Воинское мемориальное кладбище на Мамаевом Кургане

Пожалуй, это была самая непростая экскурсия за весь круиз-2010. И писать о ней оказалось сложно. Обычно все описания наших прогулок по городам у меня получаются неизменно позитивными, даже не надо отдельно как-то выписывать, что понравилось, а что нет, что подумалось и что почувствовалось. Все просто и понятно. А тут было все непросто и не так уж понятно. Казалось бы, чего проще — пошел на экскурсию, проникся рассказом экскурсовода, — а народ с этой экскурсии возвращался на теплоход в полном душевном подъеме, с красными от слез глазами. Интернет полон фото и отчетов с этого места, и все как один, что мне попались — о том, насколько это место оставляет след, и проникает в душу, и меняет мировоззрения и т.д. И даже как-то неловко писать что-то другое. Но что поделать, если у меня получилось действительно по-другому. Я постараюсь показать то, что мы увидели — вместе с тем, что было на этом месте до появления той красоты, которую мы увидели. Мы не были на организованной экскурсии. Распечатали материалы и пошли по Мамаеву кургану сами. Во-первых, дети мои обычно не успевают идти и слушать в темпе экскурсионной группы, а так мы шли потихоньку и читали наши распечатки. Но главное, почему мы хотели осматривать мемориал сами — а я очень долго не умела четко сформулировать эту мысль, пыталась, помню, пару раз объяснить тем, кто удивлялся, почему нас не было на экскурсии — но мне это не удавалось. Но тут, при сборе материалов для этого поста, наткнулась на удивительно подходящую фразу с официального сайта мемориала: «Посещение памятника-ансамбля оставляет глубокое впечатление, надолго запоминающееся, а участие в организованном мероприятии еще больше влияет на умы и сердца тех, кому оно адресовано». Вот это как раз то, чего нам не хотелось — знакомства с таким местом через «организованное мероприятие с влиянием». Ведь в мемориальном комплексе многое действительно переворачивает душу. И история самой битвы, и подвиги, и мысль о том, что тут похоронено население считай целого города по нашим меркам — 35 тысяч человек. И мое личное — что вот как эти тысячи тут полегли, так и мой дедушка, который воевал в этих местах, мог отсюда не выйти живым. Но мешали несколько моментов. Во-первых, мемориал очень лаковый и мемориальный. Ощущение того, что тут лежат 35 тысяч человек, и ходим мы по огромной могиле — нет его, этого ощущения. Есть бетонные дорожки, ступеньки, толпы фотографирующихся, брачующиеся пары, клумбы и сувенирные лотки. А ощущения присутствия смерти — нет. А оно там должно быть непременно, ведь тот подвиг, который мемориал призван увековечить, без этого ощущения лишен опоры. Вот как в Левашовской пустоши, где нет ни бетона, ни огромных статуй, а лишь держащее за горло чувство, что сам стоишь на краю могилы и ждешь выстрела в затылок. Там не страшно. Ни разу не слышала слов «Не пошел на Мамаев курган, т.к. боюсь, понимаю что надо, но боюсь». Вполне идут, гуляют, фотографируются и т.д. — потому что там не страшно. А опросите знакомых, кто был в Левашовской пустоши, в Освенциме, в Яд Вашеме? Да половина ответит, что уже вот двадцать лет понимает что надо пойти и собирается — да страшно, не может себя пересилить. Потому что там — страшно. А на Мамаевом кургане — не страшно. Во-вторых, при всем обилии материалов (предоставленных мемориалом, распечатанных самостоятельно и «подслушанных» у шедших мимо экскурсий) о битве, о подвигах, о Победе — куда-то выпадает история строительства мемориала. Не хватает в мемориальном комплексе павильона с историческими фотографиями: — о том, как бульдозеры разравнивали этот курган, начиненный не только осколками, но и телами, которые никто не считал — как их сосчитаешь, эти 34,5 тысяч человек? Останки тогда меряли ведрами, и вот так ведрами и намеряли 34,5 тысячи человек. И ужас искореженной земли и человеческих жизней причесывали под бетон. Наш с друг всю жизнь помнил, как там местное население ухаживало за могилами на кургане, а потом все могилы враз пропали и на их месте сделался мемориал — и с этими воспоминаниями ему трудно было появляться на новом мемориале. — о том, как в годы строительства мемориала жили граждане Сталинграда — большая часть города еще лежала в руинах, жили в разбитых корпусах машин и самолетов — а вовсю шло строительство мемориала и на него выделялись огромные деньги. — о том, что когда уже был готов постамент, пришел приказ увеличить статую, чтобы перегнать Америку с ее Статуей Свободы. Привезли статую выше на 16 метров, чем изначально запланированную — в 52 метра высотой. А фундамент-то рассчитан под первый вариант в 36 метров! А у подножия фундамента 3 ярусами расположены братские могилы — их и засыпали грунтом для укрепления фундамента! 150 тысяч тонн грунта легло прямо сверху на могилы, так что солдаты оказались похороненными трижды: в первый раз — когда хоронили в братских могилах, второй — когда перезахоранивали в большой холм, третий — когда «укрепили» грунтом. А ведь это тоже часть правды, которую обязательно надо знать, будучи на Мамаевом кургане… В-третьих, он действительно очень сильно влияет на ум и сердце. Не зря ведь в какой отчет ни ткни, в том или ином варианте будет что-то из серии «чувство скорби и величия нашей Победы не притупляются» — талантливые люди строили ведь, не абы кто. И когда мы шли по дорожкам мемориала, разглядывали памятники и читали надписи, то и дело ощущали эту самую Причастность к Величию, Гордость и что там еще. Что уж говорить о тех, кто идет вслед за экскурсоводом и послушно слушает не о том, что могилы засыпали в угоду Величию, а объемы мертвых меряли ведрами, а зимой трупы вмерзали в дорогу и идешь, а под ногами видишь очертания лица, — а что «стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей». Оно, конечно, правда, но без первого — однобокая правда, а вернее, пропаганда, то самое «организованное влияние». И мемориал, как под гипнозом, начинает казаться действительно памятником героям сталинградской битвы, а не памятником стране-победительнице этих героев, которых она трижды умудрилась похоронить. С сайта о Волгограде: «В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через Волгу. «Высота 102» – обозначение Мамаева кургана на военно-топографических картах – с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным – и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города – на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь»), на «острове Людникова», на «берегу Родимцева»… Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек. Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года. Идея сооружения монумента в память о великом сражении возникла почти сразу после окончания битвы. В сентябре 1944 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве. Со всей страны и из-за рубежа стали приходить проекты (изображения проектов взяты мною с сайта музея-заповедника «Сталинградская битва» и из документального фильма «Советская империя. Родина-Мать»): проект, присленный по полевой почте, прямо из окопов: колонна, которую венчает фигура Главнокомандующего. он же — на Земном шаре еще один проект с Главнокомандующим — с аркой, знаменами… солдат поражает фашиста. Солдат стоит на скале, а враг — на античной колонне памятник в виде танка, прислан по полевой почте этот проект прислан французским архитектором Кормье из Касабланки — 200-метровый меч, воткнутый в немецкую каску. Слева от меча — одно из пяти зданий ансамбля, здания же должны были располагаться в виде пятиконечной звезды. из окопов пришло предложение поставить город-памятник, заключенный в пирамиду. С этого сайта: «В ее основании должен лежать узел транспортных путей, выше ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией заводы и здания. Внутренняя часть города занята производственно-хозяйственными сооружениями, внешняя часть – жилищно-коммунальными сооружениями. На вершине пирамиды-города в виде земного шара размещался аэропорт. Из земного шара поднят мощной рукой вертикально стоящий меч, вершина которого увенчана пятиконечной звездой. К проекту были приложены стихи автора, который представлял Сталинград будущего таким: «Красив, умен, не тесен. В мире всем он так прелестен». И, действительно, такое необычное прилагательное для города, как умный, предполагало много промышленных объектов, научных лабораторий и научно-исследовательских центров. Меч, поднятый над городом, – символ конца всем войнам, это должен быть город мира, радости и труда, защищенный от непогоды и всяких невзгод. В нашем великом городе не должны после войны дуть даже маленькие ветерки, идти дожди, должна быть идеальная погода, должны цвести цветы, петь птицы. В пирамиде поселятся сталинградцы, а в двух арках в основании памятника будет протекать Волга» еще одна пирамида — на этот раз от советского архитектора Андрея Константиновича Бурова, высотой 150 м, сторона основания в 236 м. кстати, еще до объявления конкурса на памятник Буров выполнил по своей инициативе проект музея обороны Сталинграда «Храм славы» и еще один проект, присланный по полевой почте — снова с земным шаром: Был и проект сохранения разрушенного, мёртвого Сталинграда в виде огромного памятника Битве. Но мёртвый город не может быть памятником Великой Победе. Высказывались также предложения, что перекопанный траншеями и нашпигованный смертоносным металлом, Мамаев курган мог сам по себе стать памятником, но было принято решение строить большой мемориальный комплекс. Постановление Совета Министров РСФСР о строительстве памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане вышло в 1958 году. Автором проекта комплекса стал архитектор Евгений Вучетич. И в 1959 году на Мамаевом кургане началось грандиозное строительство. Вот проект мемориала, который должны были построить на Мамаевом кургане (автор — Вучетич). Скульптура матери, к ногам которой сын-солдат складывает оружие. Но в последний момент Вучетич все изменил — война еще шла, и рано было складывать к ногам оружие. Проектирование ансамбля было поручено Сталинградпроекту, а строительство – Сталинградгидрострою, который за годы строительства Волжской ГЭС приобрел большой опыт выполнения бетонных работ — а весь мемориал выполнен из железо-бетона. Фотографии строительства мемориала я взяла с этого сайта: 1950 г. — братские могилы 1960 г. — стройка 1962 г. — уже есть площадка, лестница Строится Зал Воинской Славы и Площадь Героев 1963 г. — скульптура на Площади Стоявших насмерть На проекте монумента видны три террасы внизу кургана — это братские могилы (этот и следующие три снимка — кадры из документального фильма «Советская империя. Родина-Мать») сами могилы Как я уже писала выше, был отдан приказ подрастить Родину-мать на 16 метров, соответственно, рассчитанный фундамент не годился. И спешно насыпали для укрепления фундамента 150 тысяч тонн грунта поверх братских могил. вот как это выглядит в жизни — серпантином проложены дорожки, по которым поднимаются люди к подножию скульптуры — как раз по захоронениям, которые оказались на восьмиметровой глубине. Скульптура «Родина-мать зовет!» поднимают новый меч (первый был заменен из-за колебаний на ветру) скульптуру для этого заново огородили и одели в леса Торжественное открытие памятника состоялось 15 октября 1967 года.На митинге, посвящённом открытию памятника-ансамбля, выступил с речью Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев: «Это была победа великого советского народа… Это была победа советского военного искусства. Это была победа высокого боевого духа нашей армии… Весь мир, затаив дыхание, следил за битвой на Волге. В Вашингтоне и Лондоне, в Париже и Белграде, в Берлине и Риме — везде люди чувствовали, понимали: здесь решается исход войны. Это было ясно и нашим врагам, и нашим союзникам… В этой битве не только были перемолоты отборные гитлеровские войска. Здесь выдохся наступательный порыв, был сломлен моральный дух фашизма…». На церемонии присутствовали министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко, Маршалы Советского Союза А.И. Ерёменко, В.И. Чуйков. Торжественная речь Вучетича по завершении строительства: Мемориал в 1969 году В следующем посте пойдем осматривать мемориал. Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2010 Для многих из вас этот репортаж будет весьма познавательной экскурсией, ибо не каждый из вас был в этом славном городе. И тем не менее, хочется разобраться в одной крайне сертезнейшей для Волгограда проблеме, проблеме современного строительного проектирования и расположения крупных объектов вблизи исторического места. Однажды каждый должен бросить все свои дела и посетить город-герой Волгоград. Все, кто приезжают в этот город, помимо просмотра выстроенного и выстраданного к чемпионату мира по футболу-2018 стадиона Волгоград Арена, направляются к величественному монументу Родина-мать на Мамаевом кургане, к памятнику войнам, отдавшим свою жизнь в годы ВОВ за город Сталинград, нынешний Волгоград. В годы ВОВ тут шли тяжёлые ожесточенные бои, в ходе которых советские войска отстояли город, вписав себя в историю освобождения Сталинграда от немецко-фашистских агрессоров. Но тем не менее, в мае 1959 под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане началось сооружение огромного памятника-ансамбля в память Сталинградской битвы. И уже 15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие памятника, на церемонии присутствовали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, министр обороны СССР А. А. Гречко, Маршалы Советского Союза А. И. Ерёменко, В. И. Чуйков. Первоначальный проект предусматривал строительство второй очереди ансамбля — от проспекта Ленина до Волги. В 1968 году распоряжением облисполкома под эти цели был отведен участок от проспекта Ленина до уреза реки Волги, где в итоге расположилась пешеходная аллея, стелы с наименованием всех частей советской армии, принявших участие в Сталинградской битве. Непосредственно сам постамент «Родина-мать зовёт!» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Отдельный вес имеет основание, так называемая «пластина» постамента, на котором стоит конструкция. Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите «пластине» высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит «свободно на плите», как шахматная фигура на доске. И никак не закреплена. Так что не так с Мамаева курганом и как массивная скульптура стоит незакрепленной? Сегодня я вам покажу в каком состоянии находится самый важный Волгоградский памятник и символ всего города, объект истории страны, и как он спроектирован. 1. Перед историческим местом возведена прогулочная аллея с велодожками, лавочками и даже высаженными деревьями. Говорят, что это было сделано к Чемпионату мира по футболу-2018, чтобы пустить пыль в глаза приезжим туристам 2. У подножия кургана перед лестницец можно сфотографироваться и прокатиться вот на этом троыейнлм авточуде 3. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. 4. Название «Мамаев курган» известно издавна со времен Золотой Орды. На его вершине были когда-то сторожевые дозоры. По «наивной этимологии», застава была учреждена темником Мамаем. Существует легенда о том, что сам Мамай захоронен в гробнице на кургане, названном в его честь, в золотых доспехах. Это косвенно подтверждается многочисленными раскопками на кургане в прошлом. Но сама гробница так и не была найдена. 5. Со стороны подъёма открывается вид на склон к реке Волга 6. Напротив кургана в сторону склона реки Волга виден новый футболльный стадион Волгоград Арена, расположенный на склоне — по сути на склоне Мамаева Кургана прямо возле реки Волга 7. Мамаев курган — это возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январем 1943 года. 8. Курган известен в первую очередь памятником-ансамблем Героям Сталинградской битвы с главным монументом Родина-мать зовет! 9. На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 защитников Сталинграда. Это место священно для Волгограда. 10. Постамент «Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. 11. Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. 12. Скульптура имеет общую высоту — 52 метра, длина руки скульптуры — 20 и меча — 29 метров. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн 13. При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. 14. Вечный огонь 15. Зал воинской славы 16. Купол зала с вечным огнем 17. Зал воинской славы с именами всех участников Сталинградской битвы 18. На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа 19. Туристы обожают тут фотографироваться 20. Имена павших в Сталинградской битве героев 21. Вечный огонь в зале воинской славы 22. Вид из зала воинской славы 23. От площади Скорби из зала воинской славы продолжается подъем на вершину кургана к подножию монумента #Родинаматьзовет 24. Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. 25. Это самое популярное место для селфи и фотографий 26. 27. 28. 29. Путь к постаменту Родина мать зовёт! 30. Рядом с подножием постамента на самой высшей точке находится панорама города и каждый желающий может посмотреть на прекрасеые виды Волгограда 31. С этой точки открывается красивый вид на Волгу и футбольный стадион Арена 32. Дети. Тут всегда много детей. Люди приезжают сюда семьями. 33. Смена караула Такие дела Максим Новиковский/#Pentax Все предоставленные материалы являются собственностью автора. При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна — http://novikovski.livejournal.com/ Если вас интересует сотрудничество — Я размещаю рекламу в своем журнале и с удовольствием подготовлю фоторепортаж о вашем продукте и идее, проведу конкурс среди читателей, отправлюсь в путешествие с вашим продуктом. Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут: Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус / Мой ЮТУБ>

Мемориальный комплекс — Мамаев Курган, посвященный героям Сталинградской битвы, находится в Волгограде и символизирует героизм и патриотизм советского народа и дань памяти погибшим в великой битве, наиболее значительном сухопутном сражении в истории человечества, ставшей поворотным моментом во Второй мировой войне.

По причине удобного месторасположения в самом центре города, Мамаев Курган занимал ключевую позицию в защите Сталинграда, и именно там, в мае 1959 года, началось строительство огромного мемориального комплекса, которое закончилось в октябре 1967 года.

Состав мемориального комплекса

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» представляет собой уникальное строение суммарной высотой в 820 метров с подножья до вершины.

Там находится огромное количество ступеней, пандусов и скверов со скульптурными композициями, ведущими к вершине ансамбля и рассказывающие о Сталинградской битве, которые заканчиваются залом Военной славы, площадью Скорби и военным кладбищем.

Ключевым элементом ансамбля является всемирно известная скульптура «Родина мать зовет!», одна из самых узнаваемых и красивых среди военных монументов.

Основные элементы и составляющие мемориального комплекса:

  • вводная композиция «Память поколений» на входной площади, представляющая собой крупный горельеф (17м х 3м х 0,75м), состоящий из одиннадцати фигур, изображающих похоронную процессию, которая двигается в сторону Кургана, чтобы почтить память павших;
  • аллея пирамидальных тополей;
  • площадь Стоявших насмерть с одноименной скульптурой –изображением солдата, сливающегося воедино с землями возле реки Волги, персонифицирующим героических защитников родных земель;
  • стены-руины Сталинграда (руины огромного здания, разрушенного продолжительными атаками, бесконечными бомбардировками, прямыми попаданиями и пожарами);
  • площадь Героев, состоящая из монумента-стяга с надписью: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» и шесть скульптур, отвечающих на этот вопрос: «Все мы были простыми смертными». Первая скульптура «Выстояв, мы победим!», вторая посвящена санитаркам, третья – морякам, четвертая – командирам Сталинградской битвы, пятая рассказывает о спасении флага, а шестая символизирует победу в Сталинграде и конец великой битвы;
  • монументальный рельеф, изображающий основные события великой битвы: наступление советских войск на Сталинград, блокада фашистов и их разгром, победное движение советских войск на запад, самоотверженный труд рабочих;
  • зал Военной славы;
  • площадь Скорби с композицией «Скорбь матери»;
  • мемориал Неизвестного солдата с описанием: «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Вечная слава»;
  • основной монумент «Родина-мать зовет!» — центральный элемент комплекса, аллегорическое изображение Родины, сердце всего мемориала;
  • братская могила защитников главной высоты России, Мамаева Кургана;
  • танковая башня на постаменте, отмечающая место самых жестоких боев во время Сталинградской битвы;
  • Храм Всех Святых;
  • мемориальное кладбище, состоящее из мемориальных досок с 6480 именами солдат, погибших в Сталинградской битве.

Всемирная ценность мемориального комплекса

Мемориальный комплекс Мамаева кургана «Героям Сталинградской битвы» представляет собой уникальную композицию, гармоничное и хорошо продуманное произведение искусства, символ Второй мировой войны, изображенный в камне.

Как отдельное произведение, каждая скульптурная группа ансамбля(созданного Евгением Вучетичем) крайне продумана, глубоко прочувствована и имеет в себе идеологическую и творческую идею, рассказывает яркую и захватывающую историю о славе победоносной нации. Монументальный мемориал увенчан колоссальной аллегорической статуей «Родина мать зовет!». Она отчаянно бросается вперед со всей своей мощью и силой, с карающим мечом над головой, готовая разбить врага.

Спроектированная Е.В. Вучетичем и построенная Н.В. Никитиным «Родина-мать зовет!» является самой высокой статуей в Европе и одной из самых высоких статуй в мире. Благодаря сбалансированным пропорциям и конструктивной технике статуи, Мамаев Курган сам кажется скульптурой, со статуей, возвышающейся над городом, и производит впечатление шедевра, созданного гением советских архитекторов.

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» — выдающийся пример монументального искусства, посвященного военным событиям и памяти о погибших в разрушительных войнах 20-го века.

Мамаев Курган вошел в историю Сталинградской битвы, длившейся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Она распространилась на огромную площадь — около 100 тысяч кв. км, с участием более 2 миллионов человек на разных этапах. Гигантский масштаб битвы и её значительное влияние на дальнейший ход войны стали своего рода прологом Великой Победы. На берегах Волги фашистская Германия и сюзные ей государства подвергались наиболее сильной атаке, которой они не могли противостоять. Международное значение и результаты Сталинградской битвы определили последующий баланс военной и политической власти в мире.

Мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане «Героям Сталинградской битвы» — источник гордости и патриотизма для многих поколений россиян, посещающих это место с целью почтить память тех, кто боролся за свободу и независимость страны.

Мемориал не подвергался никаким серьезным изменениям с момента его основания, только частичной реконструкции и обновлению. Братские могилы были перестроены, первый монумент-обелиск был заменен скульптурой. В 2005 году на Мамаевом Кургане открылся собор Всех Святых, а в 1995 году было открыто военное мемориальное кладбище . Упомянутые изменения не затронули всемирную ценность комплекса.

Другие военные мемориалы в России

Активную роль играют элементы ландшафта — зеленые насаждения (памятные парки и скверы). «Зеленый пояс Славы Ленинграда», как и мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» — памятник защитникам Родины, однако представляет собой ряд монументов, распределенных по крупной территории, в отличие от единого мемориального комплекса на Волге.

Символические мемориалы, посвященные Второй мировой войне

В Список всемирного наследия включено множество объектов, характеризующихся выдающейся духовной и символической ценностью мировому сообществу.

Среди мемориалов, связанных со Второй мировой войной, стоит отметить мемориал мира в Хиросиме в Японии. Это выставочный центр Торгово-промышленной палаты Хиросимы, единственное строение, оставшееся в районе после первой атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года.

Этот объект всемирного наследия демонстрирует достижение полувекового мира после сокрушения самой разрушительной силой, когда-либо созданной человечеством. Как и памятный комплекс Сталинграда, мемориал Мира в Хиросиме — это место печали и памяти, куда приезжают миллионы людей, чтобы помнить о трагедии и ее жертвах.

Другим объектом, включенным в Список всемирного наследия, является Освенцим Биркенау, немецкий концентрационный лагерь, самый большой в Третьем рейхе, где было замучено и убито 1,5 миллиона человек, как свидетельство геноцида, устроенного нацистами.

Этот объект представляет собой не только свидетельство ужасного преступления нацизма против человечества, но и памятник силе человеческого характера, который напоминает следующим поколениям о недопустимости унижения человеческого достоинства и пропаганды расового превосходства.

Как и вышеуказанные объекты, Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» является памятником трагических событий военного времени, символизируя, однако, Любовь к Родине и Победе в Великой Отечественной войне.

Статуи, представляющие собой шедевр творческого гения людей

Например, статуя Свободы в США может служить хорошим примером скульптуры, включенной в Список всемирного наследия. Эта выдающаяся работа скульптора Фредерика Огюста Бартольди и инженера Александра Густава Эйфеля считается шедевром искусства и техники, который характеризует совершенно новый подход к монументальной скульптуре.

Сравнивая Статую Свободы с центром мемориала Мамаева Кургана — «Родина-мать зовет!», стоит отметить, что Статуя является символом свободы — образования, мировоззрения и самовыражения для американцев. Поэтому Статуя стоит, повернувшись лицом к прибывающим кораблям, и в одной руке держит горящий факел — для многих тысяч иммигрантов это стало признаком освобождения от угнетения и страданий, пережитых ими в Старом Свете, символом освобождения и свободы.

Такой национальный символ для русского народа — памятник Мамаев Курган. Огромная фигура женщины, символизирующей Родину, поднимает своих сыновей на бой против врага, карающий меч над ее головой поднимается вверх, женщина идет в бой. Ее лицо выглядит суровым и страстным, ее движения энергичны, выразительны и пластичны.

«Родина-мать зовет!» — настоящий патриотический символ страны, выражение национальной идеи — любви к Родине, солидарности и сильной воле, защите страны, самопожертвования во имя Победы.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Во фронтовых сводках эта сопка имела кодовое значение «Высота 102.0». Для осуществления контроля над окрестностями города Сталинграда и берега реки Волга в районе переправы битва за эту возвышенность продолжалась 140 дней. Земля Мамаева кургана – братская могила. Она стала последним пристанищем для более 34500 защитников города Сталинграда.

image

Скульптурная группа «Скорбящая мать». Площадь Скорби. Волгоград.

Государственный Историко-Мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» включает:

  • Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане;
  • Объекты Музея-панорамы «Сталинградская битва».

Мамаев курган. Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы»

В Волгограде благодарные потомки на главной высоте России возвели Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» по проекту выдающегося советского скульптора-монументалиста Е.В. Вучетича. Строительство архитектурного комплекса было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года.

Мамаев курган и «Родина-Мать» в Волгограде обрели статус одного из символов России. Комплекс Мамаев курган состоит из 14 отдельных архитектурных групп. Он расположен на 26 га. Памятник Мамаев курган в Волгограде от набережной реки Волга до скульптуры «Матери-Родины» на вершине холма занимает полтора километра. Все архитектурные звенья комплекса словно нанизаны на единую ось пространства. Отдельные архитектурные группы Мамаева кургана – это иллюстрация событий Сталинградской битвы с 13 сентября 1942 года по 2 февраля 1943 года. Реставрация памятника-ансамбля проводилась дважды: 1972 (замена меча) и 1986 год. Комплекс Мамаев курган в Волгограде чествует погибших и прославляет живых!

Архитектурные звенья комплекса «Героям Сталинградской битвы» по направлению от набережной Волги: входная группа и Горельеф «Память поколений»; начало центральной лестницы с Аллеей тополей; Площадь «Стоявших насмерть»; Стены-Руины; Площадь Героев; Подпорная стена с монументальным рельефом; Зал Воинской Славы с вечным огнем; Площадь Скорби; Скульптура «Родина-Мать зовет!».

image image image image image image image

Вся композиция Мамаева кургана и подъем на его вершину стартует от Входной площади у набережной реки Волга. Входная площадь имеет главные экскурсионные объекты: Горельеф «Память Поколений» и Тумбы с городами-героями.

Вводная многофигурная композиция Горельеф «Память Поколений» разместилась у проспекта Ленина. Горельеф «Память Поколений» — это вырубленное в каменной стене шествие людей с венками, цветами и склоненными знаменами к воинскому обелиску.

«Города-герои» представлены в виде 12 гранитных урн-ниш с капсулами земли городов, удостоенных высшего звания «Герой» и увековеченных на мемориальной линии-стеле.

От подножия Мамаева кургана до его вершины каждый посетитель отсчитывает 200 ступеней — число суток Сталинградского сражения, невиданного в истории по своему упорству и жестокости. События 2 февраля 1943 года на берегах Волги заставили поверить весь мир в неминуемую победу над фашизмом.

Центральная лестница и проложенная по гребню искусственной 10 метровой насыпи Аллея пирамидальных тополей (ширина 10 метров, длина 223 метра) ведет к Площади «Стоявших насмерть» на Мамаевом кургане. Площадь «Стоявших насмерть» завораживает туристов огромным круглым бассейном диаметром 35 метров со скульптурой воина – защитника отечества в его центре. Словно вросшей в Волжские берега скалой поднялся воин-богатырь с автоматом и гранатой в руках на защиту своей земли.

Рукотворные Стены-руины обрамляют с двух сторон продолжающиеся лестничные марши. Стены-руины имеют параметры: высота 17,5 метра, длина 46 метров и сужение к площади Героев с 40 до 18 метров. Стены-руины, словно две страницы каменной книги с барельефами и надписями, ведут рассказ о великом подвиге Сталинграда. Левая стена представлена как клятва бойцов под девизом «Ни шагу назад!», а правая – сам бой и мысль «Только вперед!». Стены-руины окутывают идущих туристов звуковым сопровождением: голос Левитана, сводки информбюро, команды и шум боя, песни войны.

«Площадь Героев» разделена на две части прямоугольным бассейном, как руслом реки Волга. Одну сторону «Площади Героев» на метровых постаментах украшают 6 шестиметровых памятников из двух фигур. В них запечатлены моменты битвы за высоту. «Командир», «Санитарка», «Моряк», «Знаменосец», «Выстояв, мы победили смерть» и «Крах фашизма» — это художественная форма в камне всех защитников Сталинграда. Противоположная сторона «Площади Героев» представляет собой 112 метровый флаг высотой в 8 метров с высеченными строками о героизме солдат войны. Стена в виде расправленного знамени на «Площади Героев» имеет рельефные строки «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»

«Площадь Героев» упирается в Подпорную стену длиной 160 метров и высотой 10 метров. Монументальный рельеф на гладкой поверхности Подпорной стены – рассказ с помощью надписей и картин-эпизодов о наступлении советских войск под Сталинградом. Тема Монументального рельефа — торжество победителей над фашизмом. В Подпорной стене в 1970 году была замурована капсула с посланием потомкам. Она будет торжественно извлечена 9 мая 2045 года в 100 летний юбилей Победы. Подпорная стена – вход в Пантеон Славы.

Пантеон Славы сверху напоминает цилиндр. Внутри него находится 42 метровый овальный Зал Боевой Славы. Центр композиции Зала Славы – 5 метровая рука, держащая зажженный факел Вечного огня. Золотистые мозаичные стены по периметру украшают 34 алых плиты с черными лентами траура (7500 имен и фамилий защитников Сталинграда). Купол – изображение 18 орденов СССР и гвардейская лента с надписью. Смена почетного караула в зале Воинской Славы заставляет забиться чаще сердце многих людей мира.

Из зала Воинской Славы путь лежит на «Площадь Скорби». Доминанта «Площади Скорби» — скульптурная группа «Скорбящая мать», оплакивающая своих сыновей. Серая железобетонная фигура матери находится в окружении воды как в «Озере слез». На «Площади Скорби» установлена плита на могиле Неизвестного солдата и захоронение маршала Василия Чуйкова в 1982 году. От «Площади Скорби» по каменным плитам начинается восхождение на сам холм Мамаев курган и его вершину к основанию монумента «Родина-мать зовет!». Первая мраморная плита Неизвестного солдата и 35 гранитных надгробий участников Сталинградской битвы – Героев Советского Союза расположены вдоль серпантина-дороги на вершину Мамаева кургана к главному монументу Волгограда.

Скульптура «Родина-мать зовет!»

Скульптура «Родина-Мать зовет!» — композиционный замысел и центральный объект памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Российская статуя матери с мечом занимает 11 место в списке высочайших статуй мира. Монумент Матери-Родины господствует над всем городом Волгоградом. Скульптура женщины, шагнувшей вперед с поднятым в правой руке мечом и призывающей к борьбе, выполнена из железобетона и весит более 8 тысяч тонн. Размеры монумента впечатляют: высота фигуры 52 метра; длина руки 15 метров; длина меча 33 метра; общая высота без постамента 85 метров; вес меча 14 тонн; глубина постамента в насыпном холме 16 метров, длина плиты у основания статуи 2 метра.

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде является объектом культурного наследия России. С 2008 года памятник-ансамбль был передан в федеральную собственность.

За скульптурой «Родина-Мать» на северо-западном склоне Мамаева кургана находятся Братская могила и именные могильные плиты Волгоградского мемориального кладбища, которое было открыто к 50-летию Победы. Здесь и по сей день проводятся захоронения бойцов, найденных поисковыми отрядами. Стена Памяти Волгоградского мемориального кладбища на 540 плитах увековечила 6480 имен павших бойцов. В 2006 году напротив Стены Памяти в удалении на холме была освящена однокупольная Часовня иконы Святой Владимирской Божьей Матери и Поклонный крест.

Май 2005 года – появление на Мамаевом кургане чуть в отдалении от пешеходных маршрутов 38 метрового Храма Всех Святых с 5 золочеными куполами и отдельно стоящей звонницей. Малая братская могила и памятник перед Храмом Всех Святых – место поклонения защитникам Отечества. Рядом – башня танка Т-34.

В комплекс Мамаев курган входит «Родник Жизни» и дзот. Музей Сталина расположен по адресу: улица Рокоссовского, 102.

Билеты без пересадок из Москвы в Волгоград

19.07.2021

19.07.2021

29.08.2021

31.08.2021

01.09.2021

02.09.2021

Стоимость проживания в Волгограде на интересующие вас даты. Стоимость ж/д билетов. Расписание поездов Москва — Волгоград.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий