Презентация на тему «Пискарёвское мемориальное кладбище — памятник Скорби и Славы»

22:00, 25 января 2019 15914

Репортаж Марии Евсюковой.

До революции этими 30-ю гектарами земли владел Иван Пискарев. Чье имя и послужило топонимическим обозначением местности. Спустя полвека слово «Пискарёвка» стало синоним самого страшного преступления против человечества.

Мария Евсюкова, корреспондент: «С этого небольшого погоста началась та Пискарёвка, которую сегодня знает весь мир. До и после революции здесь хоронили только деревенских. Вплоть до 37 года. Ленгорсовет принимает решение закрыть несколько кладбищ в городской черте и выделить участок на в северной части, 30 гектаров совхоза «Пискаревский». В 39-м году кладбище стало расширяться, сюда привезли солдат погибших в советско-финской войне. А в январе 42 года Пискарёвка стала основным местом захоронения в блокадном Ленинграде».

Этот голос знаком каждому петербуржцу. Вот уже 15 лет Николай Буров ведет торжественно-траурные церемонии на Пискаревском. Мемориальный комплекс помнит еще ребенком.

Николай Буров, народный артист РФ: «В нынешнем виде кладбище сформировалось к началу 60-х годов и, скажем, монумент Матери Родины, он ведь был много раньше в стране, чем на Мамаевом кургане, раньше, чем могила неизвестному солдату. Я пионером шефствовал над Ольгой Федоровной Берггольц, не задумываясь, что это блокадный голос, для меня это была женщина, которая намного старше меня, хотя она не была старой вовсе, которая сухонькая, да блокадница. Все вокруг были блокадниками, и она тоже. Вот мы ее прогуливали. Пионер с пионеркой».

Ничем неприметная комната, похожа на тысячи офисных хранилищ. Но именно здесь хранится главное свидетельство массового убийства. Вот в этом сейфе. Ключи есть только у двоих: директора Пискаревского мемориального комплекса и заведующей архивным отделом Ольги Большаковой. А это те самые книги учета блокадных захоронений.

Ольга Большакова, заведующая архивным отделом: «Из-за высокой смертности на всех кладбищах был заведен порядок, записывать по количеству. У нас есть такие записи «10 детей». Каких детей, откуда эти дети? Это очень тяжело. Это очень тяжелая работа».

Пискаревский мемориальный комплекс — это самое большое массовое захоронение на планете, которое ранее человечество еще не знало. Здесь покоятся больше полумиллиона ленинградцев. Без имен. Установить их личности крайне сложно. За 75 лет удалось узнать имена только на 12 тысяч человек. В прошлом году еще 60. Чтобы найти родных, обращаться следует лично в архив. Поиск ведется по нескольким базам, по книгам, иногда надо позвонить в архивы, военкоматы, все не так просто.

Каждый год в сентябре и январе Елена Плющикова, как и тысячи жителей нашего города, приходит на Пискарёвку. Чтобы в тишине почтить память своих родных.

Елена Плющикова: «Я вспоминаю, как мамочка это все рассказывала, во время блокады умирали эти деточки маленькие, фактически они были все погодки, ваши дяди и тети. Мамочкины братья и сестры. Их было Петя, Таня, Толя, Аня, Маша, Боря. 8 детей».

Траншеи на Пискаревском кладбище готовил 4-й саперный батальон НКВД. Каждый день к 6 утра сюда привозили бойцов.

Мария Евсюкова, корреспондент: «Из воспоминаний Григория Юркина: «Часто из-за нехватки топлива, в расположение части возвращались пешком. Московские ворота, почти через весь город». Построим маршрут. Навигатор говорит, что займет это больше 3 часов. А то был Январь 42 года, тридцатиградусный мороз, работали по 16 часов, у обессиливших и голодных бойцов эти 15 километров — они шли гораздо дольше».

В дни памятных дат кладбище живет в особом режиме. А привычный рабочий день начинается в 7 утра, и мало чем эти трудовые дни отличается друг от друга.

Рустам Юскаев, заместитель директора Пискаревского мемориального комплекса: «Здесь свой микроклимат. Чтобы было понятно, площадь Пискаревского мемориала 26 гектаров, даже больше. Содержать такую территорию необходимо не периодически, а постоянно. Здесь не надо упрашивать людей».

В штате мемориального комплекса 45 человек. И каждый из них убежден, что попал на эту работу не случайно. Мало у кого хватает сил, чтобы здесь остаться.

— Нам рассказали, что некоторых людей кладбище не принимает людей. Как вас оно приняло?

Алексей Андреев, экскурсовод: «Мои коллеги говорят, что меня приняло, я сам не могу оценить. Пискаревское кладбище выбирает, кому работать, кому не работать, кто-то не может, на самом деле».

Алексей Андреев — экскурсовод. На Пискарёвке работает второй год. Говорит, что очень часто здесь находит покаянные записки. Это своего рода Ленинградская стена плача.

Находим вот такие игрушки. Это немцы оставляют у портрета Тани Савичевой. Пишут: «Верный друг из Германии. Тани и всем детям, погибшим во время блокады. Всем жертвам войны. Верный друг из Германии».

27 января на Пискаревском кладбище всегда морозное, как напоминание о тех лютых блокадных зимах. К этому дню Николай Буров готовится с особой ответственностью. Вот и сегодня пришел настроиться. Чтобы в это воскресенье заговорить одновременно всеми голосами блокадного Ленинграда:

— Вот здесь в снегу стоял микрофон, под ноги подкладывали пару картонок, чтобы я не умер на месте, и это происходило на свежем воздухе, независимо от температуры. Сейчас я это воспринимаю как гуманитарную помощь. В рубке и теплее и ветер не задувает. Но это только физически легче, а морально здесь не может быть легче. Говорить тяжело, потому что это место, оно правда совершенно особенное, энергетическое. Но не подъем, скорее, а давящее. Это противоестественно — сотни и сотни тысяч людей, которые были лишены жизни, для этого и нужны такие памятные места.

История Пискарёвки начиналась сначала в Санкт-Петербурге, потом был Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но как бы не менялось название нашего города суть этого скорбного места на века останется символом великого горя, через которое прошел Ленинград.

Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге – одно из мест массового захоронения жителей и защитников Ленинграда, погибших в годы войны.

Это самое большое в мире кладбище жертв Второй мировой войны

В память героев горит вечный огонь, так же возведены монументы, аллея Памяти, музей. На территории есть пруды, бассейн из белого мрамора, скамейки из камня и многое другое.

Мнение эксперта Алексей Каждый день ищу интересное в Петербурге. Снимаю обзоры на музеи, экскурсии и развлечения. Добавляйся в инстаграм, чтобы не пропустить новости и не потеряться. Пискарёвский мемориал завораживает и поражает до мурашек. Приятно видеть, что подвиг наших предков не забыт и всё вокруг поддерживается в таком опрятном состоянии.

В 1939 году на северо-западе тогда еще Ленинграда было основано Пискаревской кладбище, получившее название от расположенной рядом деревни. В годы Великой Отечественной войны здесь появились первые братские могилы, где были захоронены воины и жители блокадного города.

В период  с 1945 по 1960 годы в этом месте шло строительство целого мемориального комплекса по проекту А. В. Васильева и Е. А. Левинсона.

Торжественное открытие с зажжением вечного огня состоялось 9 мая 1960 года, а с 1961 года указом правительства Пискаревское мемориальное кладбище стало основным памятником героям

Тогда же было указано разместить здесь музейную экспозицию и включить это место в список туристических маршрутов.

На восточной части кладбища у самой границы проходит Аллея Памяти. Торжественное открытие состоялось в 2002 году. На протяжении всей аллеи установлены плиты, на которых написаны тексты в честь героев, погибших во время Блокады Ленинграда. Плиты эти были установлены представителями организаций, которые работали в те страшные годы, а так же разными городами России и другими государствами. С полным перечнем можно ознакомиться на сайте Пискаревского мемориала docviewer.yandex.ru.

В центральной части мемориала к скульптуре Мать-Родина ведет аллея, длинной 300 метров, от которой в обе стороны отходят аккуратные холмики братских могил. Говорят, летом по всему пути вдоль нее растут красные розы.

Всего на Пискаревском кладбище в братских могилах захоронено более 400 тысяч жителей города и около 70 тысяч воинов, защищавших Ленинград

На каждой могиле лежит плита, на которой можно увидеть год захоронения. Так же на каждой из плит изображен лист дуба, звезда или серп и молот – в зависимости от того, кто здесь покоится.

В самом начале этой аллеи горит вечный огонь в память обо всех погибших мирных жителях во время блокады Ленинграда и о воинах, защищавших город.

Ежегодно

  • 27 января
  • 8 мая
  • 22 июня
  • 8 сентября

на Пискаревском кладбище проходят церемонии возложения цветов к монументу Мать-Родина.

В музейном павильоне посетители мемориала могут посмотреть электронные версии Книг памяти. Всего их 3:

  • Блокада. 1941-1944. Ленинград. Отражает информацию о беженцах и жителях блокадного города, которые погибли в это страшное время.
  • Они пережили Блокаду. Ленинград. В ней информация о жителях города, переживших блокаду.
  • Ленинград. 1941-1945. Здесь вы найдете данные о ленинградцах, призванных в Вооруженные силы и погибших во время войны.

Книги постоянно дополняются.

И если вы располагаете какими-то данными о погибших, не внесенных в списки, вы можете связаться с редакцией Книг Памяти

Как это сделать, указано на официальном сайте pmemorial.ru.

Как я уже говорил ранее, на Пискаревском кладбище есть памятные монументы.

Как добраться

  • От станции метро Площадь мужества на автобусах № 80, 123, 1387
  • От станции метро Академическая на автобусах № 61, 178

Четыре лебедёнка плавают по пруду Пискарёвского мемориального кладбища в сопровождении своих родителей. Фотографией пернатых местные жители поделились в паблике «Калининский район #Бакан» в соцсети «Вконтакте».

Ранее на летний сезон лебедей в водоём запускали ежегодно, но из-за пандемии коронавируса в 2020 году птицам пришлось провести это время в городском зоопарке.

В этом году птиц запустили в пруд Пискарёвского кладбища в апреле, а уже в июне пернатые привели потомство.

Лебеди – самые крупные водоплавающие птицы. Масса взрослого самца достигает 15 кг, размах крыльев – около двух метров. В естественной природной среде, продолжительность жизни лебедя составляет 20-25 лет.

Как ранее сообщала Мойка78, жители Красносельского района Петербурга заметили, что во время покоса травы вдоль береговой линии канала в Полежаевском парке утки начинают нервно метаться, пытаясь спасти себя и потомство от возникшей угрозы.

21.08.2014 17:28 1732 Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. Аргументы и факты — Петербург 20/08/2014 image В Ленинграде существовали серьёзные проблемы с водой, а на Пискарёвке даже были свои колонки. / Б. ЛОСИН / АиФ-Петербург image Статья по теме Музы не молчали. В блокадном городе шла культурная жизнь

Топили гробами

— Перед войной мы жили на Пискарёвке, в бараке, построенном Первым плодоовощным комбинатом для своих рабочих. Маме предоставили комнату как учительнице. Тогда людей этой профессии очень уважали. Барак стоял на Елизаветинской улице, в том месте, где теперь братские могилы. Когда началась война, мне было 11 лет. 

Совсем не помню, что в 1939 году заложили кладбище, помню, что вокруг были поля с картошкой и капустой. Урожай убрали, но в земле оставались кочерыжки, мы их собирали, и это на какое-то время спасало. Потом прошёл слух, что много испорченной картошки закопали перед комбинатом. Действительно, нашли гнилую картошку, за ней даже из города приезжали.

За нашим домом был лесок, в котором стояла воинская часть. Вероятно, они держали лошадей, потому что мама меняла вещи на овёс. Моя мама — Зинаида Михайловна — была мудрой, она ничего не жалела, правда, ценного было немного: плисовое полупальто, часики, серёжки… Из овса и гнилой картошки делали лепёшки. Они казались невероятно вкусными, хоть на зубах хрустел песок. 

Вскоре в полях стали экскаваторами рыть траншеи под могилы. Поначалу мёртвых привозили в гробах, но трупы вынимали, а гробы солдаты рубили на дрова. Попросились к нам, и стали топить ими печку-буржуйку. Так что у нас бывало тепло. А ещё спасало то, что была вода — во дворе стояла колонка, не нужно было идти на Неву или Фонтанку. 

Статья по теме Музыка войны. 9 августа 1942 года Ленинград услышал Седьмую симфонию

Суп и галеты 

В нашей школе устроили профилакторий для выздоравливающих офицеров перед отправкой на фронт. Как-то в дверь постучали двое военных. А надо сказать, что даже в это трудное время у нас в комнате было очень чисто. Видимо, им это понравилось, стали проситься у мамы на постой. Сказали, что хочется домашнего уюта. Мама отказывалась: «Ну, где у меня?» Офицеры принялись уговаривать, мама с трудом уступила, но это оказалось таким счастьем! Военные принесли в котелке супчику и галеты. Так я — вот что значит ребёнок — в первую очередь стала грызть галеты, хоть мама и говорила: «Поешь супчику». Недолго военные у нас прожили, может, с неделю, но каждый день приносили что-нибудь съестное. 

Как-то ко мне пришла подружка Лидочка из соседнего дома: «Пойдём ко мне». Приходим, у неё на столе — бумага и карандаши. Мы стали рисовать. А комната была перегорожена занавеской. Вдруг Лида говорит: «Тише, там мама». Оказывается, за занавеской лежала умершая, ещё не похороненная мама…  Но были эпизоды, при воспоминании о которых вновь переживаю ужас. Как-то я растапливала печку, вдруг тихо, медленно открылась дверь и вошла соседка. Это была девушка, приехавшая в Ленинград из деревни перед самой войной. Теперь она была страшно раздута, видимо, от голода началась водянка. Я так испугалась её вида, что замерла, не дышу. Она подошла к столу, где я на мясорубке промалывала овёс, и стала его есть. Я думала — умру, слёзы душили, так было жалко овса, но и её я боялась. Она, правда, немного поела, повернулась, как тень, и вышла. Вскоре умерла. 

Статья по теме Суп из сорняков. Ленинградцам запрещали жаловаться на жизнь

Вместо барака — могилы

Карточки — это жизнь или смерть. Мама ослабла, заболела и послала меня в магазин отоваривать карточки. Надо было прийти к открытию, все боялись, что хлеба не хватит. 

У нас был один магазин (он потом сгорел, и люди говорили, это было преступление, хлеб разворовали и магазин подожгли). 

Ну, выкупила хлеб, несу, прижимая к груди. А сверху был довесочек, я всё на него смотрела: до чего хотелось съесть! Вдруг сзади раздались шаги и грязная тощая рука, как у скелета, протянулась через плечо и выхватила этот довесочек. 

Я заорала, заплакала, ещё крепче прижала к себе хлеб. Иду по коридору, воплю так, что мама соскочила с кровати, распахнула дверь, и с ужасом: «Карточки?!» Я помотала головой, тогда она свалилась на кровать, стала меня успокаивать. Мальчика, укравшего довесок, я знала. До войны это была благополучная семья, потом старший брат и отец ушли на фронт, он остался с матерью. Когда она умерла, он, видно, озверел от голода. Вскоре тоже умер.  

Статья по теме Фоторасследование. Снимать в блокадном Ленинграде было смертельно опасно

А был момент, о котором вспоминаю с радостью. Мама послала меня в лесок за хворостом. Взяла санки, топорик, но сил не было ни рубить, ни ломать сучья. Вдруг по тропинке идёт офицер, посмотрел на меня, молча взял топор, нарубил целые санки дров, довёз до дома. Мы с мамой такие были счастливые. Мама всё отдавала мне, я даже до дистрофии не дошла. А она слегла. Не знаю, что было бы, но пришли сандружинницы и забрали её в стационар. Вернулась она уже на своих ногах. А меня отвели в кинотеатр «Гигант», где собирали сирот, мы там даже учились в подвале.

Летом 1942 года нас, детей, эвакуировали через Ладогу на пароходе. В конце концов оказались в Сибири в селе Такмык. Но как только разрешили въезд в Ленинград, мама прислала мне вызов. Наш барак на Пискарёвке к тому времени сгорел, на его месте появились могилы. После войны мы с друзьями по детству нашли друг друга. Осталась жива Лида, у которой за занавеской лежала умершая мать, некоторые другие подруги. Нас спасли родители, людская доброта, и — Пискарёвка.

Музы не молчали. В блокадном городе шла культурная жизнь Музыка войны. 9 августа 1942 года Ленинград услышал Седьмую симфонию Суп из сорняков. Ленинградцам запрещали жаловаться на жизнь На Пискаревском кладбище открыли мемориальную плиту железнодорожникам Моя Дорога жизни. Петербургские «Аргументы и факты» публикуют истории читателей

Ноябрь 1941 — январь 1944 годов — это 900 блокадных дней Ленинграда, каждый из которых был наполнен страданиями… Люди жили почти без еды, без воды, без света и без тепла, но голодные и измученные, едва передвигавшие от слабости ноги, они находили в себе силы делать оружие, варить сталь, ремонтировать танки, тушить пожары, бороться… И даже умирали победителями, так и не пропустив рвавшихся в город гитлеровцев. Решение о возведении мемориального ансамбля, посвященного героическим жителям блокадного Ленинграда, погибавшим от вражеских бомб и снарядов, от голода и холода, но остававшимся на своем посту, возникло уже в первые послевоенные годы.

Конкурсы на возведение мемориала проводились уже с 1945 года, но наиболее значительным по замыслу был проект архитектора А.В. Васильева. По окончании конкурса именно ему и Е.А. Левинсону, члену-корреспонденту Академии архитектуры СССР, поручили дальнейшую работу над проектом мемориального ансамбля. Творцы его сознавали всю сложность возведения такого памятника в Ленинграде — городе с архитектурными традициями, складывавшимися на протяжении столетий… В городе, прославленном своими прекрасными ансамблями, созданными великими К. Росси, Д. Кваренги, В. Растрелли и другими зодчими.

Место для мемориала было отведено на Пискаревском кладбище, которое во время войны стало основным местом погребения погибших ленинградцев. Почти на всех ленинградских кладбищах есть блокадные могилы, но на Пискаревском их больше всего: здесь похоронено 470 000 человек. В своем дневнике руководитель работ Е. Левинсон записывал: «Первый взгляд на место захоронения не мог с достаточной убедительностью наметить средства выражения темы. Перед нами была печальная картина. Братские могилы были неравномерно разбросаны по территории, на месте бывшего песчаного карьера образовался пруд, небольшие кустарники были разбросаны по большому пространству кладбища». По мнению зодчего, открытое всем ветрам пространство не давало возможности сосредоточиться и предаться скорбным воспоминаниям, а на первых порах именно такую задачу ставили перед собой создатели ансамбля. И тогда возникла идея возвести мемориал в виде замкнутого дворика (подобного римскому атриуму), изолированного от окружающего его пространства приземистой массивной стеной.

За первыми эскизами последовали другие, А. Васильев и Е. Левинсон испробовали множество вариантов, на которых глухая замкнутая стена постепенно размыкалась, отходила в глубину территории, и в ее разрыве поднялся стройный обелиск с выбитой на его постаменте медалью «За оборону Ленинграда». Обелиск предполагалось сделать из хрустального стекла, чтобы он был легким, прозрачным и в любую погоду воспринимал цвет неба. Однако в первые послевоенные годы не было возможности технически претворить этот замысел в действительность, поэтому смысловым и композиционным центром всего мемориала стала статуя Родины-Матери, установленная на фоне памятной стены, замыкающей перспективу ансамбля.

Вход на Пискаревское кладбище открывается строгими пропилеями (воротами), стены которых выложены из светлого доломита, привезенного с эстонского острова Сааремаа. Фасад каждого павильона пропилеи оформлен четырьмя пилонами — массивными прямоугольными столбами, за которыми расположились неглубокие лоджии. Фризы пропилеи выполнены из белого мрамора, и на коричневатом фоне они ярко выделяются своими светлыми лентами с памятными текстами, написанными поэтом М. Дудиным.

Внутри павильонов, облицованных цветным мрамором, расположены 2 мемориальных зала, в которых размещена экспозиция о героической обороне Ленинграда: аэростаты над городом, горящие дома, колонны ополченцев, работа под обстрелом в заводских цехах… В залах сделаны лаконичные надписи (соответственно): «Погибло от артиллерийских обстрелов и воздушных налетов 16 747 мирных жителей» и «Умерло от голода 632 253 мирных жителя».

На потолке первого зала — лепной венок с круговой надписью: «Слава отдавшим жизнь свою за город-герой Ленинград». Композиция второго павильона посвящена второму периоду блокады города — вплоть до ее прорыва.

Между павильонами открывается обширная терраса, выложенная плитами. По сторонам ее посажены деревья, а в центре колышется пламя Вечного огня в траурном обрамлении из черного гранита. Слева за деревьями устроен небольшой бассейн, сквозь воду которого проглядывают мозаичные изображения горящего факела, выложенные на мраморных плитах дна. Факел оплетен дубовой ветвью и красными лентами. С террасы видна центральная часть всего некрополя, а дальше начинается спуск к ней.

Главная аллея длиной 300 метров, газонами разделенная на ленты гранитных плит, тянется вдоль братских могил. На стенах могил, обращенных к аллее, выбиты серп и молот, если под ними покоятся мирные жители; на могилах воинов выбиты пятиконечные звезды.

Аллея ведет к центральной статуе Родины-Матери, которая сначала задумывалась как образ величественной женщины, стоящей на месте. При работе над эскизами скульптор В.В. Исаева сумела придать фигуре легкий наклон вперед, благодаря чему статуя, отлитая из тяжелого металла, как бы теряла свой вес. Но М.М. Исаевой не довелось самой до конца довести эту работу, и фигуру Родины-Матери в натуральную величину (6 м) изваял ее постоянный помощник Р.К. Таурит.

Скульптура Родины-Матери поставлена на террасу, которая приподнята над землей на полтора метра и к которой ведут гранитные лестницы. Статуя очень выразительна и на расстоянии, а по мере приближения к ней эта выразительность еще больше усиливается. Родина-Мать в длинной одежде, скрывающей ноги, и с гирляндой из дубовых и лавровых листьев в вытянутых руках будто бы увенчивает тех, кто отдал жизнь за родной город. И как будто бы плавно движется навстречу всем, кто пришел почтить память павших героев. Она словно парит над захоронениями и видна от самого входа — мудрая и полная просветленной печали.

Фоном скульптуре служит мощная гранитная стена: на гладкой плоскости ее центральной части начертан текст, написанной поэтессой О. Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы,

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты — красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции…

Их имен благородных мы здесь перечислить не можем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

По краям стены — шесть барельефных композиций, в обобщенных формах выражающих суровые и величественные дни блокады: ленинградцы отдают последний долг погибшему товарищу, стоят под обстрелом, поддерживают сраженного вражеским осколком солдата. На торцах стены — склоненные знамена, большие венки, внутри которых высечены обращенные пламенем вниз факелы, а справа и слева от каждого венка — фигуры людей: рабочего и работницы, солдата и матроса, в скорби преклонивших колена. Силуэты людей поэтически обобщены: движения их собранны и решительны, лица мужественны. Скульпторы намеренно пытались избежать подробной детализации, чтобы сосредоточить внимание на главном, поэтому даже шероховатая фактура камня подчеркивает суровость образов.

Работа над созданием мемориального ансамбля длилась около четырех лет, и его торжественное открытие состоялось 9 мая 1960 года — в 15-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В день открытия впервые вспыхнуло пламя Вечного огня, доставленного на Пискаревский мемориал с Марсова поля. Под звуки траурной мелодии нескончаемый людской поток двинулся вдоль братских могил, тысячи цветов легли на весеннюю землю, и с тех пор в любое время года на Пискаревском мемориальном кладбище лежат живые цветы.

Проект Тайны веков копит на мощный компьютер! Есть желание помочь? Жми!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий