«Ходит между могил»: тайны самого популярного жителя Санкт-Петербурга

image 31 янв 2016 image Тамара Сенькив

Юродивые Христа ради (Смоленское кладбище Санкт-Петербурга)

Фамилию Лашкина, как дочь умершего работника Медицинского ведомства Ивана Лашкина], она получила от одного архиерея, которому предсказала сан епископа. Под этой фамилией он устроил её в богадельню на Охте. Жизнь в богадельне ей, судя по всему, не очень нравилась, и она, как и прежде, большую часть времени жила на Сенной площади — у одного домовладельца, или в квартире священника Василия Георгиевича Чулкова, выходца из простого народа (ум. в 1865 году. Юродивая Анна, в неопрятных лохмотьях, то бранилась с извозчиками, то иногда заговаривала по французски. Простой народ, и даже многие из духовенства, любили Анну, она напоминала им о блаженной Ксении, как юродивой Христа ради. Извозчики подвозили её, считая, что это принесёт удачу. Незадолго до смерти (Анна скончалась 1 июля 1853 года) юродивая пришла на Смоленское кладбище, недалеко от Смоленской церкви, по левую сторону Петроградской дорожки, расстелила на земле погребальный покров, был священник, которого она попросила отслужить панихиду по рабе Божией Анне. Этот покров после панихиды она пожертвовала в церковьй]. Как пишет о. Стефан Опатович в своей статье, с.140: «После этого приходили к ней монахини из женского монастыря и предлагали место на своём кладбище, но она отказалась. При погребении её присутствовали почти все жители Сенной площади.»

Похоронили её на том самом месте, где она расстелила покров. Над могилой сначала установили деревянный крест и положили плиту с надписью]. В 1890-х годах надпись на цокольной плите гласила: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь. На сем месте погребено тело рабы Божией Анны Ивановны Лашкиной, престарелой девицы, прожившей в юродстве Христа ради. Я знал её более 30 лет и была в одном положении. Скончалась июля 1 дня 1853 года», Хлопотами почитателей юродивой над её могилой поставили часовню-усыпальницу, назвали в честь неё диагональную дорожку — Аннинскую. Ныне часовня утрачена. На могиле юродивой Анны в настоящее время установлена обычная раковина с железным крестоми надписью «Блаженная Анна» в круге, ниже табличка с сокращённым вышеприведённым текстом XIX века

Другие юродивые.: Марфа— проживала на заводе Берта и среди народа слыла прозорливой. Могила на Леляновской дорожке

Матрона — ходила круглый год босой, на груди, прикрытой платком, носила множество иконок, перед которыми в левой руке держала зажжённый фонарик. Злые люди избили её на Гаванском поле, с целью грабежа. После избиения Матрона умерла в больнице Марии Магдалины. Отпели её в приделе Пророка Илии на Смоленском кладбище, отпевание совершал священник Вс. Лебедев. Отпевание и погребение собрало несколько тысяч человек, среди которых был известный странник Антоний. Могила Матроны рядом с могилой Марфы, на Леляновской дорожке

Ольга Ивановна — посетила святые места Палестины несколько раз пешком. Многие, как и к Рабе Божией Марфе, ходили к ней за советом. Похоронена на 29-й дорожке

Комиссарова, Анна Петровна — подвижница, дни проводила в молитве. Могила на Новгородской дорожке

Ирина — сведений о ней не сохранилось, «могилка по Северовской дорожке»

Харитина — «могилка близ Ксении», потеряна уже в начале ХХ году

Василий и Исидор — могилы забыты и потеряны уже в начале ХХ века, до большевиков.

  • 4241
  • |
  • 1
  • |
  • |

Оригинал взят у в Смоленское кладбище.Я решил зайти на Смоленское кладбище с тыла, со стороны улицы Беринга, которая идет от метро «Приморская». Кстати расстояние до кладбища, если идти этой дорогой, получается гораздо меньше чем от метро «Василеостровская» Оказывается есть и другой Васильевский остров. Там нет исторических зданий и построен он во времена СССР, с добавлением совсем современных зданий. Такова  вся западная часть острова. Чтобы туда попасть, достаточно проехать на одну станцию дальше «Василеострвской» и выйти на «Приморской». Река Смоленка у метро «Приморская», которая произвела впечатление очень грязной. Вход на кладбище со стороны улицы Беринга. Смоленское кладбище расположено в самом центре Васильевского острова, около протоки, именуемой рекой Смоленкой. Кладбище очень старое, основано оно в 1756 году. В том же году была построена Смоленская церковь. Вид на Смоленское кладбище с воздуха. Видно устье Невы и Невская губа Финского залива., также видна западная часть Васильевского острова, застроенная в основном уже при СССР. Немного левее видно здание Петербургского пассажирского морвокзала. Та часть кладбища, которая ближе к заднему входу, совсем заросла и пребывает практически в полном запустении. Надписи на большинстве могил давно стерлись. Тут можно долго ходить, рассматривая захоронение жителей Петербурга умерших в 19 веке. Правда немного мрачновато здесь из-за того, что кладбище очень сильно заросло, а в некоторых уголках практически безлюдно. Много встречается также захоронений первой половины века 20-го. Склепы и могилы известных в свое время жителей столицы Российской империи. Какой-то видный инженер. «На Смоленском, кроме Святынь, захоронен праправнук Б.Хмельницкого, выдающиеся малороссийские художники, скульпторы, ученые — Крижицкий, Позен, Редкин, целый комплекс рода Домонтовичей, там-же беседка из знаменитого Балабановского «Брата», там-же захоронения де Рибаса. Могила (первое захоронение) Шевченко утрачена, вместо нее наши свидомые притащили каменюку и поют возле нее свои мантры.» Эту информацию мне прислал один из жителей Петербурга украинского происхождения. По настоящему людно только у часовни Святой Блаженной Ксении Петербургской. Именно благодаря ей это кладбище стало широко известным. На фото видна очередь паломников, желающих приложиться к месту захоронения Ксении Петербургской. Часовня Ксении Блаженной, построенная в 1902 году. Блаженная Ксения является одной из самых почитаемый русских святых. Канонизирована была недавно, в 1988 году. Считается, что если от всей души попросить Ксению о чем нибудь, то это обязательно сбудется. Народ едет сюда за тысячи километров, чтобы приложиться к месту ее захоронения. Видел как сильно больной мальчик около часовни громко читал акафист Ксении Блаженной. А это напоминание о авиакатастрофе под Донецком, которая произошла с самолетом ТУ-154 , летевшим по маршруту Анапа — СПб. Произошло это в августе 2006 года. Многие ли эту историю помнят? Как-то зловеще это перекликается с катастрофой нынешней. Церковь Смоленской иконы Божией матери, построенная в год открытия кладбища. Тот самый камень, «который притащили местные свидомиты». Но он никому не мешает и никого не раздражает. В российском многонациональном обществе не принято воевать с памятниками, мемориалами и захоронениями. Тут совершенно другой уровень культуры. Считается, что именно здесь похоронена няня А. С. Пушкина. Об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя могилы в настоящее время не имеется. Главный вход на территорию кладбища. Восстановленный из практически полуразрушенного состояния храм Воскресения Христова. Сам храм был построен уже в 20 веке, в 1903 году. Во времена СССР был осквернен и пребывал в запустении.  Макдональдс у метро «Василеостровская» пожалуй самый красивый в России. Памятник Петербургской конке. Стоит тоже у метро «Василеостровская».

В 2015 году мы с друзьями предприняли самостоятельное путешествие по святыням Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Купили билеты, нашли жилье в северной столицы, определили места, где обязательно хотелось бы побывать, по интернету нашли, как до них добраться общественным транспортом.

Первым пунктом паломничества, который выбрали единогласно, стала часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Во-первых, у нас в группе была своя Ксения. Во-вторых, в Благовещенске, в микрорайоне, все никак не могло начаться строительство храма в честь этой святой — и мы хотели особенно помолиться, чтобы оно все-таки началось.

До кладбища доехали на маршрутке. В Санкт-Петербурге, в отличие от амурских городов, водители-частники пишут на стекле автомобилей не только и не столько официальные названия остановок своего маршрута, сколько названия достопримечательностей, которые они будут проезжать. Например, «Фонтаны-дворцы» — это Петергоф. «Смоленское кладбище» — тут тоже все понятно. Вместе с нами на этой остановке вышли почти все пассажиры. День был будний, время  — рабочее.

На входе нас встретил храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — тот самый, который помогала строить святая Ксения Петербургская. Зашли на минутку помолиться и приложиться к иконам. Сразу накрыло необыкновенной тишиной и покоем. Все мысли разлетелись. Захотелось присесть на лавочку и просто слушать эту тишину, впитывать ее.

Благословившись у местного батюшки, пошли искать часовню блаженной Ксении. Мы, конечно, слышали, что у питерцев есть целый ритуал, как правильно ей молиться — надо обойти здание три раза по часовой стрелке, приложиться лбом к стене, повторяя свою просьбу, написать записочку, поставить свечу в подсвечник на улице (или в каком-то другом порядке), но слышать это одно, а видеть, как это происходит на самом деле — совсем другое.

Несколько десятков человек стояли на улице, глядя на мозаичную икону святой под крышей часовни, и просто разговаривали с ней от сердца — кто-то торопливым шепотом рассказывал свою беду, кто-то молча плакал, кто-то сосредоточенно читал акафист и молитвы из книжечки.

Мы вошли в часовню. Священник служил молебен с чтением записок о здравии, а потом панихиду, поминая по запискам усопших — и так по кругу, почти не останавливаясь. Мы попали на конец панихиды. Пасхальное время, все службы начинаются с троекратного пения «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Запели и мы — может, и чересчур дружно — сначала панихиду, потом молебен.

Места в часовенке почти нет — помещается одновременно от силы 15 человек, поэтому, помолившись, получив от батюшки помазание елеем и приложившись к мраморному надгробию, под которым под спудом почивают мощи святой Ксении, они выходят на улицу, уступая место следующей партии верующих. Так же кратенько помолились и мы. Купили в лавке книжку про блаженную, масло, освященное на ее мощах.

Фотографировать в часовне вообще-то нельзя. Но для гостей с Дальнего Востока, которые приехали в Санкт-Петербург по благословению епископа Лукиана (Куценко), трудившегося на этой земле более 20 лет, сделали маленькое исключение. Наш друг с фотоаппаратом успел запечатлеть внутреннее убранство молельни.

Выйдя на улицу, мы разбрелись по территории вокруг часовни, чтобы помолиться уже не торопясь. Написали блаженной Ксении записочку с просьбой помочь в строительстве храма с ее именем в Благовещенске. Взяли горсточку кладбищенской земли и горсточку песка из уличного подсвечника, чтобы потом развеять их на нашей стройплощадке.

Еще час гуляли по кладбищу. Красиво, мирно, покойно. Святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас!

Домой из Санкт-Петербурга мы вернулись в начале мая. 6 июня, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, в неполном составе приехали в микрорайон на место будущего храма, чтобы спеть несколько молитв в честь святой и оставить на площадке «привет» со Смоленского кладбища. В сентябре этого же года приход блаженной Ксении Петербургской г. Благовещенска получил от властей разрешение на строительство храма на этом месте.

Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище

Часовня Святой Ксении Блаженной – действующая православная часовня в Санкт-Петербурге. Расположена в Василеостровском районе на Смоленском кладбище. Пожалуй, это одно из самых светлых и энергетически «чистых», «положительных» мест силы Санкт-Петербурга.

Ксения Петербургская, умершая в конце XVIII или в начале XIX века, была похоронена на Смоленском кладбище. На её могиле насыпали земляной холмик. Люди, почитавшие Ксению, верили в чудодейственную силу земли с ее могилы и брали по горстке с собой. Холмик насыпали много раз, и каждый раз его разносили. Позже на месте холмика положили каменную плиту, которую люди также разбирали по камушкам. В третьей четверти XIX века над могилой построили маленькую часовенку. В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была возведена обширная каменная часовня в псевдорусском стиле.

Ксения Петербургская печется о бедноте, о мещанстве, о среднем и ниже среднего классах, о тех, для кого она была единственным воплощением живой веры. Она заступница нищих, надежда чиновничества, утешение вдов и сирот, покровительница кротких семей, душа окраинного Петербурга; к ней приходили со всего города студентки, влюбленные, школьницы, страшащиеся экзаменов; к ней прибегали, молясь за больных детей, призывников, мужей… «Скорая помощница» – звали ее в Питере. И действительно, молящийся Ксении не успевал и домой прийти, как в жизни его наступал счастливый поворот.

Никто не знает ни даты ее рождения (приблизительно относимого к 1719–1730 годам), ни даты смерти (случившейся в самом начале XIX века). Известно, что в миру она носила имя Аксинья Петрова и была женой полковника Андрея Федоровича Петрова, певчего при дворе Елизаветы Петровны. Когда Ксении было 26 лет от роду, Андрея Федоровича настигла внезапная смерть без покаяния. Событие это настолько потрясло Ксению, что она тут же отказалась от собственной личности, всем знакомым говорила, что умерла раба Божия Ксения, а Андрей Петрович, напротив, жив и здоров… Тут же она оделась в одежду мужа (и проходила в ней еще несколько лет, а когда она истлела, никогда не надевала ничего, кроме красной юбки и зеленой кофты: цвета формы Преображенского полка). Дом свой Ксения Георгиевна, двадцатишестилетняя вдова, весь полностью отдала стоявшей у нее на квартире Параскеве Антоновой, а все имущество раздала нищим. С тех пор откликалась она только на имя «Андрей Федорович»: так окликали ее все торговки Петербургской стороны, знавшие, что если блаженная Ксения у кого отведает пирожка или яблочка, у того весь день торговля будет удачна.

Милостыни она не просила, но принимала охотно (копейку называла «царем на коне» – на тогдашней копейке изображался всадник); впрочем, все деньги, которые ей подавали, Ксения тут же раздавала другим нищим. Удивительно при всем том, что апокрифы о Ксении Петербургской, которым в силу русской традиции положено быть максимально сусальными, не обходят таких эпизодов, которым в других житиях никогда не нашлось бы места: один раз уличные мальчишки довели ее своими насмешками, и она гонялась за ними с палкой; есть множество свидетельств о том, что она не любила возражений и всерьез сердилась, когда ее распоряжения не исполнялись… И дело тут не в одном юродстве, не в том, что русскому юродивому традиционно многое позволено – и палкой стукнуть собеседника при случае, и наорать на непонятливого, – но в том, что за Ксенией Петербургской с самого начала признавали некую власть, и не только духовную. Сорок пять лет она прожила полноправной хозяйкой Петербургской стороны – и другой хозяйки у этой местности быть не могло. Сильно подозреваю, что любить власть мы способны лишь в таком ее обличье, и лишь у такой власти есть подлинно человеческое лицо.

Особенность Ксении Петербургской, исключительность ее не только в том, что это единственная канонизированная русская юродивая восемнадцатого века, не в том только, что само русское юродство приобрело в ее трактовке новый облик (почти никаких политических пророчеств, минимум эпатажа – часто юродивые имитировали буйное, агрессивное помешательство, да и о безумии – даже показном – в случае Ксении говорить невозможно).

Когда она раздала все имущество – свое и покойного мужа, родные потребовали ее медицинского освидетельствования, но на все вопросы она отвечала разумно и ясно, и в последующем ее поведении не было никаких особенных странностей, кроме уже упомянутого требования называть ее Андреем Федоровичем, только Андреем Федоровичем…

Главное же отличие Ксении в том, что основным ее занятием, помимо непрестанной молитвы, было устройство чужого семейного счастья.

Говорили, что и сама она в браке была очень счастлива, пока в двадцать шесть лет не овдовела. Ксения Петербургская непрестанно занималась тем, что обустраивала личную жизнь обитателей Петербургской стороны, и сегодня к ней чаще всего прибегают именно за помощью в делах семейных. Сохранилось множество преданий о ее помощи; самое интересное выглядит так.

Та самая Параскева Антонова, которой Ксения отписала весь свой дом, принимала ее часто и с особенным радушием, тут все понятно. Однажды Ксения, забредя в гости, сказала ей сурово: «Сидишь тут чулки штопаешь, а того не знаешь… (обычная, кстати, у нее формула: сидишь тут пироги печешь, а того не знаешь…). Тебе Господь сына послал, беги скорей на Смоленское кладбище!» При всей странности слов блаженной Антонова привыкла ее слушаться и побежала на Смоленское: там извозчик сбил беременную женщину, которая тут же умерла в преждевременных родах. Ребенок, однако, был жив, и Антонова, пожалев мальчика, взяла его к себе. Его удалось выходить, но никаких сведений ни об отце, ни об имени и местожительстве матери получить не удалось. Мальчик так и вырос в бывшем доме Ксении, достиг больших чинов, оказался идеальным сыном…

В другой раз Ксения сказала молодой девушке, в семье которой тоже любила бывать: «Сидишь тут, а на Охте твой муж жену хоронит!» В этом апокрифе все еще трогательнее: девушка, конечно, тут же побежала на Охту, увидела там молодого вдовца, лишившегося чувств на могиле жены, принялась за ним ухаживать и вскоре сделалась ему благочестивою супругою. Историй таких о Ксении рассказывают множество, и все они достоверны именно потому, что действуют в них какие-то бесконечно узнаваемые, удивительно петербургские персонажи: пожилые полковники, которых Ксения исцелила по их молитве; молочницы, няньки, которые вот не поверили докторам и побежали к Ксении за советом, – и от прикосновения блаженной или от земли с ее могилы дитя исцелилось… Земля эта пользовалась таким спросом, что насыпь над могилой Ксении разнесли за одну ночь; насыпали новую – и новую разнесли, так и растаскивали, пока не построили часовню…

Но рассказ о Ксении (в обывательских пересказах слишком часто сводящийся к описанию ее помощи в делах семейственных, учебных и служебных) был бы убог и неполон без того, что составляло главное содержание ее жизни: она никогда не молилась на людях и только ночью, выйдя за город, в поля (поклонницы подсмотрели), неустанно клала поклоны, молясь до самого утра[18].

В общем, Ксения Блаженная – скоропомощница в земных делах, так же, как и святая Матрона Московская. Если вы нуждаетесь в помощи или утешении, самое время направиться к ее часовне и попросить ее донести вашу молитву до Всевышнего.

Разумеется, это относится к тем людям, которые исповедуют православную веру. Для буддистов, мусульман и язычников существуют другие обряды. Хотя «намоленное» место работает в любом случае и сила его энергетики может быть весьма высокой и «рабочей» не только для христиан. Я не раз слышал подобные истории. К тому же люди, которые приходят ко мне, знают, что я часто работаю с языческими богами, но им не обязательно в них верить и поклоняться, чтобы получить желаемый результат.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, наверное, можно назвать самым старым во всем городе. Оно появилось приблизительно одновременно с самим городом. Более того, это место притягивает своей таинственностью, мистикой и множеством легенд.

image

Почему «Смоленское»

Существует поверье, что во времена строительства Санкт-Петербурга на Васильевский остров приехали рабочие из Смоленска. Из-за тяжелой работы и плохих условий жизни они рано умирали. А хоронили их на южном берегу острова вдоль Черной реки. С тех самых пор поле вдоль нее стали называть Смоленским.

Однако, скорее всего, данная версия является всего лишь чьими-то домыслами. Названия реки и кладбища появились после строительства в этом месте церкви, посвященной Смоленской иконе Божьей Матери. Автором данной иконы был святой Лука. А Владимир Мономах перенес ее в Смоленск. Отсюда и соответствующее название.

В 1792 году церковь подверглась перестройке и была заново освещена именем Архангела Михаила. Однако до наших дней храм не сохранился, так как был разобран в 19-м веке.

«Двойное» Смоленское кладбище

Санкт-Петербург и знаменитое кладбище имеют общую историю и практически одновременное начало. Так, после полтавской победы, благодаря которой и существует северная столица, в городе не было ни одного официально утвержденного кладбища. Где приходилось – там и хоронили. На Васильевском острове погребали вдоль левого берега реки Смоленки (ранее Черной речки). В 1710 году здесь была построена военная канцелярия, и кладбище стало местом для захоронения узников, умерших в Санкт-Петербургском остроге. Поговаривают, что мертвых преступников прямо в кандалах и закапывали.

Под названием «Смоленское кладбище» понимается два самостоятельных кладбища, расположенных рядом – православное и лютеранское (немецкое). Старейшим считается православное.

image

Официальным местом захоронения данное кладбище стало в 1738 году по указу Синода. Немецкое кладбище открыли позже – в 1747 году.

Кладбище привели в порядок и благоустроили. Так как не было своей собственной часовни, то в 1755 году была возведена церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери. С тех пор здесь стали хоронить и прихожан, и жителей города, и кадетов. В 1807 году были захоронены останки мальтийских рыцарей. В 1831 году здесь было огорожено место для захоронения людей, умерших от холеры.

К середине 19-го века Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге считалось самым большим в городе. На 1860 год число погребенных составляло 350 тысяч. На сегодняшний день территория погоста – около 50 гектаров.

Наводнение

image

В конце 1824 года на Смоленское кладбище обрушилось наводнение. Все заборы были снесены, кресты смыло, сами места захоронений засыпало землей так, что найти их было практически невозможно. Многие после наводнения так и не смогли отыскать могилы близких. Наводнение уничтожило весь архив, находившийся в церкви, сохранились только приходские книги, которые священники хранили у себя дома. Церковь Архангела Михаила была разрушена практически до основания. В итоге ее пришлось снести, так как восстановлению здание уже не подлежало. Во время наводнения даже утонули три старые женщины, не сумевшие спастись.

Одним словом, все кладбище было приведено в полнейший беспорядок и понесло огромнейшие убытки. Было затрачено много времени и сил на то, чтобы все убрать и восстановить. Однако многие захоронения так и остались не найденными. Например, захоронение мальтийских рыцарей.

Легенда о сорока священниках

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, как правило, многолюдно. Сюда приходят не только родственники, чтобы почтить память усопших, но и просто желающие прогуляться и посмотреть на могилы знаменитых людей, а также те, кто желает окунуться в атмосферу тайн и мистики. В старой исторической части кладбища, которая сильно запущена, по преданиям, можно встретить призраков. Множество легенд связано с этим местом. И самой жуткой и зловещей считается легенда о 40 мучениках во имя веры. Многие ученые и историки считают, что это не просто легенда, а событие, которое имело место быть на самом деле.

Блаженная Ксения Петербургская

image

Смоленское кладбище славится также знаменитой во всем городе часовней Ксении Блаженной, заступницы и хранительницы Санкт-Петербурга. И с именем этой покровительницы также связано немало легенд.

Так, по одной из них, молодая девушка Ксения, похоронив своего супруга, раздала бедным все, что имела, облачилась в пальто покойного и стала безумной. И в жару и в холод она скиталась по городским улицам и говорила прохожим всякие безумные веще. Но вскоре стало ясно, что все сказанное Ксенией имело глубинный смысл. Она обладала даром ясновидения.

После того как Ксения умерла, на могилу безумной на Смоленском кладбище стали приходить люди. А в скором времени построили часовню в ее честь. Эта церковь не закрывалась даже во времена Советской власти. Люди верят, что если три раза обойти вокруг церкви, думая при этом о своем самом сокровенном, то Ксения Блаженная исполнит желание. Наверное, поэтому часто там можно встретить страдающих влюбленных.

Не только легенды

image

Кроме могил известных деятелей, на Смоленском кладбище есть красивые и необычные монументы. К примеру, памятник, посвященный чинам русской полиции, который сохранился еще с дореволюционных времен. Этот памятник постоянно опекают сотрудники ГИБДД.

Кладбище сегодня

В послереволюционные годы кладбище закрыли в связи с нехваткой мест. А часть земли с захоронениями отдали под строительство… детского сада.

image

Для того чтобы сохранить хоть монументы и надгробия известных деятелей, их переставили в Александро-Невскую лавру. Сегодня православную часть кладбища восстановили: отреставрировали надгробия, часовню, облагородили аллеи, ведется специальный архив всех захоронений. На кладбище больше не хоронят (за исключением особых случаев).

Немецкая часть пребывает в огромном запустении, и даже ходят слухи о предстоящем сносе. Однако пока никаких изменений нет, и сюда по-прежнему приходят, чтобы посмотреть на сохранившиеся памятники 18-го столетия.

Итак, если вы решили посетить Смоленское кладбище, как добраться? Ближайшая станция метро – «Василеостровская». Возле выхода из метро находится остановка. Садитесь на маршрутное такси № К-249 и едете пятнадцать минут до улицы Камской. По ней, никуда не сворачивая, идете прямо, и впереди – Смоленское кладбище. Адрес: улица Камская, 3.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий