Новое еврейское кладбище в Москве

Город , 9 мин. на чтение

image Город ,

9 мин. на чтение

Прогулка по Востряковскому кладбищу: Остап Бендер, Лева Сиська и обряды на могиле экстрасенса

В 1900 году неподалеку от деревень Говорово и Михалково к юго-западу от Москвы появилась железнодорожная станция Востряково, названная в честь купца первой гильдии Дмитрия Родионовича Вострякова, ссудившего деньги на ее строительство. В 2010-м ее переименовали в Сколково, а в этом году — в Мещерскую. Но появившееся в 1930-х кладбище Востряковским назвали именно из-за близости к станции.

Одно из выгодных отличий некрополя (города мертвых) от обычного города состоит в том, что его жителям совсем не мешают деревья. Поэтому многие кладбища напоминают парки или рощи, а Востряковское и вовсе похоже на обнесенный стеной лес, и довольно густой. Здесь полно птиц, между могилами бегают белки, а по центральной аллее гуляют семьи с детьми, которые по складам читают имена и фамилии на надгробьях. Гулять при желании можно целый день: Востряковский некрополь площадью больше 130 гектаров — один из самых больших в Москве. Строго говоря, состоит он из трех кладбищ: Центрального, с которого здесь все началось в 1932 году, примкнувшего к нему в начале 1960-х с другой стороны Боровского шоссе Северного и открывшегося по соседству с колумбарной стеной в 2017 году Южного Иудейского.

image

Появление последнего именно здесь не случайно — на Востряковском всегда было много евреев. Получилось это так: когда в конце 1930-х годов было принято решение о закрытии и последующей ликвидации Дорогомиловского кладбища, самых заслуженных покойников, например художника Левитана и революционера Абельмана, перенесли на Новодевичье, родственникам же остальных разрешили перезахоронить их на недавно открывшемся Востряковском. Возможностью этой активнее всего воспользовались именно евреи (на Дорогомиловском еще с XVIII века у них было отдельное кладбище). Так на Востряковском оказались два знаменитых иудея, умерших задолго до его открытия: Лазарь Соломонович Поляков — банкир по прозвищу «московский Ротшильд» и предполагаемый отец балерины Анны Павловой — и Яков Исаевич Мазе, больше 30 лет прослуживший главным раввином города. В советское время еврейская часть Востряковского продолжала расти и сейчас занимает примерно одну пятую Центрального кладбища — это участки с 38-го по 50-й, справа от главного входа. Здесь похоронены выдающийся фотограф Моисей Наппельбаум, автор хрестоматийных фотопортретов Ленина, Дзержинского, Ахматовой и Пастернака, изобретатель системы звукового кино Павел Тагер, советский бог детектива Аркадий Вайнер, а также бог грамматики, орфографии и пунктуации Дитмар Эльяшевич Розенталь. Скромную могилу лингвиста найти нелегко, но поскольку каждый уважающий себя граммар-наци наверняка захочет принести на нее цветы, то вот лайфхак: вам нужен первый поворот направо с главной аллеи Центрального кладбища. Доходите до 42-го участка, с левой стороны будут три памятника в одной оградке: Рубинштейн, Робинзон и доктор Голланд. За ними по тропинке налево. Могила Розенталя примерно девятая по правой стороне, сразу за Либерманами. Не благодарите.

Ни в советское время, ни сейчас кладбище на Боровском шоссе, оказавшееся в черте города только в начале 1960-х, после появления МКАД, особенно престижным не считалось, поэтому знаменитости попадали сюда или по недоразумению (поэт-песенник Леонид Дербенев, автор «Острова невезения», «Все могут короли» и других всесоюзных хитов, не был членом Союза писателей), или по любви: поэты Павел Антокольский и Леонид Мартынов хотели быть похоронены рядом с женами, а Иосиф Кобзон, который по своему положению уж точно мог рассчитывать на Новодевичье, — рядом с мамой. Так на Востряковском появилась, пожалуй, самая «статусная» могила: летом 2018-го, после похорон певца, венки занимали метров пятьдесят по обеим сторонам центральной аллеи. Год назад здесь поставили памятник: Иосиф Давыдович, с микрофоном и в концертном костюме, стоит, как и хотел, между могилами мамы и тещи.

Главная аллея Центрального Востряковского кладбища— это ярмарка тщеславия с чередой роскошных надгробий. Вот прямо у центрального входа в огромной черной ротонде о четырех коринфских колоннах стоит памятник: мужчина средних лет в хорошем костюме с расслабленной полуулыбкой смотрит на нас как живой, опустив одну руку в карман брюк. Это не ученый, не философ и не артист, как можно было бы подумать, а вор в законе Константин Гинзбург по кличке Гизя, на похороны которого в 2013 году на Востряковское съехалась вся криминальная Москва.

Вот на величественном, метров десять в длину, гранитном постаменте одинокая могила с высоким надгробием. Это Заур Гилалов, бизнесмен и филантроп. Пошел человек в ателье примерить свадебный костюм, а на выходе киллер расстрелял его из автомата. И теперь стоит он, выгравированный в полный рост, в костюме, бог знает, в том ли самом или в другом, посреди этой гранитной пустоты, надежно дистанцированный от соседних могил балюстрадой. Вот белокаменный мавзолей цыганского певца Лацы Дашкенти. На стене среди розочек и ангелочков немудрящая эпитафия с подписью «от братьев, сестер и племянников». Отсутствие вдовы и детей среди скорбящих объясняется тем, что три дочери Лацы участвовали в его убийстве, произошедшем в мае 1976 года в Люберцах, а их мать это преступление организовала.

У памятника дочери Леонида Утесова Эдит я решаю покинуть угрюмую роскошь главной аллеи и сворачиваю направо. Здесь находится самая «загадочная и мистическая» (на каждом приличном кладбище есть такая) могила Востряковского: в глубине 38-го участка похоронен известный телепат, гипнотизер и прорицатель Вольф Мессинг. Указателей нет, но как к ней пройти, можно узнать из ролика на ютубе — охотников зарядиться «магнетической энергией» и «мистической силой» первого советского экстрасенса хватает. Говорят, приезжают даже из других городов. Жизнь Мессинга была окружена невероятными легендами, и про могилу тоже рассказывают разное. Например, про даму, которая разделась тут догола, сотворила какой-то магический обряд — с восклицаниями, содроганиями и заклинаниями, — а потом спокойно оделась и ушла. Я ничего такого не делал, хотя от мистической силы, конечно, не отказался бы: просто постоял немного рядом, подержался на всякий случай за оградку и отправился дальше.

По березовой роще в дальней части кладбища я иду к колумбарной стене, чтобы попробовать найти захоронение Осипа Шора, одесского приятеля Ильфа и Петрова и главного прототипа Остапа Бендера. Это он носил белые штаны и капитанскую фуражку, а по пути из Петрограда в Одессу без гроша в кармане выдавал себя то за художника, то за гроссмейстера, то за подпольного монархиста. Стена оказывается очень длинной, но, к счастью, захоронения расположены в хронологическом порядке, а год смерти (1978-й) мне известен. Так что вот он, мечтавший о Рио-де-Жанейро Осип Вениаминович Шор — в последнем ряду второй секции колумбарной стены, прямо на границе с третьей.

И это, кстати, не единственная связь Востряковского с «12 стульями»: на 38-м участке, неподалеку от Мессинга, покоится еще один одессит и знакомец Ильфа и Петрова — поэт Осип Колычев. Автор песни «Несокрушимая и легендарная» и других произведений из репертуара ансамбля песни и пляски Советской армии с юности «знал кратчайшие пути к оазисам, где брызжут светлые ключи гонорара под широколиственной сенью ведомственных журналов», а свою еврейскую фамилию Сиркес заменил на звучный «боярский» псевдоним Колычев, так что поэт-халтурщик Никифор Ляпис-Трубецкой, автор бесконечной саги о Гавриле, списан именно с него.

Рядом с колумбарной стеной в конце 1990-х построили православную церковь, от которой отходит Аллея спортсменов. Здесь среди футболистов, баскетболистов и олимпийских чемпионов похоронен актер Александр Фатюшин, так достоверно сыгравший спившегося хоккеиста в фильме «Москва слезам не верит», что его полюбила вся страна. Напротив могилы артиста, на которой стоит простой белый крест, расположен еще один огороженный элитный участок: лес вырублен, земля облицована камнем, есть тент со скамейками, видимо, для пикников и даже фонтан. Здесь, у самого леса, похоронен бывший босс «Газпрома» Рем Вяхирев. На его могиле стоит совершенно фантасмагорический монумент. Больше всего он напоминает японские ритуальные ворота тории, украшенные аляповатыми красными сердцами, белыми голубками и розами. В центре всего этого безумия помещены земной шар из мрамора и горящий каменным пламенем логотип «Газпрома».

Если самый известный обитатель Центрального Востряковского кладбища — Иосиф Кобзон, то на Северном, куда я попадаю, перейдя Боровское шоссе — это, конечно, академик Сахаров. Один из создателей советской водородной бомбы, диссидент, правозащитник, нобелевский лауреат и народный депутат СССР тоже мог оказаться на Новодевичьем, но его вдова Елена Боннэр, у которой был семейный участок на Востряковском, решила иначе. Теперь они лежат там вместе — в центре треугольного в плане Северного кладбища, на 80-м участке. Строгую отполированную черную стелу с именами Сахарова и Боннэр отражающиеся в ней деревья делают почти невесомой.

Рядом натыкаюсь на нечто удивительное: отделанная черным мрамором могила «задрапирована» в роскошный мозаичный ковер с золотой бахромой. Сбоку прислонена выцветшая фотография пожилой женщины в платке. На черном камне золотая надпись на иврите: «Хибо Израилова, дочь Ишмаэля». Кто это — неизвестно, но ничего подобного в Москве я не видел. Ближайший аналог, кажется, в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа — знаменитая могила Рудольфа Нуреева, украшенная ковром из мозаики. Раньше я думал, что ничего подобного в мире больше нет.

Здесь же, на 80-м участке, могила актера Виктора Авилова, знаменитого «Господина оформителя» и графа Монте-Кристо. Кстати, Валерий Белякович, режиссер и создатель культового в 1980-х Театра-студии на Юго-Западе, главной звездой которого был Авилов, тоже похоронен на Востряковском. К могиле режиссера на 16-м участке ведет специальный указатель — верный признак народной любви. Таких указателей на Востряковском мне встретилось всего три: к Беляковичу, к Сахарову и к исполнительнице русских народных песен Людмиле Рюминой. Могила Людмилы Георгиевны, что в одном «квартале» от Сахарова, на 102-м участке Северного кладбища, оформлена с размахом: надгробие украшено колоннами, арками и куполами, рядом бронзовая статуя певицы в кокошнике и широком русском платье с золотой вышивкой.

На соседнем 99-м участке — сосновая аллея, которую иногда называют Солнцевской. Все могилы здесь из черного камня, с эпитафиями в основном из Есенина или «под Есенина», с непременными куполами и небесной лазурью. На надгробьях — молодые мужчины, чаще всего в рубашках с коротким рукавом или в расстегнутых пиджаках, даты смерти, как правило, 1990-е, большинство не дожило до сорока, а многие и до тридцати. Гугл отзывается на их имена криминальными сводками из «Коммерсанта»: «В зале игровых автоматов на втором этаже кинотеатра «Ханой» трое мужчин стреляли из игрушечных пистолетов по целям на игровом мониторе. Одним из игравших был менеджер АО «Гарантия» Олег Бахмачев. Он выделялся среди своих знакомых дорогой одеждой и многочисленными золотыми украшениями. Приятели не заметили, как в помещение вошли двое. Они подошли к игрокам и расстреляли их из пистолетов. В кармане Бахмачева было обнаружено $6 тыс. и 13 млн рублей. Работники милиции считают, что жертвами бандитов стали члены солнцевской преступной группировки».

На могиле Олега Бахмачева в треугольном проеме висит массивный колокол. А надгробие криминального авторитета Михаила Пищика по кличке Моня украшает барельеф в виде вставшего на дыбы коня. Я вспоминаю его почти однофамильца Симеонова-Пищика из «Вишневого сада», который утверждал, что его древний род якобы происходит от той самой лошади, которую Калигула посадил в Сенате. Конечно, просто совпадение. Симеонов-Пищик был всем должен и вечно клянчил деньги, а Моня Пищик, говорят, похищал людей и выбивал долги. Застрелили его в 2004-м в центре Москвы. Говорят, из-за доли в бизнесе.

Впрочем, не все герои криминального мира разделяют девиз «Живи быстро, умри молодым», что доказал Лев Генкин, он же вор в законе Лева Сиська, который прожил 70 лет и умер в 2003-м в своей постели. Его могила находится на соседнем с Солнцевской аллеей 98-м участке, а маленький скромный памятник украшен двумя эпитафиями: «Вот каким он парнем был» под портретом молодого Левы в узком галстуке-селедке и «От братвы с людским вниманием» на обратной стороне. Как и большинство воров старой школы, Лева, получивший свое прозвище за то, что матушка дольше положенного не отрывала его от груди, был карманником и не оставлял своего ремесла даже в почтенном возрасте. Большую часть жизни, как и положено законникам, Сиська провел в тюрьме, но на работе косил под интеллигента, на дело всегда ходил с папочкой для документов и, если его ловили, представлялся сотрудником израильского консульства, мягко намекая оперативникам на возможные неприятности и международный конфликт.

Напоследок захожу на могилу к актрисе Янине Жеймо, Золушке из классического фильма 1947 года. Похоронена она на 98-м участке, неподалеку от Левы Сиськи. На маленькой могиле надписи на русском и польском и фотографии из той самой «Золушки». У оградки в тени высокой туи скамья со спинкой — пожалуй, это самое уютное место на Востряковском.

По дороге с кладбища к метро «Озерная» я думаю о том, что увидел сегодня, и вспоминаю таксиста, который недавно подвозил меня вечером домой. Он оказался фанатом «Игры престолов» («Потому что это про то, что каждую секунду надо быть готовым в жизни ко всему») и очень грустил, что сериал кончился, пока не нашел в сети виртуальное кладбище, где похоронены все герои, погибшие за восемь сезонов. Теперь он часто бродит там и вспоминает их. Кладбища — это действительно про то, чтобы бродить и вспоминать любимых героев, думаю я. И да, еще и про то, что в любой момент надо быть готовым ко всему. Тут начинает накрапывать дождь, и я вспоминаю, что не взял зонт.

Фото: Игорь Стомахин

На юго-западе Москвы рядом с Востряковским кладбищем открылось еврейское кладбище. Оно позволит полностью решить в столице проблему захоронений в соответствии с иудейскими религиозными традициями, сказал главный раввин России Берл Лазар.

Антисемитизм перешел с улиц в интернет Агрессия против еврейских общин в мире приобрела вербальную форму, но меньше ее не стало

«Мы наконец получили полноценную территорию для еврейских захоронений на Востряковском кладбище. В последние годы эта проблема стояла для нас крайне остро –– из-за нехватки места физически не было возможности хоронить умерших по еврейскому закону», — цитирует Лазара ТАСС. 

Сообщается, что оно стало шестым еврейским кладбищем в столице. Площадь составляет 6 га и рассчитано примерно на 6 тыс. могил.

Год назад в Филадельфии были повреждены более 100 надгробий на еврейском кладбище. По данным полиции, памятники были опрокинуты. Правоохранители признали произошедшее актом вандализма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Неизвестные пытались поджечь часовню на еврейском кладбище в Швеции Главный раввин России выступил за перезахоронение тела Ленина По словам лидера еврейских общин, такого же мнения придерживаются представители всех вероисповеданий Читайте также

Адрес:

ул. Лесопарковая, Ваганово, Московская обл., Россия, 143981

Телефон:

+7 495 529-96-54

Вакансии в Еврейское Кладбище

Официальный_сайт Еврейское Кладбище

Ответы на популярные вопросы

Официальный сайт Еврейское Кладбище. Где находится?

Находится по адресу Россия Балашиха ул. Лесопарковая, Ваганово, Московская обл., Россия, 143981. Телефон для связи +7 495 529-96-54. Точный адрес на карте. Как добраться, уточнить на официальном сайте

Какой режим работы Еврейское Кладбище?

Часы работы для посещения Телефон отдела кадров.

Еврейское Кладбище отзывы

Отзывы о Еврейское Кладбище от посетителей и не только — читать Балашиха; Еврейское Кладбище отзывы — много интересного от покупателей и посетителей; Что пишут уволенные сотрудники и работники?

Отзывы посетителей о других местах

Sova ул. Савинская, 2а, Балашиха, Московская обл., Россия, 143985 Магазин цветов Цветагроторг ул. Победы, 30, Реутов, Московская обл., Россия, 143968 Центральная детская библиотека №1 Юбилейный пр., 38, Реутов, Московская обл., Россия, 143952 ZENON SIGN SUPPLY / ЗЕНОН — рекламные поставки Иркутская ул., 3 стр. 20, Москва, Россия, 105187 Автосервис Автоскан ул. Кетчерская, 13, Москва, Россия, 111402 Еврейское Кладбище

Отзывы работников и сотрудников о работе компаний в других категориях сайта:

Кладбища   Учреждения  

by Evrofilm · 13.08.2018

Телеграм канал @Evrofilm.com

Старое еврейское (бывшее Преображенское) кладбище. Санкт-Петербург. Фото

«…меня занимала Тайна Прошедшего Времени: куда оно девается и что происходит с людьми, его населявшими…»

Сразу скажу, что не являюсь поклонником творчества Бориса Акунина. Но вот некоторые очерки Григория Чхартишвили заставляют задуматься. Даже больше — иногда сказанное или написанное другим человеком в разное время вызывает внутри тебя не просто отклик, а странное чувство, будто кто-то прочитал твои мысли и выложил их на всеобщее обозрение. С одной стороны, это смущает, но с другой — иногда радует, что кто-то, совершенно с тобой незнакомый, возможно, из другого времени и параллельного измерения раздумывает о том же, что и ты, что его занимают и волнуют те же проблемы, мысли, чувства. В этом есть что-то мистическое и потустороннее.

В эпиграф вынесена цитата из «Кладбищенских историй» вышеупомянутого автора. Многое, о чем мне бы хотелось здесь сказать, сформулировано в «очерках» именно Григория Чхартишвили, которые составляют часть вышеназванного произведения, намного удачнее и четче. Поэтому перейду сразу к основной теме этой статьи. Старое еврейское (бывшее Преображенское) кладбище. Санкт-Петербург.

К середине 19 века возникла острая необходимость в устойчивом пассажирском и товарном железнодорожном сообщении между двумя крупнейшими городами Российской империи: Санкт-Петербургом и Москвой, что привело к строительству и открытию в 1851 году Николаевской железной дороги, всего третьей по счету в стране. Эта железная дорога стала первой двухпутной казенной железной дорогой. Движение по ней было, как на то время, достаточно интенсивным. Естественно, что земли, примыкавшие к полотну дороги, нельзя было использовать под строительство или пашню — вокруг путей было шумно, дымно, грязно и опасно.

К началу 1870 года в Санкт-Петербурге назрела проблема: старые, в большинстве своем хаотично возникшие небольшие погосты, уже не справлялись с новыми захоронениями, численность города неуклонно и быстро росла, соответственно, и увеличивалось количество умерших. В 1870-м году было принято решение искать землю под организацию нового кладбища, достаточно большого по площади. Что касается еврейской общины, то именно в том же 1870-м году она официально обратилась к городским властям с просьбой о выделении нового участка земли для захоронений, поскольку закончилось место на Волковском кладбище, где до этого времени существовал участок под еврейские захоронения.

Это привело к принятию в октябре 1871 года «высочайшего повеления» об устройстве за счет города нового, позже названного Преображенским, кладбища. В июне 1872 года  городской Комиссией по устройству загородных кладбищ (да, была и такая организация) был приобретен участок на десятой версте по Николаевской железной дороге, недалеко от станции Обухово. Земли там было предостаточно, и для обустройства нового кладбища она подходила идеально. Кроме того, стоила недорого из-за проходящей рядом железной дороги. Слева от железной дороги начались работы по устройству иноверческого кладбища, а справа — православного.

В 1874-1875 годах 34 десятины Преображенского поля были разбиты на пять кладбищ: католическое, лютеранское, караимское, иудейское и мусульманское (или, как тогда говорили, магометанское). Также предусмотрительно небольшой участок оставили в качестве запасного.

самое первое захоронение на еврейском участке кладбища

Захоронения на вновь обустроенном Преображенском (по названию церкви Преображения Господня) кладбище начались с 1873 года (католические и лютеранские). Торжественное открытие еврейского кладбища состоялось 16 февраля 1875 года. Начиная с 2 марта 1875 года на кладбище начались регулярные захоронения и обряды. Удивительно, но сохранилось самое первое захоронение на еврейском участке, ничем не приметная могила недалеко от стены Дома омовения — надгробие из пожелтевшего от времени песчаника в форме скрижалей Завета, на котором выгравированы надписи на двух языках: «Берка Бурак, Мошка Фрисна. Лаборатористы Охтенского порохового завода, 23 лет от роду. Погибли при взрыве лаборатории 28 февраля, 15 адара и погребены на кладбище 2-го марта 1875 года». Стоит отметить, что первое захоронение на кладбище двойное отнюдь не случайно. Именно традиция, связанная с фундаментальным представлением иудаизма о загробной жизни, запрещает обрекать душу на одиночество.

В то время захоронения совершались по четырем платным и пятом бесплатном разрядах. Устройством кладбища и организацией похорон занималось специальное кладбищенское управление при хозяйственном правлении Петербургской еврейской общины.

В 1898 году вокруг Преображенского еврейского кладбища была возведена кирпичная, покрытая черепицей, стена. После разделения кладбища на две части среди иудеев стало принято считать, что название кладбища происходит от произошедшего с Иисусом чуда на горе Тавор. В этом же году на еврейском участке был построен деревянный Дом омовения. До его постройки молельня для отпевания находилась на Волковском лютеранском кладбище, где иудеев хоронили с 1812 года. К началу 20-го века Преображенское еврейское кладбище становится административно самостоятельным.

В 1907-м году был проведен архитектурный конкурс по проектированию кладбища. В нем приняли участие известные на то время в городе архитекторы Л. Д. Зейлигер,  А. З. Гринбаум, М. Б. Кварт, Я. Г. Гевирц, С. Г. Гингер, Я. З. Блувштейн, А. И. Клейн, А. В, Розенберг, М. И. Сегаль, С.С. Серафимов, Н. Д. Каценеленбоген. Независимое авторитетное жюри в составе О. Р. Мунца , Г. Д. Гримма, С. В. Беляева , В. А. Покровского и В. А. Косякова остановило свой выбор (с некоторыми замечаниями к доработке) на проекте Я. Г. Гевирца. После выполнения последним всех дополнительных требований по доработке (при активной помощи С. Г. Гингера) проект был окончательно утвержден и принят к исполнению.

В 1912 году деревянный дом омовения на Преображенском кладбище заменили на каменный и более просторный, официально освященный 23 сентября 1912 года, построенный по проекту одессита Якова Германовича Гевирца (кстати, помимо многочисленных работ в Санкт-Петербурге, Гевирц участвовал в строительстве Харьковской и Мариупольской синагог). О выдающемся таланте этого архитектора можно судить по выполненному им же уникальному склепу на могиле Абрама Моисеевича Варшавского, железнодорожного концессионера и общественного деятеля того времени, известного филантропа и промышленника, расположенном невдалеке от входа, одним из самых запоминающихся сооружений на кладбище. Яков Германович Гевирц умер в блокадную зиму в 1942 году и похоронен на другом ленинградском кладбище, в братской могиле профессоров Академии художеств на Острове Декабристов.

В первые десятилетия 20-го века постоянно велись работы по благоустройству кладбища, ежегодно проводились ставшие традиционными воскресники по оформлению и уборке территории. В 1916 году был построен домик для постоянного проживания раввина.

До 1917 года еврейское кладбище с юго-восточной стороны соседствовало с караимским. К началу 20-го века на караимском участке проходило в среднем около пяти захоронений ежегодно. На сегодня караимский участок включен в общую территорию еврейского кладбища и находится в его дальнем левом углу. Сохранилось около семи караимских надгробий.

До 1968 года кладбище было действующим, в последующие же годы иногда происходили подзахоронения в могилы родственников и близких. Новые же захоронения, возобновившиеся относительно недавно, занимают части дорожек и их можно видеть на фотографиях. С 2007 года идет реконструкция территории, которая на сегодня составляет около 27 гектаров. На момент моего посещения возле Молитвенного дома омовения и служебного дома были видны горы строительных материалов, техника, инструмент. На самом кладбище рабочие меняли каменные плиты покрытия дорожек, убирали строительный мусор. Но это на относительно новых участках. Старые участки, невдалеке от входа, стоят нетронутые.

На многих старых памятниках нет даты рождения. Видимо, это дань еврейской традиции, когда главная дата в жизни еврея — это именно день ухода из этого мира. Старые дореволюционные могилы легко отличить по отсутствию фотографий, строгой простоте и изысканности (если это слово будет здесь уместно). В постсоветское время кладбище периодически подвергалось актам вандализма, со временем старые склепы и могилы приходят в запустение и этому сложно противостоять. Осматривая склепы сейчас, можно только предположить, как величественно и торжественно выглядели эти монументальные сооружения десятилетия тому назад.

Наиболее выразительна старая часть кладбища, расположенная вокруг и невдалеке от центрального входа и Дома омовения. За оградой, всего в нескольких десятках метров гудит моторами путепровод проспекта Александровской фермы, а здесь, под сенью старых деревьев, навечно упокоены многие, кто жил, думал и творил многие годы в прошлом. Впрочем, об этом в эпиграфе.

Кроме вышеупомянутой самой первой могилы на кладбище и склепа на могиле А.М.Варшавского, на меня произвели сильное впечатление старые захоронения и склепы. Памятники, скорбящие фигуры и полустершиеся надписи, кое-где встречаются стихи или цитаты. Захоронение уроженца Житомира Льва Яковлевича Штернберга (этнограф, член-корреспондент АН СССР, профессор Петроградского университета) украшает шар с надписью «Человечество едино». Рядом похоронен его брат А. Я. Штернберг — фтизиатр и основатель Государственного туберкулезного института. Скрипач-виртуоз Абрам Борисович Скоморовский не расстается со своей скрипкой даже после кончины. Грандиозное (если это слово будет здесь уместно) надгробие на могиле Марка Матвеевича (Мордуха Матысовича) Антокольского, талантливого скульптора реалистического направления того времени, академика Петербургской академии наук. Антокольский был искренне верующим человеком и до конца своих дней старался соблюдать традиции иудаизма. Памятник создал его ученик, Илья Яковлевич Гинцбург. Первоначально на надгробии был также установлен бронзовый бюст упокоенного, который, к сожалению, был похищен в еще начале далекого 1928 года.

Склеп придворного портного А.Г.Каплуна выполнен в необычном стиле, напоминающем мавританский. Удивительное надгробие уроженца Каменец-Подольского, барона Давида Горациевича Гинцбурга, писателя и общественного деятеля, выдающегося гебраиста, арабиста, востоковеда. Давид Горациевич был общим редактором Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона, а также выступил спонсором издания. Председатель санкт-петербургской еврейской общины, он всемерно способствовал развитию еврейства в городе, защите прав и свобод общины, сам читал лекции и издавал за свои средства книги по иудаике.  Также Д.Г. Гинцбург был попечителем еврейского сиротского дома в Петербурге, основал «Общество пособия беднейшим евреям «Маахол кошер» для еврейского учащегося юношества», помогал в строительстве и финансировании различных проектов. На надгробной плите  Давида Горациевича Гинцбурга нет никаких надписей. Она абсолютно чистая. Такова была воля покойного, думаю, этот факт также позволяет нам определенно судить об этом неординарном человеке. Нельзя не упомянуть и про необычный оригинальный памятник на могиле купца Льва Моносзона — нечто, напоминающее льва, с надписями на иврите и русском.

В дальней части кладбища хоронили и во время блокадного времени. Это были не обычные в то время блокадные братские могилы, а индивидуальные захоронения. Платой за погребение служил хлеб и голодающие родственники отдавали последнее, что имело в то время цену, чтобы достойно похоронить своих родных. Поэтому этот участок прозвали «хлебным захоронением». Через несколько лет после окончания войны этот участок  превратили в подобие братской могилы. Многочисленные самодельные деревянные и жестяные таблички с именами погребенных были безвозвратно утрачены. Частично это призваны исправить имена тысяч евреев, не переживших блокаду и захороненных здесь, написанные на зеленых стендах при входе на кладбище и выставленных перед Домом омовения. Также после окончания войны у евреев возник новый обычай — писать на могилах имена родственников, сгинувших в лихие 1930-е или погибших и пропавших без вести на войне, даже если они и не лежат в этой могиле. Ведь часто родные получали только похоронки, часто даже без указания подробностей гибели и места захоронения.

Радует, что память живет среди людей. Относительно недавно в сети появился сайт, помогающий найти могилы родственников или близких на Преображенском еврейском кладбище Санкт-Петербурга. Сайт открыла петербургская синагога. Все могилы на кладбище сфотографированы и занесены в каталог. Можно ввести прямо на сайте данные для поиска: фамилию, инициалы, год рождения и смерти (либо что-то одно из этого), то будет выведен или список захоронений, подпадающих под запросы поиска, или могила конкретного человека с фото и номером участка. Сейчас на сайте размещена информация о более чем 75-80 тыс. могил, что составляет около 97% сведений о всех захоронениях Преображенского еврейского кладбища. Остались необработанными лишь несколько участков, что-то около 1700-2000 могил.

В заключение хотел бы процитировать стихотворение одного из известнейших евреев этого города, написанном здесь и про это место. На доме №24 по Литейному проспекту, где жил поэт, даже открыли памятную доску. К сожалению, этот поэт закончил свой земной путь на чужбине и нашел свой вечный покой не в этой земле, а в далекой Венеции:

Еврейское кладбище

Иосиф Бродский, 1958 год

автор — Владимир Цыткин

Старое еврейское (бывшее Преображенское) кладбище. Санкт-Петербург. Фото

Как скачать?

Недавно мы решили совершить нестандартную прогулку – по Преображенскому еврейскому кладбищу в Санкт-Петербурге. Многие кривятся и считают, что прогулки по кладбищам – это что-то из разряда тоскливо-мрачного. Но ведь при поездке в Париж половина туристов идут в Пер-Лашез и две трети посещают Сен-Женевьев-де-Буа. Почему же кладбища с своем городе бывают обделены вниманием? Мы побродили по аллеям Преображенского еврейского кладбища в Санкт-Петербурге и сравнили. И узнали много интересного. Основное отличие христианских и еврейских кладбищ, если верить Википедии, состоит в: «ненарушении могил»: мощи усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле. Христианское понимание позволяет нарушать существующие захоронения после определенного времени для выполнения новых. Христианское кладбище, которое не используется в течение длительного времени, может быть ликвидировано. Согласно принципам иудаизма каждое надгробие и целое кладбище неприкосновенны, к тому времени, пока известно о его местонахождении. К исключениям относятся случаи, когда выполняется эксгумация для переноса останков на Святую Землю или в семейную могилу, для переноса с нееврейского кладбища или когда кладбищу угрожают профанация или подмыв водой» Очень много надписей на иврите. Очень много надгробий без фотографий. На половине старых могил отсутствует дата рождения. Два последних пункта нас очень заинтересовали, но мы решили – фотографий нет по той причине, что раньше фотоснимки были редкостью (а многие могилы датированы 19 веком). Отсутствие даты рождения мы объяснили себе тем, что родственники могли не знать этой самой даты. Мы оказались неправы. Дату рождения было писать не принято – главной датой у иудеев считается именно дата смерти. Точно так же по вере не положено украшать надгробие фотографией и цветами. На могиле могут быть только камни. Кремация считалась великим грехом. Сейчас, правда, и цветов много, и фотографии есть, и даты рождения присутствуют. Но не на всех могилах. Преображенское еврейское кладбище в Санкт-Петербурге было основано в 1870 году по обеим сторонам Николаевской железной дороги. В 1874 году кладбище разделили, и одну часть отдали еврейской общине. В 1875 году был построен деревянный Дом омовения. До его постройки молельня для отпевания находилась на Волковском лютеранском кладбище, где иудеев хоронили с 1812 года. В 1912 году деревянный дом омовения на Преображенском кладбище стал каменным. Вот он, виднеется в глубине аллеи: Кладбище изначально называлось Преображенским по названию церкви Преображения Господня. Однако после разделения кладбища на две части иудеи стали считать, что название кладбища происходит от чуда, произошедшего с Иисусом на горе Тавор. Тогда, в 19 веке, на Еврейском кладбище было много склепов и шикарных могил. Сейчас многие из них разрушены временем или падающими деревьями. Старых могил крайне мало. Как хоронили истинных иудеев? Умершего сначала омывали в 40 литрах воды. Затем тело облачалось в специальную, шитую вручную, одежду и приносилось в зал для отпевания. Дом омовений, где читались молитвы, имел две галереи – женщины и мужчины входили в зал прощания с разных сторон. После отпевания, тело покойника несли к вырытой могиле без гроба. После погребения читалась еще одна иудейская молитва – кадиш. Интересно, сколько евреев сейчас соблюдают эти обычаи? Судя по фотографиям и датам рождения на надгробиях – далеко не все. Также большим грехом считалась кремация. В 1968 году на Преображенском кладбище новые захоронения были запрещены, но есть могилы, в которые подхоранивают урны с прахом родственников. Хотя большинство дореволюционных могилы «оформлены» (если это слово здесь уместно) с полным соблюдением правил. Жаль, но таких могил уже мало. Много вполне обычных. Огромные склепы: Вероисповедание порой можно угадать лишь по характерной звезде или фамилии: После Октябрьской революции многие могилы и склепы были разграблены. Представители еврейской общины уехали из Петербурга. Но кладбище и сейчас посещаемо родственниками. Лишь центральная, самая старая часть выглядит одинокой. Не заброшенной, а именно одинокой. Высокие надгробия (многие выше человеческого роста) с еврейскими фамилиями, без дат рождения и фотографий. Поросшие травой и покосившиеся… Иосиф Бродский: Еврейское кладбище Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 4

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий