Рогожское кладбище — Общероссийский реестр кладбищ : Международная система поминовения усопших

Номер ID: 61678 Изменить/уточнить Кол-во захоронений: 1 Расположение: Россия, Москва, Нижегородский район Адрес: Москва, Старообрядческая улица, дом 31 А Найти захоронение: Захоронения: Захоронение ID 253241 Андроник МосковскийID: 253241 Известная личность Место захоронения: Россия, Москва, Нижегородский район Адрес / координаты: посмотреть Если Вы не смогли найти в нашей базе интересующее Вас захоронение, Вы можете оставить заявку на его бесплатный поиск Описание

Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы — духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия. Расположено на востоке столицы по адресу: Старообрядческая улица, дом 31 А. Современная площадь кладбища составляет около 12 гектар.

История

Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское).

Могилы старообрядцев на Рогожском кладбище

Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок. В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл все церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей все вернул на свои места. С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы».

С 1853 года Рогожское кладбище — духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. В декабре 1853 года после смерти И. М. Ястребова, часть прихожан, во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие, после чего 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен — малой Никольской — был учрежденединоверческий приход. Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных ичасовенных. Впрочем, как оказалось впоследствии, значительная часть перешедших в единоверия сделало это из-за стремления записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права.

 Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причем было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Петр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось.

С 21 января 1856 года, после появления священства австрийского согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) немедленно потребовал гражданских «репрессалий», и по распоряжению правительства алтари в часовнях были 7 июля 1856 года запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Печати на алтарных дверях Покровского собора были сняты по особому распоряжению императора Николая II накануне Пасхи 1905 года, в связи с изданием «Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года.

На Рогожском кладбище похоронены многие представители московского купечества, селившегося вблизи храмов в слободахна территории современного Таганского района. В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века — «Рогожский летописец». Многие надгробия и памятники сооружены на кладбище известными архитекторами и скульпторами. По проекту выдающегося архитектора Ф. О. Шехтеля и скульптора Н. А. Андреева в 1891 году сооружена Часовня — памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых.

После революций 1917 г. кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича,П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во времяВеликой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

Сейчас на территории кладбища действуют Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (архитектор Ф. Ф. Горностаев, строитель З. И. Иванов), православный храм Святителя Николая Чудотворца (архитектор В. Н. Карнеев). Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.

Известные люди, похороненные на Рогожском кладбище:

Захоронения Морозовых

— В. Ф. Королёв (1891—1962) — протоиерей, настоятель Московского старообрядческого Покровского собора;

— родовая усыпальница части из членов династии Морозовых:

— Тимофей Саввич (1823—1889) — купец;

— Савва Тимофеевич (1862—1905) — меценат и общественный деятель;

— Михаил Акимович — академик АМН СССР.

— Рябушинские Павел и Василий Михайловичи — текстильные фабриканты;

— К. Т. Солдатенков — книгоиздатель и владелец художественной галереи;

— Шелапутины — купцы 1 гильдии, благотворители;

— Кузнецов, Матвей Сидорович — фарфорозаводчик;

— Алпеев, Семён Павлович — Герой Советского Союза, полковник;

— Альперт, Макс Владимирович — известный советский фотограф и фоторепортёр. Один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии;

— Балтер, Гита Абрамовна — российский музыковед и музыкальный педагог.

Места на Рогожском кладбище:

Рогожское кладбище в Москве – закрытого типа. Участки на Рогожском кладбище доступны для родственного подзахоронения (по истечении санитарного срока). Места на Рогожском кладбище можно купить под родовое (семейное) захоронение на аукционе департамента торговли и услуг правительства Москвы.

Получить место на кладбище бесплатно можно:

Если есть родственная могила (и прямое родство с захороненными в ней);

Если умерший имел заслуги перед государством или Москвой (награды, звания, регалии).

Бесплатное место нужно запрашивать и оформлять в специальном порядке через Департамент торговли и услуг. Это могут сделать родственники умершего или ритуальный агент по поручению семьи. В ряде особо важных случаев, решение о выделении участка принимается на правительственном уровне.

Время работы Рогожского кладбища:

Лето (с 1 мая по 30 сентября): ежедневно с 9 до 19.

Зима (с 1 октября по 30 апреля): ежедневно с 9 до 17.

Погребения могут быть произведены ежедневно с 9 до 17.

Как добраться до Рогожского кладбища:

Общественный транспорт:

На метро:

Метро «Римская». Пешком от станции до некрополя около полутора километров или маршрутка 765 до ост. «Старообрядческая улица, 30»

Другие виды транспорта до Рогожского кладбища:

Как доехать на машине:

На пересечении ТТК и ш. Энтузиастов съезд на Старообрядческую ул. До кладбища 300 м.

Изменить или уточнить Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Кладбище
Рогожское кладбище
Страна Россия
Город Москва
Первое упоминание 1771 год
Статус Охраняется государством
Состояние Действует

Координаты: 55°44′25″ с. ш. 37°42′09″ в. д. / 55.7403639° с. ш. 37.7026583° в. д. / 55.7403639; 37.7026583   

Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы — духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия. Расположено на востоке столицы по адресу: Старообрядческая улица, дом 31 А. Современная площадь кладбища составляет около 12 га.

История

Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское).

Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок. В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл всё церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей всё вернул на свои места. С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы».

Учреждение в 1846 г. поставило российских старообрядцев, в том числе и общину Московского Рогожского кладбища, перед выбором, который в конце концов был сделан в пользу иерархии[1]. С 1853 года Рогожское кладбище — духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. В декабре 1853 года после смерти И. М. Ястребова, часть прихожан, во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие, после чего 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен — малой Никольской — был учреждён единоверческий приход. Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных и часовенных. Впрочем, как оказалось впоследствии, значительная часть перешедших в единоверия сделало это из-за стремления записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права[2] Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причём было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Пётр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось.

С 21 января 1856 года, после появления священства белокриницкого согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) немедленно потребовал гражданских «репрессалий», и по распоряжению правительства алтари в часовнях были 7 июля 1856 года запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Печати на алтарных дверях Покровского собора были сняты по особому распоряжению императора Николая II накануне Пасхи 1905 года, в связи с изданием «Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года.[3]

На Рогожском кладбище похоронены многие представители московского купечества, селившегося вблизи храмов в слободах на территории современного Таганского района. В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века — «Рогожский летописец». Многие надгробия и памятники сооружены на кладбище известными архитекторами и скульпторами. По проекту выдающегося архитектора Ф. О. Шехтеля и скульптора Н. А. Андреева в 1891 году сооружена Часовня — памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых.

После революций 1917 года кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

Сейчас на территории кладбища действуют Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (архитектор Ф. Ф. Горностаев, строитель З. И. Иванов), православный [nikolanarogozhke.ru/ храм Святителя Николая Чудотворца] (архитектор В. Н. Карнеев[4]). Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.

Известные люди, похороненные на Рогожском кладбище

Кладбище словно визуализирует историю русского православия, напоминает о расколе в церкви и такой уникальной группы христиан, как старообрядцы.

Ранняя история

Рогожское кладбище было основано в восемнадцатом веке за Покровской заставой, на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствования в Москве эпидемии чумы было запрещено захоронение в городской черте. В связи с этим были учреждены новые кладбища. В том числе сохранившиеся Рогожское, Ваганьковское, Калитниковское.

На то время кладбище, фото которого стали сенсацией среди искусствоведов, было за чертой города и располагалось в Андроновой слободе. Граф Орлов распорядился от имени императрицы хоронить покойных вне города, дабы избежать дальнейшего распространения чумы.

Сначала там появились братские могилы старообрядцев. Екатерина Вторая разрешила представителям их общины даже устроить неподалеку приют и место для нищих. Старообрядцы соорудили часовни. В них служили те, кого называли «беглыми попами». Только в 1822 году было запрещено нанимать их.

Около часовен начали возникать и первые поселения представителей общины. А в конце восемнадцатого века они смогли даже возвести собор Покрова. Он стал самым главным центром всех старообрядцев в Российской Империи. Туда совершались паломничества прихожан в течение долгих лет.

Во время попыток французов взять Москву служитель церкви спрятал все имущество собора в земляных ямах.

Вернул на место золото и серебро только в тот момент, когда французы ушли.

Начиная с 1853 года Рогожское кладбище стало официальным центром архиепископства старообрядцев на Руси.

Проблемы в церкви

После смерти духовного наставника Ястребова церковь разделилась. Некоторые староверы перешли к единоверам вместе с Сапелкиным Владимиром. Тогда же был основан их приход в одной из двух часовен. Основной причиной разделения стало то, что некоторые старообрядцы хотели стать купцами, но с 1855 года им это было строго запрещено.

В 1856 году власти начали проявлять активное внимание к Рогожскому кладбищу. По настоянию Московского Филарета обе часовни запечатались.

Ослабление нападок на старообрядцев

Только в 1905 году, уже при императоре Николае Втором, в честь великого праздника Пасхи святыни снова были открыты и начали действовать. Сделал это владыка Российской империи как знак того, что страна принимает закон о веротерпимости к другим религиям.

Со временем возле церкви начали строить себе дома купцы. Часть из них похоронило Рогожское кладбище. Как доехать до него, описано ниже.

При церкви были обнаружены ценные документы. Наибольшую важность составляет для истории России «Рогожский летописец» — опись пятнадцатого века.

Надгробия на кладбище во многих местах – шедевры, которые создавались именитыми скульпторами. К примеру, архитектор Шехтель сделал в честь Морозова и его семьи часовню.

С началом прихода к власти Советов кладбище (фото которого можно посмотреть далее) перестало быть колоритным и старообрядческим.

А в более поздний период, межвоенный, там начали тайно закапывать тех, кто обвинялся в несогласии с советской властью. После расстрела в КГБ, тела свозили и закапывали под покровом ночи. Так навечно приютило у себя Рогожское кладбище Штерна, Локтионова, Смушкевича и других. Они были военачальниками, которых заподозрили в угрозе для власти.

Помимо братской могилы старообрядцев, там были устроены еще две – тех, кто погиб в ходе Отечественной войны и в госпиталях столицы.

На территории этого кладбища находятся:

  • Собор Покрова, сохранивший при себе старообрядческую епархию.

  • Колокольня Воскресения.

  • Храм в честь Николая Чудотворца.

Закрытым простаивает молельный дом, а также православный собор в честь Богородицы.

Кто похоронен в земле уникального кладбища Москвы. Список

По этому месту можно ходить, как по музею. Начиная с восемнадцатого века за ним постоянно следили, ухаживали за могилами. Старообрядцы ценили его как центр своей религиозной культуры.

Известные личности, которых приютило у себя Рогожское кладбище:

  • Солдатенков, более известный как щедрый меценат, издатель книг, основатель галереи художеств.

  • Семья Морозовых, в том числе и Тимофей Саввич, и его сын, и их потомок академик Михаил Акимович.

  • Владельцы текстильной фабрики Рябушинские.

  • Протоиерей из собора Покрова — Королев.

  • Купцы и меценаты Шелапутины.

  • Владелец фарфоровой фабрики Кузнецов Матвей.

  • Гита Балтер — педагог по вокалу, музыковед.

Рогожское кладбище: как доехать

Попасть туда очень просто. Есть два варианта пути до Рогожского кладбища:

  • Поехать к Рогожской заставе. После этого идти не так долго вдоль Владимирского шоссе, а потом свернуть на улицу Старообрядческую. Только вот они сменили название. Теперь это шоссе Энтузиастов, улица имени Войтовича. Она отходит немного вправо от дороги. В этом случае посетители заходят просто с самых центральных ворот.

  • Доехать на общественном транспорте до заставы Покровской. От нее до кладбища придется идти чуть дольше вдоль слободы. После этого начнется железнодорожный мост от дороги Нижегородской. Совсем рядом с ним будут видны ворота кладбища.

Предпочтительнее отправляться первым путем, поскольку на нем меньше грязи и пыли. Но вторая дорога гораздо тише и спокойнее.

Основные правила посещения

Церкви, что стоят на территории кладбища Москвы, фото которого доступны в статье, принадлежат к двум разным конфессиям. В старообрядческие святыни не пустят тех, кто будет одет не по правилам. Волосы у женщин не могут выбиваться из-под платка, рукава должны быть гораздо ниже локтя, ношение брюк запрещено. Сумки нельзя носить на плече.

В зависимости от того, будет ли проходить какая-то церемония в здании, туда могут не пустить тех, кто принадлежит к другой вере.

Храмы

Первый храм, который стоит возле ворот – это колокольня, созданная в дореволюционное время. Рогожское кладбище в Москве славится этой святыней, которую построили в честь снятия печатей с алтарей. Она столпообразная. На фасаде нанесены изображения из древних сказаний – птицы Гамаюн, Сирин, Алконост. Внутри типичный древнерусский стиль. В часовне хранятся иконы пятнадцатого века.

За колокольней стоят еще два храма. Один из них, по левую руку, Покровский. Снаружи он выдержан в простом, малоприметном классическом стиле. Он представляет огромный интерес для любого исследователя старины.

По правую руку расположился храм на Рогожском кладбище в честь Рождества Христова. Он построен в роскошном стиле барокко.

Иконы

Каждый из них буквально можно назвать музеем по истории иконописи в России. В них хранятся те иконы, которые приносили им верные прихожане – старообрядцы. Есть даже шедевры из четырнадцатого века.

Реставрация икон если и проводилась, то только согласно старообрядческим законам, без введения новшеств эпохи.

В храме Покрова сохранилось больше церковных изображений за разные исторические периоды.

Открывают их рано утром, и работают они до 11.50 или 12.00, когда происходит последняя служба.

По праздничным дням, а также по воскресным нет панихид. В связи с этим храмы закрывают раньше, чем обычно, около одиннадцати.

Само старообрядческое служение очень интересно своими древними песнопениями, молитвами.

Если на Рогожское кладбище в Москве приходит большая группа туристов, их могут пустить в храм и подробно рассказать о его истории, а также обо всех самых интересных иконах.

В соборе Покрова находятся и пожертвования Солдатенкова, который был знатным коллекционером древностей.

После осмотра святынь можно направиться на Рогожское кладбище. Как доехать до него, уже известно. Между храмами и ним живет старообрядческий архиепископ. И там же собираются все церковные служители этой общины на важные мероприятия.

Позади дома был построен храм в честь Николая Чудотворца. В нем служат и живут единоверцы. Пройдя три святыни, можно попасть к могилам на кладбище.

Кладбище
Рогожское кладбище
55°44′25″ с. ш. 37°42′09″ в. д.
Страна  Россия
Город Москва
Первое упоминание 1771 год
Дата основания 1771
Статус Охраняется государством
Состояние Действует
 Медиафайлы на Викискладе

Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы — духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия. Расположено на востоке столицы по адресу: Старообрядческая улица, дом 31 А. Современная площадь кладбища составляет около 12 га.

Рогожское кладбище. 1848

История

Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой (в трёх верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта[1]) в районе Рогожской ямской слободы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское, Даниловское и Калитниковское).

Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок. В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл всё церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей всё вернул на свои места. С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы».

Учреждение в 1846 году Белокриницкой митрополии поставило российских старообрядцев, в том числе и общину Московского Рогожского кладбища, перед выбором, который в конце концов был сделан в пользу иерархии[2]. С 1853 года Рогожское кладбище — духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. В декабре 1853 года после смерти И. М. Ястребова часть прихожан во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие, после чего 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен — малой Никольской — был учреждён единоверческий приход. Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных и часовенных. Впрочем, как оказалось впоследствии, значительная часть перешедших в единоверие сделало это из-за стремления записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права[3]. Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причём было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Пётр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось.

С 21 января 1856 года, после появления священства белокриницкого согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) немедленно потребовал гражданских «репрессалий», и по распоряжению правительства алтари в часовнях были 7 июля 1856 года запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Печати на алтарных дверях Покровского собора были сняты по особому распоряжению императора Николая II накануне Пасхи 1905 года в связи с изданием «Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года[4].

На Рогожском кладбище похоронены многие представители московского купечества, селившегося вблизи храмов в слободах на территории современного Таганского района. В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века — «Рогожский летописец».

После революций 1917 года кладбище перестало быть только старообрядческим. В 1930—1940-х годах на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 года военачальников Якова Смушкевича, Павла Рычагова, Григория Штерна, Александра Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

На территории кладбища действуют Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (архитектор Фёдор Горностаев, строитель Зиновий Иванов), православный храм Святителя Николая Чудотворца (архитектор Василий Карнеев[5]). Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.

Кладбищенская скульптура

Многие надгробия и памятники сооружены на кладбище известными архитекторами и скульпторами. По проекту архитектора Фёдора Шехтеля и скульптора Николая Андреева в 1891 году сооружена часовня-памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых, беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом на могиле Саввы Тимофеевича Морозова выполнен Н. А. Андреевым[1].

Известные захоронения

СЗАО

  • Рождественское
  • Троице-Лыковское

ЗелАО

  • Алабушевское
  • Центральное Зеленоградское
  • Никольское
  • Северное

НАО

  • Анкудиново
  • Барыши
  • Большое Покровское
  • Большое Свинорье
  • Ватутинское
  • Девятское
  • Ивановское
  • Изваринское
  • Кувекинское
  • Летовское
  • Николо-Хованское
  • Остафьево
  • Переделкинское
  • Передельцевское
  • Прокшинское
  • Пыхтинское
  • Ракитки
  • Саларьевское
  • Середневское
  • Сосенское
  • Станиславское
  • Филимонковское
  • Хованское
  • Яковлевское

ТАО

  • Белоусово
  • Богородское
  • Богоявление
  • Былово
  • Варварино
  • Васюнино
  • Вороново
  • Ворсино
  • Губцево
  • Жохово
  • Зосимова пустынь
  • Исаково
  • Кленово
  • Клоково
  • Красное
  • Кузнецово
  • Лукошкино
  • Маврино
  • Никольское
  • Новогромово
  • Ознобишино
  • Пёсье
  • Поповка
  • Пучково
  • Раево
  • Рождественно
  • Романцево
  • Руднево
  • Сальково
  • Сатино-Русское
  • Свитино
  • Спас-Купля
  • Товарищево
  • Троицкое городское
  • Хатминки
  • Чириково
  • Щапово
  • Юдановка

Действующие кладбища выделены жирным Эта страница в последний раз была отредактирована 7 июля 2021 в 13:35.Главная в†’ Интересное в†’ Справочник кладбищ Москвы в†’ Рогожское кладбище

Адрес кладбища: Москва, ул. Войтовича, вл. 31а

Администрация кладбища: +7 (495) 361-49-00

Заказ иВ установка памятника

По адресу: 1-й Вешняковский пр-д, д. 1 (пн.- пт. 9:00 — 18:00)

Консультации: +7 (495) 760-10-22 (ежедневно 9:00 — 20:00)

image image

Рогожское кладбище, площадью 9,7 га, расположено вВ Юго-Восточном административном округе, Нижегородский район. ОноВ входит вВ состав Государственного унитарного предприятия В«РитуалВ».

Кладбище было основано воВ время эпидемии чумы 1771 года. ОноВ являлось старообрядческим кладбищем поповского толка.

Вместе сВ Преображенским Рогожское кладбище являлось центром староверия иВ вплоть доВ 1934 г. наВ немВ хоронили только старообрядцев. ПриВ кладбище были возведены триВ старообрядческие церкви: Никольская (1776 г.), Покровская (1790-1792 гг.) иВ Христорождественнская (1804 г.). ДваВ последних храма построены архитектором М.Ф.Казаковым. Богослужения вВ нихВ совершали беглые православные священники, переведенные вВ старообрядство.

Во время нашествия Наполеона вВ 1812 году церкви Рогожского кладбища были единственными вВ Москве, гдеВ совершались богослужения. ВВ 1813 г. после освобождения Москвы многие храмы ещеВ были закрыты, иВ многие православные москвичи ходили кВ литургии вВ Рогожские храмы. ЭтоВ вызвало беспокойство православной церкви: былВ издан приказ Ф.В.Ростопчина, согласно которому наВ Рогожском кладбище запрещалось ежедневное служение литургии.

А вВ 1856 г. поВ доносу иеромонаха Парфения алтари Покровского иВ Рождественского храма были опечатаны, аВ Никольский храм былВ перестроен иВ обращен вВ единоверческий.

Просмотреть увеличенную карту

24.05.2010, 4635 просмотров.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий