Николай Юкин: «У нас старообрядцы пускают и в музей, и в храм»

Кладбище словно визуализирует историю русского православия, напоминает о расколе в церкви и такой уникальной группы христиан, как старообрядцы.

Ранняя история

Рогожское кладбище было основано в восемнадцатом веке за Покровской заставой, на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствования в Москве эпидемии чумы было запрещено захоронение в городской черте. В связи с этим были учреждены новые кладбища. В том числе сохранившиеся Рогожское, Ваганьковское, Калитниковское.

imageНа то время кладбище, фото которого стали сенсацией среди искусствоведов, было за чертой города и располагалось в Андроновой слободе. Граф Орлов распорядился от имени императрицы хоронить покойных вне города, дабы избежать дальнейшего распространения чумы.

Сначала там появились братские могилы старообрядцев. Екатерина Вторая разрешила представителям их общины даже устроить неподалеку приют и место для нищих. Старообрядцы соорудили часовни. В них служили те, кого называли «беглыми попами». Только в 1822 году было запрещено нанимать их.

Около часовен начали возникать и первые поселения представителей общины. А в конце восемнадцатого века они смогли даже возвести собор Покрова. Он стал самым главным центром всех старообрядцев в Российской Империи. Туда совершались паломничества прихожан в течение долгих лет.

Во время попыток французов взять Москву служитель церкви спрятал все имущество собора в земляных ямах.

Вернул на место золото и серебро только в тот момент, когда французы ушли.

Начиная с 1853 года Рогожское кладбище стало официальным центром архиепископства старообрядцев на Руси.

Проблемы в церкви

После смерти духовного наставника Ястребова церковь разделилась. Некоторые староверы перешли к единоверам вместе с Сапелкиным Владимиром. Тогда же был основан их приход в одной из двух часовен. Основной причиной разделения стало то, что некоторые старообрядцы хотели стать купцами, но с 1855 года им это было строго запрещено.

imageВ 1856 году власти начали проявлять активное внимание к Рогожскому кладбищу. По настоянию Московского Филарета обе часовни запечатались.

Ослабление нападок на старообрядцев

Только в 1905 году, уже при императоре Николае Втором, в честь великого праздника Пасхи святыни снова были открыты и начали действовать. Сделал это владыка Российской империи как знак того, что страна принимает закон о веротерпимости к другим религиям.

Со временем возле церкви начали строить себе дома купцы. Часть из них похоронило Рогожское кладбище. Как доехать до него, описано ниже.

При церкви были обнаружены ценные документы. Наибольшую важность составляет для истории России «Рогожский летописец» — опись пятнадцатого века.

Надгробия на кладбище во многих местах – шедевры, которые создавались именитыми скульпторами. К примеру, архитектор Шехтель сделал в честь Морозова и его семьи часовню.

С началом прихода к власти Советов кладбище (фото которого можно посмотреть далее) перестало быть колоритным и старообрядческим.

А в более поздний период, межвоенный, там начали тайно закапывать тех, кто обвинялся в несогласии с советской властью. После расстрела в КГБ, тела свозили и закапывали под покровом ночи. Так навечно приютило у себя Рогожское кладбище Штерна, Локтионова, Смушкевича и других. Они были военачальниками, которых заподозрили в угрозе для власти.

Помимо братской могилы старообрядцев, там были устроены еще две – тех, кто погиб в ходе Отечественной войны и в госпиталях столицы.

На территории этого кладбища находятся:

  • Собор Покрова, сохранивший при себе старообрядческую епархию.

  • Колокольня Воскресения.

  • Храм в честь Николая Чудотворца.

Закрытым простаивает молельный дом, а также православный собор в честь Богородицы.

Кто похоронен в земле уникального кладбища Москвы. Список

По этому месту можно ходить, как по музею. Начиная с восемнадцатого века за ним постоянно следили, ухаживали за могилами. Старообрядцы ценили его как центр своей религиозной культуры.

Известные личности, которых приютило у себя Рогожское кладбище:

  • Солдатенков, более известный как щедрый меценат, издатель книг, основатель галереи художеств.

  • Семья Морозовых, в том числе и Тимофей Саввич, и его сын, и их потомок академик Михаил Акимович.

  • Владельцы текстильной фабрики Рябушинские.

  • Протоиерей из собора Покрова — Королев.

  • Купцы и меценаты Шелапутины.

  • Владелец фарфоровой фабрики Кузнецов Матвей.

  • Гита Балтер — педагог по вокалу, музыковед.

Рогожское кладбище: как доехать

Попасть туда очень просто. Есть два варианта пути до Рогожского кладбища:

  • Поехать к Рогожской заставе. После этого идти не так долго вдоль Владимирского шоссе, а потом свернуть на улицу Старообрядческую. Только вот они сменили название. Теперь это шоссе Энтузиастов, улица имени Войтовича. Она отходит немного вправо от дороги. В этом случае посетители заходят просто с самых центральных ворот.

  • Доехать на общественном транспорте до заставы Покровской. От нее до кладбища придется идти чуть дольше вдоль слободы. После этого начнется железнодорожный мост от дороги Нижегородской. Совсем рядом с ним будут видны ворота кладбища.

Предпочтительнее отправляться первым путем, поскольку на нем меньше грязи и пыли. Но вторая дорога гораздо тише и спокойнее.

Основные правила посещения

Церкви, что стоят на территории кладбища Москвы, фото которого доступны в статье, принадлежат к двум разным конфессиям. В старообрядческие святыни не пустят тех, кто будет одет не по правилам. Волосы у женщин не могут выбиваться из-под платка, рукава должны быть гораздо ниже локтя, ношение брюк запрещено. Сумки нельзя носить на плече.

В зависимости от того, будет ли проходить какая-то церемония в здании, туда могут не пустить тех, кто принадлежит к другой вере.

Храмы

Первый храм, который стоит возле ворот – это колокольня, созданная в дореволюционное время. Рогожское кладбище в Москве славится этой святыней, которую построили в честь снятия печатей с алтарей. Она столпообразная. На фасаде нанесены изображения из древних сказаний – птицы Гамаюн, Сирин, Алконост. Внутри типичный древнерусский стиль. В часовне хранятся иконы пятнадцатого века.

За колокольней стоят еще два храма. Один из них, по левую руку, Покровский. Снаружи он выдержан в простом, малоприметном классическом стиле. Он представляет огромный интерес для любого исследователя старины.

По правую руку расположился храм на Рогожском кладбище в честь Рождества Христова. Он построен в роскошном стиле барокко.

Иконы

Каждый из них буквально можно назвать музеем по истории иконописи в России. В них хранятся те иконы, которые приносили им верные прихожане – старообрядцы. Есть даже шедевры из четырнадцатого века.

Реставрация икон если и проводилась, то только согласно старообрядческим законам, без введения новшеств эпохи.

В храме Покрова сохранилось больше церковных изображений за разные исторические периоды.

Открывают их рано утром, и работают они до 11.50 или 12.00, когда происходит последняя служба.

По праздничным дням, а также по воскресным нет панихид. В связи с этим храмы закрывают раньше, чем обычно, около одиннадцати.

Само старообрядческое служение очень интересно своими древними песнопениями, молитвами.

Если на Рогожское кладбище в Москве приходит большая группа туристов, их могут пустить в храм и подробно рассказать о его истории, а также обо всех самых интересных иконах.

В соборе Покрова находятся и пожертвования Солдатенкова, который был знатным коллекционером древностей.

После осмотра святынь можно направиться на Рогожское кладбище. Как доехать до него, уже известно. Между храмами и ним живет старообрядческий архиепископ. И там же собираются все церковные служители этой общины на важные мероприятия.

Позади дома был построен храм в честь Николая Чудотворца. В нем служат и живут единоверцы. Пройдя три святыни, можно попасть к могилам на кладбище.

Кладбище как центр В издательстве «Молодая гвардия» вышла книга писателя Кирилла Кожурина, посвященная феномену старообрядчества в русской истории Исследование феномена старообрядчества в русской истории сугубо необъективно — и в этом его основное достоинство. Старообрядческий писатель и философ из Санкт-Петербурга Кирилл Кожурин уже выпускал в «Молодой гвардии» биографии столпов «древлеправославия» протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. ©~~~~~~~~~~~ Крестовоздвиженская церковь на Преображенском кладбище, 1991 годС момента основания Преображенской федосеевской общины в ней с необыкновенной точностью исполнялся богослужебный устав. Никакие упущения в совершении служб не допускались. Так же строго соблюдался и временной порядок богослужений. О всенощных бдениях здесь всегда держались понятия в самом строгом, буквальном смысле слова — это богослужение, которое продолжается всю ночь и заканчивается утром. Сообразно с этим и всенощная служба начиналась не ранее 11 вечера, а заканчивалась часов в 5 или 6 утра. Всеми признавалось, что даже знаменитые староафонские монастыри не исполняют службу с такой точностью, как старообрядцы Преображенского кладбища. Однако в 1910-х годах стал допускаться для заказных всенощных иной порядок, а именно: начало их приходилось на восемь часов вечера. Ныне же всенощные совершаются полностью вечером. Утратив к настоящему времени всякое экономическое значение, Преображенское кладбище по-прежнему продолжает играть важную роль в духовной жизни федосеевского и поморского согласий. Сегодня на Преображенском кладбище зарегистрированы три церковные общины. На территории бывшего «женского двора» находится община федосеевского согласия, а на территории бывшего «мужского двора» — община Древлеправославной Поморской церкви и община Московской патриархии, которые молятся в бывшей соборной Успенской часовне, разделенной на две части. С середины 1990-х годов властями было начато поэтапное возвращение некоторых построек федосеевской общине. Рогожское кладбище Одновременно с Преображенским было основано в Москве Рогожское кладбище. Как и Преображенское кладбище, эта земля также была отведена для погребения умерших во время чумы 1771 года московских старообрядцев, но только приемлющих священство, когда были закрыты прежние места старообрядческих погребений. Новое место представляло собой поле, находившееся справа от Владимирской дороги. С тех пор за Рогожской заставой стали хоронить священников, попечителей и прихожан московских старообрядческих общин поповцев. С разрешения императрицы Екатерины II здесь были выстроены один за другим два старообрядческих храма (летний и зимний), богаделенный дом, и постепенно образовался целый поселок, огороженный высоким забором. Население его составляли старообрядцы, приемлющие священство, среди которых было немало богатых промышленников и купцов. Богослужение в рогожских храмах совершалось священниками, перешедшими в старообрядчество из господствующей церкви. В царствования Екатерины II и Александра I власти проявляли равнодушие к религиозной жизни старообрядчества. До 1823 года в некоторых правительственных учреждениях (в Московской духовной консистории, канцеляриях Министерства внутренних дел и московского генерал-губернатора) не было официальных сведений о Рогожском кладбище, существовавшем уже полстолетия, хотя о нем, разумеется, всем было известно. Церковь Николы Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины в Москве, 1992 г.В честь этого события, пришедшегося на празднование Пасхи, старообрядческое духовенство и прихожане со всей России до сих пор ежегодно совершают крестный ход в Неделю святых жен-мироносиц (второе воскресенье после Пасхи). В память распечатания алтарей в 1912—1913 годах была воздвигнута и одна из красивейших московских колоколен с храмом во имя Воскресения Христова. Первая архиерейская служба, которую совершил вернувшийся из ссылки архиепископ Московский Иоанн (Картушин), прошла лишь через полгода — 22 октября 1905 года. Первый разрешенный колокольный звон на Рогожском был слышен 27 июля 1905 года. В это время вокруг храмов началось активное строительство. Ф. Е. Морозова в память о своем сыне Сергее Ивановиче построила трехэтажное здание для больницы, которое использовалось и как дом причта рогожских храмов. В нем же, на верхнем этаже, помещались келия и покои архиепископа Иоанна. Было построено и еще несколько каменных жилых зданий, а к 1911 году — здание для Московского старообрядческого института. После революции 1917 года большинство исторических зданий старообрядческого поселка было разрушено, храм во имя Рожества Христова использовался под склад мастерских музеев Московского Кремля, сохранившиеся общинные дома были доведены до крайне жалкого состояния. Лишь в 1995 году правительство Москвы приняло решение о создании архитектурного заповедника на месте Рогожского кладбища и о поэтапной передаче исторических владений в пользование Русской православной старообрядческой церкви. Однако реконструкция Рогожского кладбища по-настоящему началась только в 2000-е годы. Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев — М.: Молодая гвардия, 2014Сергей Простаков «Русская планета», 21 сентября 2014

Россия в–№ Центральный ФО в–№ Москва в–№ Юго-Восточный АО в–№ Нижегородский район в–№ Старообрядческая улица, 35
Фотография Храм на Старообрядском кладбище в Лефортово г.Москва Фотография Покровский собор (староверческий) Фотография Резиденция Патриарха Русской Старообрядческой Церкви

Описание

Некрополь Рогожского кладбища

В настоящее время кладбище занимает территорию существенно меньшую, чем та, что приведена на карте Москвы 1914 года издания в путеводителе Кушнерева. Тогда кладбище практически граничило с путями Московско-Нижегородской железной дороги. Сейчас кладбище и железную дорогу отделяет целый жилой район, расположенный между улицами Рогожский поселок и Подъемная.

Смотрим так же топографическую карту окрестностей 1878 года.

Wiki: ru:Покровский собор на Рогожском кладбище

Рогожское старообрядческое кладбище в Москве — описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Всего 5 редакций, последнее 8 лет назад сделано анонимным №4256929 из

В этом месте: СГПТУ-36

Истории

Добавить первуюно что такое истории?

Долгострой(40 м) В  Школа №1228(40 м) В  Здесь проходил Силин переулок.(50 м) В  Здесь проходил Постовой переулок.(50 м) В  Сказка Востока + Продуктовый магазин 24(100 м) В  Офис РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС (130 м) В  Супермаркет «Макро»(140 м) В  Институт стекла(150 м) В  Деловой карьеры институт, ВУЗы(30 м) В  Школа № 416, Школы(30 м) В  Макросити, Супермаркеты(110 м) В  Ресторан сказка востока, Рестораны(120 м) В  Кумир-С ООО, Продукты(120 м) В  Скад ООО, Строительные материалы(180 м) В  карта Развилки(13,5 км) В  карта Дружбы(13,6 км) В  карта Котельников(15,7 км) В  карта Видного(15,9 км) В  карта Реутова(15,9 км) В  карта Дзержинского(16,2 км) В  карта Измайлово(17 км) В  карта Бибирево(18,5 км) В  карта Мытищ(18,5 км) В 

Постоянная ссылка на эту страницу

Метрические книги Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. 1912 – 1918 годы

ЦИАМ Ф.1472 Оп.1 Д.52 МФ4, 306 л.

МФ1, лл.1-73

Л.1-81 Книга о родившихся Московской старообрядческой общины, Рогожскаго кладбища. За 1912 год

МФ2, лл.73об.-144

МФ3, лл.144об.-222

МФ4, лл.222об.-306

ЦИАМ Ф.1472 Оп.1 Д.53 МФ4, 235 л.

МФ1, лл.1-63об.

МФ2, лл.64-131

Л.64-131 Книга об умерших Московской старообрядческой общины, Рогожскаго кладбища. Дополнение. За 1916 г. Записи с июля.

МФ3, лл.131об.-195

Л.146-155об. Книга о бракосочетавшихся Московской старообрядческой общины Рогожскаго кладбища за 1917 год. (до 18 октября, далее оборвано)

Л.156-209 Книга о родившихся Московской старообрядческой общины Рогожскаго кладбища за 1918 г.

МФ4, л.195об.-235

Л.210-235об. Книга о бракосочетавшихся, Московской Старообрядческой общины, Рогожскаго Кладбища. За 1918 год.

Из Московской губернии, в основном, жители Коломенской, Царицынской, Нагатинской «местностей». Есть Карасевы, Качалины, Козловы из Борисова и много других.

МФ2, лл.75об.-150

МФ3, лл.150об.-225

МФ4, лл.225об.-289

МФ5, лл.289об.-331

МФ1, лл.1-43

МФ2, лл.43об.-106

МФ3, лл.106об.-148

—>

комментария 4

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Кладбище
Рогожское кладбище
Страна Россия
Город Москва
Первое упоминание 1771 год
Статус Охраняется государством
Состояние Действует

Координаты: 55°44′25″ с. ш. 37°42′09″ в. д. / 55.7403639° с. ш. 37.7026583° в. д. / 55.7403639; 37.7026583   

Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы — духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия. Расположено на востоке столицы по адресу: Старообрядческая улица, дом 31 А. Современная площадь кладбища составляет около 12 га.

История

Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское).

Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок. В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл всё церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей всё вернул на свои места. С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы».

Учреждение в 1846 г. поставило российских старообрядцев, в том числе и общину Московского Рогожского кладбища, перед выбором, который в конце концов был сделан в пользу иерархии[1]. С 1853 года Рогожское кладбище — духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. В декабре 1853 года после смерти И. М. Ястребова, часть прихожан, во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие, после чего 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен — малой Никольской — был учреждён единоверческий приход. Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных и часовенных. Впрочем, как оказалось впоследствии, значительная часть перешедших в единоверия сделало это из-за стремления записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права[2] Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причём было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Пётр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось.

С 21 января 1856 года, после появления священства белокриницкого согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) немедленно потребовал гражданских «репрессалий», и по распоряжению правительства алтари в часовнях были 7 июля 1856 года запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Печати на алтарных дверях Покровского собора были сняты по особому распоряжению императора Николая II накануне Пасхи 1905 года, в связи с изданием «Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года.[3]

На Рогожском кладбище похоронены многие представители московского купечества, селившегося вблизи храмов в слободах на территории современного Таганского района. В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века — «Рогожский летописец». Многие надгробия и памятники сооружены на кладбище известными архитекторами и скульпторами. По проекту выдающегося архитектора Ф. О. Шехтеля и скульптора Н. А. Андреева в 1891 году сооружена Часовня — памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых.

После революций 1917 года кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

Сейчас на территории кладбища действуют Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (архитектор Ф. Ф. Горностаев, строитель З. И. Иванов), православный [nikolanarogozhke.ru/ храм Святителя Николая Чудотворца] (архитектор В. Н. Карнеев[4]). Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.

Известные люди, похороненные на Рогожском кладбище

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий