Анализ стихотворения Фета Севастопольское братское кладбище

  1. Анализ стихов
  2. Фет
  3. Севастопольское братское кладбище

Тема героизма является весьма распространенной для стихотворений. Особенно, если речь о русских поэтах, ведь для России тема войны и воинского подвига является характерной, так как страна ведет войны на протяжении многих лет. Безусловно, собственно война может иметь разные оценки и люди, которые отправляются на войну и затевают конфликты, могут обладать различным миропониманием и ценностями.

В своем стихотворении Севастопольское братское кладбище Фет как представитель чистого искусства, не впадает в склочность и дрязги, он не морализаторствует, но выделяет наиболее благую суть, наиболее ценные составляющие военного опыта. Точнее, этот опыт, о котором говорит поэт, является именно героическим, он бесценен и является удивительным, вероятно, в этом мире может даже не существовать чего-то более высокого, чем такой опыт.

Конечно, гибель сама по себя является негативным фактором, но есть обстоятельства, которые гибель преображают. В частности обстоятельства выполнения военных обязанностей по защите собственной земли. Фет всячески воспевает людей погибших в Севастополе, он превозносит этих людей так, как превозносят святых.

Отсюда много характерных эпитетов и сравнений, которые навевают религиозную тематику: «священный прах», «молитвенно молчат», «жребий так возвышен», «рукою набожной», «славы тризна». В целом, поэт сравнивает подвиг героев войны с подвигом божественной природы с делом, которое имеет значение не только для земли, но и для неба. Точнее с делом, которое по своей значимости и самоотверженности более достойно небесных почестей, чем только земных.

Следует отметить как герои остаются во времени и имеют возможность поучать собственных внуков, «их голос вечно слышен». Ведь они остались как пример идеального поведения и поэтому нередко более живы, чем те, кто остался, но не освятил себя благородными подвигами.

Анализ 2

Тема подвига русских воинов не раз становилось основной в творчестве великих поэтов. Преклонение перед погибшими солдатами воспевалось веками. Нашла эта тема отражение и в поэзии А.А.Фета. Его стихотворение «Севастопольское братское кладбище» — реквием памяти защитникам Севастополя.

Осень 1854г. время возникновения братского кладбища в северной части города. Тысячи погибших неизвестных героев одиннадцати месячной осады города погребены в общих могилах. Они стояли на смерть, их имена неизвестны, но каждый из них достоин звезды героя.

Фет, посетивший кладбище, не мог остаться равнодушным к могилам безымянных героев. Торжественно, печально, величественно воспевает поэт героизм русского народа. Автор описывает детально свое посещение. Он боится потревожить покой усопших. Как истинный патриот своей Отчизны Фет гордится каждым воином, погибшим при защите Севастополя.

Поэт описывает масштабность события. На кладбище покоятся семьями: дед, отец, сын, независимо от возраста люди шли под пули за свободу своего родного города, своей Родины.

Величественность стихотворению придают особые слова «отчизна», «священный прах», «каменные гробы». До глубины души трогают четверостишия, посвященные молчаливому разговору солдат с пришедшими.

Грешно, но автор завидует, что солдаты погибли смертью настоящих героев за свою любимую страну. Даже под могильным камнем солдаты разговаривают с будущим поколением.

В небольшом по объему произведении Фет сумел раскрыть боль и горе народа пережившего страх Крымской войны.

Кульминация стихотворения- философского направления. Автор, называя героев счастливцами, считает ,что высшей ценностью человеческой жизнью –смерть за благое дело.

Конец произведения- призыв автора к будущему поколению. Бойцы до сих пор с небес наблюдают за поступками людей. Их смертью была не напрасно только в том случае, если небо мирное и люди помнят о них.

Вывод стихотворения — пока живы русские люди они не забудут подвиг неизвестных героев Севастопольской обороны.

Анализ стихотворения Севастопольское братское кладбище по плану

Севастопольское братское кладбище

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Звезды Есенина

    Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени

  • Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

    Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

  • Анализ стихотворения Вижу сон. Дорога чёрная Есенина

    Стихотворение Вижу сон. Дорога чёрная было написано в 1925 году и принадлежит к позднему творчеству Есенина. Оно предстает в вариационной форме парадоксального любовного переживания

  • Анализ стихотворения Я вас любил. Любовь ещё… Бродского

    Произведение по жанровой направленности представляет собой форму сонета и является заимствованной вариацией знаменитого пушкинского стихотворения, неким подражанием великому поэту, выраженным в хулиганской форме, не лишенной ярко

  • Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай Есенина

    Тематика любви к Родине в современный период является зачастую чем-то немного странным и непонятным. Ведь сейчас наступает эпоха массовых коммуникаций, интенсивное общение и взаимодействие между странами

Оборона Севастополя (1854-1855) – важнейшее событие Крымской войны, в ходе которого русские войска продемонстрировали необыкновенный героизм. В итоге город все-таки был сдан. Потери со стороны Российской империи составили порядка девяноста тысяч человек, из них – около семнадцати тысяч убитых. Деятели искусства часто обращались в своих произведениях к столь значительной странице истории нашей страны.

Наиболее известны “Севастопольские рассказы” Толстого, панорамная батальная картина Рубо “Оборона Севастополя”, фильм 1946 года “Адмирал Нахимов”.

В конце сентября 1854-го руководитель обороны города вице-адмирал Владимир Корнилов издал указ о создании трех кладбищ, расположенных возле Северного укрепления. Со временем они увеличились и превратились в единое захоронение. Изначально его называли Петропавловским, а затем переименовали в Братское.

На этом кладбище находится примерно четыреста семьдесят братских могил. Осенью 1879 года захоронение посетил Фет. Впечатления, полученные поэтом, оказались настолько сильны, что он отразил их в стихотворении “Севастопольское братское кладбище”.

Текст Афанасия Афанасиевича отличает возвышенность, торжественность. В частности, это видно по выбранной лексике – “тризна”, “отчизна”, “священный прах”. Лирический герой преклоняется перед подвигом тех, кто защищал Севастополь. Он аккуратно ступает по кладбищу, опасаясь потревожить их покой.

Эмоции, полученные Фетом на севастопольском кладбище, выражены не только в стихотворении, но и в воспоминаниях поэта. Он писал, что нигде и никогда не испытывал такого подъема духа – того самого геройского духа, отрешенного от любых личных стремлений, который носится над полем боя и один может стать предметом героической песни.

Анализ стихотворения Фета “Севастопольское братское кладбище” « Джей і Мовчазний Боб – два недоумки із серії фільмів Кевина Смита Бунин, Краткое содержание Лапти » —>

Практическое занятие 

Тема: Тема Крымской войны в творчестве русских писателей.

План занятия.

А.А. Фет «Севастопольское братское кладбище». Восхищение мужеством защитников Севастополя.

Какой тут дышит мир! Какая славы тризна Средь кипарисов, мирт и каменных гробов! Рукою набожной сложила здесь отчизна Священный прах своих сынов. Они и под землей отвагой прежней дышат… Боюсь, мои стопы покой их возмутят, И мнится, все они шаги живого слышат, Но лишь молитвенно молчат. Счастливцы! Высшею пылали вы любовью: Тут что ни мавзолей, ни надпись — все боец, И рядом улеглись, своей залиты кровью, И дед со внуком, и отец. Из каменных гробов их голос вечно слышен, Им внуков поучать навеки суждено, Их слава так чиста, их жребий так возвышен, Что им завидовать грешно…

Анализ стихотворения Фета «Севастопольское братское кладбище»

Оборона Севастополя (1854—1855) – важнейшее событие Крымской войны, в ходе которого русские войска продемонстрировали необыкновенный героизм. В итоге город все-таки был сдан. Потери со стороны Российской империи составили порядка девяноста тысяч человек, из них – около семнадцати тысяч убитых. Деятели искусства часто обращались в своих произведениях к столь значительной странице истории нашей страны. Наиболее известны «Севастопольские рассказы» Толстого, панорамная батальная картина Рубо «Оборона Севастополя», фильм 1946 года «Адмирал Нахимов».

В конце сентября 1854-го руководитель обороны города вице-адмирал Владимир Корнилов издал указ о создании трех кладбищ, расположенных возле Северного укрепления. Со временем они увеличились и превратились в единое захоронение. Изначально его называли Петропавловским, а затем переименовали в Братское. На этом кладбище находится примерно четыреста семьдесят братских могил. Осенью 1879 года захоронение посетил Фет. Впечатления, полученные поэтом, оказались настолько сильны, что он отразил их в стихотворении «Севастопольское братское кладбище». Произведение вошло в раздел «Элегии и думы» третьего выпуска сборника «Вечерние огни».

Эмоции, полученные Фетом на севастопольском кладбище, выражены не только в стихотворении, но и в воспоминаниях поэта. Он писал, что нигде и никогда не испытывал такого подъема духа – того самого геройского духа, отрешенного от любых личных стремлений, который носится над полем боя и один может стать предметом героической песни.

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы». Биографический характер рассказов, глубокое постижение автором исторических событий.

 В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, — боль, кровь, страдания и смерть.

Севастополь в декабре месяце»

. Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка — «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще — носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.

«Севастополь в мае»

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова

«Севастополь в августе 1855 года»

 Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» — один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению. С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону. Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка — «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще — носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.

Вывод

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла — испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.

 Гистограмма распределения оценок:

10:   0
9:   4
8:   0
7:   0
6:   0
5:   1
4:   0
3:   0
2:   0
1:   0
оценки женщин | оценки мужчин
Всего: 0, средняя: 0 Всего: 5, средняя: 8.20
Количество голосов  Возраст  Средняя оценка
 <18</b> 
 18-24 

1

 

 25-34 
 

9.00

 35-44 

1

 

 45-55 
 

5.00

1

 

 >55 
 

9.00

Всего: 3 Средняя: 7.67

Обратите внимание! Средняя оценка считается как средневзвешенная. Вес каждой оценки равен степени доверия сайта оценкам этого посетителя. Считается (обновляется) в фоновом режиме на основании разных критериев и статистик и не публикуется на сайте. Использование доверительного веса и средневзвешенного среднего сводит к минимуму влияние оценок недобросовестных накрутчиков. Простое среднее по оценкам этого произведения даёт значение 8.2. Режим отображения:

  • таблица
  • список
Оценка 10:
Оценка 9: adgolov, akukof, dmitras, Шалашов
Оценка 8:
Оценка 7:
Оценка 6:
Оценка 5: Avex
Оценка 4:
Оценка 3:
Оценка 2:
Оценка 1:

Экспорт:

Вы можете разместить на другом сайте (форуме, блоге) картинку со средней оценкой этого произведения. Посетители будут видеть всегда актуальную, мгновенно обновляемую среднюю оценку.

  • HTML-код
  • BB-код (для форума)

Это один из самых крупных мемориальных некрополей, где своё последнее пристанище нашли русские герои, защищавшие город.

image
Свято-Никольский храм на братском кладбище

Братское кладбище — русское воинское захоронение в Севастополе, на южном склоне холма, возвышающегося на Северной стороне города, в районе Куриной балки. На Братском кладбище похоронены останки русских воинов, павших во время Крымской войны. Основано по инициативе В. А. Корнилова 21 сентября 1854 г. в начале первой обороны города. Здесь находятся 472 братские могилы, в каждой захоронены сотни безымянных «нижних чинов», а также 130 индивидуальных захоронений офицеров и генералов.

Площадь кладбища — 18 га. Условно можно выделить три части: кладбище I мировой войны, II мировой войны и Свято-Никольский храм.

Во время Великой Отечественной войны кладбище и храм были сильно разрушены.

История

Во время обороны Севастополя большую часть убитых увозили на Северную сторону, где в конце сентября 1854 года по указанию руководителя обороны вице-адмирала Владимира Корнилова были созданы три кладбища возле Северного укрепления, на отделениях которых по полкам хоронили моряков, пехотинцев, артиллеристов, саперов. Впоследствии они разрослись и стали восприниматься как одно, которое первоначально называлось Петропавловским (по имени святых Петра и Павла), а позже Эдуард Тотлебен назвал его Братским.

Ямы для братских захоронений рыли в основном солдаты и матросы из арестантских рот. Одна могила предназначалась для 50, 100 и более погибших. После того, как тела укладывали, их засыпали известью, а потом землей. Захоронения не сопровождались погребальными маршами, лишь тихими молитвами, а тут же рядом уже готовились другие могилы. Сверху ставился деревянный крест или ложился камень, иногда крест выкладывали ядрами — так выросло Братское кладбище, на котором по разным оценкам покоится от 18 до 50 тысяч воинов. Точная цифра видимо никогда не будет известна, поскольку во время осады учёт похороненным не вёлся и планы не составлялись, и уже спустя несколько лет после окончания войны некоторые могилы нельзя было обнаружить.

image
Захоронение генерал-губернатора Новороссии Э. И. Тотлебена (1818–1882 гг)

Захоронения велись и после Крымской войны, но только по разрешению императора. Последнее известное захоронение было совершено в 1912 году.

Сразу же после Крымской войны началось благоустройство кладбища. Территория кладбища обнесена оградой из крымбальского камня. У входа по проекту А. А. Авдеева в 1870 году построены небольшие привратные башни в форме пирамид с двумя чугунными воротами, отлитыми на Николаевском заводе из металла, собранного на поле брани после войны в Севастополе. В 1874 году у центрального входа на средства севастопольского купца П. И. Губонина по проекту архитектора К. Я. Маевского построили два жилых дома с элементами готической архитектуры для кладбищенских сторожей. Деревья и кустарники для посадки на территории некрополя доставили из Никитского ботанического сада и Одесского питомника.

Центральная аллея приводит на вершину холма — к Свято-Никольскому храму, возведенному в 1870 году. Венчая кладбище, храм является монументальным памятником всем защитникам Севастополя в Крымской войне. Необычна его форма, напоминающая одновременно и надгробие, и египетскую пирамиду, олицетворяющих вечность. Пирамида имеет в высоту 27 метров, она увенчана крестом из вулканического диорита высотой 6,8 метра. Проект церкви принадлежит архитектору А. А. Авдееву.

В четырех метрах от основания храм опоясывают черные мраморные плиты, на которых обозначены названия дивизий, полков, флотских экипажей, время их участия в обороне и общие потери людей. Над центральным входом находится портал с мозаичным изображением Христа Спасителя, с восточной стороны храма находится мозаика «Жены-мироносицы». Внутри пространство храма имеет крестообразную геометрию, которая создана с помощью четырех больших арок. Нижняя половина стен облицована мраморными досками, на которых выбиты имена убитых и умерших от ран во время защиты Севастополя генералов, адмиралов, штаб- и обер-офицеров — всего 943 надписи.

Под Свято-Никольским храмом расположено несколько подземных ходов. По слухам один из них проходя под Севастопольской бухтой, приводит к Владимирскому собору, который также построен А. А. Авдеевым. За строительство этих храмов Авдеев стал академиком архитектуры, бытовало мнение, что на самом деле это звание присвоено ему за проектирование подземных ходов.

С декабря 1941 года на Братском кладбище расположился командный пункт сектора обороны — на часовне находился корректировочный пост артиллеристов. Кладбище подвергалось интенсивному обстрелу артиллерии и налетам авиации. Десятки индивидуальных и братских могил, а также церковь, были сильно повреждены. К 150-летию Крымской войны и обороны была проведена реставрация многих памятников кладбища.

image
Братское кладбище Севатополя

Чуть дальше по аллее от Свято-Никольского храма находятся более поздние захоронения 1941–42 годов. Здесь же находится братская могила моряков затонувшего в 1955 году в Севастопольской бухте линейного корабля «Новороссийск» и погибших членов экипажей других кораблей участвовавших в спасении линкора. На Братском кладбище находятся и могилы севастопольцев, которые погибли на атомных подводных лодках «Комсомолец» и «Курск».

Братское кладбище в искусстве

Афанасий Фет. «Севастопольское братское кладбище»

…Не оказалось в Севастополе ни разбитых пушками домов, ни тишины, ни запустения — ничего от дней отца и Николая Сергеевича с их денщиками, погребцами и казенными квартирами. Город уже давно-давно жил без них, вновь отстроенный, белый, нарядный и жаркий, с просторными извозчичьими колясками под белыми навесами, с караимской и греческой толпой на улицах, осененных светлой зеленью южной акации, с великолепными табачными магазинами, с памятником сутулому Нахимову на площади возле лестницы, ведущей к Графской пристани, к зеленой морской воде со стоящими на ней броненосцами. Только там, за этой зеленой водой, было нечто отцовское — то, что называлось Северной стороной, Братской Могилой; и только оттуда веяло на меня грустью и прелестью прошлого, давнего, теперь уже мирного, вечного и даже как будто чего-то моего собственного, тоже всеми давно забытого…

И Бунин. «Жизнь Арсеньева»

Как добраться?

Братское кладбище находится на Северной стороне в Нахимовском районе Севастополя. Из центра города на Северную сторону можно добраться на катере, который отходит от Графской пристани или пароме от причала морского вокзала. Затем на маршрутном такси № 49 до улицы Богданова (10–15 минут).

Координаты: +44° 38′ 10.77″, +33° 33′ 30.00″

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий