Старинное лютеранское кладбище в Смоленске — Per aspera ad astra — LiveJournal

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ДМИТРИЯ ДУЛЬСКОГО 

Автор проекту «Класичне українське Таро» — это современная национальная интерпретация методология классического Марсельского Таро, известного еще с XV в. Карты выполнены в графической интегрированной манере средневековой западноевропейской живописи.

Автор проекту «Україна міфічна» — Магічний календар. У календарі представлені зображення деяких представників української нижчої міфології. Авторами планується зробити видання «Україна міфічна» серійним і ілюстративно охопити всіх представників української нарративної духовної культури.

ЧТО ДАЮТ МОИ КОНСУЛЬТАЦИИ

     Дмитрий Дульский  экстрасенс, ведущий эксперт в сфере магии, экстрасенсорики и оккультных наук, (черный маг-некромант).    Состою в магическом конгломерате. Если возникает ситуация, когда я не могу справиться с проблемой клиента, мои коллеги-маги дополняют мою энергию своей, что колоссально усиливает результат работы.

   Моя главная заповедь Не навредить.  я НЕ лечу физические заболевания — Я лечу душу человека  Помогая ему справится с его проблемами,  Найти и принять, правильное решения. Найти выход и силы, что бы жить на полную и радоваться жизни.

Если Вы запутались и не знаете, что делать дальше, Если Вам нужна помощь — Мы с радостью поможем Вам, решить любой Ваш вопрос* 

image 

ВНИМАНИЕ!!!!!

 У нас есть только два НАШИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ интернет ресурса, сайт на котором Вы находитесь  сейчас и дополнительный МедиаРесурс www.ekstrasens.org/ Все иные или другие сайты с нашими именами или фото Являются КЛОНАМИ и не имеют к нам не какого отношения

Со всеми клиентами мы работаем лично Только в живую Не каких телефонных переговоров мы не ведем . Работаем от первого лица (самостоятельно) А так же не имеем  Учеников, Помощников, Последователей и иных неопределенных лиц  котороые могут вести переговоры от нашего имени по телефону  В том числе не принимаем участие и не имеем отношение не к каким магическим салонам, центрам и т.д. Единственные контакты, тел. номера — те которые указаны на наших 2-х официальных интернет ресурсах.www.ekstrasens.org/  Все иное не имеет к нам не какого отношения. Если Вас обманули или Вы с кем то вели переговоры по телефону от нашего имени  Мы не имеем к данным особам ни какого отношения.

 Убедитесь вначале что Вы говорите именно с нами, особенно если Вы находитесь в другой стране или городе. Европа, СНГ сеанс идет только лично или по скайпу Все работы проводим строго на личном приеме не зависимо от региона.

Личный прием в г. Киеве тел. +38 096 03 9999 2; +38 097 669 24 51; +38 066 972 48 53 

Так же провожу онлайн консультации, видео связь.

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, наверное, можно назвать самым старым во всем городе. Оно появилось приблизительно одновременно с самим городом. Более того, это место притягивает своей таинственностью, мистикой и множеством легенд.

image

Почему «Смоленское»

Существует поверье, что во времена строительства Санкт-Петербурга на Васильевский остров приехали рабочие из Смоленска. Из-за тяжелой работы и плохих условий жизни они рано умирали. А хоронили их на южном берегу острова вдоль Черной реки. С тех самых пор поле вдоль нее стали называть Смоленским.

Однако, скорее всего, данная версия является всего лишь чьими-то домыслами. Названия реки и кладбища появились после строительства в этом месте церкви, посвященной Смоленской иконе Божьей Матери. Автором данной иконы был святой Лука. А Владимир Мономах перенес ее в Смоленск. Отсюда и соответствующее название.

В 1792 году церковь подверглась перестройке и была заново освещена именем Архангела Михаила. Однако до наших дней храм не сохранился, так как был разобран в 19-м веке.

«Двойное» Смоленское кладбище

Санкт-Петербург и знаменитое кладбище имеют общую историю и практически одновременное начало. Так, после полтавской победы, благодаря которой и существует северная столица, в городе не было ни одного официально утвержденного кладбища. Где приходилось – там и хоронили. На Васильевском острове погребали вдоль левого берега реки Смоленки (ранее Черной речки). В 1710 году здесь была построена военная канцелярия, и кладбище стало местом для захоронения узников, умерших в Санкт-Петербургском остроге. Поговаривают, что мертвых преступников прямо в кандалах и закапывали.

Под названием «Смоленское кладбище» понимается два самостоятельных кладбища, расположенных рядом – православное и лютеранское (немецкое). Старейшим считается православное.

Официальным местом захоронения данное кладбище стало в 1738 году по указу Синода. Немецкое кладбище открыли позже – в 1747 году.

Кладбище привели в порядок и благоустроили. Так как не было своей собственной часовни, то в 1755 году была возведена церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери. С тех пор здесь стали хоронить и прихожан, и жителей города, и кадетов. В 1807 году были захоронены останки мальтийских рыцарей. В 1831 году здесь было огорожено место для захоронения людей, умерших от холеры.

К середине 19-го века Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге считалось самым большим в городе. На 1860 год число погребенных составляло 350 тысяч. На сегодняшний день территория погоста – около 50 гектаров.

Наводнение

В конце 1824 года на Смоленское кладбище обрушилось наводнение. Все заборы были снесены, кресты смыло, сами места захоронений засыпало землей так, что найти их было практически невозможно. Многие после наводнения так и не смогли отыскать могилы близких. Наводнение уничтожило весь архив, находившийся в церкви, сохранились только приходские книги, которые священники хранили у себя дома. Церковь Архангела Михаила была разрушена практически до основания. В итоге ее пришлось снести, так как восстановлению здание уже не подлежало. Во время наводнения даже утонули три старые женщины, не сумевшие спастись.

Одним словом, все кладбище было приведено в полнейший беспорядок и понесло огромнейшие убытки. Было затрачено много времени и сил на то, чтобы все убрать и восстановить. Однако многие захоронения так и остались не найденными. Например, захоронение мальтийских рыцарей.

Легенда о сорока священниках

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, как правило, многолюдно. Сюда приходят не только родственники, чтобы почтить память усопших, но и просто желающие прогуляться и посмотреть на могилы знаменитых людей, а также те, кто желает окунуться в атмосферу тайн и мистики. В старой исторической части кладбища, которая сильно запущена, по преданиям, можно встретить призраков. Множество легенд связано с этим местом. И самой жуткой и зловещей считается легенда о 40 мучениках во имя веры. Многие ученые и историки считают, что это не просто легенда, а событие, которое имело место быть на самом деле.

Блаженная Ксения Петербургская

Смоленское кладбище славится также знаменитой во всем городе часовней Ксении Блаженной, заступницы и хранительницы Санкт-Петербурга. И с именем этой покровительницы также связано немало легенд.

Так, по одной из них, молодая девушка Ксения, похоронив своего супруга, раздала бедным все, что имела, облачилась в пальто покойного и стала безумной. И в жару и в холод она скиталась по городским улицам и говорила прохожим всякие безумные веще. Но вскоре стало ясно, что все сказанное Ксенией имело глубинный смысл. Она обладала даром ясновидения.

После того как Ксения умерла, на могилу безумной на Смоленском кладбище стали приходить люди. А в скором времени построили часовню в ее честь. Эта церковь не закрывалась даже во времена Советской власти. Люди верят, что если три раза обойти вокруг церкви, думая при этом о своем самом сокровенном, то Ксения Блаженная исполнит желание. Наверное, поэтому часто там можно встретить страдающих влюбленных.

Не только легенды

Кроме могил известных деятелей, на Смоленском кладбище есть красивые и необычные монументы. К примеру, памятник, посвященный чинам русской полиции, который сохранился еще с дореволюционных времен. Этот памятник постоянно опекают сотрудники ГИБДД.

Кладбище сегодня

В послереволюционные годы кладбище закрыли в связи с нехваткой мест. А часть земли с захоронениями отдали под строительство… детского сада.

Для того чтобы сохранить хоть монументы и надгробия известных деятелей, их переставили в Александро-Невскую лавру. Сегодня православную часть кладбища восстановили: отреставрировали надгробия, часовню, облагородили аллеи, ведется специальный архив всех захоронений. На кладбище больше не хоронят (за исключением особых случаев).

Немецкая часть пребывает в огромном запустении, и даже ходят слухи о предстоящем сносе. Однако пока никаких изменений нет, и сюда по-прежнему приходят, чтобы посмотреть на сохранившиеся памятники 18-го столетия.

Итак, если вы решили посетить Смоленское кладбище, как добраться? Ближайшая станция метро – «Василеостровская». Возле выхода из метро находится остановка. Садитесь на маршрутное такси № К-249 и едете пятнадцать минут до улицы Камской. По ней, никуда не сворачивая, идете прямо, и впереди – Смоленское кладбище. Адрес: улица Камская, 3.

Православное кладбище было последним из кладбищ по пути от метро Приморская, которое мы смогли посетить за один день. Времени для его осмотра у нас было уже мало. История его драматически типична для нашего времени. Смоленское православное кладбище впервые упомянуто в указе Синода 1738 года как кладбище «на Васильевском острове у Черной речки». Но лишь указом от 11 мая 1756 года ему было учреждено определенное место «в сторону от Галерной гавани» (между 18-й и 23-1 линиями Васильевского острова). А в 1760 году на кладбище была построена деревянная церковь Смоленской Божией матери, которая до наших дней не сохранилась, в основном, из-за наводнения 1777г. Дошедшая до наших дней каменная церковь была построена по проекту архитектора А. А. Иванова в 1790 году. Кладбище вначале было очень бедным, средств хватало только на самое необходимое. Лишь при отце Георгии Петрове благосостояние кладбища было поправлено организацией в 1796 г. «траурного заведения», в котором напрокат можно было получить «катафалки, дроги, покровы, попоны, плащи, шляпы с флером» и другие принадлежности погребальной церемонии. «Траурное заведение» просуществовало до 1841 г. Однако, отголоски его существуют и поныне: С 18 века на Смоленском кладбище хоронили как простых людей, так и деятелей науки и искусства. Были сформированы специальные площадки: Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Петербургского университета. Погребения на кладбище в начальный период его существования были немногочисленны – около тысячи в год. С 1781 г. велись регулярные записи в кладбищенских книгах. К 1820-м гг. это число возросло до четырех с лишним тысяч ежегодно. Страшным для Смоленского кладбища было наводнение 7 ноября 1824 г. Вода в этой части острова поднялась до крыш одноэтажных домов. Множество крестов с могил Смоленского кладбища, сломанных и унесенных наводнением, прибило на Выборгскую сторону, где всю зиму ими топили печи. В дореволюционной России Смоленское кладбище стало одним из самых больших — к началу 20 века число погребенных достигло около 700-800 тысяч человек. Считается, что здесь была похоронена няня А.С.Пушкина – Арина Родионовна. Но место погребения неизвестно, так что об этом факте сообщает только мемориальная доска на воротах: Здесь также был похоронен А.Блок. Позднее его могила была перенесена на Литераторские мостки Волковского кладбища. А в этом храме Светлого Христова Воскресенья его отпевали: Храм Светлого Христова Воскресенья, арх. Демяновский Сейчас храм находится на реставрации. Здесь также находилась могила Т.Г.Шевченко. Позднее она была перенесена в Украину, в г.Канев. На ее месте остался памятный камень: В 1841 г., как и другие кладбища, Смоленское поделили на семь разрядов. Участки вблизи кладбищенских церквей принадлежали к высшим разрядам, и отличались благоустроенностью, хорошим песчаным грунтом и отличным дренажем. Широкая известность Смоленского кладбища привлекала сюда многочисленные толпы народу, служилось множество заказных литургий. Кладбище славилось своей благотворительной деятельностью. В 1900-е гг. при нем числились: богадельня для вдов и сирот духовенства, вдовий дом для вдов, сирот и заштатных священнослужителей, дом трудолюбия, церковно-приходская школа, епархиальный приют. Если благоустройство территории входило в обязанности администрации, то уход за памятниками и могилами был делом родственников, вносивших в кладбищенскую кассу средства. Лишь в 1909 г. городская комиссия по народному образованию взяла на себя заботу о сохранении двадцати четырех памятников выдающимся деятелям культуры на разных петербургских кладбищах. Особую известность принесла кладбищу могила известной юродивой — Ксении Блаженной. Ксения Петербургская жила, предположительно, в середине второй половины 18 века. Когда ей было 26 лет, ее муж, певчий церковного хора, внезапно умер без христианского покаяния. Это событие так потрясло несчастную женщину, что она отказалась не только от своего звания и имущества, но и имени. Ксения приняла имя своего супруга, оделась в его одежды и прошла под его именем весь свой крестный путь. Днем она скиталась по улицам Петербурга, а по ночам выходила за город в поле, и там молилась до самого рассвета. Вскоре люди заметили, что безумные речи Ксении полны глубокого смысла и пророчеств, а сама нищенка обладала даром исцеления. К ней стали приводить больных и детей. Торговцы старались угостить Ксению чем-нибудь, так как заметили, что если Ксения возьмет какое-нибудь угощение из рук торговца, то ему целый день будет сопутствовать удача. Петербуржцы наперебой зазывали нищую в свои дома, так как считалось, что если Ксения примет приглашение, то хозяев ждет счастье и процветание. Бездомная странница прожила около 70 лет, и была погребена на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь иконы Божьей Матери. Сначала над могилой юродивой был только земляной могильный холмик. Через несколько лет он исчез — многочисленные паломники, желавшие унести частичку святой земли, разобрали его до основания. Много раз пытались восстановить могильный холм – но результат был один и тот же, — его растаскивали по горсточкам. Даже каменная плита на могиле не изменила ситуацию: верующие ее разбили и разобрали по маленьким кусочкам. В1830- е на доброхотные пожертвования была выстроена деревянная часовня с дубовым иконостасом, в 1894 расширенная стеклянной галереей. Наконец, в 1902 году, по проекту арх. А.А. Всеславина, над могилой Ксении Блаженной была возведена каменная часовня. Часовня Ксении Петербургской В изголовье мраморной гробницы Ксении стоял иконостас из мрамора и висел мозаичный образ распятого Спасителя, перед которым горела неугасимая лампада. На стенах находилось множество икон в киотах, среди них две серебряные, которые подарил по обету вернувшийся с Русско-турецкой войны 1877–1878 кн. Масальский После всех постреволюционных перипетий, когда часовню то закрывали, то открывали вновь после войны, то опять закрывали и передавали под скульптурную мастерскую (в 1960г.), наконец, в годы перестройки, власти угомонились — часовню отреставрировали и освятили заново. И в 1988г. Ксению Блаженную причислили к лику святых. Но народная тропа к ней не заросла и поныне. Неподалеку от часовни находился храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный и освященный в 1831 году: На заднем плане виден кусок очереди к часовне Ксении Блаженной. История храма традиционно укладывается в текст мемориальной доски на нем: Ну, а после революции началась вакханалия: произошла национализация церковного имущества. Церковь лишили средств; в 1918 г. были изъяты метрические книги. В апреле – мае 1922 г. из кладбищенских церквей вывезли большинство наиболее ценных предметов, церкви не раз подвергались ограблениям. Смоленское считалось «фактически закрытым для погребений из-за отсутствия мест». В 1925 г. в музей общества «Старый Петербург» доставили со Смоленского кладбища ряд бронзовых и мраморных скульптурных деталей, иконостасы. В 1931 г. прошел еще один крупный вывоз памятников и скульптурных деталей в музей-некрополь, множество могил перезахоронено. В 1938 г. кладбище было окончательно закрыто для погребений, а 17 августа 1940 г. исполком Ленгорсовета вынес решение о закрытии Смоленской церкви. Лишь в годы блокады на Смоленском хоронили воинов и мирных жителей, умерших от голода или погибших во время бомбежек. В 1946 г. было возобновлено богослужение в церкви Смоленской иконы Божией Матери. Оставшись единственной действующей церковью на Васильевском острове, она притягивала множество верующих. Бессистемно бродя по кладбищу, мы просто искали красивые или оригинальные надгробья, но чаще всего натыкались на неухоженные, разрушенные могилы и склепы. Например, около часовни Ксении Петербургской находится могила племянника адмирала П.С.Нахимова Платона Васильевича Воеводского: Обелиск памяти нижних чинов лейб-гвардии Финляндского полка, погибших при взрыве в Зимнем дворце при теракте С.Халтурина в 1880г. А наряду с сохраняемыми и обихоженными могилами- вот это: На семейной площадке деревья вросли в ограду А это – часовня великомученицы Анастасии Римлянки Узорешительницы (покровительницы заключенных) Год постройки неизвестен. С 1988 года на кладбище начались все-таки реставрационные работы. но до благостного состояния еще очень далеко А вот фото живого обитателя этого грустного места: По расцветке – копия моего кота Паши.В четверг решила таки поехать на Смоленское кладбище. Давно собиралась, представляла, как это будет, и что буду чувствовать, строила ожидания, рисовала картинки. И, видимо, было это зря. Во-первых ожидания не оправдываются, а во вторых я, наверное, затянула со своим желанием, или у него закончился срок годности, потому что я не прониклась. То есть совсем. Началось с того, что я очень долго собиралась. В 8:30 отправила Машу в школу и уже готова была выехать, однако «маленькие дела» хватали за руки, как репейники, и я их делала. Когда уже совсем было собралась – потеряла аккумулятор от фотоаппарата. Пришлось договариваться с домовыми и кормить их конфетами, что бы они отдали. Затем навигатор. Почему–то он повел меня на Васильевский остров через Петроградку! При этом по пути захватив все перекрытые улицы: и маршала Говорова и Гороховую! Ладно, тайные планы навигаторы были быстро раскрыты, и я вовремя свернула на площадь Труда, не смотря на то, что навигатор охал и ахал ещё минут 15, уговаривая меня «совершить разворот там, где это разрешено». Но я была неумолима, и ему пришлось маршрут переложить. Но и тут он придумал хитрость – повел меня ни где-нибудь, а через Университетскую набережную, а я не умею проезжать мимо Сфинксов спокойно. Мой навигатор, видимо это знал. Может он читает мой жж? Потому как вот тут я писала об истории Сфинксов и о своей любви к ним… У Сфинксов я зависла ещё минут на 20… Египетские душительницы (а именно так переводится с древне греческого слово «сфинкс») были вполне благосклонны. С обоюдных сторон. Дожидаться заката, что бы увидеть, как меняются их почти джакондовские улыбки на звериный оскал, я не стала и поехала дальше. Ещё минут через 30 (!) я, наконец, была возле Смоленского кладбища (православной части). Видимо, к этому моменту все мои препятствия на пути завершились (или задерживать меня более уже не имело смысла), потому как, подъехав к самым воротам, я обнаружила отъезжающую машину и с удовольствием встала на её место, решив вопрос с парковкой. Итак, Смоленское кладбище. Гудеть нельзя. Однако, не успела я пройти и 100 метров вглубь кладбища, как позвонила Маша и сказала, что у них отменили дополнительные занятия и она готова идти домой…(!) Но я уже решила, что раз доехала, то я таки здесь поброжу и договорилась, что Машкус отправится на пару часов на продленку. И пошла таки бродить. Кладбище на меня оказало странное впечатление. С одной стороны такое старинное, такие огромные деревья, такие древние кресты и такие достойные фамилии на камнях. А с другой стороны не покидало ощущение хаоса, искореженности, перепутанности и мешанины. Не было того духа успокоения и порядка, которое можно словить на старых кладбищах. Вообще сложилось впечатление, что деревья там пожирают могилы. Во многих местах видела разломившиеся каменные могилы, под напором дерева, разросшегося изнутри. Или смещенные могилы. Одним словом – недружулюбное содружество деревьев и могил. Время от времени начинали гудеть ноги, особенно, когда останавливалась. Самые яркие ощущения в ногах были рядом с часовней Ксении Петербуржской, куда, не смотря на будний день, стояла длинная очередь. Место удивило, но не пригрело. Намоленное, но не мое. Совершенно восхитил и очаровал молочный папоротник, фонтанчиками выпрыгивающий из земли то там, то здесь. Обратила внимание, что есть участки, где растет только сныть, а есть участки поросшие папоротником. Интересно, с чем это может быть связано? Особо впечатляющих могил, пожалуй, не встретила. Хотя, если честно – очень не хотелось сходить с дорожки, что бы подойти к какой-то могиле. Хаос там в воздухе какой-то творился. Во тут интересно – могила КРЕСТЬЯНИНА Кокошина А это, я так понимаю, могила отца Н.К. Рериха В основном – кладбище конечно находится в упадке. Многие могилы разломаны, кресты и памятники часто свалены в кучу, повсеместно разбитые или провалившиеся могилы. Например такие (заглядывать туда не хотелось). И самое главное – ощущение закрученного воздуха. Ну вот не хотелось там гулять. Не гулялось, а бежалось. И ноги гудели. Среди известных людей на Смоленском кладбище покоятся: 1. Особо почитаемая в Питере святая. Ксения Петербургская XVIII век (над её могилой выстроена часовня). Википедия пишет: «несла подвиг добровольного безумия в течение 45 лет. Христа ради юродивая». Называла себя Андреем Федоровичем (по имени скончавшегося мужа). Днем бродила по городу, пророчествовала, а ночью молилась в поле или таскала кирпичи на верхний этаж строящегося тогда Смоленского храма. (Здесь Житие Ксении Петербургской). Говорят, что образ няни Пушкина сильно окультурен и преображен в рамках политической коррекции образа Пушкина как народного поэта после 1917 года. Так, по воспоминаниям Марии Осиповой об Арине Родионовне «старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…» следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: «…но с одним грешком — любила выпить». Странно ещё и то, что у Пушкина был верный «дядька» — Никита Козлов. Он был приставлен к Пушкину ещё с детства и сам внес тело раненного Пушкина в дом, а затем и опускал гроб в могилу. Однако нигде упоминаний о нем нет. Вот здесь интересная статья о няне Пушкина. На лютеранской части кладбища, куда я в этот раз не дошла есть могилы: Владимира Даля, Федора Сологуба, первое захоронение Александра Блока (затем могилу перенесли на Волковское кладбище). Честно говоря и не знаю – захочется ли снова пойти на это кладбище. Как-то не пришлось оно мне по духу, а я, видимо, ему. Да и не пускало оно меня к себе. Ехала вместо обещанных 30 минут – 2,5 часа. У меня вообще – сложные отношения сложились с Васильевским островом. Разные мы с ним. Хотя, безусловно, на Смоленском кладбище есть и интересное. Вот здесь верхушка «барабан» видится мне очень гармоничным. И ещё – несколько фотографий для сравнения в другое время года (других авторов): Осень Источник фото. Зима Источник фото. Сумерки Источник фото. А как Вам Смоленское кладбище? Любите там гулять? Имею ввиду именно православную часть, не лютеранскую. Пускает к себе?

image Смоленское кладбище (фото мои)

В этот день я прогуливался по Смоленскому кладбищу. Тихое место для уединения располагало к размышлениям. Осенний день выдался пасмурный, и даже в полдень казалось, что вокруг сгустились сумерки. Погрузившись в свои мысли, я не сразу заметил, как ко мне навстречу по узкой дорожке неспешным шагом направляется высокий статный человек. image

image

image

image

«Мальтийский рыцарь» — промелькнула мысль. Вспомнилось, что наш покойный государь Павел I носил титул Мальтийского ордена. Многие знатные кавалеры ордена нашли свое последнее пристанище в Петербурге. Если верить легендам, мальтийцы приблизились к магическим тайнам. Возможно, «бедный Павел» познал неизведанное.

Где похоронены рыцари ордена? Нам не узнать. Смоленское кладбище пострадало после наводнения 1824 года. Надгробия и кресты были смыты, могилы занесло землей, и даже родственники не могли отыскать захоронений предков. Церковные книги с записями имен погребенных также оказались утеряны после наводнения.

image

image

Мимо прошла девочка с фарфоровой куклой в руках. Обернувшись, она лукаво взглянула на меня, склонив голову на бок. Я не успел задать разумного вопроса: почему юная барышня гуляет одна? Девочка скрылась за деревом. Я последовал за ней. И, повернув на тропинку, увидел могилку с навесом от дождя. У креста, украшенного скульптурой скорбящего ангелочка, сидела фарфоровая кукла — точь-в-точь как у прохожей девочки…

*Примечание о мальтийцах в России Император Павел I получил титул магистра Мальтийского ордена в 1796 году. Император жаловал ордену городские земли, часть которых мальтийцы использовали для церкви и кладбища. Его сын Александр I, вошедший на престол в 1801 году, не стал адептом ордена. Сын получил корону, свергнув отца. Как повелось ещё со времен Древнего Египта — царь, взошедший на трон благодаря заговору, вершит дела наперекор предшественнику. Мальтийский орден попал в опалу. Земли были конфискованы, а останки кавалеров ордена — перенесены на Смоленское кладбище в 1807 году. Перезахоронение произошло тайно ночью.

Почитать подробнее о мальтийцах в Петербурге: : Рыцарское кладбище в Санкт — Петербурге

Наши дни

Люблю прогулки по кладбищу. Особенно в осеннее время года. В этот день я приехала на Смоленское кладбище. Я брожу по кладбищам «куда ноги поведут» и не ищу могил знаменитостей. И мне невольно вспоминаются строки стихов:

image Первоначальная могила поэта Александра Блока

«Блоковская дорожка» получила своё название от места первоначальной могилы Александра Блока, который в 1921 году был похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году тело поэта было перенесено на «Литераторские мостки» Волковского кладбища. Но верные поклонники творчества Блока посещают две могилы в день его смерти.

Вспомнились эпизоды биографии писателя, смерть которого оплакивал весь Петроград. Друзья и просто поклонники Блока пронесли гроб по городским улицам (их путь составил более 6 км) в тишине без оркестра. Современник поэта В. Вейдле вспоминал о похоронах: «Потом мы его хоронили, десятого, на другой день. «Мы», то есть все в тогдашнем Петербурге, кто был причастен к литературе и просто кому дорог был Блок и дорога была поэзия. Нас было много. Гроб мы несли на руках, сменяясь по четверо, от дома на Офицерской до Смоленского кладбища. Вспоминая об этом, слышу внутри себя его голос, читающий «Возмездие», и одновременно чувствую на плече тяжесть его гроба… Не было поэта после Пушкина, которого так любили бы у нас, как Блока.»

Анна Ахматова на смерть друга писала:

По воспоминаниям друзей, Блок перед смертью потребовал, чтобы все экземпляры его революционной поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Поэма, написанная в 1918 году, когда революция казалась началом новой эпохи перемен. Но вскоре «власть дегенератов» показала свою сущность, и отношение Блока к большевикам изменилось (что было характерно и для Сергея Есенина, который тоже поначалу «верил в революцию», но затем переосмыслил взгляды, став «врагом»).

Друзья поэта Николай Гумилёв и Анна Ахматова жёстко критиковали поэму «Двенадцать». «Вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя» — писал Гумилёв. Ахматова отказывалась участвовать в литературных вечерах, если должны были декламировать «Двенадцать».

Вызывал недоумение эпизод поэмы, где сам Христос ведет двенадцать красногвардейцев-уголовников по улицам Петрограда. Один из современников писал: «Так с какой же стати ему (Христу) вести эту банду? Увидишь Блока – спроси его об этом».

Ещё одна жуткая история времен репрессий. «Борцы с мракобесием» похоронили заживо 40 священников. Несколько дней из-под земли раздавались стоны. Старожилы рассказывали, что вдруг среди ночи на могилу упал луч света — и всё стихло. Говорят, призраки казненных священников бродят по дорожкам кладбища, читая молитвы.

— Приходят призраки, — продолжала женщина, — однажды своими глазами видела. Давно это было. Шли мы с сотрудницами с работы, уже темнело. Решили через кладбище «угол срезать». Девочки чуть вперёд меня ушли, я немного отстала. И вдруг вижу в стороне тёмный силуэт в плаще с капюшоном. Он стоял ко мне боком, наклонив голову. Странно, но я даже не испугалась. Может, потому что не одна была.

Памятник с мраморной собачкой, «верным Хатико».

Могила профессора Кучерова

В годы революции кладбище подвергалось актам вандализма «борцов с царским режимом», дегенераты-большевики одобряли разорение могил аристократии. Были идеи вообще снести кладбище, а на его месте построить детский садик. В «лихие 90-е» кладбище также пострадало, подвергаясь атакам мародёров и псевдо-магов, мнящих себя некромантами. Только последние годы начались реставрационные работы памятников.

Поэзия о Смоленском кладбище

Анна Ахматова

Яков Полонский

Ян Майзельс

Подписаться на обновление «мистических историй»

Ваш e-mail: 

*

Ваше имя: 

*

Получить подборку постов о легендах Петербурга общим файлом

Ваш e-mail: 

*

Ваш логин (или имя): 

*

Предыдущие посты о Легендах Петербурга и Ленобласти

Призрак дома на Шпалерной Литейный мост. Путь в никуда… Призраки Ораниенбаума (Екатерина Великая, Петр III) Тайны Сфинксов Призрак отеля «Англетер» «Остров мертвых» парка Монрепо (Выборг) Призрачный шулер Петербурга Призрак самоубийцы на Зимней Канавке Призраки Смольного собора Призрак первостроителя Проклятье Обводного канала Легенды Никольского кладбища Пиковая Дама

Легенды Европы. Франция

Белая Дама Призраки Лувра Призрак дворца Тюильри Собор Парижской Богоматери Далида. Три смерти Байки Монмартра

Легенды Европы. Италия

Мистика туринского Пантеона Мост Дьявола Призрак Данте

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий