Воскресшая ведьма и чёрт : какие жуткие тайны хранит Всесвятское кладбище Краснодара

На территории муниципального образования город Краснодар существуют 18 кладбищ, а именно:

Действующие кладбища

№ п/п Наименование кладбища и адрес
1 Кладбище Славянское, расположенное по ул. 4 Линия, 59, 59/1 (схема кладбища)
2 Кладбище, расположенное в х. Ленина по ул. им. Мичурина (схема кладбища)
3 Кладбище, расположенное в пос. Индустриальном
4 Кладбище, расположенное в пос. Белозерном
5 Кладбище, расположенное в х. Восточном по ул. Полевая 
6 Новое городское кладбище, расположенное в Елизаветинском сельском округе (участок № 214) (схема кладбища)

Список кладбищ закрытых для погребений, за исключением случаев захоронения урн с прахом и случаев исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими при наличии на указанном им месте могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.

№ п/п Наименование кладбища и адрес Нормативно-правовой акт
1 Кладбище, расположенное на территории пос. Лазурного Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 02.08.2011 № 5509 «О прекращении погребений на кладбищах, расположенных на территории 1-го отделения учхоза «Кубань», хутора Копанского и поселка Лазурного»
2 Кладбище, расположенное на территории х. Копанского Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 02.08.2011 № 5509 «О прекращении погребений на кладбищах, расположенных на территории 1-го отделения учхоза «Кубань», хутора Копанского и поселка Лазурного»
3 Кладбище, расположенное на территории 1-го отделения учхоза «Кубань» Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 02.08.2011 № 5509 «О прекращении погребений на кладбищах, расположенных на территории 1-го отделения учхоза «Кубань», хутора Копанского и поселка Лазурного»
4 Кладбище, расположенное в пос. Северном по ул. Пригородная, 28 Постановление главы муниципального образования город Краснодар от 19.08.2008 № 2464 «О прекращении погребений на кладбище, расположенном по ул. Пригородной, 28»
5 Кладбище, расположенное в ст. Елизаветинской, ограниченном улицей Полевой и улицей Степной Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 24.12.2009 № 5037 «О прекращении погребений на кладбище в станице Елизаветинской, ограниченном улицей Полевой и улицей Степной»
6 Кладбище, расположенное в х. Новом Березовского сельского округа муниципального образования город Краснодар Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2010 № 2216 «О прекращении погребений на кладбище в хуторе Новом»
7 Кладбище, расположенное в ст. Старокорсунская по ул. Базарная Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2016г. № 2830 О прекращении деятельности по захоронению на кладбище, расположенном на территории станицы Старокорсунской

Список закрытых для погребения кладбищ

№ п/п Наименование кладбища и адрес Нормативно-правовой акт
1 Всесвятское (ул.Северная, 271/1) Решение исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 26.12.1964 № 1499 «Об открытии нового кладбища»
2 Еврейское(ул. Бабушкина)  Решение исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 26.12.1964 № 1499 «Об открытии нового кладбища»
3 Таманское (ул. Ставропольская/Таманская) Решение исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 26.12.1964 № 1499 «Об открытии нового кладбища»
4 пос. Пашковский (ул. им. Суворова) Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 29.10.2009 № 3977 «О прекращении погребений на кладбищах, расположенных по ул. им. Суворова в Карасунском внутригородском округе города Краснодара и ул. Народной, 110/1, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара»
5 г. Краснодар, ул. Народная (ул. Народная, 110/1) Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 29.10.2009 № 3977 «О прекращении погребений на кладбищах, расположенных по ул. им. Суворова в Карасунском внутригородском округе города Краснодара и ул. Народной, 110/1, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара

В соответствии с п. 3, ст. 18.1 закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» производить погребение на закрытых кладбищах в городе Краснодар запрещается.

Обращаем Ваше внимание на то, что в настоящее время участились случаи производства стихийных самовольных захоронений умерших/погибших на территориях кладбищ Краснодара, закрытых для погребения, что запрещено действующим законодательством и влечет за собой привлечение к ответственности.

Пост очень личный и на особенную тему. Первый в этом роде в моем журнале, потому что мы это делали можно сказать впервые (я — в сознательном возрасте, дети вообще впервые в жизни). Мы побывали на Славянском кладбище в Краснодаре, на могиле моего дедушки Семы и бабушки Лизы, на могиле дедушки Вити и прабабушки Фени, на могиле у прабабушки Мили и у второго мужа моей бабушки, Василия Кузьмича. Итак, предисловие. В детстве на кладбище я ходила только летом. Дело в том, что я росла в Ленинграде, где у нас никто не похоронен — родных у нас там нет и не было. Те, кто умер, похоронены в других городах: Мой прадедушка Вася и его мама баба Дуня — на Лычаковском кладбище во Львове. Там же похоронены сестры прадедушки: Праскева, Вера, Тамара и Надя. Прапрадедушка Гриша и прапрадедушка Степан умерли в Карачеве, где их могилы, никто не знает. Дядя Абрам, брат моего дедушки Семы, погиб в Севастополе в 1942. А дядя Ефим, брат прабабушки Фени, пропал без вести под Смоленском. До могил ли тут… Еще один брат моей прабабушки Фени, дядя Рува, похоронен в Уральске. Сестра моей прабабушки Фени, Соня, и ее дочери Роза, Сима и Феня, похоронены в Брянске. Там же похоронен дядя Фима, сын Симы. Прабабушка Паша умерла в Баку, там же похоронена она и ее сын Лева, брат моей бабушки Лизы. Второй брат моей бабушки Лизы, Боря, похоронен в Киеве. В общем, от Москвы до самых до окраин… По всему бывшему Советскому Союзу разбросаны могилы родных. Но т.к. дольше всего наша семья прожила в Краснодаре, то и похоронены там много близких. И когда мы приезжали летом в Краснодар, то первым делом обычно шли на кладбище. Скажу честно, когда я была маленькой, эти походы на кладбище были для меня обузой. Ехать далеко, жарко. Машины не было — добирались плюхающим трамваем, тащили с собой поклажу: тряпки, канистру для воды, ножницы, мешки. Шли пешком до кладбища, покупали на входе цветы. Потом долго шли по самому кладбищу от могилы к могиле. Там занимались делами совершенно для меня не привлекательными: мыли надгробия, рвали сорняки, убирали мусор. Если надо было, подкрашивали оградки. Но самым главным и мучительным было то, что никакой связи с лежащими тут людьми я не ощущала. Я их либо не знала вовсе, либо практически не помнила. И не чувствовала необходимости приходить к ним на могилу. В Краснодаре в предыдущий раз я была в 1992 или в 1993 году, и тогда мое отношение к походам на кладбище было именно таким — в 14 лет никакие там родственники мне были особо не нужны. Мои дети, хвала Всевышнему, на израильских кладбищах с целью посещения могил не бывали, не к кому. Да и вообще в Израиле посещение могилы по-другому организовано — нет необходимости за могилой особо ухаживать, трава на кладбищах не растет, нет оградок, которые надо подправлять, нет цветов, которые надо приносить… В общем, для детей поход на кладбище с канистрами воды и тряпками явился совершенно новым опытом. До этого дня в известный им круг обязанностей младших поколений по отношению к предкам это не входило. * * * Могилы наших прадедушек-прабабушек в Краснодаре очень ухожены. Это все благодаря постоянным заботам наших родственников — моей бабушки Эммы, ее дочки, моей тети Нины и ее мужа дяди Леши. Когда выросли их сыновья Витя и Леня, то тоже стали принимать участие в уходе за могилами дедов. И это правильно, так и надо — чтобы любой член семьи знал, где похоронены его предки, знал, как пройти к могиле. Надо и детей водить на кладбище, чтобы (пусть через «нехочу») они видели, что такое уход за могилами и память. И вот в первый же день по приезду в Краснодар мы поехали на кладбище. Ехала я туда с совершенно другим чувством, нежели 25-30 лет назад. Если тогда меня на кладбище волоком волокли, то сейчас я инициировала поездку, заранее попросила, чтобы первым делом мы туда поехали. Конечно, эта необходимость не появилась сама собой, не упала с неба. Это — результат моей годичной работы над семейным архивом и курса генеалогии под руководством Елены Хэрменс. Результат моих ежедневных поисков, в процессе которых появилось очень явное ощущение душевной близости к тем ушедшим людям — прабабушке Фене, которую я почти не помню (она умерла, когда мне было 5 лет), дедушке Семе и бабушке Лизе, которых я просто не застала (умерли до моего рождения), дедушке Вите (который умер задолго до моего рождения), прабабушке Миле. А что я могу для них сделать сейчас, когда их уже нет? Вот сделать не мысленно, а прямо руками, физически? Прийти к ним на могилу, поставить цветы, положить камень. Прочитать молитву и упомянуть их имена. Просто помыть могилу, чтобы была чистая. Это и сказал дядя Леша, как только мы подошли к первой могиле — к Гуллерам: «Внучка и правнучки к деду приехали? Давайте, тряпки в руки!» * * * Дедушка Сема и бабушка Лиза Гуллеры Дедушка Сема умер в 1971 году, а бабушка Лиза через 6 с небольшим лет после него, в 1978. Когда я маленькой приходила к ним на могилу, то памятник мне казался огромным — такая огромная вертикальная черная плита с портретом дедушки Семы. На самом деле памятник был совсем небольшим, это просто я была маленького роста. Гранитная плита была с портретом, и она привлекла воров в 90-х годах, плиту украли. Вот фрагмент письма моей бабушки Эммы, она пишет мне в Израиль 29 мая 1999 года: «Завтра пойдем на кладбище, там много работы: надо покрасить оградки и заказать дощечку с инициалами дедушке Семе, т.к. его доску гранитную с портретом украли». Вот что оставили после себя мародеры — дырку в камне. Внизу та самая белая дощечка, которую дозаказали после кражи. В прошлом году мы с помощью краснодарских родственников заказали новый памятник на могилу дедушке Семе и бабушке Лизе — скромный, аккуратный памятник. Итак, мы приехали на Славянское кладбище в пятницу утром. Купили у входа цветы. А дальше случилось невероятное! Я не была там 25 лет, но когда приехали на участок, то безошибочно пошла по нужной тропинке — что-то внутри само вспомнилось, узнала окружающие могилы (хотя казалось, не обращала на них вообще внимания). Надела перчатки, начала мыть плиту Бабуля, дядя Леша и Лея стали готовить цветы Т.к. я хотела подробно сфотографировать памятники, то перчатки и тряпку у меня забрала Рухама. Ну, все правильно — правнучка к прадеду на могилу приехала, надо приниматься за дело. Поставили цветы, положили камешки по еврейскому обычаю. Прочитали молитвы. Я прочла «Кель мале рахамим», назвав полное имя деда: Шломо сын Яакова Йосефа. Имя это мы узнали в ходе наших генеалогических изысканий. Голос дрожал и сердце билось, когда произносила имя «Шломо бен Яаков Йосеф». Интересно, когда его называли Шломо в предыдущий раз? В детстве, наверное — мама его звала «Шлоймеле»… А может и папа, с которым он общался уже даже будучи взрослым. Все это точно теперь нам не расскажет никто. (небольшое примечание: сзади — высокий памятник с портретом некоего Карпенко, по которому я узнала место могилы. Запомнился с самого детства!) Мы — внучка и правнучки дедушки Семы и бабушки Лизы. Мы не знали их при жизни, но думаем о них сейчас практически каждый день. Дедушка Витя Строканов и прабабушка Феня Первушова Дедушка Витя, папа моей мамы, умер в 1966 году. Через 19 лет к нему подхоронили бабусю Феню, она умерла в 1985. Тут уже Рухама плотно завладела перчатками и тряпками и убирала могилу сама Положила камешек бабусе Фене по еврейскому обычаю Я прочла «Кель мале рахамим» по Фейге Лее дочери Готлиба Мы — потомки бабуси Фени и дедушки Вити (ну, бабуля его не потомок, а вдова, конечно). Слева направо: тетя Нина (сестра моей мамы), Лея, бабуля Эмма, Рухама, Владик (внук тети Нины), Леня (младший сын тети Нины), я. Прабабушка Миля Прабабушка Миля (Меланья Гавриловна Строкань, мама дедушки Вити Строканова) умерла в 1966 году, пережив своего сына всего на два с половиной месяца. Точнее будет сказать, не пережив смерти своего сына… Я часто думаю о судьбе бабы Мили. Она родила первого сына в 18 лет, второго в 20, а в 25 лет осталась вдовой — ее муж Павел Зиновьевич погиб в 1930 году. В семье рассказывают, как она, услышав о гибели мужа, схватила детей и бросилась на берег Кубани. Соседки остановили, удержали обезумевшую от горя бабу Милю. Баба Миля больше не вышла замуж, жила одна. Получила образование, пошла работать. А в 1941 году, в возрасте 36 лет, проводила на войну двух своих сыновей — восемнадцатилетнего Виктора и шестнадцатилетнего Николая, который добавил себе год, чтобы уйти на фронт. Рухама прибрала ее могилу Слева направо — кто мы бабе Миле: я (правнучка), Рухама (праправнучка), Лея (праправнучка), Владик (праправнук), Леня (правнук), бабуля (невестка), тетя Нина (внучка). Василий Кузьмич Мацагор Последним в тот день было посещение могилы Василия Кузьмича Мацагора, второго мужа моей бабушки Эммы. Я не очень хорошо помню Василия Кузьмича, все же мы приезжали из Краснодара только летом, и видела я его совсем немного. Но кое-что помню. * * * Еще в Краснодаре на еврейском кладбище похоронена моя прапрабабушка Анюта, но в тот день мы на еврейское кладбище не попали. Остался задел на следующий приезд. В Краснодаре же похоронен мой прадед Павел Зиновьевич Строканов, правда, где его могила и сохранилась ли она, никто не знает. То же самое с могилой моей прапрабабушки Евфимии Макаровны, мы не знаем где ее могила. Сейчас у нас в рабочих планах как раз попытка восстановления ее свидетельства о смерти.Второй целью моего визита в Краснодар, кроме похода в местный музей, стало посещение 18 июня старейшего погоста в черте города — Всесвятского кладбища. Моим провожатым стал краснодарский журналист и краевед Владимир Бегунов, (спасибо за столь интересное знакомство). Казалось бы, вполне уместны два вопроса: почему кладбище и зачем Краснодар? Немногие из моих знакомых знают, что я начала работать над сбором сведений о сохранности объектов культурного наследия и памятных мест, связанных с довоенной историей региона, в частности — с событиями Гражданской войны в районе Царицына. Идея сбора сведений по такой теме появилась в ходе работы над статьей о надгробии на могиле Якова Ермана и других участников Гражданской войны в районе Царицына. В контексте этой темы кладбище — лишь одно из памятных мест, объект для изучения и исследования. Любое кладбище — это объект мемориализации исторического наследия и потому уход за надгробиями, тем более — представляющими собой историко-культурную ценность — это есть не что иное, как процесс сохранения и передачи исторической памяти будущим поколениям.

Почему Краснодар? Уже писала о существующей параллели между историческими событиями наших регионов. И мне было бы интересно сравнить отношение жителей регионов к своему историческому наследию довоенной поры. Итак, вернемся к Всесвятскому кладбищу Краснодара. Каждый школьник знает, что оно является старейшим в городе. Основанный в марте 1830 г., некрополь является ценнейшим мемориальным комплексом, аккумулирующий информацию об истории города уже более полусотни лет. Немного исторических сведений. Изначально кладбище — военно-гражданское, позже — гражданское. На карте Екатеринодара 1900 года оно обозначено как христианское кладбище.

За всю историю кладбища оно не раз было перепланировано; так, в годы Гражданской войны погост прирос еще одним участком для захоронений, так называемым 7-м сектором. Здесь нашли последний приют погибшие не только в годы Гражданской войны, но и погибшие при ликвидации банд и жертвы политических репрессий в годы становления новой власти. Более подробную историю погоста мы можем прочитать в статье И. Н. Дьякова (кстати, документальная база весьма впечатляет). Однако я не занимаюсь изучением истории Кубани, потому затрону лишь поверхностно историю. Как заявляют некоторые источники, на кладбище — более 1 миллиона 200 тысяч захоронений. Казалось бы, данный объект — сокровищница, как в историографическом, так и в культурном вопросе. Однако состояние некрополя в настоящее время весьма настораживающее. Наша прогулка началась со стороны улицы Северной, от мемориального комплекса с Вечным огнем. Отмечу тот факт, что мемориальный комплекс, возведенный в 1967 году, является памятником регионального значения (Закон Краснодарского края от 17.08.2000 г. № 313-ЗК). Сразу за барельефом — невероятный зеленый массив, с первого взгляда — или парк, или лес. Это и есть территория Всесвятского кладбища (а точнее, лишь малая часть ее). Ниже — несколько фотографий, лишь отдаленно рассказывающих о том, насколько сильно заросшей является территория кладбища. Кроны деревьев уходят куда-то ввысь. Крапива и прочий бурьян — по пояс. К некоторым могилам мы просто не смогли подойти. Я сразу же пожалела о том, что не обула кроссовки.

Многие надгробия разрушены; сохраненная табличка — просто чудо. Кусты, кусты, деревья. К некоторым могилам без секатора не подойти.
Накренившееся надгробие — почти наверняка корни дерева уже повредили захоронение.
Множество крестов без каких-либо опознавательных знаков. Разрушенные надгробия — им нужна срочная консервация.
Однако стоит отметить, что несколько секторов кладбища вполне ухожены. Из общедоступных источников известно, что уборка и расчистка территории кладбища носит бессистемный характер и бывает приурочена к каким-либо общегородским мероприятиям. Например, уборка мест захоронений участников Великой Отечественной войны проходила в преддверии празднования 70-летия Великой Победы. Вот — отчет об одной из таких акций. Вот — отчет о другом подобном патриотическом субботнике. 2010-й год и — да, опять уборка и субботник. На фото — ухоженная территория (по всему видно, что это та часть кладбища, где уборка проводится постоянно), здесь — братские могилы участников Гражданской и Великой Отечественной войн.
Другая часть кладбища — и тоже ухоженные могилы, около которых проходит пешеходная дорожка. В этом месте некоторые надгробия — символические.
В этой части кладбища захоронены погибшие в годы Великой Отечественной войны. Во время прогулки с Владимиром мы сделали множество снимков надгробий, многие из которых — дореволюционные. Вот некоторые из них.
Недалеко друг от друга соседствуют адмирал Константин Антонович Левицкий и ученик училища Володя Ровный.
Еще несколько надгробий, все — начало XX века.
Две находки, сделанные в ходе прогулки: надгробия архитектора Мальгерб и некоей Прасковьи Бабич. Здесь стоит отметить, что надгробие архитектора не аутентичное, это новодел. Мне удалось найти на просторах интернета старое. Прасковья, со слов Владимира, могла бы быть родственницей или женой атамана Бабича.
Впервые увидела такие надгробия — в виде стволов деревьев. В некоторых статьях упоминаются подобные надгробия, чаще всего устанавливаемые на иудейских кладбищах. С одной стороны, надгробие чаще всего это стилизованный крест, символизирует проросший крест на Голгофе. Отсутствие «веток» у дерева может символизировать последнего представителя рода. В интернете множество информации по этой теме; со своей стороны, отмечу лишь то, что вид подобных надгробий впечатляет.
Могила Седина Глеба Митрофановича — большевика, участника Гражданской войны. В одном из парков Краснодара стоит бюст Г. М. Седина, простого рабочего-токаря.
На некоторых надгробиях каким-то чудом сохранены не только сведения о захороненных, но и фотографии.
Целый семейный склеп семьи Сологуб — отец и сыновья, всего — три сохраненных и одно утраченное (разрушенное) надгробие.
Однако больше всего меня впечатлили детские надгробия, вот два из них. Ниже — надгробия Зоиньки и Миши. Эпитафия на могиле Зоиньки Божен, которой на момент смерти был всего год, заставит заплакать даже самого отъявленного циника. Еле читаемая надпись гласит о том, что на момент смерти девочки ее отец был в отъезде (возможно, на войне-?) и он не знает о том, что крошки больше нет. В словах, еле видных от времени — вся скорбь матери, потерявшей ребенка.
Однако от фотографий вернемся к теме сохранения наследия. Во время прогулки мы с Владимиром обсудили несколько возможных способов восстановления исторической справедливости. Ведь с годами уходит не только красота некрополя — вместе с ней исчезает и бесценная информация: ржавеют таблички, падают надгробия, портреты усопших уничтожаются вандалами. На мой взгляд, главное в этом случае — не расчистка кладбища (хотя и это, бесспорно, важно), а именно сохранение информации об усопших. Если быть точнее, то это два параллельных процесса. Поэтапное сохранение мемориала — это не только реставрация. Это и сбор информации о захоронениях и ее аккумуляция в каком-то реестре. Вполне вероятно, реестр уже есть (все-таки, мы живем не в каменном веке и у погоста должен быть собственник), но нужна его систематизация и визуализация. Самым простым способом может стать создание сайта, на котором могла бы быть представлена схема кладбища; если есть сайт — есть и виртуальная экскурсия. Историческое место — мемориал — может стать не только культурной достопримечательностью, но и местом отдыха, и (о, боже мой, да!) общественным пространством. Простые примеры: Пер-Лашез в Париже или Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге. В настоящее время в Краснодаре подняты проблемы сохранения и передачи будущим поколениям исторической памяти. К вопросу сохранения Всесвятского кладбища присоединилась общественность города, в том числе — СМИ, блогеры и депутат Алексей Гусак. Как я уже отмечала, у Краснодарского края и Волгоградской области много общего. Впереди — посещение уже волгоградского некрополя, Димитровского кладбища. Мы сравниваем и проводим параллели в истории наших регионов, а можем ли сравнить современное состояние довоенных памятных мест и — о, да — надгробий?

При захоронении гроба с телом в могилу на уже имеющемся (родственном) участке какого либо кладбища, необходимо, не позднее чем за день до похорон, заказать рытье могилы. Заказ на рытье могилы может сделать либо хозяин могилы, либо его доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а в случае, если хозяином могилы был умерший, то кто-либо из родственников (при наличии свидетельства о смерти ранее захороненного ).

При оформлении заказа на рытье могилы необходимо при себе иметь:

  • Гербовое свидетельство о смерти;
  • Удостоверение на могилу (в удостоверении на могилу указано имя хозяина могилы);
  • Паспорт заявителя (ответственного за захоронение);
  • Деньги для оплаты услуг кладбища.

Возможность захоронения в родственную могилу определяется администрацией кладбища, на основании представленных документов и действующих нормативных и законодательных актов РФ и г. Краснодара.

Previous Entry | Next Entry

Кладбищенская история

Оригинал взят у в Кладбищенская история Некоторое время назад в Краснодаре проездом была моя френдесса из Волгограда — историк и краевед . Я, как смог, организовал ей культурный досуг — посещение музея им.Фелицына (о музее можно прочитать вот тут) и Всесвятского кладбища. Пост Виктории о посещении кладбища привожу целиком ниже. Пост Виктории: Оригинал взят у в Пара дней в Краснодаре. День второй: Всесвятское кладбище Второй целью моего визита в Краснодар, кроме похода в местный музей, стало посещение 18 июня старейшего погоста в черте города — Всесвятского кладбища. Моим провожатым стал краснодарский журналист и краевед Владимир Бегунов, (спасибо за столь интересное знакомство). Казалось бы, вполне уместны два вопроса: почему кладбище и зачем Краснодар? Немногие из моих знакомых знают, что я начала работать над сбором сведений о сохранности объектов культурного наследия и памятных мест, связанных с довоенной историей региона, в частности — с событиями Гражданской войны в районе Царицына. Идея сбора сведений по такой теме появилась в ходе работы над статьей о надгробии на могиле Якова Ермана и других участников Гражданской войны в районе Царицына. В контексте этой темы кладбище — лишь одно из памятных мест, объект для изучения и исследования. Любое кладбище — это объект мемориализации исторического наследия и потому уход за надгробиями, тем более — представляющими собой историко-культурную ценность — это есть не что иное, как процесс сохранения и передачи исторической памяти будущим поколениям.

Почему Краснодар? Уже писала о существующей параллели между историческими событиями наших регионов. И мне было бы интересно сравнить отношение жителей регионов к своему историческому наследию довоенной поры. Итак, вернемся к Всесвятскому кладбищу Краснодара. Каждый школьник знает, что оно является старейшим в городе. Основанный в марте 1830 г., некрополь является ценнейшим мемориальным комплексом, аккумулирующий информацию об истории города уже более полусотни лет. Немного исторических сведений. Изначально кладбище — военно-гражданское, позже — гражданское. На карте Екатеринодара 1900 года оно обозначено как христианское кладбище. image

За всю историю кладбища оно не раз было перепланировано; так, в годы Гражданской войны погост прирос еще одним участком для захоронений, так называемым 7-м сектором. Здесь нашли последний приют погибшие не только в годы Гражданской войны, но и погибшие при ликвидации банд и жертвы политических репрессий в годы становления новой власти. Более подробную историю погоста мы можем прочитать в статье И. Н. Дьякова (кстати, документальная база весьма впечатляет). Однако я не занимаюсь изучением истории Кубани, потому затрону лишь поверхностно историю. Как заявляют некоторые источники, на кладбище — более 1 миллиона 200 тысяч захоронений. Казалось бы, данный объект — сокровищница, как в историографическом, так и в культурном вопросе. Однако состояние некрополя в настоящее время весьма настораживающее. Наша прогулка началась со стороны улицы Северной, от мемориального комплекса с Вечным огнем. Отмечу тот факт, что мемориальный комплекс, возведенный в 1967 году, является памятником регионального значения (Закон Краснодарского края от 17.08.2000 г. № 313-ЗК). Сразу за барельефом — невероятный зеленый массив, с первого взгляда — или парк, или лес. Это и есть территория Всесвятского кладбища (а точнее, лишь малая часть ее). image Ниже — несколько фотографий, лишь отдаленно рассказывающих о том, насколько сильно заросшей является территория кладбища. Кроны деревьев уходят куда-то ввысь. Крапива и прочий бурьян — по пояс. image image К некоторым могилам мы просто не смогли подойти. Я сразу же пожалела о том, что не обула кроссовки.

Многие надгробия разрушены; сохраненная табличка — просто чудо. Кусты, кусты, деревья. К некоторым могилам без секатора не подойти.
Накренившееся надгробие — почти наверняка корни дерева уже повредили захоронение.
Множество крестов без каких-либо опознавательных знаков. Разрушенные надгробия — им нужна срочная консервация.
Однако стоит отметить, что несколько секторов кладбища вполне ухожены. Из общедоступных источников известно, что уборка и расчистка территории кладбища носит бессистемный характер и бывает приурочена к каким-либо общегородским мероприятиям. Например, уборка мест захоронений участников Великой Отечественной войны проходила в преддверии празднования 70-летия Великой Победы. Вот — отчет об одной из таких акций. Вот — отчет о другом подобном патриотическом субботнике. 2010-й год и — да, опять уборка и субботник. На фото — ухоженная территория (по всему видно, что это та часть кладбища, где уборка проводится постоянно), здесь — братские могилы участников Гражданской и Великой Отечественной войн.
image image
Другая часть кладбища — и тоже ухоженные могилы, около которых проходит пешеходная дорожка. В этом месте некоторые надгробия — символические.
image В этой части кладбища захоронены погибшие в годы Великой отечественной войны. image Во время прогулки с Владимиром мы сделали множество снимков надгробий, многие из которых — дореволюционные. Вот некоторые из них.
Недалеко друг от друга соседствуют адмирал Константин Антонович Левицкий и ученик училища Володя Ровный.
Еще несколько надгробий, все — начало XX века.
Две находки, сделанные в ходе прогулки: надгробия архитектора Мальгерб и некоей Прасковьи Бабич. Здесь стоит отметить, что надгробие архитектора не аутентичное, это новодел. Мне удалось найти на просторах интернета старое. Прасковья, со слов Владимира, могла бы быть родственницей или женой атамана Бабича.
Впервые увидела такие надгробия — в виде стволов деревьев. В некоторых статьях упоминаются подобные надгробия, чаще всего устанавливаемые на иудейских кладбищах. С одной стороны, надгробие чаще всего это стилизованный крест, символизирует проросший крест на Голгофе. Отсутствие «веток» у дерева может символизировать последнего представителя рода. В интернете множество информации по этой теме; со своей стороны, отмечу лишь то, что вид подобных надгробий впечатляет.
Могила Седина Глеба Митрофановича — большевика, участника Гражданской войны. В одном из парков Краснодара стоит бюст Г. М. Седина, простого рабочего-токаря.
На некоторых надгробиях каким-то чудом сохранены не только сведения о захороненных, но и фотографии.
Целый семейный склеп семьи Сологуб — отец и сыновья, всего — три сохраненных и одно утраченное (разрушенное) надгробие.
Однако больше всего меня впечатлили детские надгробия, вот два из них. Ниже — надгробия Зоиньки и Миши. Эпитафия на могиле Зоиньки Божен, которой на момент смерти был всего год, заставит заплакать даже самого отъявленного циника. Еле читаемая надпись гласит о том, что на момент смерти девочки ее отец был в отъезде (возможно, на войне-?) и он не знает о том, что крошки больше нет. В словах, еле видных от времени — вся скорбь матери, потерявшей ребенка.
Однако от фотографий вернемся к теме сохранения наследия. Во время прогулки мы с Владимиром обсудили несколько возможных способов восстановления исторической справедливости. Ведь с годами уходит не только красота некрополя — вместе с ней исчезает и бесценная информация: ржавеют таблички, падают надгробия, портреты усопших уничтожаются вандалами. На мой взгляд, главное в этом случае — не расчистка кладбища (хотя и это, бесспорно, важно), а именно сохранение информации об усопших. Если быть точнее, то это два параллельных процесса. Поэтапное сохранение мемориала — это не только реставрация. Это и сбор информации о захоронениях и ее аккумуляция в каком-то реестре. Вполне вероятно, реестр уже есть (все-таки, мы живем не в каменном веке и у погоста должен быть собственник), но нужна его систематизация и визуализация. Самым простым способом может стать создание сайта, на котором могла бы быть представлена схема кладбища; если есть сайт — есть и виртуальная экскурсия. Историческое место — мемориал — может стать не только культурной достопримечательностью, но и местом отдыха, и (о, боже мой, да!) общественным пространством. Простые примеры: Пер-Лашез в Париже или Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге. В настоящее время в Краснодаре подняты проблемы сохранения и передачи будущим поколениям исторической памяти. К вопросу сохранения Всесвятского кладбища присоединилась общественность города, в том числе — СМИ, блогеры и депутат Алексей Гусак. Как я уже отмечала, у Краснодарского края и Волгоградской области много общего. Впереди — посещение уже волгоградского некрополя, Димитровского кладбища. Мы сравниваем и проводим параллели в истории наших регионов, а можем ли сравнить современное состояние довоенных памятных мест и — о, да — надгробий? Buy for 100 tokens Community Info Current price100 LJ Tokens Social capital Community readers Duration24 hours Minimal stake100 LJT View all available promo Свод правил сообщества «Краснодарский клуб блогеров» Правила, по которым функционирует комьюнити были выработаны в ходе консультаций между смотрителями и старожилами этого сообщества. Нужны они для того, чтобы читать сообщество было в равной степени интересно подновляющему большинству его участников. И так: 1) Сообщество…

Profile

Краснодарский клуб блоггеров

Latest Month

March 2021
S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

View All Archives

Links

  • Наша страничка в «ВКонтакте»

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий