Захоронения по мусульманским обычаям, основные отличия

Содержание

Россия – страна многонациональная, в самых разных её регионах, распространен ислам. Особенность этой религии, заключается в отношении к смерти – достаточно взглянуть на мусульманские памятники, чтобы понять эту особенность. Они сильно отличаются от привычных захоронений – они лаконичные и сдержанные, скромные и аккуратные. Все дело в том, что мусульмане очень бережно относятся к традициям, поэтому даже надгробия у них особенные, соответствующие религиозным правилам.

Приверженцы традиций не одобряют гравировки на памятниках, каких-либо изображений и орнаментов, допуская только суры.

Правильное оформление мусульманской стелы

Памятники на могилах мусульман отличаются от надгробий, принятых в европейских культурах. Достаточно посетить мусульманское кладбище, чтобы заметить – все надгробия обращены в одну сторону.

В какую сторону смотрит полумесяц у мусульман на надгробии

То, куда ставят надгробие и в какую сторону оно обращено – это один из важнейших моментов, установки таких монументов.  Все памятники должны быть установлены таким образом, чтобы их лицевая часть была обращена в сторону Мекки, на восток. Эта незыблемая традиция соответствует правилам шариата, а необходимо это для того, чтобы посетители кладбища знали направление для своей молитвы.

image

Запрещенные элементы на мусульманском памятнике

Согласно традициям и правилам, на надгробиях запрещено изображать портреты усопших людей. Не стоит писать скорбных слов, эпитафий и цитат – всю свою жизнь верующий проводит в ожидании возвращения к Аллаху, поэтому его смерть не должна быть поводом для горя и слез, стоит лишь порадоваться за душу, которая встретилась со своим отцом.

Особенности стел (формы и оформление)

Памятник на могилу мусульманина, а точнее, его форма, ориентирован на традицию. Самой древней разновидностью надгробий считаются небольшие обелиски в виде столбов. Однако сегодня чаще можно увидеть прямоугольные стелы, имеющие разные разновидности вершин:

  • в виде купола мечети;
  • в виде чалмы – такие памятники устанавливают на могилах мусульман, совершивших паломничество в Мекку;
  • арочными – арка является символом бессмертия;
  • заострённый, как вершина минарета.

Предпочтение мусульмане отдают лаконичным стелам простой формы. Скульптурные композиции на мусульманских кладбищах – большая редкость.

Определенным канонам подчинена и гравировка. Согласно правилам, на мусульманские надгробия не должны быть нанесены изображения любых живых существ, запрещены и другие образы мира, сотворенного высшими силами. По этой причине в мусульманской культуре со временем выработались символические художественные приемы. Обычно надгробия украшают растительные и геометрические узоры.

В качестве дополнительного украшения надгробия нередко выступает надпись, выполненная арабской каллиграфической вязью. Чаще всего это тексты молитв, суры из Корана. На суннитских надгробиях могут размещать строки из хадисов (преданиях о действиях и словах) пророка Мухаммеда. На памятниках также указывают имя усопшего, даты его рождения и ухода их жизни.

Фото и портреты усопших на традиционных мусульманских надгробиях размещать строжайше воспрещено. Объясняется это наставлениями, которые прописаны в священной книге – Коране. Справедливости ради отметим: в Коране не содержится порицания тех живописцев, которые изображали бы животных или людей. Явный грех – это создание трехмерных изображений тех существ, которые были одушевлены Аллахом. Несмотря на это, многие толкователи священной книги много столетий назад признали нежелательными изображения животных – и запретными – портреты людей. Конечно, ислам на протяжении длительного времени находился под влиянием европейской культуры, из-за чего смягчились некоторые догмы.

Сейчас мечеть разрешает вырезать на надгробиях лица и изображения живых существ, если родственники этого желают.

Виды оформления мусульманских мемориалов

Памятники на могилах мусульман оформляют в соответствии с полом усопшего человека. Так, когда из жизни уходит женщина, на мраморное или гранитное изделие наносят:

  • растительные орнаменты;
  • мусульманские молитвы;
  • различные сюжетные композиции, сообщающие о роде деятельности усопшей.

Если же покойный – мужчина, его памятник оформляют:

  • геометрическими орнаментами;
  • религиозными символами – например, звездами и полумесяцами;
  • текстами молитв;
  • тематическими сюжетами, которые связаны с родом деятельности мужчины;
  • силуэтом мечети.

На женских стелах нередко можно увидеть изображения букетов цветов – число бутонов совпадает с числом детей покойной.

image

Отдельно следует  сказать о значении рисунков на мусульманских надгробиях. Мечеть отображает духовность усопшего, символизирует духовные ценности и верность религии и культуре. Почитаем в исламе и полумесяц со звездой – его можно увидеть на флагах. О том, как этот символ стал особенно значимым и почитаемым, говорят две легенды. Согласно первой, полумесяц, который ярко осветил Византию, спас жителей от верной погибели, а город от разрушения македонцами. Другая версия гласит: правитель государства Осман во сне увидел звезду с полумесяцем, которые он принял за добрый знак, а потому сделал символом рода.

Цвета и материалы надгробий

Прежде для изготовления мусульманских памятников на могилу использовался известняк. Сегодня же верующие выбирают гранит зеленого оттенка. Чаще всего это габбро-норит, для которого характерен удивительно глубокий и насыщенный темно-зеленый оттенок. Правда, найти такое изделие непросто, ведь в мире существует всего несколько месторождений.

Не менее востребован черный гранит – на такой поверхности особенно эффектно выглядят письмена, полумесяцы и фотографии. Допускается изготовление надгробий из темного и белого мрамора. Менее обеспеченные мусульмане, которые не могут позволить себе установку памятника из камня, нередко устанавливают на могиле аккуратный металлический конус, увенчанный полумесяцем – или вовсе ограничиваются мемориальной табличкой.

Традиционно памятники из мрамора белого цвета устанавливают на могилы детей и молодых девушек. Оформляют такие мемориалы полумесяцем и вязью.

Преимущества мусульманского памятника из натурального гранита

Сложно поспорить с тем, что памятники из гранита – одни из самых прочных. Им не страшны загрязнения, ливни, морозы и зной. Кроме того, на граните можно смело гравировать различные символы и тексты из Корана – не выгорят под лучами солнца и не выцветут. Плюсов у гранитного надгробия немало:

  • устойчивость к воздействию абразивных веществ;
  • высокая теплопроводность;
  • стойкость к холодам;
  • приемлемая цена;
  • устойчивость к истиранию;
  • возможность воплотить различные эскизы.

К тому же данный материал не нуждается в сложном уходе, а потому он поможет надолго сохранить память о близком человеке.

Как совместить традиции с красотой при заказе мусульманского памятника

Из-за того, что шариатом строго запрещены любая вычурность и помпезность при оформлении могил, типичные мусульманские надгробные памятники выглядят строго и лаконично. Они обычно не выделяются оригинальными формами, изысканными узорами, орнаментами и другими излишествами. В исламской ритуальной культуре приветствуется единообразие – души усопших людей не должны пребывать в раздорах или зависти – им уготован покой в Садах Аллаха.

Однако не стоит думать, что мусульманские кладбища выглядят просто и строго – сочетание красоты с многовековыми традициями позволяет изготавливать достойные памятники. Для этого необходимо выбирать натуральные материалы – например, мрамор, габбро-норит или габбро-диабаз.

Как правило, мемориальные изделия имеют классическую прямоугольную форму, однако не запрещены такие черты, как купол, увенчанный полумесяцем. Нередко для ушедшего из жизни мусульманина изготавливают надгробие, словно изрезанное арабской вязью. Не обойтись и без ограды – она не только служит декоративным элементом, но и защищает захоронение от набегов животных.

На памятнике не должно быть слов скорби или любви, ведь смерть в исламе – это приближение к Аллаху.

И, наконец, самое важное: надгробие правоверного мусульманина не должно быть вычурным, выдавать достаток умершего человека и его родственников – это не приветствуется в исламе, ведь религия призывает людей к скромности. К тому же, пышные мемориальные комплексы могут заставить тех, кто не так богат, испытывать чувство зависти и даже негативные мысли и высказывания в адрес усопшего, что является одним из страшнейших грехов.

Ислам 5.12. Джаназа — обряд похорон

Такой вопрос уже тут был, но я хотела уточнить, спросить для своего успокоения. Вопрос у меня такой, Можно ли беременой сходить на мусульманское кладбище к своему сыночку? Мой сын Ильян сильно болел,(он был инвалидом с рождения) и умер 29 декабря, мы по нему очень скучаем. Ему щас было бы 3 годика. И со временем скучаю еще больше, думаю о нем, разные мысли бывают, и виноватой себя чувствую иногда, кажется, может я могла бы ему дать еще больше любви и ухода….Часто вижу во сне, вижу что он или смеется, или спит как раньше , просто лежит и спит, а я боюсь его разбудить, обнимаю его, целую и не могу насладиться им, плачу во сне, и скучаю. У меня бабушка читает молитвы и намазы, я даю ей хаер(подояние) и она читает для успокоения души моего ангелочка. Сама тоже всегда прошу у Аллаха что бы на небе моему сыночку было хорошо. А в последнее время просто часто вижу во сне, вот и думаю может на кладбище к нему сходить, может он хочет что бы я к нему пришла туда? Или в мечеть сходить…

Похожие записи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Традиции обмывания

Во многих верованиях подготовительным этапом перед погребением является очищение тела. В исламе оно проходило изначально в три этапа, которые включали в себя также специальные движения для выведения нечистот из организма. На данный момент практикуется обмывание в один подход, что значительно сокращает период проведения процедуры.

При этом запрещается:

  • класть покойника лицом вниз, то есть переворачивать — для омытия спины тело приподнимают;
  • стричь волосы на лице или голове, а также ногти;
  • использовать теплую воду.

Применяется раствор с кедровым порошком и комфортом температуры ниже комнатной. На мусульманских кладбищах установлены специальные помещения для проведения обряда, а его участниками обязательно должны были быть родственники или близкие люди. На сегодняшний день продуманно созданы специальные службы, работники которых выполняют эту работу.

Обертывание в саван

Отличительной чертой процессии является обертывание тела в кафтан или саван — белое полотно или отдельные полосы ткани, которым покрывается все тело. В трех местах его завязывают:

  • у головы;
  • на поясе;
  • в ногах.

Отчасти ткань и фасон говорят о статусе человека при жизни, так как не каждая семья может потратиться на дорогое полотно. В некоторых случаях такой ритуальный предмет заготавливают заранее, например, когда пожилой член семьи долго болеет.

То, как хоронят мусульман мужчин, некоторым образом отличается от женского обряда. Здесь саван состоит из трех частей:

  • лифофа — первый слой, который закрывает тело полностью от головы до ног;
  • изор — предназначен для нижней половины;
  • камис — своего рода длинная рубашка или туника, которая прикрывает тело от плеч до таза.

В женском погребальном наряде также присутствует покрывающий волосы платок (кирка) и полоска на грудную часть — химор. Камис должен прикрывать колени, поэтому полотно нужно подлиннее. Младенцев и детей закутывают в один отрез ткани.

Вернуться к оглавлению 

Молитва на похоронах

Похороны в исламе не проходят без присутствия на них имама. Если им не будет прочитана молитва, ритуал считается недействительным.

Погребальная молитва носит название джаназа и произносится в момент, когда покойного уже подготовили к погребению. Согласно религии, частью молитвы является положение тела, джаназа произноситься только стоя.

Процедура погребения

Процесс называется дафн. Хоронят мусульман без гробов. Для доставки покойного к могиле используют специальные носилки округлой формы с крышкой — тобут. Процессия начинается с молитвы имама и его первым броском горсти земли в могилу. Говорить о человеке, выступать с памятными речами посторонним людям во время похорон запрещено, звучат только молитвы.

Затем место захоронения поливают водой и еще семь раз бросают землю. После завершения ритуалов, родственники и друзья покидают кладбище, но над могилой покойного остается молиться один человек, чаще всего мулла. В давние времена он оставался там до первых лучей солнца, сейчас это время сократилось до часа.

Кабр (могила)

Категорически запрещено кремировать человека, так как это отсылка к огненным мукам в аду, поэтому со 100% вероятностью последователь ислама будет покоиться в земле. В грунте создается прямоугольная яма, а в одном ее боку выемка — туда будет помещено тело.

Из-за такого размещения вода, которая стекает при поливе цветов над могилой, не попадает прямо на тело. Также по этой причине образовалось правило не ходить между могил — для этого существуют специальные дорожки. Ведь умерше буквально находятся не под памятным местом, а сбоку от него.

В кабр покойного спускают крепкие парни — родственники или работники кладбища. Тело находится в положении ногами вниз. Женщин помещают в могилу под покрывалом, чтобы присутствующие не могли видеть ее тела, тем более в таком состоянии.

Так как тело остается в земле без гроба, на запах могут прийти дикие животные. Тревожить покойного категорически нельзя, это большое осквернение. Во избежание неприятных случаев, могилу укрепляют жженым кирпичом. Так ее сложнее раскопать, а запах гари помогает отвадить хищников.

Вернуться к оглавлению 

Места погребения

Вы никогда не встретите похороны мусульманина на православном кладбище, так как это категорически запрещено. В том числе не разрешается размещать могилы представителей другой религии в месте захоронения последователей ислама.

Надгробные плиты отмечаются полумесяцем, иногда со звездой. Религиозной символикой украшаются и оградки вокруг них. Лицевая сторона должна быть обращена к Мекке. Изображение лиц усопших не приветствуется, скромность должна быть и в оформлении.

Оплакивание покойного

В сравнении с христианской религией, здесь кардинально другой подход к этому вопросу. К смерти относятся как к переходу в новую жизнь, место, отведенное Богом — Аллахом. Поэтому чрезмерная скорбь может унизить такой фундаментальный постулат веры. Наоборот, почтение Бога и указов Корана являются основанием для спокойного и сдержанного принятия даже такого трагичного по природе, но неизбежного по определению, события.

Оплакивать родственника: жену, мать, сестру, брата, отца или друга принято не более трех дней. При этом не приветствуются громкие рыдания, вопли сожаления и крики. Только по смерти мужа жена должна быть в трауре на протяжении четырех месяцев и десяти дней. В этот период ей запрещено:

  • носить украшения;
  • пользоваться благовониями и ароматными маслами;
  • принимать предложения руки и сердца.

Поминальные дни

Первые три дня в дом не входят гости для поминок. Это время для семьи совершить молитвы за усопшего, перевести дух после случившегося. На готовку и хозяйство принято уделять минимум времени, поэтому организация обеда будет совсем некстати.

На третий, седьмой и сороковой день приглашают родственников и самых близких, чтобы утешать друг друга и вспоминать умершего, а не есть и гулять. Отношение к поминкам, как торжеству и пиршествованию категорически осуждается по трем причинам:

  1. Семья скорбит от горя потери, в доме не должны звучать музыка и смех;
  2. Родители или жена потратились на похороны, поэтому объедать их неправильно, наоборот, стремятся поддержать материально;
  3. Алкоголь в подобном ритуале более, чем неуместен, он осуждается и радикальными, лояльными последователями ислама.

Похороны самоубийц

Ислам осуждает любое деяние, отнимающее жизнь человека — чужую или свою. Властелином души является сам Бог, а брать на себя Его обязательства считается грехом. Согласно преданию пророк Мухаммед отказался молиться за погребение самоубийцы, чтобы проучить его за соделанное преступление веры.

Однако, мусульманское общество приняло решение, что такие люди совершают злодеяние только против себя, не нанося вред другим, а значит и ответственны за свой проступок только перед Богом. Мулла не откажется провести похоронный обряд, при этом он не будет отличаться от обычного.

Вернуться к оглавлению 

Донорство органов

Между радикальными и прогрессивными последователями ислама все еще ведуться споры о подобного рода манипуцляциях с человеческим телом. Однако Коран и предания говорят о том, что медицина полезна, а Аллах не создавал болезни, против которых не будет найдено лекарства.

Официальная версия состоит в том, что пересадка разрешена, если умерший донор при жизни оставил завещание, в котором подтвердил свое решение. Кроме того, его должны признать мертвым по медпоказаниям и согласно религии. Обязательным условием является целесообразность операции — больной должен подписать согласие, а его состояние с точки зрения врачей точно улучшиться после трансплантации.

Вскрытие

Согласно шариату не существует категорических причин, по которым эксгумация была бы запрещена. Наоборот, есть важные причины для этого:

  • с усопшим было захоронено имущество другого человека;
  • по ошибке могила была расположена на чьей-то земле;
  • у женщины родился ребенок мертвым, но не сообщили пол и похоронили, а это по каким-то причинам было важно знать.

Относительно случаев, когда умирает беременная, а внутри нее продолжается жизнь, безоговорочно приступают к вскрытию. С ребенком женщину не хоронят, пока не убедятся, что он тоже умер. Известны акты создания таких условий, при которых младенец погибал внутри утробы, чтобы скорее похоронить мать. Однако это запрещено шариатом.

Бальзамирование

Закон ислама не приветствует процедуру, так как ни одна священная книга не описывает ее. Следовательно, такого обычая среди последователей религии на протяжении истории не было. Косвенные доказательства подобного явления среди мусульман в археологии воспринимаются как негативные явления в связи с ассимиляцией с местными культурами.

Вернуться к оглавлению 

Кремация

Как говорилось ранее, традиционным является именно погребение в землю. Огонь, поядающий тело, ассоциируется ни с чем иным, как только с адским огнем. Впрочем, в одном из преданий описан случай, когда отец завещал сыновьям развеять его прах по ветру после сожжения. По его словам, он так боялся предстать перед Аллахом со всеми своими грехами, что не мог быть погребен согласно обряду.

Именно обычай погружать тело в землю вверх лицом, иногда сидя, принято считать обычным для захоронения. Это связано с тем, что согласно верованиям человек не отходит в вечность сразу, а после смерти предстает на суд Божий, где беседует с Ним о всех своих делах на земле.

Заключение

Мусульмане уже много веков досконально исполняют похоронные обряды, провожая в последний путь родных и близких. Культура почитания умерших в целом схожа во многих религиях. В ее центре — память о человеке, крепость связывающей нити с живыми, которые любили и дорожи им, а также слава о делах, которую он оставил по себе.

Вернуться к оглавлению 

Содержание

Погребальные обряды и традиции мусульман

Погребальные обряды мусульман

Погребальные обряды сложны. Они осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются  особыми молитвами. Долг каждого мусульманина строго соблюдать погребальные обряды.

Вся жизнь мусульманина от момента его рождения до момента смерти определяется Шариатом. Шариат – это систематизированный свод мусульманских законов. Шариат требует, чтобы еще при жизни правоверный мусульманин готовился к загробному миру.

Аллах Всевышний сказал, что, прежде всего, ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран 21:36).

Каждый человек вкусит смерть…Каждая душа вкусит смерть, потом она будет возвращена Богу (Коран 29:56).

Если человек находится при смерти, его необходимо положить на спину, ступни его ног должны быть обращены к Мекке. Если нет возможности уложить на спину, то умирающего кладут на правый или левый бок лицом к Мекке. Над умирающим читают молитву Калимат- шахадат («Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк»). Последний долг перед умирающим – дать ему глоток холодной воды. Возле умирающего не принято вести громкие разговоры и плакать.

После смерти покойному закрывают глаза, подвязывают подбородок, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот укладывают тяжелый предмет, во избежание вздутия. Затем делают процедуру обмывания – гусул.

Омовение (тахарат) и обмывание (гусул)

Обряд омовения и обмывания проводит Гассал (омывающий). В обмывании и омовении участвует не менее 4 человек. Гассалом, человеком, который поливает тело водой, может быть близкий родственник умершего. Остальные помогают переворачивать тело покойного в процессе обмывания.

Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей. Жена может обмывать тело своего мужа. Если в окружении умершего мужчины были одни женщины (и наоборот), то проводится только таяммум (ритуальное очищение без использования воды).

Над умершим совершается обряд омовения (тахарат) и обмывания (гусул) водой. Умершего омывают и обмывают три раза:

  1. Водой содержащий кедровый порошок
  2. Водой с камфарой
  3. Чистой водой

Покойного кладут на жесткое ложе лицом к Кибле. Такое ложе всегда есть при мечети или на кладбище. Перед совершением обряда помещение окуривают благовониями. Затем проводится обмывание (гусул). Лицо покойного, его руки до локтя обмываются 3 раза. Затем голова, уши и шея. После этого моются ноги по щиколотки. Голову и бороду моют с мылом, теплой водой с кедровым порошком (гулькаир).

Покойного кладут на левый бок и моют правый, затем переворачивают на правый бок и моют левый. Тело протирают и поливают водой. Эта процедура повторяется 3 раза. Мокрое тело вытирается полотенцами, затем для ароматизации используют благовония – Зам-Зам, Миски-анбар, Кофур.

После проведения обряда омовения и обмывания, покойного окутывают в саван – специальное одеяние, в котором хоронят умерших.

В чем хоронят мусульман

Саван (кафан)

Шариат запрещает хоронить мусульманина в одежде. Предписывается окутывать его саваном.

Саван для мусульманина шьется из ситца или белого полотна. Категорически запрещается покрывать тело мусульманина шелком или шить из него саван. Лучше использовать новую ткань.

Предпочтительно, чтобы саван для умершего мужа готовила жена, а для умершей жены – муж, родственники или дети. Если у умершего не было родственников, то его хоронят соседи соблюдая все ритуалы и традиции ислама.

Мужской саван состоит из трех частей:

  1. Лифафа (лифофа) – ткань, которая окутывает все тело покойного с головы до ног. Лифафа имеет дополнительно по 40  см с каждой стороны для того, чтобы можно было завязать узлы после окутывания.
  2. Изар (изор) – отрез ткани, окутывающий нижнюю часть тела.
  3. Камис – длинная рубаха до колен.

Женский саван включает в себя пять частей:

  1. Лифафа – ткань покрывающая покойную с головы до ног.
  2. Изар – ткань, покрывающая нижнюю часть тела.
  3. Женский камис – рубаха без воротника с вырезом для головы.
  4. Химар – платок для головы размер 2 м х 60 см.
  5. Хирка – отрез ткани размером 1.5 х 0.6 м – для накрывания груди.

Для новорожденных и младенцев достаточной одной лифафы.

Перед окутыванием нельзя стричь бороду, волосы, ногти.

Процедура окутывания мужчин

На ложе расстилается лифафа, ее посыпают ароматными травами и пропитывают благовониями. Поверх нее кладется изар. Покойного одевают в камис, укладывают на ложе, при этом руки укладываются вдоль тела. Над умершим читают молитвы. После покойного окутывают лифафой, сначала с левой стороны, затем справой, завязывают узлы у головы , пояса и ног. При опускании в могилу узлы развязываются.

Окутывание женщин

Окутывание женщин отличается лишь тем, что грудь покойной покрывают хиркой, затем надевают камис. На него опускаются волосы, разделенные на две части. На лицо кладется химар, подложенный под голову.

Погребальные носилки (тобут)

Погребальные носилки – тобут — представляют собой носилки с раздвижной крышкой. Они обычно имеются при мечети или на кладбище. Носилки застилают одеялом, на которое кладут покойного. После этого крышка тобута закрывается и сверху покрывается материей. В некоторых традициях сверху кладут одежду покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят – мужчину или женщину.

Погребальная молитва (джаназа)

Погребальной молитве придается особое значение. Погребальные носилки устанавливаются в направлении Киблы. Ближе всех к тобуту стоит имам или заменяющее его лицо. За имамом собравшиеся стоят рядами.

Джаназа отличается от обычных молитв тем, что здесь не совершаются Рукны (коленопреклонение) и Сажда (падение ниц). Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху Акбар), приветствия (вправо и влево) и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов покойного.

Перед началом молитвы имам трижды произносит «Ас Салат», т.е. «Приходите на молитву». Перед молитвой имам спрашивает собравшихся, если ли у покойного долги, не выплаченные им при жизни, или кто-то должен ему, возможно, кто-то состоял с ним в споре и просит простить покойного и рассчитаться с родственниками.

Без чтения молитвы похороны считаются недействительными.

Как проходят похороны у мусульман

Мусульман не кремируют. По мусульманской традиции кремация является большим грехом. Шариат предписывает хоронить правоверного мусульманина следующим образом.

Хоронят мусульманина в день смерти, до захода солнца. Если человек умер ночью – похороны назначаются на следующий день. Мусульманина рекомендуется предать земле на ближайшем мусульманском кладбище. На мусульманском кладбище все могилы и надгробия обращены в сторону Мекки.

Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а так же немусульманина на мусульманском кладбище запрещено.

Тобут с телом покойного доставляется к могиле. Его несут головой вперед, при этом из дома покойного выносят ногами вперед. Тобут несут не менее четырех человек. У всех участвующих в похоронах должна быть покрыта голова. Никто из присутствующих не должен присаживаться до тех пор, пока тело не будет опущено в землю.

Могила на кладбище представляет собой яму 2 м х 0.75 м х 1.2 м (длина, ширина и глубина). Справой стороны делают углубление (ляхад) шириной 50 см и высотой 55 см. В него укладывается тело покойного. Ляхад (лахад) делается для того, чтобы животные не смогли почувствовать запах и разрыть могилу. Тело помещается в ляхад, затем закрывается необожженными кирпичами, глиняными плитами или досками. 

Мусульман не принято хоронить в гробу. Умершего опускают в землю ногами вниз, на земле его голова должна быть повернута в сторону Киблы. Когда хоронят женщину, при опускании тела в могилу над ней держат покрывало, чтобы никто не видел ее саван.  В могилу бросают горсть земли и произносят айят из Корана на арабском  языке (2:156) – «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». После этого могила засыпается. Она должна возвышаться над землей на четыре пальца.  После этого могилу поливают водой. Семь раз бросают по горсти земли и читают айят из Корана (20:57) в переводе —  «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз».

Когда все сделано, у могилы остается один человек, который читает талкин – свидетельство о вере мусульманина в Аллаха и Пророка его. В область головы на могилу устанавливают камень, обращенный к Мекке или табличку с именем и фамилией покойного и датами жизни и смерти. Ислам запрещает устанавливать на могиле памятники с изображением покойного, обкладывать могилу мрамором и как-либо выделять ее.

Запрещается:

  • Сидеть на могиле
  • Наступать на могилу
  • Совершать на могиле ежедневный намаз
  • Возлагать цветы
  • Обрызгивать могилу водой больше одного раза.

Во время похорон читают айяты из Корана. Согласно завету Пророка читается сура «Аль Мулк». Она сопровождается многочисленными просьбами к Аллаху о милости к покойному. Об умершем принято говорить только хорошее. 

Траурный этикет у мусульман

Можно ли скорбеть мусульманам

Мусульманский траурный этикет предписывает родным и близким умершего скорбеть достойно.

Исламские правила поведения не запрещают оплакивать покойного, но это нужно делать тихо. Истинно верующие должны переносить горе достойно. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времени джахилии – не из нас (авт. – т.е. не из числа благочестивых)».  Такое поведение порицается в Шариате. Считается, что покойный страдает, если его семья скорбит по нему. В хадисах говорится: «Покойник испытывает муки от плача тех, кто остался».

По мусульманским традициям не разрешено реветь по умершему, нельзя нести портрет покойного.

Окружающие упрекают плачущих мужчин. Плачущих детей и стариков нужно утешить. Сказано: «По покойнику можно плакать, не издавая звука. Со смертью верующего плачут небеса».

Траурный этикет для женщин 

С арабского слово траур переводится как «запрет» или «отказ». Если у мусульманки умер муж, нужно соблюдать траур 4 месяца и 10 дней. В течение этого срока нельзя делать ничего, что может подтолкнуть женщину к новому замужеству. Запрещается использовать благовония и покидать дом без необходимости. Соблюдая траур, жена выполняет долг перед умершим мужем. По истечении установленного Всевышнем срока, женщина может снова выйти замуж.  В случае беременности этот срок увеличивается.

Если умер другой близкий человек, ислам предписывает скорбеть не более трех дней.

 Траур по Шариату длится первые три дня после смерти.

Поделиться ссылкой:

Во-вторых, на мусульманские похороны не принято приходить с растениями. Согласно исламским ритуалам, как живые, так и искусственные букеты или венки не приветствуются ни на церемонии прощания, ни в будущем на могиле. Любые цветы, венки и пальмовые ветки, возложенные на могиле мусульманина, считаются ересью.

Можно ли приносить цветы на похороны мусульман?

Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом). Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз).

Почему мусульмане хоронят не в гробах?

Мусульман хоронят без гроба, обернув тело только тканью савана. Согласно сунне, тело умершего должно касаться земли, так как человеческая плоть создана из нее и должна в нее же возвратиться. Кроме того, земля, дающая жизнь семени, символизирует для покойного путь в вечную жизнь.

Как ложат покойника в доме у мусульман?

Похороны у мусульман: порядок омовения

Читайте также  Как выплачивать зарплату?

Умерший кладется на жесткое ложе так, чтобы лицо его обращалось к Кыбле. Подобное ложе всегда есть при мечети и также на кладбище. Помещение окуривается благовониями. Половые органы умершего накрываются материей.

Можно ли венки у мусульман?

Погребение покойного проводится только на кладбище мусульман. … Место на мусульманском кладбище не должно быть украшено венками, цветами, лентами и прочими ритуальными изделиями.

Можно ли приносить венки на кладбище после похорон?

Если крышка закрыта, цветы кладут поверх. Действует строгое правило: все цветы, корзины, венки должны быть обязательно перевезены на кладбище. Перед погребением живые цветы вынимают из гроба.

Что нельзя делать после похорон близкого человека у мусульман?

После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех.

Можно ли кремировать в исламе?

«Кремация в исламе в целом запрещена. В Коране нет прямого запрета, но это запрещается, согласно сложившимся традициям. … Но в исламе практически считается грехом, если родные умершего не соблюдают предписанных шариатом погребальных процедур.

Что ставят на стол на поминки у мусульман?

На поминки у мусульман принято готовить повседневные традиционные блюда. У татар-мусульман принято готовить суп из баранины или говядины с лапшой, часто также подают плов. У казахских мусульман принято подавать национальные блюда: тары, талкан, жети нан, баурсаки.

Что нельзя делать до 40 дней после смерти у мусульман?

До 40 дня в доме покойного не звучит музыка, нет увеселений. Приходящим на поминки запрещено объедать родственников покойного, им помогают, успокаивают. Родственникам запрещено занимать деньги, использовать имущество несовершеннолетних детей, чтобы устроить пышные поминки. За столом читают молитвы, поминают умерших.

Читайте также  Как убрать воду из под линолеума?

Как выразить соболезнования в исламе?

Таз´ия – обычай в исламе выражать соболезнования семье умершего, в общем случае – человеку, понёсшему большую потерю. Основной целью тазии является успокоение близких покойного в нелёгкий час, напоминание о терпении и смирении перед волей Аллаха.

Что делать с вещами умершего человека у мусульман?

Можно ли что-нибудь оставить в доме на память из его вещей? Ответ: Делать ремонт из-за смерти человека или его не делать – в Исламе ничего такого не прописано. Вещи покойного можно, даже желательно раздать бедным, можно также на память оставить всё, что пожелаете.

Нужно ли развязывать руки покойнику?

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи. Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Можно ли венки на мусульманском кладбище?

Мусульман не принято хоронить в гробах, но в городах часто используют специальный ящик табуг. На кладбище можно взять ритуальные носилки для доставки тела к могиле. … Ритуальные атрибуты, как в православии (венки, цветы, ленты, постельные принадлежности, одежу), покупать и приносить на могилу нельзя.

Почему мусульман хоронят на боку?

Когда близкие уверены, что смерть наступила, они кладут умершего на правый бок лицом в сторону Мекки.

Что нельзя делать в течении 40 дней после смерти родственника?

До 40 дней после смерти человека близких нельзя бриться, стричься, обрезать ногти. Они молятся, читают Священное Писание, раздают милостыню прохожим, соседям, друзьям с просьбой помянуть усопшего. На 40 день родственники организовывают поминки, вспоминают приятные моменты и добрые дела в жизни умершего.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий