250 лет основания Рогожского кладбища — духовного центра РПСЦ

image Само кладбище в этот раз было таким же скучным, как и в прошлый раз. Только к этому прибавилась осенняя романтика (ну вы понимаете о чём я?), да отсутствие снега обнажает безумную нещету кладбища по меркам московских некрополей. Оно на самом деле понятно. Кладбищу некуда расти, а это означает, что новых клиенты могут прибавляться исключительно в интенсивном порядке, что для кладбища, в отличие от науки и высоких технологий, несамый лучший путь. 07. Интересная плитка в колумбарии. Не видел таких раньше. image 08. В этот раз нас было много 09. Те самые, поразившие меня в первый раз, белые старообрядческие кресты 11. 12. 13. 14. 15. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Венки к годовщине смерти 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Такое надгробие 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом — крупнейший и богатейший центр старообрядчества. Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года. По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два старообрядческих — у Серпуховской и Тверской застав. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта (современное название — шоссе Энтузиастов) на земле, ранее принадлежавшей крестьянам деревни Новоандроновка. Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов летнего и зимнего. Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских монастырей и даже приют для душевнобольных женщин. Как законченный архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась к 1860-1880. Планировочной осью ансамбля подчеркивают три храма, расположенные на одной прямой. Бульвар, идущий от южных ворот через храмы к некрополю, отделяет зону жилых зданий от церквей. С алтарной части храмов — проточный пруд с родниковой водой. В конце XIX века на бульваре перед Никольской церковью стояла деревянная колокольня. В начале XX века напротив Святых ворот на территории кладбища возведена новая каменная колокольня и большая лечебница имени С.И.Морозова. Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм,превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II, а так же свой петербургский митрополит Гавриил учинил. После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех,кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих». Храм внутри действительно очень красив и строг. Иконы потрясающие — старые, намоленные. Нет таких как теперь пишут, как палехские картинки. При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. Но всё равно принимали. Мест приема было много, хоть и подверглись разорению Иргиз и Керженец. 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия. К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой). Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России. Также традиционно проходит вечер духовных песнопений. Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми. Колокольня возведена в 1907-1912 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором Фёдоровичем Горностаевым. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест. В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей. Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми. Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями птицы-неясыть — пеликан. Один из древних символов Христа. В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку. Самый большой колокол отдали во МХАТ. Здание колокольни использовалось под склад. После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест. В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни. Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии. Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери. В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе. Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.). Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари. Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества. Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила. Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов. С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания. В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов. В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны,настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана. 25 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет. 2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров. 24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов. Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания середины XIX века. В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой служил домом священника. При входе в комплекс нас встречает двухэтажная богадельня Балашёвых с гостиницей для паломников. Она и сейчас как гостиница для паломников используется. Здесь в старину находилась часовня, в которой стояли гробы с покойниками (морг). После Великой Отечественной войны здание отдали под резиденцию старообрядческого архиепископа. В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной Старообрядческой Церкви. В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николая. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой общины поповского согласия. Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками Русской Православной Церкви и подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви. На строительство было дано благословение московского митрополита Филарета (Дроздова). Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-Единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы. Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в «русском стиле». Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой. После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совершать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице храм был целиком передан Русской Православной Церкви. Настоятель храма протоиерей Анатолий Цвиркунов. При храме действует воскресная школа и библиотека. Стены храма за этот год расписаны заново весьма ярко.

Бывшее здание Кладбищенской конторы-гостиницы.

Большое каменное двухэтажное здание, примыкающее к колокольне церкви Николая Чудотворца, ныне практически разрушенное, построено в XIX веке. До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница. На нижнем этаже помещалась контора, а так же кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и проч. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным. В конторе находился также архив Рогожского кладбища. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского посёлка. После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг. передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом. В послевоенные годы снова стало общежитием. После пожара от здания остались одни стены. Здание передано в 1987 году Старообрядческой Архиепископии. Ныне реставрируется. Источники исторической справки: Достопримечательности Москвы Сайт Московской митрополии Старообрядческой церкви.Толкование

Рогожское кладбище
Кладбище
Рогожское кладбище
Страна Россия
Город Москва
Первое упоминание 1771 год
Статус Охраняется государством

Координаты: 55°44′25.31″ с. ш. 37°42′09.57″ в. д. / 55.740364° с. ш. 37.702658° в. д.   55.740364, 37.702658

Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы — духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия. Расположено на востоке столицы по адресу: Старообрядческая улица, дом 31 А. Современная площадь кладбища составляет около 12 га.

История

Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское).

Надгробия старообрядческих архиереев Могилы староверов на Рогожском кладбище

Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок. В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев строй веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл все церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов еще до возвращения жителей все вернул на свои места. С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы».

С 1853 года Рогожское кладбище — духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. В декабре 1853 года после смерти И. М. Ястребова, часть прихожан, во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие, после чего 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен — малой Никольской — был учрежден единоверческий приход. Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных и часовенных. Впрочем, как оказалось впоследствии, значительная часть перешедших в единоверия сделало это из-за стремления записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права[1] Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причем было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Петр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось.

С 21 января 1856 года, после появления священства австрийского согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Когда об этом обстоятельстве дошло до сведения правительства, алтари в часовнях были запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять.

На Рогожском кладбище похоронены многие представители московского купечества, селившегося вблизи храмов в слободах на территории современного Таганского района. В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века — «Рогожский летописец». Многие надгробия и памятники сооружены на кладбище известными архитекторами и скульпторами. По проекту выдающегося архитектора Ф. О. Шехтеля и скульптора Н. А. Андреева в 1891 году сооружена Часовня — памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых.

После революций 1917 г. кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

Сейчас на территории кладбища действуют Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (арх. Ф. Ф. Горностаев), православный храм Святителя Николая Чудотворца. Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.

Известные люди, похороненные на Рогожском кладбище

Захоронения Морозовых

  • В. Ф. Королёв (1891—1962) — протоиерей, настоятель Московского старообрядческого Покровского собора;
  • родовая усыпальница части из членов династии Морозовых:
    • Тимофей Саввич (1823—1889) — купец;
    • Савва Тимофеевич (1862—1905) — меценат и общественный деятель;
    • Михаил Акимович — академик АМН СССР.
  • Рябушинские Павел и Василий Михайловичи — текстильные фабриканты;
  • К. Т. Солдатенков — книгоиздатель и владелец художественной галереи;
  • Шелапутины — купцы 1 гильдии, благотворители;
  • Кузнецов, Матвей Сидорович — фарфорозаводчик;
  • Алпеев, Семён Павлович — Герой Советского Союза, полковник;
  • Балтер, Гита Абрамовна — российский музыковед и музыкальный педагог.

См. также

  • Похороненные на Рогожском кладбище.

Примечания

  1. Около трети обращений последовало 30 и 31 декабря 1854 года, то есть в последние дни перед введением запрета.

Литература

  • Старинный Рогожский некрополь: Сборник статей / Составитель Ю. Н. Соловьёва. — М., 2006.

Ссылки

  • Рогожское кладбище // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Урушев Д.А. У Рогожской заставы // Истина и жизнь. 2005, № 6
  • Статья о кладбище
  • Рогожское кладбище на Яндекс-Карте
  • Сорок Сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва, издательство АСТ, 2004. Т.4., с.452-461 ISBN 5-17-027698-2
  • Видеосюжет ТК Столица 2007-04-18

Категории:

  • Некрополи по алфавиту
  • Рогожское кладбище
  • Появились в 1771 году

Смотреть что такое «Рогожское кладбище» в других словарях:

  • РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ — РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ, основано в 1771 в Москве близ Покровской заставы для погребения жертв эпидемии чумы. В 19 в. стало центром старообрядческой общины поповцев. В 1853 духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и Всея Руси (см.… …   Русская история

  • РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ — кладбище в Москве, основанное старообрядцами для захоронения жертв эпидемии чумы, превратилось в 1771 в духовный центр моек. старообрядч. общины поповцев перемазанцев. В 1853 на Р. к. учрежден духовный центр Старообрядч. архиепископии Моск. и… …   Атеистический словарь

  • Рогожское кладбище — старообрядческое кладбище, центр филипповцев. Основано во время эпидемии чумы 1771, когда кладбища в черте города были закрыты. По разрешению графа Г.Г. Орлова филипповцам было отведено место для кладбища за Рогожской заставой (отсюда название).… …   Москва (энциклопедия)

  • Рогожское кладбище — (официальное название Р. богаделенный дом) центр московской общины старообрядцев поповцев. Основание Р. кладбища относится к 1771 г., когда во время свирепствовавшей в Москве чумы старообрядцам поповцам отведено было для погребения умерших место… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рогожское кладбище —     центр московской старообрядческой поповщинской общины, основанной в 1771 близ Покровской заставы. При кладбище были возведены церковь, часовни, приюты, библиотека, архив. Временем расцвета деятельности общины была перв. четв. 19 в., когда она …   Религии народов современной России

  • Рогожское кладбище — (Р. богаделенный дом) – центр москов. общины старообрядцев поповцев; основан в 1771 г. в Москве во время чумы, когда им было отведено для погребения умерших место за Покровской заставою, на земле Андроновской слободы, и дозволено было… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Рогожское кладбище — основано в 1771 в Москве для погребения жертв эпидемии чумы. В XIX в. стало центром старообрядческой общины поповцев. С 1853 духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси (см. Белокриницкая иерархия) …   Энциклопедический словарь

  • Рогожское кладбище — духовный центр Рус. Правосл. Старообрядческой Церкви. Появилось в 1771 во время эпидемии чумы в Москве, когда старообрядцам поповцам было отведено место за Покровской заст. на земле Андроновской слободы для погребения умерших и позволено было… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Покровский собор на Рогожском кладбище — Старообрядческая церковь Покровский собор …   Википедия

  • Семёновское кладбище — кладбище Семёновское …   Википедия

Книги

  • Возрожденная красота. Москва — Рогожское, Козлов Владимир Фотиевич. Изданный по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия альбом включает в себя рассказ об истории и возрождении Рогожской Слободы — древнего Духовного и исторического центра… Подробнее  Купить за 1957 руб
  • Возрожденная красота. Москва. Рогожское, Козлов В.. Изданный по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия альбом включает в себя рассказ об истории и возрождении Рогожской Слободы древнего Духовного и исторического центра… Подробнее  Купить за 1783 грн (только Украина)
  • Возрожденная красота. Москва. Рогожское, Козлов В.. Изданный по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия альбом включает в себя рассказ об истории и возрождении Рогожской Слободы – древнего Духовного и исторического центра… Подробнее  Купить за 1727 руб

Другие книги по запросу «Рогожское кладбище» >> Найдено 4 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

—> РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Источник: Атеистический словарь

—> РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ основано в 1771 в Москве близ Покровской заставы для захоронения жертв эпидемии чумы. Со временем Р. к. стало духовным центром Моск. старообрядч. общины поповцев. Расцвет ее относится к пер. четверти 19 в. Капитал общины насчитывал миллионы рублей. Среди прихожан Р. к. было много богатых людей, владельцев мануфактур Моск. промышленного района. В 1853 Р. к. становится духовным центром старообрядч. архиепископии Моск. и всея Руси, существующей и в наст. вр.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

—> РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ центр моcк. старообрядч. поповщинской общины, основанной в 1771 ок. Покровской заставы. При кладбище были возведены часовни, приюты, библиотека, архив. Временем наибольшей активности общины является первая четверть XIX в., когда она представляла собой центр беглопоповщинского толка. С сер. XIX в., в результате репрессий царизма, Р. к. стало терять свое значение. В конце XIX в. рогожская община вновь достигла известного процветания, на этот раз как центр белокрипицкой иерархии. В наши дни на территории Р. к. имеются церковь белокриницкой иерархии и церковь беглопоповцев и единоверцев.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

—>Рогожское кладбище

Источник: Религии народов современной России

Показать еще…

Кладбище
Рогожское кладбище
55°44′25″ с. ш. 37°42′09″ в. д.
Страна image Россия
Город Москва
Первое упоминание 1771 год
Дата основания 1771
Статус Охраняется государством
Состояние Действует
image Медиафайлы на Викискладе

Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы — духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия. Расположено на востоке столицы по адресу: Старообрядческая улица, дом 31 А. Современная площадь кладбища составляет около 12 га.

image Рогожское кладбище. 1848

История

Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой (в трёх верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта[1]) в районе Рогожской ямской слободы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское, Даниловское и Калитниковское).

Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок. В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл всё церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей всё вернул на свои места. С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы».

Учреждение в 1846 году Белокриницкой митрополии поставило российских старообрядцев, в том числе и общину Московского Рогожского кладбища, перед выбором, который в конце концов был сделан в пользу иерархии[2]. С 1853 года Рогожское кладбище — духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. В декабре 1853 года после смерти И. М. Ястребова часть прихожан во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие, после чего 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен — малой Никольской — был учреждён единоверческий приход. Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных и часовенных. Впрочем, как оказалось впоследствии, значительная часть перешедших в единоверие сделало это из-за стремления записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права[3]. Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причём было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Пётр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось.

С 21 января 1856 года, после появления священства белокриницкого согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) немедленно потребовал гражданских «репрессалий», и по распоряжению правительства алтари в часовнях были 7 июля 1856 года запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Печати на алтарных дверях Покровского собора были сняты по особому распоряжению императора Николая II накануне Пасхи 1905 года в связи с изданием «Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года[4].

На Рогожском кладбище похоронены многие представители московского купечества, селившегося вблизи храмов в слободах на территории современного Таганского района. В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века — «Рогожский летописец».

После революций 1917 года кладбище перестало быть только старообрядческим. В 1930—1940-х годах на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 года военачальников Якова Смушкевича, Павла Рычагова, Григория Штерна, Александра Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

На территории кладбища действуют Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (архитектор Фёдор Горностаев, строитель Зиновий Иванов), православный храм Святителя Николая Чудотворца (архитектор Василий Карнеев[5]). Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.

Кладбищенская скульптура

Многие надгробия и памятники сооружены на кладбище известными архитекторами и скульпторами. По проекту архитектора Фёдора Шехтеля и скульптора Николая Андреева в 1891 году сооружена часовня-памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых, беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом на могиле Саввы Тимофеевича Морозова выполнен Н. А. Андреевым[1].

Известные захоронения

СЗАО

  • Рождественское
  • Троице-Лыковское

ЗелАО

  • Алабушевское
  • Центральное Зеленоградское
  • Никольское
  • Северное

НАО

  • Анкудиново
  • Барыши
  • Большое Покровское
  • Большое Свинорье
  • Ватутинское
  • Девятское
  • Ивановское
  • Изваринское
  • Кувекинское
  • Летовское
  • Николо-Хованское
  • Остафьево
  • Переделкинское
  • Передельцевское
  • Прокшинское
  • Пыхтинское
  • Ракитки
  • Саларьевское
  • Середневское
  • Сосенское
  • Станиславское
  • Филимонковское
  • Хованское
  • Яковлевское

ТАО

  • Белоусово
  • Богородское
  • Богоявление
  • Былово
  • Варварино
  • Васюнино
  • Вороново
  • Ворсино
  • Губцево
  • Жохово
  • Зосимова пустынь
  • Исаково
  • Кленово
  • Клоково
  • Красное
  • Кузнецово
  • Лукошкино
  • Маврино
  • Никольское
  • Новогромово
  • Ознобишино
  • Пёсье
  • Поповка
  • Пучково
  • Раево
  • Рождественно
  • Романцево
  • Руднево
  • Сальково
  • Сатино-Русское
  • Свитино
  • Спас-Купля
  • Товарищево
  • Троицкое городское
  • Хатминки
  • Чириково
  • Щапово
  • Юдановка

Действующие кладбища выделены жирнымimage Эта страница в последний раз была отредактирована 7 июля 2021 в 13:35.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий