Старое еврейское (бывшее Преображенское) кладбище. Санкт-Петербург. Фото

by Evrofilm · 13.08.2018

Телеграм канал @Evrofilm.com

image

Старое еврейское (бывшее Преображенское) кладбище. Санкт-Петербург. Фото

«…меня занимала Тайна Прошедшего Времени: куда оно девается и что происходит с людьми, его населявшими…»

Сразу скажу, что не являюсь поклонником творчества Бориса Акунина. Но вот некоторые очерки Григория Чхартишвили заставляют задуматься. Даже больше — иногда сказанное или написанное другим человеком в разное время вызывает внутри тебя не просто отклик, а странное чувство, будто кто-то прочитал твои мысли и выложил их на всеобщее обозрение. С одной стороны, это смущает, но с другой — иногда радует, что кто-то, совершенно с тобой незнакомый, возможно, из другого времени и параллельного измерения раздумывает о том же, что и ты, что его занимают и волнуют те же проблемы, мысли, чувства. В этом есть что-то мистическое и потустороннее.

В эпиграф вынесена цитата из «Кладбищенских историй» вышеупомянутого автора. Многое, о чем мне бы хотелось здесь сказать, сформулировано в «очерках» именно Григория Чхартишвили, которые составляют часть вышеназванного произведения, намного удачнее и четче. Поэтому перейду сразу к основной теме этой статьи. Старое еврейское (бывшее Преображенское) кладбище. Санкт-Петербург.

К середине 19 века возникла острая необходимость в устойчивом пассажирском и товарном железнодорожном сообщении между двумя крупнейшими городами Российской империи: Санкт-Петербургом и Москвой, что привело к строительству и открытию в 1851 году Николаевской железной дороги, всего третьей по счету в стране. Эта железная дорога стала первой двухпутной казенной железной дорогой. Движение по ней было, как на то время, достаточно интенсивным. Естественно, что земли, примыкавшие к полотну дороги, нельзя было использовать под строительство или пашню — вокруг путей было шумно, дымно, грязно и опасно.

К началу 1870 года в Санкт-Петербурге назрела проблема: старые, в большинстве своем хаотично возникшие небольшие погосты, уже не справлялись с новыми захоронениями, численность города неуклонно и быстро росла, соответственно, и увеличивалось количество умерших. В 1870-м году было принято решение искать землю под организацию нового кладбища, достаточно большого по площади. Что касается еврейской общины, то именно в том же 1870-м году она официально обратилась к городским властям с просьбой о выделении нового участка земли для захоронений, поскольку закончилось место на Волковском кладбище, где до этого времени существовал участок под еврейские захоронения.

imageЭто привело к принятию в октябре 1871 года «высочайшего повеления» об устройстве за счет города нового, позже названного Преображенским, кладбища. В июне 1872 года  городской Комиссией по устройству загородных кладбищ (да, была и такая организация) был приобретен участок на десятой версте по Николаевской железной дороге, недалеко от станции Обухово. Земли там было предостаточно, и для обустройства нового кладбища она подходила идеально. Кроме того, стоила недорого из-за проходящей рядом железной дороги. Слева от железной дороги начались работы по устройству иноверческого кладбища, а справа — православного.

В 1874-1875 годах 34 десятины Преображенского поля были разбиты на пять кладбищ: католическое, лютеранское, караимское, иудейское и мусульманское (или, как тогда говорили, магометанское). Также предусмотрительно небольшой участок оставили в качестве запасного.

самое первое захоронение на еврейском участке кладбища

Захоронения на вновь обустроенном Преображенском (по названию церкви Преображения Господня) кладбище начались с 1873 года (католические и лютеранские). Торжественное открытие еврейского кладбища состоялось 16 февраля 1875 года. Начиная с 2 марта 1875 года на кладбище начались регулярные захоронения и обряды. Удивительно, но сохранилось самое первое захоронение на еврейском участке, ничем не приметная могила недалеко от стены Дома омовения — надгробие из пожелтевшего от времени песчаника в форме скрижалей Завета, на котором выгравированы надписи на двух языках: «Берка Бурак, Мошка Фрисна. Лаборатористы Охтенского порохового завода, 23 лет от роду. Погибли при взрыве лаборатории 28 февраля, 15 адара и погребены на кладбище 2-го марта 1875 года». Стоит отметить, что первое захоронение на кладбище двойное отнюдь не случайно. Именно традиция, связанная с фундаментальным представлением иудаизма о загробной жизни, запрещает обрекать душу на одиночество.

В то время захоронения совершались по четырем платным и пятом бесплатном разрядах. Устройством кладбища и организацией похорон занималось специальное кладбищенское управление при хозяйственном правлении Петербургской еврейской общины.

В 1898 году вокруг Преображенского еврейского кладбища была возведена кирпичная, покрытая черепицей, стена. После разделения кладбища на две части среди иудеев стало принято считать, что название кладбища происходит от произошедшего с Иисусом чуда на горе Тавор. В этом же году на еврейском участке был построен деревянный Дом омовения. До его постройки молельня для отпевания находилась на Волковском лютеранском кладбище, где иудеев хоронили с 1812 года. К началу 20-го века Преображенское еврейское кладбище становится административно самостоятельным.

В 1907-м году был проведен архитектурный конкурс по проектированию кладбища. В нем приняли участие известные на то время в городе архитекторы Л. Д. Зейлигер,  А. З. Гринбаум, М. Б. Кварт, Я. Г. Гевирц, С. Г. Гингер, Я. З. Блувштейн, А. И. Клейн, А. В, Розенберг, М. И. Сегаль, С.С. Серафимов, Н. Д. Каценеленбоген. Независимое авторитетное жюри в составе О. Р. Мунца , Г. Д. Гримма, С. В. Беляева , В. А. Покровского и В. А. Косякова остановило свой выбор (с некоторыми замечаниями к доработке) на проекте Я. Г. Гевирца. После выполнения последним всех дополнительных требований по доработке (при активной помощи С. Г. Гингера) проект был окончательно утвержден и принят к исполнению.

В 1912 году деревянный дом омовения на Преображенском кладбище заменили на каменный и более просторный, официально освященный 23 сентября 1912 года, построенный по проекту одессита Якова Германовича Гевирца (кстати, помимо многочисленных работ в Санкт-Петербурге, Гевирц участвовал в строительстве Харьковской и Мариупольской синагог). О выдающемся таланте этого архитектора можно судить по выполненному им же уникальному склепу на могиле Абрама Моисеевича Варшавского, железнодорожного концессионера и общественного деятеля того времени, известного филантропа и промышленника, расположенном невдалеке от входа, одним из самых запоминающихся сооружений на кладбище. Яков Германович Гевирц умер в блокадную зиму в 1942 году и похоронен на другом ленинградском кладбище, в братской могиле профессоров Академии художеств на Острове Декабристов.

В первые десятилетия 20-го века постоянно велись работы по благоустройству кладбища, ежегодно проводились ставшие традиционными воскресники по оформлению и уборке территории. В 1916 году был построен домик для постоянного проживания раввина.

До 1917 года еврейское кладбище с юго-восточной стороны соседствовало с караимским. К началу 20-го века на караимском участке проходило в среднем около пяти захоронений ежегодно. На сегодня караимский участок включен в общую территорию еврейского кладбища и находится в его дальнем левом углу. Сохранилось около семи караимских надгробий.

До 1968 года кладбище было действующим, в последующие же годы иногда происходили подзахоронения в могилы родственников и близких. Новые же захоронения, возобновившиеся относительно недавно, занимают части дорожек и их можно видеть на фотографиях. С 2007 года идет реконструкция территории, которая на сегодня составляет около 27 гектаров. На момент моего посещения возле Молитвенного дома омовения и служебного дома были видны горы строительных материалов, техника, инструмент. На самом кладбище рабочие меняли каменные плиты покрытия дорожек, убирали строительный мусор. Но это на относительно новых участках. Старые участки, невдалеке от входа, стоят нетронутые.

На многих старых памятниках нет даты рождения. Видимо, это дань еврейской традиции, когда главная дата в жизни еврея — это именно день ухода из этого мира. Старые дореволюционные могилы легко отличить по отсутствию фотографий, строгой простоте и изысканности (если это слово будет здесь уместно). В постсоветское время кладбище периодически подвергалось актам вандализма, со временем старые склепы и могилы приходят в запустение и этому сложно противостоять. Осматривая склепы сейчас, можно только предположить, как величественно и торжественно выглядели эти монументальные сооружения десятилетия тому назад.

Наиболее выразительна старая часть кладбища, расположенная вокруг и невдалеке от центрального входа и Дома омовения. За оградой, всего в нескольких десятках метров гудит моторами путепровод проспекта Александровской фермы, а здесь, под сенью старых деревьев, навечно упокоены многие, кто жил, думал и творил многие годы в прошлом. Впрочем, об этом в эпиграфе.

Кроме вышеупомянутой самой первой могилы на кладбище и склепа на могиле А.М.Варшавского, на меня произвели сильное впечатление старые захоронения и склепы. Памятники, скорбящие фигуры и полустершиеся надписи, кое-где встречаются стихи или цитаты. Захоронение уроженца Житомира Льва Яковлевича Штернберга (этнограф, член-корреспондент АН СССР, профессор Петроградского университета) украшает шар с надписью «Человечество едино». Рядом похоронен его брат А. Я. Штернберг — фтизиатр и основатель Государственного туберкулезного института. Скрипач-виртуоз Абрам Борисович Скоморовский не расстается со своей скрипкой даже после кончины. Грандиозное (если это слово будет здесь уместно) надгробие на могиле Марка Матвеевича (Мордуха Матысовича) Антокольского, талантливого скульптора реалистического направления того времени, академика Петербургской академии наук. Антокольский был искренне верующим человеком и до конца своих дней старался соблюдать традиции иудаизма. Памятник создал его ученик, Илья Яковлевич Гинцбург. Первоначально на надгробии был также установлен бронзовый бюст упокоенного, который, к сожалению, был похищен в еще начале далекого 1928 года.

Склеп придворного портного А.Г.Каплуна выполнен в необычном стиле, напоминающем мавританский. Удивительное надгробие уроженца Каменец-Подольского, барона Давида Горациевича Гинцбурга, писателя и общественного деятеля, выдающегося гебраиста, арабиста, востоковеда. Давид Горациевич был общим редактором Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона, а также выступил спонсором издания. Председатель санкт-петербургской еврейской общины, он всемерно способствовал развитию еврейства в городе, защите прав и свобод общины, сам читал лекции и издавал за свои средства книги по иудаике.  Также Д.Г. Гинцбург был попечителем еврейского сиротского дома в Петербурге, основал «Общество пособия беднейшим евреям «Маахол кошер» для еврейского учащегося юношества», помогал в строительстве и финансировании различных проектов. На надгробной плите  Давида Горациевича Гинцбурга нет никаких надписей. Она абсолютно чистая. Такова была воля покойного, думаю, этот факт также позволяет нам определенно судить об этом неординарном человеке. Нельзя не упомянуть и про необычный оригинальный памятник на могиле купца Льва Моносзона — нечто, напоминающее льва, с надписями на иврите и русском.

В дальней части кладбища хоронили и во время блокадного времени. Это были не обычные в то время блокадные братские могилы, а индивидуальные захоронения. Платой за погребение служил хлеб и голодающие родственники отдавали последнее, что имело в то время цену, чтобы достойно похоронить своих родных. Поэтому этот участок прозвали «хлебным захоронением». Через несколько лет после окончания войны этот участок  превратили в подобие братской могилы. Многочисленные самодельные деревянные и жестяные таблички с именами погребенных были безвозвратно утрачены. Частично это призваны исправить имена тысяч евреев, не переживших блокаду и захороненных здесь, написанные на зеленых стендах при входе на кладбище и выставленных перед Домом омовения. Также после окончания войны у евреев возник новый обычай — писать на могилах имена родственников, сгинувших в лихие 1930-е или погибших и пропавших без вести на войне, даже если они и не лежат в этой могиле. Ведь часто родные получали только похоронки, часто даже без указания подробностей гибели и места захоронения.

Радует, что память живет среди людей. Относительно недавно в сети появился сайт, помогающий найти могилы родственников или близких на Преображенском еврейском кладбище Санкт-Петербурга. Сайт открыла петербургская синагога. Все могилы на кладбище сфотографированы и занесены в каталог. Можно ввести прямо на сайте данные для поиска: фамилию, инициалы, год рождения и смерти (либо что-то одно из этого), то будет выведен или список захоронений, подпадающих под запросы поиска, или могила конкретного человека с фото и номером участка. Сейчас на сайте размещена информация о более чем 75-80 тыс. могил, что составляет около 97% сведений о всех захоронениях Преображенского еврейского кладбища. Остались необработанными лишь несколько участков, что-то около 1700-2000 могил.

В заключение хотел бы процитировать стихотворение одного из известнейших евреев этого города, написанном здесь и про это место. На доме №24 по Литейному проспекту, где жил поэт, даже открыли памятную доску. К сожалению, этот поэт закончил свой земной путь на чужбине и нашел свой вечный покой не в этой земле, а в далекой Венеции:

Еврейское кладбище

Иосиф Бродский, 1958 год

автор — Владимир Цыткин

Старое еврейское (бывшее Преображенское) кладбище. Санкт-Петербург. Фото

Как скачать?

Полиция Санкт-Петербурга устанавливает личности хулиганов, которые повредили могилы на Преображенском еврейском кладбище.

читайте также—> Кировчанок обвинили в вандализме после сушки одежды у Вечного огня

Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, заявление о факте вандализма поступило от представителя обслуживающий организации кладбища.

— По уточненной информации, повреждены 30 надгробий, — рассказали в главке. — В настоящее время сотрудники полиции проводят по данному факту проверку, устанавливают все обстоятельства инцидента.

Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Справка «РГ»

Еврейское кладбище на проспекте Александровской фермы существует с 1875 года как отдельный иноверческий участок Преображенского кладбища (сейчас кладбище Памяти жертв 9-го января). На его территории сохранилось несколько памятников архитектуры, братские могилы моряков Балтийского флота и жителей Блокадного Ленинграда. Здесь же похоронена участница революционного движения Вера Слуцкая.

В регионах Происшествия Преступления Криминал Происшествия Правосудие Охрана порядка Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-ПетербургСтарый еврейский погост находится в самом центре Ульяновска, однако он так спрятан, что никто при желании даже случайно сюда не забредет. А между тем это удивительно живописное и даже, как ни странно, уютное место. Здесь стоит тишина, прерываемая лишь пением птиц, а сами могилы надежно укрыты листьями клена. По официальным данным, само кладбище было организовано в 1843 году, из сохранившихся надгробий самое раннее датируется 1888 годом. Закрыт погост в 1972 году, поскольку перестал отвечать требованиям санитарных правил. Сразу за воротами находится сторожка, сложенная из дореволюционного кирпича, а под ногами – остатки брусчатки. Первое грозное предупреждение для непрошенного гостя – «Посторонним здесь не место». Второе предупреждение возле скамеечки — «Пьющим штраф». В начале некрополя сохранилось несколько старых надгробий с надписями на иврите. Кладбище очень маленькое – его можно обойти за час с подробным изучением надгробий. Здесь числится около 400 захоронений, однако цифра не точная. Что удивляет – почти на каждом надгробии есть (или была) фотография покойного. Симбирские евреи не скупились на увековечивании памяти своего близкого. Сюда не добираются вандалы и фашисты, однако некоторые фотографии как будто выжжены сигаретой. Трогательная цепочка надгробий – сначала похоронили отца, затем мать, а на следующий год умерла сама? Правда, инициалы смущают. Здесь покоится прах талантливой скрипачки. Внушительный памятник у Вайнштейна Ефима Марковича. Кто такой и чем знаменит, история умалчивает. А родители Глушевой Евгении оставили текст, в котором обвиняют врачей в смерти дочери: «Нас не было рядом с тобой, дабы заставить медработников, на ответственности которых лежала твоя жизнь по долгу службы, оказать своевременную помощь и спасти тебя. Этого они не сделали». В самой глубине кладбища, ближе к лесу, спрятаны два интересных надгробных памятника. Судя по всему, это склепы каких-то очень влиятельных людей. Надписи дублируются на русском и на иврите. С некоторых портретов покойники глядят очень спокойным и умиротворенным взглядом, хочется кивнуть ему и сказать: «Да, все будет хорошо». Когда я уходила, то поняла, почему оно вызвало у меня обеспокоенность, несмотря на свою уютность. На могилах не было камушков, как это принято у евреев. Кладбище совсем заброшено и забыто. Пожалуй, это одна из причин, почему это место стало моим любимым. Немного истории и интересной (для некоторых — нет) информации о кладбище. Источник: http://evreymemory.com Старейшее из всех действующих городских кладбищ, оно было устроено еврейской общиной Воронежа в XIX веке — за чертой города, в лесу, от которого до сих пор осталось несколько вековых дубов. Ныне занимающее площадь более трех гектаров и насчитывающее свыше 3200 могил. Как видно из названия кладбища, большинство из захоронений здесь – еврейские, однако есть здесь и христианские погребения. Есть и семейные могилы: муж и жена разной национальности и разного вероисповедания тихо покоятся вместе. В дореволюционное время датой основания кладбища считался 1869 год. Однако на надгробиях обнаружены более ранние даты, самая первая из них — на памятнике витебского раввина Егуды Лэв бэн Ярухама Бэшкина, умершего в 1866 году. Это единственное кладбище Воронежа с сохранившимися многочисленными захоронениями и надгробными сооружениями второй половины XIX — начала XX веков. Сохранилось 115 надгробий, установленных до 1917 года. В числе погребенных – воронежские раввины Х.Г. Фейгин (1816-1895), С.А. Айзенштейн (ум. 1918), …купеческие семьи Гриншпунов, Цодиковых, Поляковых, известные в Воронеже врачи Г.А. Майзель (1843-1906), А.С. Грейденберг (1863-1920), Ц.Г. Кроль (1861-1912), 16-летний журналист Е.Д. Бабицкий, казненный белогвардейцами в 1919 году, на могиле которого по обычаю тех лет в 1920 году установлена снятая с другого кладбища стела купца П.П. Клочкова. Сначала тексты на памятниках писались исключительно на иврите. C начала 1890-х годов надписи дублируются на русском языке. Первый по времени надгробный памятник с текстом на русском языке относится к 1891 году: «Анна Константиновна Непомнящая. Скончалась 53 лет в 1891 году». За ним вслед идёт захоронение с интервалом в три года: «Герш Гершенов Цодиков. Родился в Калуге 21-го марта 1867 года. Умер 7-го марта 1894 года». Рядом могила отца, Герша Цодикова – старшего (1830-1913), и матери, Рахили Цодиковой (ум. 1907). Имеются здесь и другие семейные захоронения – Майзелей, Мильштейнов, Кривоносовых, Непомнящих, могилы членов правления синагоги в разное время: Е.М. Поляков (1846-1902), Г.С. Цодиков (1830-1913), И.М. Цивьян (1846-1914). Здесь погребали евреев, живших не только в Воронеже, но и в других местах. Так в августе 1917 года сюда был перевезён прах Залмана Шерзона из Новохопёрска. Ещё около тысячи могил относятся к периоду 1920-1990-х годов, часть надгробных памятников использованы вторично (старый текст уничтожен) Наиболее ранние надгробия представляют собой вертикальные плиты, высеченные из камня местной породы, скругленные в верхней части. Среди более поздних мраморных и гранитных памятников конца XIX-начала ХХ в. выделяются крупные надгробия, установленные на могилах активных деятелей еврейской общины, членов правления синагоги, жертвовавших значительные суммы денег в пользу общины. Среди них – основатель кладбища Л.А. Кривоносов (ум. 1899), воронежский купец Е.М. Поляков (1846-1902), купец из уездно¬го г. Задонска Я.Р. Гриншпун (ок. 1832-1898). На сегодняшний день на кладбище находится более 100 дореволюционных надгробий. Еще более тысячи могил относятся к советскому периоду. В 30-е годы XX века на Еврейском кладбище закончился земной путь целая плеяда известных воронежских врачей: …основатель и главный врач 3-й терапевтической больницы Воронежа Соломон Филиппович Ройзман (1935), доктор Лев Самуилович Минковский (1937), профессор Родион Аркадьевич Черток (1938). врач Исаак Ильич Немировский (1937 — памятник-дерево). Милый домик, в котором живёт сторож. Париж, Франция. кладбище Пер-Лашез.К нашим дням Еврейское кладбище остается условно действующим, имея статус закрытого с разрешением подзахоронения к ближайшим родственникам. В числе захоронений последних лет — могила, скончавшегося в 1991 году, лауреата Государственной премии, архитектора Владимира Абрамовича Быховского, именем которого названа улица в районе села Подгорное (1925-1991). Первым объектом, заставившим говорить о Быховском как о са¬мобытном архитекторе, стал Дом актера, возведенный в 1978 году. За этот проект, которого Быховский считал своей лучшей работой, архитектор был удосто¬ен Государственной премии РСФСР. А в 1987 году первых посети¬телей принял областной Дворец пионеров, на стене которого установлена мемориальная доска с именем автора проекта – выдающегося воронежского зодчего Владимира Быховского. И такое бывает. Кладбище считается закрытым, похороны производятся только в ограду к родственникам (но фактически любой еврей, пожелавший быть захороненным на Еврейском кладбище найдёт место). eto ya занимался паркуром и снимал с забораДолго искать не пришлось. Я увидел это: Сторож несколько позже сказал, что трещины от пуль. Война — она такая.Ранее было сказано, что надписи на надгробиях были на иврите и немецком. Так и есть. Например:

Бежим  дальше и видим могилу ещё интереснее:
Растительность очень сильно мешает передвигаться. Это, безусловно, неприятно. Вокруг много неприятностей: от шприцов до пустых бутылок пива, а то и водки (запомните это, потом будет пасхалка с чудо-сторожем). Далее — что-то разрушенное: либо временем, либо вандалами (по словам сторожа, последних на кладбище уже нет, однако года два назад было полным-полно): Несколько старейших могилок: Но и прекрасному здесь есть место. Например:
Вот типичные надгробия: Разруха — второе имя кладбища:
Но некоторые надгробия всё-таки сохранились. Вот одно из них:
А вот и я на фоне какого-то из надгробий: Есть, без преувеличений, произведения искусства. Вот моё любимое произведение:
Плагиат! Вид сверху:
Небольшое заключение. Кладбище действительно потрясающее и нуждается в небольшом количестве сотрудников. Нужны люди, которые будут за ним ухаживать. Есть, конечно, какие-то субботники, но этого недостаточно. Вы посмотрите сами:
image

После трагических событий Второй мировой войны во многих городах Европы еврейские кладбища стали единственным напоминанием о том, что некогда на этом месте был еврейский квартал – аналогичная судьба ждала и целые еврейские местечки и деревни в Восточной Европе. Поскольку иудейские традиции требуют, чтобы тела мёртвых не тревожились и не перезахоранивались (исключения есть, но в совсем уж крайних случаях – например, в случае стихийного бедствия, которое разрушает кладбище), еврейские кладбища стояли веками на одних и тех же местах и по их надгробиям можно было изучать историю местной общины. Эта статья посвящена устройству еврейских кладбищ.

Что происходит после смерти

Примечательно, что из всех авраамических религий иудаизм оказывается наиболее скуп на подробности касательно загробной жизни. Тора повествует о том, что существует Шеол – некий загробный мир, куда после смерти направляется душа человека. При этом многое остаётся неясным: что происходит с душой в Шеоле? Известно, что туда путешествуют равно и грешники, и праведники, так что неизвестно наверняка, страдают ли души в обители мёртвых, блаженствуют, либо же испытывают какие-то иные эмоции.

Иудейские богословы веками пытались доискаться ответов на эти вопросы: при этом они, как правило, обращались за вдохновением к другим авраамическим религиям (христианству и исламу), пытаясь адаптировать к иудаизму их учения о рае и аде. Тем не менее, эти заимствования, как мы можем наблюдать, не смогли оказать сколь-нибудь значимого влияния на похоронные обычаи евреев Европы и всего остального мира.

imageОрганизация похорон

Общественные похороны у евреев

Более двух тысяч лет назад в Израильском царстве, как и во многих других странах, процветал обычай похорон в скальных пещерах – аналогичные традиции бытовали как минимум у большинства народов, что жили с евреями по соседству. Тем не менее, по мере становления в Израиле монотеизма, с веками такой способ погребения стал всё больше и больше ассоциироваться с язычеством, так что вскоре популяризовали похороны подземные. Сделано это было на основании буквального прочтения Книги Бытия, в которой заявляется, что Адаму предстоит «вернуться в землю», из которой он однажды вышел. Это обусловливало необходимость создания кладбищ, однако их количество объясняется другим фактором.

На протяжение истории похороны были для евреев важным общественным событием, в котором участвовала если не вся община, то значительная её часть. Как и у мусульман, у иудеев традиции велят хоронить умерших как можно скорее – желательно в тот же день. Считается, что мертвый человек – это всё равно, что голый, а потому заставлять его пребывать в подобном виде – проявление неуважения к нему, да и ко всем остальным. Отчасти именно поэтому с давних пор каждый еврейский квартал и каждая деревушка стремились иметь собственный погост, чтобы не было необходимости транспортировать мертвеца, что в Средние века могло занимать и несколько дней.

Еврейское кладбище, однако, отличается от христианского в том смысле, что при нём вовсе не обязательно будет синагога. Синагога – это всё-таки прежде всего «дом собраний», место для чтения Торы, а не храм, именно поэтому нет никакой нужды обустраивать её на самом кладбище. Безусловно, в исторических районах многих восточноевропейских городов можно обнаружить кладбища при синагогах, однако в настоящий момент они, скорее всего, будут являть собой некий мемориальный комплекс и туристическую достопримечательность, в лучшем случае – место паломничества. Другим объяснением этому является то, что наличие какого-либо надзора за кладбищем является насущной необходимостью: как можно было заметить, иудеи особенно заботятся о неизменности захоронений, а потому и любой вандализм воспринимается ими гораздо острее.

Раздельные похороны на еврейских кладбищах

Существует иудейская традиция, которая вот уже много лет делает проще жизнь для историков и археологов: заключается она в том, что каждый покойник обязан быть погребён в отдельной могиле. Буквально толкуя соответствующие пассажи из Талмуда, иудаизм диктует необходимость отделять мертвых расстоянием хотя бы в «6 тефахим», что равняется примерно 54 сантиметрам.

Примечательно, что европейские евреи сохраняли эту традицию даже тогда, когда на континенте бушевала эпидемия чумы, однако им пришлось проявить изобретательность, чтобы следовать ей в полной мере. Чтобы уместить на ограниченном кладбищенском пространстве всех жертв Черной Смерти, евреи хоронили их во много слоёв таким образом, чтобы между слоями были те самые 54 сантиметра. На тех старых еврейских кладбищах, что просуществовали до наших дней, можно и сейчас видеть часто расставленные могильные камни – это значит, что могилы расположены одна над другой.

Надгробия на еврейских кладбищах

Древние евреи использовали надгробия так же, как и большинство архаичных народов – в качестве утяжелителя поверх могилы, чтобы мертвый не восстал и не пошел творить зло. Таким образом, сам по себе обычай устанавливать надгробия уходит в далекое прошлое, однако своё нынешнее значение они обрели лишь впоследствии: начиная с какого-то момента, украшенные надгробия превратились в способ выразить почёт и уважение к ушедшему человеку.

Важно, что евреи, жившие в Европе, на протяжение многих сотен лет были вынуждены при создании надгробия лавировать меж двух огней: если надгробие будет недостаточно красивым, то это будет неуважение к покойному, если же оно будет украшено слишком роскошно, то это привлечет внимание соседей-христиан, которые могут счесть установившую подобное надгробие семью слишком зажиточной. Более того, помимо прагматических соображений были и религиозные традиции, которые диктовали скромность перед ликом вечности: ведь все умершие равны перед смертью, а значит большие траты на надгробие – вещь проблематичная и с богословской точки зрения. Тем не менее, начиная с 15 века европейские евреи активно перенимали у христиан различные традиции и обычаи – в том числе и способы украшения надгробий. Даже религиозный запрет на изображения людей действовал лишь до поры: если до 19 века на еврейских надгробиях были лишь геометрические и растительные орнаменты, то с 19 века и это ограничение уходит в прошлое.

Еврейское кладбище на Елеонской Горе

Елеонская гора занимает особое место как в иудейских погребальных традициях, так и в их богословии в целом. На этой горе располагается, как считается, самое старое из сохранившихся до наших дней кладбище последователей иудейской веры: некоторым захоронениям больше четырех с половиной тысяч лет! Суммарное же число могил на Елеонской горе равняется примерно ста пятидесяти тысячам. Согласно легендам, среди этих ста пятидесяти тысяч есть и библейские персонажи, в том числе и пророки. За прошедшие века на Елеонской горе возникли также и христианские святыни: например, Гефсиманский сад, в котором по преданию был арестован Иисус.

Но Елеонская гора значима для иудеев ещё и тем, какая роль уготована ей в будущем еврейского народа и всего мира. Дело в том, что именно на Елеонской горе должно состояться пришествие мессии (Машиаха), который восстановит Храм и создаст Царство Божие на Земле. Одним из важных элементов этого предания является то, что с приходом мессии будет связано и воскресение мертвых, и начинается это воскресенье там, куда прибудет Машиах, а значит те, кто погребен на Елеонской горе, восстанут первыми. Таким образом, погребение на этой горе – это большая удача и престиж. Не удивительно, что захоронения там ведутся до сих пор.

4 Мая 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Иностранец умер в России — посмертная репатриация иностранца из из России Поминовение в Иудаизме Похороны в иудаизме

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий