С Волковского кладбища украли бюст героя СССР Василия Мациевича

Продолжение экскурсии по петербургским кладбищам. Предыдущие посты с этой экскурсии: Вступление — пардон, закрытый пост 🙂 Еврейское кладбище После еврейского кладбища мы поехали на Волковское лютеранское. Ехали довольно долго, и все время наш экскурсовод — Юрий Минаевич Пирютко — рассказывал и рассказывал и рассказывал интереснейшие вещи. Когда проезжали мимо Ломоносовского фарфорового завода, он, в частности, рассказал, что когда облицовывали плитами завод и окрестные дома, далеко за стройматериалом не ходили — использовали старые надгробия, где-то сбивая, а где-то и не сбивая надписи. Снова поцитирую сайт «Кладбища и могилы знаменитостей Ленинграда и Ленинградской области»: «За Старообрядческим мостом через р. Волковку, рядом с массивным зданием бывшей старообрядческой богадельни (сейчас здесь детская больница), находится вход на лютеранское кладбище. Здесь в начале XX в. находились нарядные кирпичные ворота с арочным центральным проемом и двумя боковыми калитками с узорными коваными решетками. Над воротами был начертан по-немецки стих из Евангелия от Иоанна: «Я есмь Воскресение и жизнь». За воротами, слева от входа стояла небольшая каменная часовня, увенчанная колоколенкой с остроконечным завершением. Дом смотрителя, в котором находилась и контора кладбища, размещался в глубине мощеного камнем двора. Рядом, в аккуратных деревянных зданиях размещались кладбищенские службы, в том числе и магазин погребальных принадлежностей. За домом смотрителя была оранжерея, где выращивали цветы и кустарники, которые высаживали на могилах. Все это давно уничтожено. Сейчас на этом месте пустырь. <…> После закрытия Сампсониевского кладбища, в мае 1773 г., по императорскому указу за речкой Волковкой, напротив православного кладбища, отвели место для иноверцев в 120 сажен длиной и 80 шириной. Это место архитектор Х. Кнобель по поручению лютеранской общины просил отвести под кладбище еще в 1757 году. Первым на новом кладбище был похоронен немецкий купец Иоганн Гебхард Бретфельд (Brethfeld), родившийся в Саксонии 25 февраля 1713 г., и умерший в Петербурге 30 мая 1773 г. По его имени кладбище долго называлось Бретфельдовским. Надгробная плита после 1935 г. была утеряна, однако в результате раскопок в 1997 году ее удалось найти. <…> После 1917 года Волковское лютеранское разделило судьбу других кладбищ города. Деревянные постройки, включая дом смотрителя и ограду, были разобраны в 1919 году, когда многие строения пошли на дрова. Ворота и часовня были разобраны на кирпичи в конце 1920-х гг. С национализацией кладбища в 1919 г. изменились и порядки. Его объединили со старообрядческим и иноверческим кладбищем. Многие памятники исторического и художественного значения оказались заброшены. Погребения были официально запрещены в 1933 г., однако в порядке исключения они продолжались. В 1930-е годы в музейный некрополь Александро-Невской лавры были перенесены прах поэта А.А. Дельвига (в 1934), архитектора К. Росси (в 1939), скульптора И. Витали, композитора К. Кавоса. Два перезахоронения произошли уже после войны. Могила балетмейстера М. Петипа находилась в полном запустении, и в 1948 г. было произведено его перезахоронение. В 1967 г. были перенесены останки архитектора Д. Кваренги и поставлен новый памятник. Некоторые памятники были перенесены в некрополь без перезахоронений — как образцы художественных надгробий. Среди них — известный «спящий офицер» — надгробие К. Рейсига; мраморные памятники семьи придворного банкира И. Фредерикса; обелиск из мрамора и гранита — надгробие А. Литке, матери адмирала. Памятники изымались не только с целью сохранения от возможного разрушения. Так, в 1940 г. Управление по делам искусств ходатайствовало перед горисполкомом о передаче Музею городской скульптуры бронзовой фигуры Христа с Волковского лютеранского, ангелов с ворот Смоленского евангелического и бронзового ангела с Выборгского римско-католического — «с целью использования бронзы как материала для изготовления мемориальных досок». Война помешала уничтожению скульптуры Христа. Однако множества бронзовых дощечек с надписями кладбище лишилось. <…> Современное состояние Волковского лютеранского кладбища вызывает серьезные опасения. Старинные надгробия с библейскими цитатами и иностранными именами покрыты вековой грязью, а от крестов и решеток часто не осталось и следа. Ликвидируются заброшенные, не посещаемые могилы, а ведь у каждого петербуржского прихода (не только лютеранского, но и католического) найдутся здесь исторические могилы. Здесь лежат те, кто начиная с XVIII века ехал в град Петра, чтобы строить, служить в армии, учить, лечить людей и своим трудом прославлять Бога и Россию. (конец цитаты). Состояние Волковского лютеранского кладбища было и в самом деле ужасающим — правда, как и Смоленского лютеранского. Оттуда у меня есть всего одна фотография — памятник на могиле дочери художника-декоратора и архитектора Винченцо Бренна. Поскольку фотографий мало, напишу в этом же посте про Новодевичье кладбище. Как сказал нам Юрий Минаевич Пирютко, многие питерцы и не подозревают о существовании Новодевичьего кладбища, и если спросить на улице, как к нему пройти, то могут и в столицу отправить 🙂 Но на самом деле оно очень старое и почетное, существует аж с 1849 года при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре, что на Московском проспекте. «В XIX — начале XX века — одно из самых дорогих и престижных кладбищ столицы (стоимость мест от 50 до 500 руб.). Дешевых и бесплатных разрядов не было. На Новодевичьем кладбище хоронили только людей высших сословий, среди которых было множество видных государственных деятелей — министров, военачальников, писателей, поэтов, ученых, художников и артистов. Значительное место занимают захоронения защитников Отечества многих времен, начиная с героев 1812 года. Новодевичье кладбище было одним из самых богатых и благоустроенных кладбищ города, уступая, пожалуй, только некрополям Александро-Невской лавры. После революции большинство могил оказались бесхозными, так как родственники и близкие усопших были репрессированы или покинули Россию. В 1917-1920-е годы памятники подверглись разорению. Часовни, художественные литые ограды, саркофаги, гранитные и мраморные стелы, кресты, обелиски, скульптуры были вывезены или уничтожены, Ильинская и Скорбященская церкви — снесены в 1929-1930 годах. В 1920-1930-х гг. многие художественные надгробия и исторические захоронения Новодевичьего кладбища уничтожены, в 1930-х гг. отсюда в музеи-некрополи перенесён прах и памятники некоторых выдающихся деятелей культуры — художника А.А. Иванова, композитора Н.А. Римского-Корсакова, О.С. Павлищевой (сестры А.С. Пушкина), певца Ф.И. Стравинского, архитектора Л.Н. Бенуа и др. Последние захоронения на Новодевичьем кладбище относятся к 1934 году. С тех пор кладбище считается закрытым. В 1960-х гг. проходило массовое уничтожение памятников под предлогом создания на территории кладбища музейного заповедника, что вызвало возмущение общественности и было приостановлено. В 1980-х гг. осуществлено частичное благоустройство территории и реставрация отдельных надгробий.» Сейчас (ну, на 2006 года 🙂 монастырь еще отстраивают, работы не были закончены. Да и многие могилы еще выглядят грустно. Но кое-что все же сфотографировать удалось. Семейное захоронение Эссенов — статс-секретарь, тайный советник Отто Васильевич Эссен, его дочь Юлия Оттовна Эссен и сын — адмирал Николай Оттович Эссен. И покрупнее — могила Отто Васильевича Эссена. и — адмирала Эссена. Адмирал Эссен участвовал в русско-японской войне, а во время Первой мировой войны командовал Балтийским флотом. Могила дирижера и композитора Эдуарда Францевича Направника. Был дирижером домашнего оркестра князя Юсупова, с 1863 работал в Мариинском театре (пианист, органист, репетитор хора, 2-й капельмейстер). С 1864 г. дирижировал концертами Русского музыкального общества, с 1871 концертами оркестра Мариинского театра, руководил устройством придворных концертов. с 1869 года — капельмейстер русской оперы С сайта «Энциклопедия Санкт-Петербурга»: «За 50 лет Направник изменил муз. лицо столицы. На новый уровень поднялось исполнительское искусство оркестра и хора придворной оперы. Направник постоянно искал молодых талантливых солистов. Сильный состав давал возможность знакомить публику с новейшими достижениями русской и европейской оперы, предъявлявшими непривычно высокие художественные требования к артистам. В первые 20 лет Направник проводил около 100 спектаклей за сезон, в 1910-х гг. — не менее 50. К этому времени в его репертуаре было 80 опер. Под его управлением впервые прозвучали оперы «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Псковитянка», «Снегурочка», «Млада», «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова, «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского, «Демон» А.Г. Рубинштейна». Получил потомственное дворянство в 1888 г. Могила русского поэта Аполлона Николаевича Майкова Кстати, на этом же кладбище похоронен и его отец, известный живописец Николай Апполонович Майков. Могила русского поэта Константина Случевского. Тут же похоронен и его сын, младенец Николай Выдержки с того же сайта: Константин Константинович Случевский дебютировал в 22-летнем возрасте в журнале «Современник» — в 1860 г. Его дебют был встречен как восторгами, так и жестокой критикой. Следующие же стихи опубликовались лишь через 11 лет. С 1861 года К.К. Случевский слушал лекции в Сорбонне, изучал философию и естественные науки в университетах Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, получил степень доктора философии. По возвращении в Россию Случевский надолго ушел из литературы, изучал философию и естественные науки, служил в Главном управлении по делам печати, в Министерстве государственных имуществ; он был приближен ко двору, имел чин камергера. В свите великого князя путешествовал по северу и северо-западу России и составлял живо написанные, богатые фактами очерки. С 1891 по 1902 год Константин Случевский был главным редактором официальной газеты «Правительственный вестник». В последние годы жизни он был членом Совета Министерства внутренних дел, членом Ученого комитета Министерства народного просвещения, гофмейстером двора (придворный чин и должность 3-го класса). Диапазон поэтического творчества Случевского очень широк: философская поэзия, пейзажные стихи, любовная лирика, стихотворные повести, исторические баллады, драматические поэмы, поэтические циклы последних лет жизни. Случевский не датировал стихов, не отделял юношеской лирики от стихов, написанных в зрелые годы. Но только в последние годы жизни к Случевскому как поэту пришли известность и признание. Могила Владимира Павловича Максимовича — профессора математики Киевского университета. Кроме Киевского, работал таже в Казанском университете. Могила Эдуарда Эдуардовича Эйхвальда. Про него замечательно написано вот здесь, а тут — сделаю конспект: Э.Э. Эйхвальд был (по хронологии): ординатором в пропедевтической клинике профессора Бессера — в 22 года, в 23 — ассистентом профессора Здекауера и по его же поручению читал клинические лекции студентам и врачам. Через 2 года — защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1866 г. стал адъюнкт-профессором госпитальной терапевтической клиники, в 1973 — экстраординарным профессором и заведующим госпитальной клиникой. В то же время он продолжал преподавание диагностики и общей терапии. Эйхвальд замещал четырех профессоров: общей терапии и диагностики, частной патологии и терапии, факультетской и госпитальной медицинских клиник. Э.Э. Эйхвальд являлся консультантом Максимилиановской лечебницы, потом — инспектором по медицинской части в учреждениях Императрицы Марии и штатным доктором Ее Высочества, а с 1886 г. — директором Клинического института. Могила еще одного известного медика — доктора Сергея Петровича Боткина. Память о нем живет в народе, так сказать, в самом натуральном виде — все знают, что есть болезнь Боткина — вирусный гепатит, что есть знаменитая Боткинская больница — кстати, больница имени Боткина есть и в Москве, и в Ленинграде. Питерская Боткинская больница ранее называлась Александровской, и была бесплатной. А выстроил ее сам Сергей Петрович Боткин. Семейное захоронение Тютчевых И надгробие самого Федора Ивановича Тютчева — русского поэта, дипломата, публициста, член-корреспондента Петербургской АН. Могила русского поэта Николая Алексеевича Некрасова Памятник установили через 3 года после смерти поэта. Авторы — скульптор Н.А. Чижов, архитектор П.П. Шрейбер. На постаменте внизу памятника выгравировано: «Из уст в уста передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его прозревшему и просветленному народу, что бы знали они и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья». А над этим — строки Некрасова из стихотворения «Сеятелям»: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ… И сам Некрасов: Вот мы и подошли к выходу с кладбища. И остановились, услышав колокольный звон — с колокольни. А на соседней колокольне мы увидели очень занятную картину. Оказалось, что звонит девочка, а рядом стоит монахиня и отбивает ей такт в ладоши. В следующем посте — Смоленское кладбище.Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Кладбище
Волковское кладбище
Церковь Святого Иова
Страна Россия
Дата основания 11 мая 1756 года

Координаты: 59°54′08″ с. ш. 30°21′53″ в. д. / 59.902389° с. ш. 30.3649222° в. д. / 59.902389; 30.3649222   

Во́лковское кладбище; ранее официально Волково кладбище — кладбище, расположенное во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Располагается между Касимовской, Камчатской, Самойловой, Мгинской улицами, Расстанным переулком, Нефтяной дорогой и Волковским проспектом. Состоит из православного кладбища и лютеранского кладбища — двух больших участков, между которыми протекает река Волковка. По площади занимает 26 гектаров.

Кладбище известно «Литераторскими мостками» — участком, на котором захоронено много русских и советских писателей, музыкантов, актёров, архитекторов, учёных и общественных деятелей, а также мать В. И. Ленина и его сёстры.

Православное кладбище

Волково кладбище было основано по указу Сената 11 мая 1756 года, в связи с закрытием по приказу императрицы Елизаветы Петровны кладбища при церкви Иоанна Предтечи. Своё название кладбище получило из-за находившейся рядом (на другом берегу Волковки, в то время называвшейся Чёрной речкой) Волковой деревни, которая, в свою очередь, получила своё название из-за большого числа волков, населявших окружающую местность. Согласно документам того времени, волки нередко нападали стаями на одиноко идущих людей в этой местности даже в XVIII веке.

На содержание кладбища выделялось немного средств, оно предназначалось для малоимущих людей, поэтому благоустройством кладбища никто не занимался. Кроме того, не велось надзора за тем, кто и где устраивает захоронение. По этой причине, на кладбище отсутствовали дорожки, во многих местах их невозможно было провести, не задев могил.

В 1759 году на территории кладбища была построена деревянная церковь, которую 3 декабря освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. К 1795 году она обветшала и была разобрана.

В октябре 1777 года построена деревянная церковь «в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Эта церковь сгорела 1 января 1782 года, и в том же году на её месте под руководством архитектора И. Е. Старова началось строительство каменной Воскресенской церкви, которое завершилось в 1785 году.

В 1808 году указом императора Александра I территория кладбища была существенно увеличена[1].

В 1812 году кладбище было обустроено: были выкопаны канавы, посажены деревья.

В 1832—1834 годах по проекту П. Ф. Воцкого сооружена колокольня и ворота.

С 1837 по 1842 год велось строительство главой каменной церкви Спаса Нерукотворного под руководством архитекторов Ф. И. Руска и В. И. Беретти.

С 1850 по 1852 год по проекту Ф. И. Руски строилась новая каменная церковь, которую освятил во имя Всех Святых митрополит Никанор 26 августа 1852 года. Строительство велось на средства купца П. И. Пономарёва, поэтому в народе её прозвали Пономарёвской.

В 1885 году началось строительство церкви Святого праведного Иова. Церковь строилась на средства П. М. Крюковой над могилой её мужа. Архитектор И. А. Аристархов, работавший над созданием этого храма, умер до окончания строительства, и был похоронен в подцерковье. Строительство закончилось в 1887 году. В советское время и в годы блокады храм не закрывался, и действует по сей день.

В 1910—1913 году на территории кладбища по проекту А. П. Аплаксина была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1920—1930 годы кладбище претерпело значительные изменения. Было разрушено много склепов и памятников, часть могил были перенесена, в 1932 году была разрушена Успенская церковь, в 1935 году — Всесвятская. Спасскую церковь в 1937 году перестроили под цеха завода «Монументскульптура». Храм Воскресения Словущего закрыли 28 января 1936 года, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. С 2008 года храм стал снова действующим.

В годы блокады на кладбище устраивались массовые захоронения, место которых отмечено памятником. В настоящее время кладбище имеет статус действующего, на нём продолжают хоронить людей.

Литераторские мостки

Кладбищенские дорожки от сырости и грязи накрывали деревянными настилами, или иначе, «мостками». Людей, принадлежащих к определённым сословиям или национальностям, старались хоронить рядом, а эти участки получили название «Цыганские мостки», «Немецкие мостки» и т. д.

В 1848 году на кладбище был похоронен Белинский. В 1861 году рядом похоронили критика Добролюбова, затем публициста Дмитрия Писарева (1868). Постепенно вблизи этих могил стали хоронить других литераторов, а этот участок получил название «Литераторские мостки». 9 июня 1918 года рядом с могилой Белинского был похоронен известный революционер, философ и публицист Г. В. Плеханов. Здесь также похоронены писатели: Гончаров,Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лесков, Куприн, ученые: Менделеев, Павлов и Крылов а также многие другие деятели искусства и науки.

В настоящее время здесь хоронят выдающихся жителей Санкт-Петербурга, получивших признание в области искусства и науки.

Лютеранское кладбище

В настоящее время лютеранским кладбищем называется участок восточнее православного кладбища, однако исторически он состоит из пяти участков: лютеранского, старообрядческого, единоверческого и двух еврейских.

Лютеранское кладбище

Лютеранское кладбище было основано во второй половине XVIII века напротив православного за речкой Волковкой. Кладбище предназначалось для захоронения лютеран, которые составляли в то время значительную часть населения Санкт-Петербурга. Прошение о выделении места под кладбище было подано от конвента Петрикирхе ещё в 1741 году, но место в сто двадцать сажен длиной и восемьдесят шириной под кладбище было выделено только в 1773 году после закрытия Сампсониевского кладбища. Первым, кто был похоронен на этом кладбище, оказался немецкий купец Иоганн Гебхард Бретфельд, умерший 30 мая 1773 года. По этой причине долгое время кладбище называлось Бретфельдовым. Обустройством кладбища занималась община Петрикирхе, поэтому преимуществом при выборе мест и в цене за место захоронения имели в первую очередь прихожане церквей Святого Петра и Святой Анны. Община Петрикирхе серьёзно подошла к организации похоронных дел. Кладбище было поделено на линии и разряды, захоронение в которых отличалось по цене. Все могилы нумеровались и регистрировались, отмечались все захоронения и памятники, вёлся подробный архив. Кроме того, на кладбище была введена уникальная система координат, позволяющая точно фиксировать места захоронений. Благодаря этому даже теперь можно точно установить место погребения как минимум 40 000 людей по сохранившейся документации, которая в настоящее время хранится в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Книги захоронений включают в себя записи с 1820 по 1935 годы.

В 1790 году на средства Петрикирхе была построен мост через речку и новая дорога к кладбищу.

В 1842 году построены каменные ворота с деревянной оградой.

В 1877 году по проекту архитектора И. Вольфа было начато строительство часовни, которую освятили 21 мая 1879 года.

В 1900 году были построены новые, более высокие, ворота, необходимость в которых была вызвана увеличившейся высотой катафалков. Архитектором являлся Е. Гельман, который ранее был автором проектов ряда деревянных сооружений на территории кладбища. Ансамбль кладбища приобрёл законченный вид.

В 1920-е годы все деревянные постройки, принадлежащие кладбищу, были разобраны на дрова, ворота и часовня — на кирпичи. Многие захоронения из-за отсутствия надлежащего ухода были разрушены. Позже некоторые памятники вместе с захоронениями были перенесены в некрополь Александро-Невской Лавры (например, захоронение Росси), некоторые были перенесены отдельно, как образцы художественных надгробий.

В 1990-е годы начались работы по обследованию кладбища по инициативе Санкт-Петербургского немецкого общества. В 1996 году работы закончились. В ходе этих исследований было описано более 2000 памятников, 3800 захороненных лиц, все данные занесены в компьютерную базу.

25 января 1998 года на Волковском лютеранском кладбище неизвестными было разрушено 82 могильных памятника.[2]

Старообрядческое кладбище

Старообрядческое кладбище было основано купцами Воробьевым и Волковым в 1787 году. Оно располагалось севернее лютеранского. 31 августа 1834 года к лютеранскому кладбищу примкнули участки Волковой деревни, отделяющие старообрядческое и лютеранское кладбища. В настоящий момент оба кладбища составляют единое целое. В 1884 году на территории старообрядческого кладбища по проекту архитекторов Ф. И. Габерцетеля и А. О. Томишко были построены мужская и женская богадельни с молельными, закрытые в 1930-е годы, а позже перестроенные под диспансер. К началу 1990-х годов на кладбище не сохранилось старинных памятников

Единоверческое кладбище

Единоверческое кладбище было основано в конце XVIII века. В 1818 году по проекту архитектора Беретти на нём была построена Благовещенская церковь, которая была закрыта в 1931 году, а позже, как и другие, была уничтожена. Кладбище также слилось с лютеранским в XX веке.

Еврейские кладбища

Старое еврейское кладбище, устроенное в 1802[3] (1809[4]) году, располагалось между речкой Волковкой и западной границей лютеранского кладбища. Новое еврейское кладбище, устроенное в 1859[4] (1862[3]) году, располагается вдоль западной стороны бывшей Нобелевской улицы, примыкая к юго-восточной части лютеранского кладбища. Площадь каждого из этих еврейских кладбищ — приблизительно 0,2 гектара. В 1916 году часть надгробий со старого кладбища была перенесена на новое в связи с прокладкой трамвайных путей по набережной реки Волковки[3]. К настоящему времени на новом кладбище сохранилось несколько надгробий, на старейшем из них — доктора Генриха Курицкого — указан 1867 год[5].

См. также

Волковское кладбище расположено в Санкт-Петербурге, во Фрунзенском районе. И занимает территорию площадью 26 гектаров. Состоит из православного и лютеранского кладбищ, между которыми течёт река Волковка. До кладбища можно добраться на общественом транспорте — от станции метро «Лиговский проспект» сюда ходят автобусы, маршрутные такси и трамваи. На сегодняшний день является действующим общегородским кладбищем.

История православного участка Волковского кладбища началась в 1756 г. Он был разбит здесь по указу императрицы Елизаветы Петровны. Поскольку кладбище находилось неподалёку от деревни Волковки (названной так из-за случаев нападения волков на людей), оно получило название Волкова кладбища.

Изначально здесь захоранивали небогатых людей, поэтому денежных средств на его содержание и благоустройство было недостаточно. Многие могилы на кладбище очень плотно прилегают друг к другу, потому что захоронения производились хаотично, специальным выделением участков никто не занимался.

В 1760 году на территории кладбища возвели деревянную церковь Спаса Нерукотворного Образа. Но по причине быстрого обветшания и постепенного разрушения спустя четверть века церковь была разобрана.

В 1777 г, рядом построили ещё одну церковь, но простояла она недолго, всего пять лет, а после была снесена – её здание сильно пострадало в пожаре. В 1785 г. по проекту архитектора И. Е. Старова на этом месте был сложен из камня Воскресенский храм.

Начало XIX века ознаменовалось обширными благоустроительными работами — здесь были высажены зеленые насаждения, выкопаны канавы, появились дорожки и тропинки.

В 1834 г. Волковское кладбище украсили колокольня и вьездные ворота созданные по проекту П. Ф. Воцкого.

С 1837 года на территории Волковского началось активное строительство церквей. Так возник целый комплекс красивейших сооружений лучших архитекторов Санкт-Петербурга:

— 1842 г. освящена каменная церквь Спаса Нерукотворного (архитектор Ф. И. Руска и В. И. Беретти).

— 1852 г. На средства купца П. И. Пономарёва была выстроена каменная церковь во имя Всех Святых (архитектор Ф. И. Руска).

— 1887 г. Появилась церковь Святого праведного Иова (архитектор И. А. Аристархов). Она стоит над могилой мужа П. М. Крюковой, выделившей средства на возведение храма.

— В 1913 г. освящена церковь Успения Пресвятой Богородицы (архитектор А. П. Аплаксин).

Но уже в 20-е гг. XX века кладбищу был нанесен непоправимый урон: разрушению подверглись склепы, могилы, памятники и надгробия. В 1932 году была разрушена Успенская церковь, в 1935 году – снесена Всесвятская. Здание Спасской церкви в 1937 г. передали заводу «Монументскульптура», который обустроил в нём производственные цеха. Сохранилась церковь Святого праведного Иова, действующая и принимающая прихожан до сих пор.

Во время блокады Ленинграда на кладбище устраивались коллективные захоронения умерших ленинградцев. Их память была увековечена обелиском.

Волковское кладбище знаменито тем, что здесь находятся могилы многих знаменитых деятелей искусства и науки — писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров, ученых. Здесь же похоронена мать В. И. Ленина и его сёстры.

В России по традиции было принято застилать дорожки между могилами деревянными досками, которые защищали от грязи. В народе их стали называть «мостками». А людей одной веры, сословия или национальности хоронили рядом, образуя целые участки. Со временем возникли «Еврейские мостки», «лютеранские мостки» и т.д.

Участок кладбища прозванный «Литераторскими мостками» ведёт своё начало с 1848 г., когда похоронили Белинского. В 1861 г. по соседству с могилой мыслителя расположилась могила критика Добролюбова. Также рядом начали хоронить выдающихся людей в области литературы, поэзии, науки, искусства. Именно здесь одномоментно можно отдать дань памяти могилам Тургенева, Куприна, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Менделееву, Павлову и многим другим.

И по сей день на участке «Литераторских мостков» хоронят внёсших свой вклад в науку и культуру жителей Санкт-Петербурга.

Кладбище для лютеран раскинулось к востоку от православного. Оно включает в себя три крупных части: лютеранское кладбище, старообрядческое и единоверческое и ведет свою историю с середины XVIII века. Тогда санкт-петербургская лютеранская община была весьма внушительной по численности. Кладбище лютеран было устроено напротив православного, на другом берегу реки Волковки. Первым похороненым здесь неправославным хистианином был немецкий купец Иоганн Гебхард Бретфельд, который умер 30 мая 1773 года. По имени купца в народной среде кладбище прозвали Бретфельдовым.

За содержание и обустройство кладбища отвечала община верующих Петрикирхе. Ей так же принадлежали церкви Святого Петра и Святой Анны. Их прихожане имели преимущества при выборе места и стоимости захоронений. Община очень серьёзно подходила к своим обязанностям ухода за кладбищем. Вся его территория была поделена на участки, которые были пронумерованы. Цена зависела от месторасположения. Здесь вели точный архив захоронений, а также была применена уникальная система координат, которая с большой точностью позволяла отмечать места захоронений. Эта система даже сегодня позволяет точно определить места погребений более чем 40 000 людей. Документация с 1820 по 1935 годы сохранилась и сейчас Книги захоронений находятся в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга.

В 1790 г. На деньги общины Петрикирхе верующие построили мост через реку Волковку и новую дорогу к кладбищу. В 1842 г. кладбище обнесли новым деревянным забором, из камня были выстроены ворота, а в 1879 г. освятили часовню, построенную архитектором И. Вольфом. В начале XX века были капитально перестроены въездные ворота на кладбище, архитектором постройки выступил Е. Гельман, который также выступил проектировщиком различных сооружений на территории кладбища.

После революции тихая жизнь лютеранского кладбища закончилась. Новая власть не нуждалась в кладбище, имевшем явный религиозный оттенок. По распоряжению властей все деревянные постройки, относившиеся к кладбищу, были разобраны на дрова, а ворота и часовню пустили на кирпичи. Помимо этого был нанесён невосполнимый урон многим могилам и памятникам, в том числе тем, которые представляли культурную и историческую ценность. Что-то было разрушено, что-то оказалось в других некрополях.

Кладбище стали приводить в порядок лишь в 90-е годы 20-го века по настоянию Санкт-Петербургского немецкого общества. В итоге было проведено тщательное исследование и сделана подробная опись всех памятников и могил, эти данные сохранили в электронном виде.

25 января 1998 года на Волковском лютеранском кладбище неизвестные вандалы устроили погром, в результате чего было разрушено 82 могильных памятника.

В 1787 году возник старообрядческий участок Лютеранского кладбища. Его появление стало возможным благодаря подвижническим усилиям купцов Воробьева и Волкова. Изначально оно располагалось отдельно, к северу от лютеранского, но со временем оба некрополя были объединены. В 1884 году на старообрядческом участке архитекторами Ф. И. Габерцетеля и А. О. Томишко были построены мужская и женская богадельни, в которых были оборудованы молельные комнаты. К сожалению, в 30-е гг. прошлого века они были полностью разрушены, старинные памятники кладбища также не сохранились.

Есть ещё один участок на Волковском кладбище – он возник в конце XVIII века и назван Единоверческим. Со временем лютеранское кладбище разрослось и в начале ХХ века поглотило его. В1818 г. Здесь была построена Благовещенская церковь, архитектором которой выступил мастер Беретти.Как и многие религиозные сооружения, она не пережила эпоху богоборчества в России и была разрушена при советской власти.

Православный участок Волковского кладбища расположен по адресу: Санкт-Петербург, Растанный проезд, д.3. Находится в границахмежду Расстанным пер., Расстанным проездом, Камчатской ул. и р. Волковкой (ст.м. «Лиговский проспект»). К кладбищу ходит автобус № 57 от станции метрополитена, трамваи №№ 10, 25 и 44, маршрутные такси.

Контактный телефон/Факс: (812) 766-04-00

Лютеранское кладбище

Расположено в Санкт-Петербурге, на набережной реки Волковки, д.1, находится между улиц Самойловой и Мгинской.

Телефон/Факс: (812) 766-33-34

Часы работы: Октябрь – Апрель 9.00-17.00;

Май – Сентябрь 9.00-18.00.

Комментарии:

Если Вы хотите оставить комментарий, для этого Вам необходимо авторизоваться на сайте.Мемориалы | Имена | Новости | О проекте | Карта сайта

Кладбище
Волковское кладбище
image Церковь Святого Иова
59°54′08″ с. ш. 30°21′53″ в. д.
Страна
  • image Россия
Местоположение Санкт-Петербург
Дата основания 11 мая 1756 года
Статус image Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781620424300006 (ЕГРОКН). Объект № 7810498000 (БД Викигида)
image Медиафайлы на Викискладе

Во́лковское кладбище (ранее официально Волково кладбище) — кладбище, расположенное во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Располагается между Касимовской, Камчатской, Самойловой, Мгинской улицами, Расстанным переулком, Нефтяной дорогой и Волковским проспектом. Состоит из православного кладбища и лютеранского кладбища — двух больших участков, между которыми протекает река Волковка. По площади занимает 26 гектаров.

Кладбище известно «Литераторскими мостками» — участком, на котором захоронено много русских и советских писателей, музыкантов, актёров, архитекторов, учёных и общественных деятелей, а также мать В. И. Ленина и его сёстры.

Православное кладбище

image

Волково кладбище было основано по указу Сената 11 мая 1756 года в связи с закрытием по приказу императрицы Елизаветы Петровны кладбища при церкви во имя Иоанна Предтечи. Своё название кладбище получило из-за находившейся рядом (на другом берегу Волковки, в то время называвшейся Чёрной речкой) Волковой деревни, которая, в свою очередь, получила своё название из-за большого числа волков, населявших окружающую местность. Согласно документам того времени, волки нередко нападали стаями на одиноко идущих людей в этой местности даже в XVIII веке.

На содержание кладбища выделялось немного средств, оно предназначалось для малоимущих людей, поэтому благоустройством кладбища никто не занимался. Кроме того, не велось надзора за тем, кто и где устраивает захоронение. По этой причине на кладбище отсутствовали дорожки, во многих местах их невозможно было провести, не задев могил.

В 1759 году на территории кладбища была построена деревянная церковь, которую 3 декабря освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. К 1795 году она обветшала и была разобрана.

В октябре 1777 года построена деревянная церковь «в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Эта церковь сгорела 1 января 1782 года, и в том же году на её месте под руководством архитектора Ивана Старова началось строительство каменной Воскресенской церкви, которое завершилось в 1785 году.

В 1808 году указом императора Александра I территория кладбища была существенно увеличена[1].

В 1812 году кладбище было обустроено: были выкопаны канавы, посажены деревья.

В 1832—1834 годах по проекту Павла Воцкого сооружена колокольня и ворота.

С 1837 по 1842 год велось строительство главой каменной церкви Спаса Нерукотворного под руководством архитекторов Франца Руски и Викентия Беретти.

С 1850 по 1852 год по проекту Руски строилась новая каменная церковь, которую освятил во имя Всех Святых митрополит Никанор 26 августа 1852 года. Строительство велось на средства купца П. И. Пономарёва, поэтому в народе её прозвали Пономарёвской.

В 1885 году началось строительство церкви во имя Святого праведного Иова. Церковь строилась на средства П. М. Крюковой над могилой её мужа. Архитектор И. А. Аристархов, работавший над созданием этого храма, умер до окончания строительства и был похоронен в подцерковье. Строительство закончилось в 1887 году. В советское время и в годы блокады храм не закрывался и действует по сей день.

image Могила камер-казака Тихона Сидорова, погибшего при исполнении служебных обязанностей во время крушения императорского поезда в 1888 году

В 1888 году, после крушения императорского поезда возле станции Борки по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны на Волковском кладбище был похоронен погибший при крушении её камер-казак Тихон Сидоров, чья могила на Глазуновской дорожке сохранилась до настоящего времени.

В 1910—1913 годах на территории кладбища по проекту Андрея Аплаксина была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1920—1930-х годах кладбище претерпело значительные изменения. Было разрушено много склепов и памятников, часть могил была перенесена, в 1932 году была разрушена Успенская церковь, в 1935 году — Всесвятская. Спасскую церковь в 1937 году перестроили под цеха завода «Монументскульптура». Храм Воскресения Словущего закрыли 28 января 1936 года, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. В 2008 году храм стал снова действующим.

В годы блокады на кладбище устраивались массовые захоронения, место которых отмечено памятником. В настоящее время кладбище имеет статус действующего.

Литераторские мостки

image Церковь Воскресения Словущего

Кладбищенские дорожки от сырости и грязи накрывали деревянными настилами, или иначе, «мостками». Людей, принадлежащих к определённым сословиям или национальностям, старались хоронить рядом, а эти участки получили название «Цыганские мостки», «Немецкие мостки» и т. д.

В 1848 году на кладбище был похоронен Виссарион Белинский. В 1861 году рядом похоронили критика Николая Добролюбова, а позже публициста Дмитрия Писарева (1868). Постепенно вблизи этих могил стали хоронить других литераторов, а этот участок получил название «Литераторские мостки». Здесь похоронены также писатели: Иван Гончаров,Иван Тургенев, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков, Александр Куприн, учёные: Дмитрий Менделеев, Иван Павлов и Алексей Крылов, а также многие другие деятели искусства и науки.

В настоящее время здесь хоронят жителей Санкт-Петербурга, получивших признание в области искусства и науки.

Лютеранское кладбище

В настоящее время лютеранским кладбищем называется участок восточнее православного кладбища, однако исторически он состоит из пяти участков: лютеранского, старообрядческого, единоверческого и двух еврейских.

Лютеранское кладбище

Лютеранское кладбище было основано во второй половине XVIII века напротив православного за речкой Волковкой. Кладбище предназначалось для захоронения лютеран, которые составляли в то время значительную часть населения Санкт-Петербурга. Прошение о выделении места под кладбище было подано от конвента Петрикирхе ещё в 1741 году, но место в сто двадцать сажен длиной и восемьдесят шириной под кладбище было выделено только в 1773 году после закрытия Сампсониевского кладбища. Первым, кто был похоронен на этом кладбище, оказался немецкий купец Иоганн Гебхард Бретфельд, умерший 30 мая 1773 года. По этой причине долгое время кладбище называлось Бретфельдовым.

image План лютеранского кладбища, 1914 год

Обустройством кладбища занималась община Петрикирхе, поэтому преимуществом при выборе мест и в цене за место захоронения имели в первую очередь прихожане церквей Святого Петра и Святой Анны. Община Петрикирхе серьёзно подошла к организации похоронных дел. Кладбище было поделено на линии и разряды, захоронение в которых отличалось по цене. Все могилы нумеровались и регистрировались, отмечались все захоронения и памятники, вёлся подробный архив. Кроме того, на кладбище была введена уникальная система координат, позволяющая точно фиксировать места захоронений. Благодаря этому даже теперь можно точно установить место погребения как минимум 40 000 людей по сохранившейся документации, которая в настоящее время хранится в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Книги захоронений включают в себя записи с 1820 по 1935 годы.

В 1790 году на средства Петрикирхе была построен мост через речку и новая дорога к кладбищу.

В 1842 году построены каменные ворота с деревянной оградой.

В 1877 году по проекту архитектора И. Вольфа было начато строительство часовни, которую освятили 21 мая 1879 года.

В 1900 году были построены новые, более высокие, ворота, необходимость в которых была вызвана увеличившейся высотой катафалков. Архитектором являлся Е. Гельман, который ранее был автором проектов ряда деревянных сооружений на территории кладбища. Ансамбль кладбища приобрёл законченный вид.

В 1920-е годы все деревянные постройки, принадлежащие кладбищу, были разобраны на дрова, ворота и часовня — на кирпичи. Многие захоронения из-за отсутствия надлежащего ухода были разрушены. Позже некоторые памятники вместе с захоронениями были перенесены в некрополь Александро-Невской Лавры (например, захоронение Росси), некоторые были перенесены отдельно, как образцы художественных надгробий.

В 1990-е годы начались работы по обследованию кладбища по инициативе Санкт-Петербургского немецкого общества. В 1996 году работы закончились. В ходе этих исследований было описано более 2000 памятников, 3800 захороненных лиц, все данные занесены в компьютерную базу.

25 января 1998 года на Волковском лютеранском кладбище неизвестными было разрушено 82 могильных памятника.[2]

Старообрядческое кладбище

Старообрядческое кладбище было основано купцами Воробьевым и Волковым в 1787 году. Оно располагалось севернее лютеранского. 31 августа 1834 года к лютеранскому кладбищу примкнули участки Волковой деревни, отделяющие старообрядческое и лютеранское кладбища. В настоящий момент оба кладбища составляют единое целое. В 1884 году на территории старообрядческого кладбища по проекту архитекторов Ф. И. Габерцетеля и А. О. Томишко были построены мужская и женская богадельни с молельными, закрытые в 1930-е годы, а позже перестроенные под диспансер. К началу 1990-х годов на кладбище не сохранилось старинных памятников

Единоверческое кладбище

Единоверческое кладбище было основано в конце XVIII века. В 1818 году по проекту архитектора Беретти на нём была построена Благовещенская церковь, которая была закрыта в 1931 году, а позже, как и другие, была уничтожена. Кладбище также слилось с лютеранским в XX веке.

Еврейские кладбища

Старое еврейское кладбище, устроенное в 1802[3] (1809[4]) году, располагалось между речкой Волковкой и западной границей лютеранского кладбища. Новое еврейское кладбище, устроенное в 1859[4] (1862[3]) году, располагается вдоль западной стороны бывшей Нобелевской улицы, примыкая к юго-восточной части лютеранского кладбища. Площадь каждого из этих еврейских кладбищ — приблизительно 0,2 гектара. В 1916 году часть надгробий со старого кладбища была перенесена на новое в связи с прокладкой трамвайных путей по набережной реки Волковки[3]. К настоящему времени на новом кладбище сохранилось несколько надгробий, на старейшем из них — доктора Генриха Курицкого — указан 1867 год[5].

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 17 марта 2021 в 05:06.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий