранних захоронений этого кладбища принадлежит могила дочери А.С. Пушкина – Марии Александровны Гартунг, которая стала прототипом Анны Карениной для романа Л.Н. Толстого.

Поле того, как на Новом Донском кладбище построили крематорий, то захоронения преимущественно производились в урнах. Часть из них предавали земле, а некоторые хранятся в колумбарии. Так похоронены певица М. Кристалинская, артисты А. Менакер, Ф.Г. Раневская, дирижер Б.Э. Хайкин, писатель А.М. Эфрос, конструктор ракетной техники М.С. Рязанский, журналист и футбольный комментатор В.С. Синявский.

Как добраться до Донского кладбища:

Общественный транспорт:

На метро:

Метро «Шаболовская», тр. 14, ост. «Университет дружбы народов». Некрополь в 300 метрах.

Метро «Ленинский пр-т», тр. 14, ост. «Университет дружбы народов». Некрополь в 300 метрах.

Как доехать на машине:

От ТТК:

Двигаться по Ленинскому проспекту от площади Гагарина в сторону центра. Поворот направо на ул. Стасовой. Через 600 м поворот направо на Донскую ул. До некрополя 300 м.

Про кладбище писать изящно не получается. Во-первых, это само по себе довольно грустное место, и дополнительной лирики в голосе не нужно. Во-вторых, оно – место реальное, лишенное иллюзий. Реальное в том смысле, что на каждом из них к своему завершению приходят человеческие судьбы, и где еще, как не на кладбищах, можно в полной мере почувствовать – у жизни нет сослагательного наклонения. Есть здесь и сейчас. Иного человеку не дано.

Хотя, не буду отрицать, что в старых кладбищах, в поросших мхом и выцветших надгробных плитах есть своя поэзия. Поэзия ушедших эпох, наверное. Тому, с чем разминулся во времени, иногда так хочется придать легкий поэтический флер: обманутых надежд и счастливой любви, трагической смерти и благословенной жизни. За русской романтикой прошлого можно пойти на Старое Донское кладбище, расположенное на территории Донского монастыря.

В холодный день место это – серое, а нагромождение барельефов, стел, надгробных камней при входе в некрополь дарит ощущение некой могучей каменной кучки. Но потом ощущение старой захламленности проходит и идешь по песочным дорожкам, попутно читая надписи на плитах и удивляешься: люди, которые обрели здесь вечный покой, жили и даже умерли лет за 200 – 100 до твоего рождения. Бароны, графы, действительные статские советники… Все они, эти титулы и люди, которые их носили, жили не только на страницах книг, но и в действительности прежней Москвы 17 – 19 веков. Это можно понять, но в это сложно поверить. Ведь сегодняшняя Москва – город без прошлого. Оно так старательно стирается из памяти жителей постоянными архитектурными «усовершенствованиями», сносом старых зданий, утратой семейных историй и отсутствием интереса к прошлому прошлых поколений у нынешнего… Добавим 70 лет коммунизма, и вот он – современный мегаполис, по улицам которого раньше ездили пролетки, лотошники торговали баранками, а в трактирах крякали от выпитой с мороза стопки водки ямщики. Старое Донское кладбище – пусть своеобразный, но музей. Истории города. Здесь те, кто творил русскую историю. А если не творил, то точно принимал участие. Голицины, Трубецкие, Пушкины – цвет русской знати. Генералы 1812 года. Генералы Белого движения. Монахи. Многие достойные обрели здесь вечный покой.

Читайте также:  XI Московская международная выставка «Искусство куклы»

Но лежит, к слову, на этом кладбище, и одна одиозная фигура – лютая, беспощадная тиранша Салтычиха, страшная помещица Дарья Салтыкова. О ее «подвигах» сказано много, и много желающих приходит посмотреть на ее могилу – наверное, чтобы удостовериться: эта не то женщина, не то жестокость в человеческом обличии действительно существовала. Абсолютное зло, так же как и абсолютное добро, всегда привлекает внимание. А у южной стены, известный своей кротостью, смирением и неугасимой волей, лежит страстотерпец келейник патриарха Тихона Яков. Светлый человек, светлая жизнь, тихий подвиг.

Кстати, не все знают, что в 1934 году был на территории Донского монастыря был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. На территорию были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов. Сейчас у восточной стены кладбища вы можете увидеть горельефы из старого Храма Христа Спасителя (на фото ниже) .

Кладбище – это реальность. Здесь находят покой все: и плохие, и хорошие. Прошлое человеческих дел и судеб. Придите сюда. Здесь не страшно, здесь есть, о чем подумать. Это место – не смерти, место истории.

Для отважившихся: Донской ставропигиальный мужской монастырь, Донская площадь, д. 1-3, Метро «Шаболовская», из метро – направо. Старое кладбище открыто с 08:00 до 18:30 ежедневно.

Дарья Иванова.

September 29th, 2013, 10:28 pm

Кладбищенская история: Донской монастырь. Часть II

Все они умерли — Люди, жившие в Российском государстве В августе 1864 года. Игорь Бурдонов. «Малоизвестный факт» Из «Кладбищенских историй»: «Они и в самом деле все умерли — говевшие, делавшие визиты, читавшие «Московские губернские ведомости» и ругавшие коварного Дизраэли. Но на Старом Донском кладбище меня охватывает острое, а стало быть, безошибочное чувство, что они где-то рядом, до них можно дотянуться, просто я не знаю, как поймать ускользнувшее время, как зацепить тайну за краешек». В прошлый раз, осматривая территорию Донского монастыря, мы остановились уМалого собора. Обойдя его, попадаем на территорию Старого Донского кладбища. Если вы хотите ощутить запах старины, а не слёзы по недавно умершим, если вы хотите увидеть не только бетонные плиты, но и мраморных ангелов и старинные горельефы, то перед вами самое подходящее место. В известном смысле посещение этого некрополя является Сретением — здесь происходит встреча человека с цветом ушедшей России. Из «Кладбищенских историй»: «Москва, которую я люблю, похоронена там. Похоронена, но не мертва». Но прежде чем перейти к совсем уж XIX веку, расскажу об одном недавнем захоронении, которое органично вписывается в облик старины. Это могила Солженицына. Человек, родившийся на закате Российской империи и ставший классиком при жизни, является своего рода мостом между современностью и той эпохой, частью которой является и Старое Донское кладбище. Теперь пройдёмся по некрополю. Под сенью дерева покоится учёный Николай Жуковский. Символично, что именно с этого места открывается вид на Шаболовскую телебашню, чудо инженерной мысли своего времени и памятник архитектуры.  Шабаловка и отец русской авиации.                     Рядом находится могила Василия Перова, живописца, кисти которого принадлежат портреты Достоевского и драматурга Островского, картины «Охотники на привале» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Чуть дальше, на стене монастырского комплекса, находится горельеф (снятый в своё время с храма Христа Спасителя), изображающий сцену с Дмитрием Донским, Сергием Радонежским и воинами-монахами Пересветом и Ослябей. Пусть не пугает слово «горельеф» тех, кто не знаком с тонкостями скульптурного мастерства, это всё тот же барельеф, но с более выпуклой поверхностью. Из «Кладбищенских историй»: «Мы сиживали на деревянной скамеечке, напротив пыльного барельефа с Сергием Радонежским, Пересветом и Ослябей (он все еще там, на стену восстановленного храма Христа Спасителя так и не вернулся), закусывали азербайджанскую цикуту сладкими монастырскими яблоками…» Горельеф. Поясняющая табличка. С другой стороны Малого собора можно увидеть могилу П. Я. Чаадаева, который, по мнению Чхартишвили, «в Риме был бы Брут, а в Афинах Периклес». Мыслитель, проживший беспокойную жизнь, человек, называвший себя «христианским философом», объявленный за свои труды сумасшедшим, ныне лежит в земле, а на надгробном камне лаконично указана дата смерти — 14 апреля 1856 года. Чаадаев, завещавший похоронить его на этом кладбище, может быть спокоен: воля исполнена. «На камне, дружбой освящённом, пишу я наши имена». Стоит обратить внимание и на могилы женщин, имеющих самое непосредственное, физиологическое отношение к русской литературе. Под этим камнем с выбитыми на нём словами «Мир её праху!» покоится В. П. Тургенева. Она не просто стала матерью писателя, с неё Иван Сергеевич писал образы барыни из «Муму» и мамы главного героя в «Первой любви». Миръ ея праху! Совсем рядом находятся могилы двух дам, чьи внуки стали титанами русской литературы. Это Пелагея Николаевна Толстая и Ольга Васильевна Пушкина. Хотя они и застали рождение своих внуков, но умерли, когда те были детьми. Могила графини Толстой, бабушки Льва Николаевича.              Бабушка Пушкина. А напоследок подойдём к могилам, которые появились на кладбище не так давно, но покоящиеся в них люди связаны с ушедшей Россией ещё крепче Солженицына. Им пришлось проверять любовь к Отечеству в один из самых спорных эпизодов её истории — в Гражданскую войну. В 2005 году здесь перезахоронили останки Антона Деникина и Ивана Ильина. В 2006 году рядом с ними перезахоронили Владимира Каппеля.  Во времена советского прошлого Деникина и Каппеля преподносили как врагов, а труды Ильина просто игнорировали и не комментировали. Между тем они до конца своих дней тосковали по России. Сейчас столь же однобоко принято критиковать и забывать советское наследие. Но они все часть российской истории; они те, кто проливал свои кровь и пот по разные стороны баррикад на Гражданской войне; они те, кто совершал ошибки, стремясь улучшить жизнь будущих поколений. Находясь на территории Старого Донского кладбища, на территории Донского монастыря, как нельзя лучше понимаешь: белые и красные, живые и умершие — все мы люди, все мы одним миром мазаны. *** Содержание: Адреса Фандорина в Москве: гостиница «Лоскутная», гостиница «Дюссо», улица Малая Никитская, Ащеулов переулок и Спасские казармы, Сверчков переулок; Акунин об «Истории Российского государства»; Дом Николаса и Ластика Фандориных на Солянке: часть I и часть II; Донской монастырь и Старое Донское кладбище; Мясницкая улица: Китайская пагода, Московский почтамт и Сыскное управление; Октябрьский и Мёбиус; Операция «Пауки в банке»; Портрет Эраста Фандорина; Сандуновские бани; Яузский бульвар.

Великие актеры навсегда остаются в памяти поколений благодаря своему гениальному мастерству и таланту. Именно такой великой и легендарной, а также очень острой на словцо запомнили зрители Фаину Раневскую – народную артистку театра и кино СССР. Какой была жизнь «королевы эпизода» — одной из самых загадочных женщин XX века, и где похоронена Фаина Раневская? Подробности в данной статье.

Благополучное еврейское детство

Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.

Ф. Раневская

Биография и личная жизнь Раневской Фаины Георгиевны была насыщена множеством событий. Родилась, тогда еще Фанни Гиршевна Фельдман в семье богатого еврея в Таганроге в 1896 году.

У них был собственный дом, а кроме Фанни у Фельдманов родилось еще трое детей – три брата (один из которых умер еще младенцем) и сестра Белла. Семья Фельдманов была патриархальной. Мать Фанни занималась только воспитанием детей, а отец содержал фабрику, торговал нефтяным сырьем, имел магазин, много недвижимости и даже приобрел в собственность пароход.

Однако, будущая актриса не чувствовала себя счастливой в детские годы, так как страдала от заикания. Фанни была скромной, застенчивой и очень одинокой девочкой. Настолько, что попросила перевести себя из школы для девочек на домашнее обучение, так как очень страдала в обществе своих более здоровых сверстниц.

Домашнее обучение скоро дало свои первые плоды, и Фанни, не любившая учиться, получила отличное образование: она научилась петь, играть на фортепиано, знала несколько иностранных языков и даже стала запоем читать про себя и вслух, полностью забывая о своем речевом дефекте.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Ф. Раневская

В возрасте 10 лет Фанни вдруг обратила внимание на кинематограф и театр. Самый большой отпечаток на судьбу будущей легенды театральной сцены наложил увиденный в этом возрасте спектакль по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Фанни сразу решила для себя стать актрисой.

Причем именно театральной, так как это искусство захватило полностью юную девушку.

Это интересно! Даже впоследствии, будучи уже немолодой и достаточно известной актрисой, Фаина Раневская говорила о своих работах в кино с некоторым презрением: «Деньги кончились, а позор остался». Однако, массовый зритель помнит именно ее яркие эпизодические кинороли, например, в фильме «Подкидыш», где Фаина сыграла очень эксцентричную мамашу.

После того как Фанни определилась с профессией, она успешно сдала экзамены экстерном и начала заниматься в театральной студии. Семейство Фельдманов встретило эту новость сухо, если не сказать враждебно. Именно поэтому Фанни в 1915 году уехала покорять театральную Москву.

Как родился псевдоним известной актрисы?

Отец, Гирш Хаимович Фельдман, долго не общался с Фанни после отъезда и полностью лишил ее материальной помощи. Более мягкосердечной была мать, Милка Рафаиловна, которая дала дочери на первое время немного денег. На них она сняла комнату и стала пробиваться в тяжелой профессии актрисы, обивая пороги известных театральных подмосток.

Но Фанни Фельдман нигде не замечали…

Взять псевдоним молодая девушка решила после того, как однажды, выйдя с почты вместе с другом, она попала под сильный порыв ветра, который вырвал из ее рук крохотную сумму денег, присланных мамой. Фанни только мрачно посмотрела им вслед и сказала: «Надо же, быстро деньги улетают». На что ее друг заметил, что она настоящая Раневская из чеховской пьесы. Фанни усмехнулась и согласилась с тем, что они во многом похожи.

С тех пор на свет родилась Фаина Георгиевна Раневская – будущая звезда театра и кино.

Театральные успехи

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

Ф. Раневская

После приезда Москву Фаина оказалась не у дел – ее не взяли ни в одно театральное училище. Выход был только один – ходить в частную театральную школу, но на это у юной революционерки и бунтарки не было денег. Не дала пропасть будущей талантливой «королеве эпизода» артистка Гельцер. Она увидела пробы Фаины и устроила ее в Малаховский летний театр, который расположился в Подмосковье.

В это время Фаина вращалась в кругах известной богемной молодежи. Она была знакома с Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой и даже Маяковским. Все они уже были очень известными, и почти легендарными личностями. Фаину окружали уже тогда великие актеры: ее первая безответная любовь – Василий Качалов, Садовская, Петипа и Певцова.

Фаина следила за ними, перенимала мастерство, играя в массовках и мечтая о главных ролях.

После закрытия летнего театрального сезона, Фаина работала в разных городах:

  1. Керчь.
  2. Кисловодск.
  3. Феодосия.
  4. Баку.
  5. Ростов.
  6. Смоленск.

На этих подмостках Раневскую уже начали замечать и, наконец, оценили по достоинству, предложив ей место в столичном «Театре актера». С родителями же Фаина окончательно потеряла связь в 1917 году, когда они эмигрировали.

Известные театральные роли

Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли.

Ф. Раневская

Самой первой театральной ролью Раневской стала Маргарита в спектакле «Роман». Наиболее известны для ценителей театрального искусства ее роли в следующих спектаклях:

  1. «Вишневый сад» — роль Шарлотты.
  2. «Патетическая соната». Этот спектакль Фаина отыграла уже в Камерном театре, отличившись в одной из главных ролей.
  3. «Васса Железнова» — один из самых удачных опытов Раневской уже в Театре имени Моссовета. В этом спектакле Фаина также играет главную роль, привнося в сценарий режиссера свои задумки. Уже тогда, в 50-х годах меткие цитаты Фаины Раневской прославили талантливую артистку.
  4. В Моссовете Раневская отыграла свои самые заметные роли – Люси Купер («Дальше-тишина»), Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Манька-спекулянтка в спектакле «Шторм» и многие другие. Маньке-спекулянтке зрители вообще аплодировали стоя, не зная, что вся роль придумана не самим режиссером, а полностью переписана самой Фаиной. Сыграла она ее так ярко, что затмила собой даже исполнителей главных ролей.
  5. «Закон чести». Этот спектакль Фаина играла уже в военные годы в Ташкентском театре Драмы, куда эвакуировали актеров Моссовета. Ее жена Лосева получилась настолько убедительной, что после данной роли в театре актрису начали приглашать в кино на подобное амплуа.
  6. «Игрок», «Деревья умирают стоя» и «Мракобесы» — спектакли Раневской уже в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, где артистка играла до самой смерти. На этом театре даже установили табличку, на которой отражены годы жизни Фаины Раневской — 1896-1984.

Известные кинороли

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

Ф. Раневская

После дебюта на театральной сцене Фаину Раневскую начали приглашать в кинематограф. Причем в ее фильмографии почти нет главных киноролей. Кинообразы, прославившие Раневскую на весь Советский союз, как правило, немногословны. Это роли даже не второго, а третьего плана. Однако, даже их Фаина смогла сделать звездными. Коллеги по цеху, да и зрители называли Раневскую «королевой эпизода».

Наиболее известные эпизодические образы, а также фильмы с Фаиной Раневской в главной роли:

  1. Госпожа Луазо («Пышка», 1934).
  2. Попадья («Дума про казака Голготу», 1937).
  3. Ида Гуревич («Ошибка инженера Кочина», 1939).
  4. Ляля («Подкидыш»,1939) – самая известная роль Раневской и на века прославившая ее фраза героини: «Муля, не нервируй меня!».
  5. Маня, тетка Добрякоа, сотрудница роддома («Любимая девушка», 1940).
  6. Роза Скороход («Мечта», 1941).
  7. Горпина («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1941).
  8. Тетушка Адель («Новые похождения Швейка», 1943).
  9. Профессор медицины («Небесный тихоход», 1945).
  10. Мачеха («Золушка», 1947).
  11. Зоя Свиристинская («Девушка с гитарой», 1958).
  12. Бабушка («Осторожно, бабушка!», 1960).
  13. Ада Бранд – директор цирка («Сегодня новый аттракцион», 1966).

Кроме этого, Фаина Раневская участвовала в съемках знаменитого юмористического журнала «Фитиль», а также озвучила самую известную и хозяйственную няню всех времен и народов – Фрекен Бок в мультфильме «Малыш и Карлсон».

Последние годы жизни

Причиной смерти Фаины Раневской стала пневмония, которую ее организм не смог перенести после обширного инфаркта. В конце своей жизни Фаина Георгиевна уже не играла в театре, так как, по ее словам, она устала «симулировать здоровье». Свою творческую жизнь она окончила в 1963 году, и жила со своей сестрой Беллой и собакой Мальчиком.

Где похоронена Фаина Раневская?

Перед смертью знаменитая актриса даже завещала выбить на своем надгробии надпись: «Умерла от отвращения». Могила Фаины Раневской на Донском кладбище — довольно популярное место. Вокруг всегда цветы от поклонников и почитателей ее таланта. Столь эксцентричная эпитафия про «отвратительную жизнь» не была принята, и место, где похоронена Фаина Раневская, лишь скрашивает маленькая бронзовая собачка Мальчик – любимый пес актрисы.

Личная жизнь

Цитаты Фаины Раневской прославили ее не только среди коллег по цеху, но и среди обычных людей. Она не только была достаточно резкой в своих высказываниях, но и поразительно мудрой женщиной, иногда шокирующей, а иногда и сразу влюбляющей в себя при помощи мощной харизмы.

Чего стоит случай с режиссером в одном из театров, который ворвался в ее гримерку, пытаясь скандалить по поводу роли, и замер на пороге. Раневская была абсолютно голой и курила сигарету. Совершенно не замечая шока, который она произвела на своего коллегу, Раневская спросила: «Вам не мешает, что я курю?».

Однако, множество романов, которые приписывали великой актрисе, не принесли Раневской семьи и детей. Она никогда не была замужем, не желая вступать в отношения, которые потом принесут боль. Это началось после случая с одним известным актером, в которого тогда юная Фанни была влюблена. Он пришел к ней домой с подругой, и попросил влюбленную Раневскую «погулять». Однако, одинокой Фаина не была. У нее было множество друзей, и любимая сестра Белла, которая жила с ней.

Афоризмы актрисы

Все цитаты великой актрисы давно стали афоризмами, и сейчас набирают все большую популярность. В них заключена не только мудрость, но острый ум этой легендарной женщины.

Самые известные из них:

  1. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  2. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  3. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
  4. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
  5. Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
  6. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
  7. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  8. Почему все дуры такие женщины?
  9. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
  10. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Ф. Раневская

«Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть» — данная фраза также принадлежит легендарной актрисе. Всеобщего признания ее таланта хватило при жизни, но каждый из ее поклонников все же знает, где похоронена Фаина Раневская, и куда можно прийти, чтобы отдать последнюю дань ее великому мастерству.

Спустя почти полтора века Раневская по-прежнему восхищает талантом и хлёсткими выражениями.

image

Фото © Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

123 года назад, в конце августа 1896 года, в Таганроге родилась легендарная Фаина Раневская. Помимо ярких кинообразов актрисе принадлежит несметное количество фраз, юмор и меткость которых восхищают по сей день.

image

Когда начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника» у меня ничего не получается

Фото © Wikipedia

Настоящее имя актрисы — Фанни Гиршевна Фельдман. Она появилась на свет в богатой еврейской семье. Мама Фаины — домохозяйка, воспитывала пятерых детей. У Фаины были сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Папа Фанни считался влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, у него также были магазин, несколько домов и даже пароход.

image

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь

Фото © Wikipedia

Фаина с детства проявляла необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, не могла сдружиться и с сестрой.

image

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа

Фото © Pixabay

Маленькой Фаине часто напоминали, что она некрасивая девочка. Мысли об этом заставляли её стесняться своей внешности всю жизнь.

image

Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью

Фото © Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Увлечение будущей актрисы театром началось после того, как в 1913 году она побывала на спектакле «Вишнёвый сад» Антона Чехова в Московском художественном театре, где играли звёзды тех лет. Псевдоним Раневская, взятый из этой пьесы, позже стал её официальной фамилией.

image

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот

Фото © Pixabay

В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в те годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с актёром Василием Качаловым. По воспоминаниям Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.

image

Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая

Фото © Pixabay

В личной жизни актриса так и не обрела женского счастья. Она никогда не была замужем, у неё не было детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить.

image

Главное — живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить

Фото © Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году. Начинающий режиссёр Михаил Ромм, увидев её на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой новелле Ги де Мопассана.

Оптимизм — это недостаток информации

Фото © Pixabay

На счету Раневской около 30 ролей в кино, каждая из которых запомнилась зрителям благодаря яркому и неординарному таланту актрисы. Она принимала участие в озвучении мультфильмов («Сказка о царе Салтане», 1943, Бабариха; «Карлсон вернулся», 1970, Фрекен Бок).

Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник

Фото © Pixabay

Раневская стала лауреатом Сталинских премий, обладала множеством орденов и других наград. Ах, если бы они могли согреть холодной ночью или поддержать разговор бесконечным вечером… «Будь он проклят, этот талант, сделавший меня одинокой», — писала актриса. Судьба отмерила ей долгую жизнь — 87 лет. Она пережила всех своих друзей и в последние годы очень страдала от одиночества.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение

Фото © Pixabay

Как-то, в послереволюционные годы, некий красноармеец из числа зрителей прислал Раневской записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось такими словами: «И попробуй только не прийтить». Уже будучи в преклонном возрасте, актриса шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Всё-таки не так часто меня приглашали на свидание».

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи

Фото © Христофоров Валерий / ТАСС

На доме, где родилась Фаина Раневская (г. Таганрог, ул. Фрунзе, д. 10), 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска.

Всё приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению

Фото © Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

А незадолго до смерти актриса написала с горьким сарказмом: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»…

Фаина Раневская ушла из жизни 19 июля 1984 года после перенесённых инфаркта и пневмонии. Похоронена на Донском кладбище в Москве. Её могила постоянно укрыта живыми цветами — их круглый год приносят поклонники таланта королевы второго плана.

Подпишитесь на LIFE

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий