На Ваганьково молитвенно почтили память А.И. Цветаевой и Н.И. Катаевой-Лыткиной

Глубже в сознание | Ближе к реальности

Прогулка по Ваганьковскому Кладбищу

Сегодня, забив на дым и жару, мы с Милкой отправились на кладбище. Вот такое вот романтичное начало. Второй раз туда попал и обращал внимание на совсем другие вещи. Хорошо, что с собой был фотоаппарат. И все эти вещи лежат под катом. Ваганьковское кладбище встретило нас легкой прохладой и приветливыми дорожками: И странными сооружениями: Если сойти с основной дорожки и углубиться по  узеньким тропкам, можно наткнуться на очень интересные вещи. Мы даже задались целью найти могилу постарше. Вот что нам открылось: Сначала на себя привлек внимание Егоръ Федоровичъ Ражковъ, который скончался 5 декабря 1894 года въ 3 часа утра, что несомненно очень важно: Пройдя дальше, мы узнали, что «Подъ симъ камнемъ погребено тело московского мещанина Николая Алексеевича Алексеева, сконч. 1886 г. сентября 14 дня жития его было 27 летъ и 9 мес»: Чуть позже мы набрели на вот такое странное безымянное сооружение, на котором сохранилась надпись «Родилась 24 Jюля 1811 г.  Скончалась 10 Jюня 1885 г.»: Куда уж раньше!, — подумали мы и тот час же повстречали вот такой памятник с ликом Тараса Бульбы и надписью «Григорий Ефимовичъ Шуровский. Родиля 30 января 1803 года. Умер 90 марта 1884 года.» И здесь я не ошибся. Действительно на памятнике стоит дата 90 !!! марта. Видимо, опечатки были свойственны еще в позапрошлом веке:   Наконец, мы наткнулись на саркофаг из чугуна, с выбитыми буквами «Дева певица и Музыкантша фекла Михайловна Зверева. Родилась 27 сентября 1796 года. Скончалась 4 Декабря 1844 года». Т.е. памятнику уже 166 лет, а он еще ого-го! Так что если хотите что-то увековечить, то металл Вам в руки: А вот этому камню вообще хрен знает сколько лет, но выглядит круто: А вообще на Ваганьковском кладбище очень притягивает взгляд отсутствие места, т.е. оно конечно есть, но его совсем мало. И очень часто используются урны, которые либо вставляются в стены, либо также зарываются. Выглядит это все вот так вот: В такой вот тумбе захоронен, к примеру, Михаил Кононов. Помните Нестора Петровича? При желании, можно сделать так, как на фото ниже. И будете лежать, т.е. стоять рядом с ним: А кому-то повезло меньше. Я насчитал на следующем фото пять крестов на квадратном метре: Может быть и хочется, конечно, поставить себе красивый памятник, но цены, мягко говоря кусаются: И это еще простой памятник в метр высотой, без учета места, так что можно, вернее, у меня даже не получается представить стоимость следующих «композиций»:    И очень скромно смотрится на этом фоне могилка Михаила Танича, к примеру: Встречаются и вот такие отголоски 90-х: Сереге, в общем-то уже все равно, но ка-то неправильно, что памятник установлен «поверх» другого захоронения:    А еще на Ваганьковском кладбище много красивого и странного. Того, что можно называть искусством. Следующие несколько фото об этом:           А на следующем фото вообще самая красивая могила, по мнению Интернетов. Это могила 16-летней дочери художника Александра Шилова:  И напоследок, я оставил подборку известных и любимых российских деятелей. Вот, к примеру, легенды футбола (Нетто, Яшин, Бесков):      А вот актеры и музыканты: Соломин, Аксенов, Тальков, Вицин, Ворошилов, Филатов, Мишулин, Абдулов, Листьев и Высоцкий, Окуджава:                    А вот памятник Сергею Есенину и крик души поклонницы рядом на дереве. Трогательно:    А за всем вышесказанным наблюдает вот такой птиц-хранитель необычного окраса: На этом виртуальная экскурсия закончилась, потому что у нас закончился квас, и мы устали, и пошли домой. В следующий раз будет какое-нибудь еще кладбище обязательно. Хорошо там бродить, тихо.

Profile

Дмитрий Геранин
Мой новый блог

А может пошли в Facebook?

Метки

На страницу с тегами

Page Summary

  • : [+4]
  • (Анонимно) : Хмхм ) [+2]
  • : [+3]
  • (Анонимно) : [+13]
  • (Анонимно) : [+1]
  • (Анонимно) : Ваганьковское кладбище. [+5]
  • (Анонимно) : [+2]
  • (Анонимно) : кладбище ваганьковское [+1]
  • (Анонимно) : [+0]

Latest Month

Декабрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Копаться в прошлом

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com Designed by Jared MacPherson

На 5 сентября 2019 года приходится 26-я годовщина со дня смерти Анастасии Ивановны Цветаевой – писательницы, сестры поэтессы Марины Цветаевой. В этот день по завершении Божественной литургии в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище была совершена панихида по Анастасии Ивановне.

Также в этот день на Ваганьково молитвенно почтили память Надежды Ивановны Китаевой-Лыткиной – создателя Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» на базе мемориального дома М.И. Цветаевой.

image

Панихиду совершил клирик ваганьковского прихода иерей Сергий Матюшин. По приглашению настоятеля игумена Петра (Еремеева) в поминовении приняли участие родственники Анастасии Цветаевой, в частности, её внучка Маргарита Андреевна, представители ГБУК «Дом-музей Марины Цветаевой», а также многочисленные почитатели таланта.

Анастасия Цветаева

Анастасия Цветаева родилась 15 (27) сентября 1894 года в Москве, в семье музейного деятеля профессора И.В. Цветаева. Как и её старшая сестра Марина, получила домашнее начальное образование, а затем училась в частной женской гимназии М.Т. Брюхоненко. В 1902-1905 годах сёстры жили в Западной Европе, учась в частных пансионах Швейцарии и Германии. Затем жили в Ялте. После смерти матери в 1906 году вернулись в Москву. Много времени в детстве и молодости проводили в Тарусе.

Анастасия и Марина Цветаевы

В 1912 году Анастасия Цветаева вышла замуж за девятнадцатилетнего Бориса Трухачёва. Венчание состоялось вскоре после Пасхи в храме села Всехсвятское. 9 августа того же года у них родился сын Андрей (ум. 31 января 1993 года, на 8 месяцев раньше матери). В 1914 году брак распался, а осенью 1915 года Цветаева вступила в гражданский брак с инженером-химиком Маврикием Александровичем Минцем (1886-1917) и переехала к нему в Александров. Семейная жизнь не помешала Анастасии заниматься литературой. В 1915 году у неё выходит первая книга –  философский текст «Королевские размышления».

После революции 1917 года сёстры Цветаевы по приглашению Максимилиана Волошина приехали в Крым, в Коктебель. Жили в гостях у Волошина. 18 июля 1917 года в Крыму умер от дизентерии Алёша, годовалый сын Анастасии Цветаевой от второго супруга – М.А. Минца, умершего в мае того же года от перитонита.

В начале 1920-х Анастасия Цветаева возвращается в Москву, живёт случайными заработками, но продолжает писать. В 1921 году по рекомендации М. Гершензона и Н. Бердяева её принимают в Союз писателей.

В 1927 году Цветаева завершает книгу «Голодная эпопея», но не может её опубликовать. Та же судьба ждет и её роман «SOS, или Созвездие Скорпиона». В том же 1927 году Анастасии Ивановне удаётся съездить в Европу (гостила в Сорренто у М. Горького), и во Франции она в последний раз в жизни видится с сестрой Мариной.

В апреле 1933 года Анастасию Цветаеву арестовали в Москве из-за знакомства с ранее арестованным Б. Зубакиным, масоном и розенкрейцером. После хлопот Б. Пастернака, Е.П. Пешковой и М. Горького её через 64 дня освободили.

С 1933 года по 31 августа 1937 года Анастасия Ивановна работала преподавателем немецкого языка в военном отделе Московского областного комбината иностранных языков.

2 сентября 1937 года в Тарусе её снова арестовали и обвинили в причастности к якобы существовавшему «Ордену Розенкрейцеров», созданному Б. Зубакиным. Одновременно забрали и её сына – Андрея Трухачёва, гостившего у матери с невестой. Во время второго ареста у писательницы изъяли все её сочинения. Сотрудники НКВД уничтожили написанные ею сказки и новеллы. 10 января 1938 года А.И. Цветаева была приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в контрреволюционной пропаганде и участии в контрреволюционной организации, была направлена в Бамлаг. В лагере работала поломойкой, кубовщицей, на кирпичном заводе, в сметно-проектном бюро, чертежницей. Нарисовала «на заказ» около 900 портретов женщин-заключенных, писала стихи.

После освобождения в 1947 году поселилась в поселке Печаткино Вологодской области, где к тому времени жил с семьёй и работал сын Андрей. 17 марта 1949 года Анастасия Ивановна была вновь арестована. 1 июня 1949 была приговорена к ссылке в посёлок Пихтовка Новосибирской области. Была освобождена из ссылки в августе 1954 года, но до 1956 года продолжала жить в Пихтовке, затем переехала к сыну в город Салават в Башкирии (сын в 1951 году также был арестован и приговорён к двум с половиной годам «за превышение власти» при выполнении плана деревообделочной фабрики на Урале).

В 1957 году переехала в Павлодар к сыну, который искал работу в местах, разрешённых для прописки матери, где прожила 2 года до реабилитации. Вплоть до 1972 года А.И. Цветаева регулярно приезжала к сыну в Павлодар, где начала писать книгу «Воспоминания», принёсшую ей известность.

В 1959 году А.И. Цветаева была реабилитирована. В 1960 году она побывала в Елабуге с целью разыскать могилу сестры Марины, после длительных и сложных поисков установила на Петропавловском кладбище крест на предполагаемом месте захоронения у южной стены погоста, впоследствии указанная А.И. Цветаевой точка по решению Союза писателей Татарстана названа «официальной могилой Марины Цветаевой». О поездке в Елабугу подробно рассказала в «Воспоминаниях». В 1961 году переехала в Москву, пыталась восстановить по памяти произведения, изъятые у неё при аресте.

С 1979 года Анастасия Ивановна жила в однокомнатной квартире по своему последнему московскому адресу – Большая Спасская улица, д. 8, кв. 58 (на доме установлена мемориальная доска). В этот период создаёт мемуарные книги «Старость и молодость» (опубликована в 1988 году), исповедально-мистическую беллетристику «Неисчерпаемое» и последние издания «Воспоминаний».

В годы перестройки боролась за реставрацию особняка и создание музея своей сестры. Официальное открытие Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» в Москве состоялось 12 сентября 1992 года.

В январе 2013 года в Павлодаре открылся первый в мире музей Анастасии Цветаевой, он находится по улице 1 Мая, дом 35/1 (Дом Дружбы, Славянский центр).

А.И. Цветаева на открытии мемориальной доски в 1991 году в Москве

Анастасия Ивановна Цветаева скончалась в Москве 5 сентября 1993 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой отца и сына, недалеко от храма Воскресения Словущего.

Надежда Ивановна Катаева-Лыткина

Надежда Ивановна (род. 1918 года, Зима, Иркутская область — ум. 7 сентября 2001 года, Москва) – советский и российский искусствовед, музейный деятель, основатель Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой», врач, кандидат медицинских наук.

Родилась в Сибири в семье учителей. Училась в Новосибирской средней школе №12.

С 1937 года – студентка 1-го Московского медицинского института. В 1941 году Надежде, как и всем студентам-четверокурсникам 1-го ММИ, досрочно выдали дипломы и отправили в «горячие точки». Лыткина попала в один из московских госпиталей, несколько раз ассистировала известному хирургу С.С. Юдину. Награждена Орденом Отечественной войны II степени.

После окончания войны работала в медицинских учреждениях, как врач-инспектор проверяла состояние курортов, разорённых войной. В 1953 году её уволили за несогласие с обвинениями по «делу врачей».

Вышла замуж за пианиста Игоря Катаева, в 1956 году у них родился сын Виталий, будущий музыкант.

Несмотря на то, что позднее она защитила кандидатскую диссертацию об опыте полевой хирургии, в медицину Надежда Ивановна больше не вернулась, полностью переключившись на искусствоведческую и музейную проблематику. В 1966 году окончила искусствоведческое отделение МГУ, где под руководством Д.В. Сарабьянова подготовила работу о художнике Роберте Фальке. Работала экскурсоводом, выступала в печати по тематике истории искусства и музейного дела.

В 1941 году Н.И. Катаевой-Лыткиной предоставили ордер на комнату в доме №6 в Борисоглебскому переулку, в квартире №3 которого до отъезда за рубеж жила русская поэтесса Марина Цветаева. Узнав об этом в послевоенные годы, Надежда Ивановна увлеченно занялась изучением жизни и творчества поэта, а в 1970-м году задалась мыслью создать там «Маринин дом».

Когда строение оказалось в аварийном состоянии и жителей расселили, Надежда Ивановна отказывалась выехать и сумела найти себе союзников в лице академика Д.С. Лихачева, префекта ЦАО А.И. Музыкантского, а затем и мэра Москвы Юрия Лужкова.

Н.И. Катаева-Лыткина и А.И. Цветаева

В 1992 году, в год 100-летия со дня рождения Марины Цветаевой, дом получил статус музея. Надежда Ивановна Катаева-Лыткина стала его научным руководителем и оставалась им до самой смерти в 2001 году.

Похоронена на Ваганьковском кладбище.

История Ваганьковского кладбища насчитывает более 250 лет. Первые захоронения на этом месте появились в тот период, когда в Москве разразилась эпидемия чумы. Тогда императрица Екатерина II издала указ, согласно которому, всех людей, умерших в результате смертельной инфекции, должны были хоронить за пределами города. Кто бы мог подумать, что спустя много лет это место превратится в огромный некрополь, на территории которого будут хоронить самых уважаемых людей: прославленных артистов, гениальных ученых, талантливых писателей, художников и скульпторов, титулованных спортсменов и влиятельных политиков. Сегодня я хочу поговорить о самых известных и часто посещаемых могилах на Ваганьковском кладбище. 

Сонька-Золотая ручка

Перед вами могила известной авантюристки и преступницы Софьи Блювштейн, прославившейся в криминальных кругах под прозвищем Сонька-Золотая ручка. Богатая фантазия, знание человеческой психологии и обаяние помогли Соньке в реализации ее мошеннических схем. Хитрость и сообразительность Соньки восхищала даже бывалых преступников. Свое знаменитое прозвище она получила после череды удачных ограблений. Сонька мастерски «чистила» ювелирные лавки, отвлекая внимание продавцов и посетителей посредством ловкости рук. Она делала точные копии ювелирных украшений, и пользуясь моментом, мастерски подменяла настоящие украшения на фальшивые. 

Авантюристку неоднократно задерживали, но раз за разом ей удавалось выходить сухой из воды. Однако в какой-то момент удача ее покинула, и Соньку упекли за решетку. Но на этом ее злоключения не закончились. Не желая мириться со своей участью, Сонька неоднократно предпринимала попытки к бегству. После очередного побега ее отправили на Сахалин, где Соньку встретили, как столичную знаменитость. После освобождения Сонька осталась жить на Александровском посту. В 1902 году Софьи Ивановны Блювштейн не стало. Ее могила находится на Ваганьковском кладбище. Надгробие изображает женщину под пальмой. Могила покрыта позолотой. На сегодняшний день это одно из самых посещаемых мест на Ваганьковском кладбище.

Сергей Есенин

Есенин был не просто поэтом, он был символом своей эпохи, олицетворяющим непростое время в нашей истории. Будущий поэт появился на свет в Рязанской области. Его воспитанием занималась преимущественно бабушка, которая привила ему любовь к фольклору и творчеству в любых его проявлениях. Спустя некоторое время Есенин переехал в Петроград, где издал свой первый сборник стихов. Революция, кардинальные перемены в обществе и тотальная перестройка быта сильно повлияли на характер Сергея и его творчество. Он стал писать более зрелые и глубокомысленные произведения.

28 декабря 1925 года Есенин был найден мертвым в своем номере гостиницы «Англетер». В момент смерти дверь гостиничного номера была наглухо закрыта изнутри. После того, как дверь взломали, взорам вошедших представилась страшная картина – поэт с петлей на шее, сделанной из разорванной простыни. Есенин умер от асфиксии через повешение. По одной из версий, трагедия произошла через неделю после того, как Сергей вернулся из психоневрологической больницы, в которую он попал из-за постоянных депрессий и тревожных состояний. 

Существуют и другие версии смерти поэта, в частности, убийство. На момент смерти Есенину было всего тридцать лет. На могиле Есенина установлен памятник работы скульптора Анатолия Бичукова. Он представляет собой фигуру Сергея, высеченную из огромной глыбы. Поэт изображен в простой крестьянской рубашке. 

Евгений Дворжецкий

Известный актер, прославившийся ролями в таких фильмах, как: «Танцплощадка», «Диссидент», «Узник замка Иф», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и пр. После окончания Щукинского театрального училища наследник знаменитой актерской династии Дворжецких присоединился к труппе Российского молодежного театра. Помимо спектаклей и съемок в кино Евгений также был востребован в качестве телеведущего. 

Утром 1 декабря 1999 года актер отправился в Институт иммунологии с тем, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз – бронхиальная астма. Врачи убедили Дворжецкого в том, что поводов для опасения нет, и он полностью здоров. На обратном пути актер решил поделиться с женой столь радостным известием. Набирая номер, он не заметил знака «Уступи дорогу», и столкнулся с грузовиком. Удар пришелся на сторону водителя. Актер скончался мгновенно. На момент смерти ему было всего тридцать девять лет. На могиле актера установлен небольшой камень темно-серого цвета обтекаемой формы, на котором установлена табличка с его именем.

Петр Глебов

Масштабное скульптурное изваяние на могиле исполнителя роли Григория Мелехова из киноэпопеи «Тихий Дон» завораживает своей красотой. Мало кто знает, что азы актерского мастерства Глебов постигал у самого Константина Станиславского еще в довоенные годы. Вернувшись с фронта, Петр Петрович продолжил работу на сцене Московского драматического театра. За годы творческой активности в его фильмографии накопилось более семи десятков картин. Актер неоднократно удостаивался государственных кинонаград. 

Глебова не стало 17 апреля 2000 года на восемьдесят шестом году жизни. На могиле Глебова установлен барельеф, изображающий актера в образе Григория Мелехова, держащего за уздцы своего коня. 

А вам когда-либо приходилось бывать на Ваганьковском кладбище? Делитесь своими впечатлениями в комментариях, и ставьте лайки. Продолжение читайте в следующих обзорах. 

Ваганьковское кладбище — один из самых обширных и популярных московских некрополей. Открытие его состоялось в 1771 году после жуткой эпидемии чумы. На протяжении последующих полутора веков на Ваганькове находили последний приют люди небогатые — крестьянского и мещанского сословий, мелкие чиновники, отставные военные и подобранные на улицах обитатели московских трущоб. Только в ХIХ веке здесь появились могилы людей, оставивших след в отечественной истории. За 235 лет существования Ваганьковского некрополя на нем захоронено более полумиллиона человек. Как и любое подобное место, связано с Ваганьковым огромное количество легенд и баек. Самая известная из них повествует о трагической судьбе Аглаксии Теньковой. Никто не знает, была ли она на самом деле, могилу вообще никто в жизни не видел. Но чем черт не шутит — прочтем на всякий случай, мало ли куда нас занесет во время прогулки.

С недавних пор главной достопримечательностью Ваганьковского стало надгробие матери из белоснежного мрамора. Но кто же эта загадочная женщина?

Экскурсоводы быстро включили его в свою обязательную программу наряду с местами захоронений великих талантов Сергея Есенина, Владимира Высоцкого и Влада Листьева. В 2017 году на кладбище появилась сама скульптура, скамейка и столик. Никаких опознавательных надписей не было. За судьбой загадочного памятника, казалось, следили все посетители Ваганьковского кладбища. Лидия Черникова Ваганьковское — изображение на сайте ритуального бюро Ritualmfc.ru Скульптура находится почти у главного входа на одной из центральных аллей. На фоне традиционных прямоугольных мрачных памятников, крупная скульптура из белого мрамора цепляет взгляд и вызывает кучу вопросов. Фигура лежащей на кровати женщины, выполнена в полный рост. Кажется, что действительно она только что прилегла, настолько она выполнена реалистично. Никаких украшательств и ложного заигрывания, только спокойствие и огромная сила характера — вот, что чувствуешь когда, видишь эту почти буддийскую фигуру. Благодаря автору, мы можем отчетливо представить какой была Лидия Владимировна, прочувствовать образ, характер, даже не имея возможности быть знакомыми лично с ней. Черникова Лидия Владимировна Скульптура долгое время оставалась загадкой, поэтому конечно поползли слухи и легенды. Поговаривают, что сооружение — самое дорогое за всю историю Ваганьковского кладбища. Озвучивают суммы в 17 миллионов рублей, а не которые экскурсоводы говорят и о 20 миллионах. Далее появился склеп из нержавеющей стали и стекла. И сооружение стало уже во истину величественным. Лидия Черникова — изображение на сайте ритуального бюро Ritualmfc.ru Его видно из далека и отовсюду, как стеклянный дворец, он переливается на солнце. Внутри всегда можно наблюдать свежие букеты цветов или корзины. По слухам, в дальнейшем планируется закрыть все витражами, чтобы было меньше любопытствующих. Но скорее всего это сделано для защиты хрупкого мрамора от агрессивных природных явлений. И вот наконец на памятнике появились две надписи. Черникова Лидия Владимировна. 29.03.1945 — 12.02.2015. Есть версия, что в советское время Лидия Владимировна работала на должности заместителя главного редактора гостелерадио. Говорят, что именно она решала, кого из артистов выпустить в эфир, а кого нет. На сколько это правда сложно судить. По одной из легенд, именно сама Лидия Владимировна завещала сделать себе такой памятник, по другой — по заказу любящего сына. На сайте автора данная работа называется просто: надгробие матери из мрамора на Ваганьковском кладбище. Материалы: белый мрамор, гранит, нержавейка, стекло, бронзовое литье. Автор надгробия Удалось разыскать автора надгробия — скульптор Иван Коржев. Вот ссылка на его сайт momentomori.pro на своем сайте автор очень трогательно и глубоко говорит о смерти, и о том, почему он много занимается траурными сооружениями. Фотографии из мастерской скульптора взяты с официального сайта Ивана Коржева. Искусство — это единственное, что мы можем противопоставить фатальной неизбежности финала нашего земного пути. Вот почему я занимаюсь надгробиями. Каждый раз своими необычными проектами я отвоевываю у смерти память еще об одном человеке. Ведь он будет жить до тех пор, пока живы добрые воспоминания о нем, пока пред нами остается его нетленный образ.рассуждает Иван Коржов И наверное, работа для Лидии Черниковой — лучшая иллюстрация, того что можно выхватить память о человеке из лап смерти и навсегда увековечить родной, только вам знакомый образ. Несмотря на всю его спорность, надо отметить что своё дело он сделал — память о Лидии живет. Работа Ивана Коржова может нравится или нет, но несомненно оказывает магическое действие на каждого прохожего. Надгробие Лидия Черникова Ваганьковское — изображение на сайте ритуального бюро Ritualmfc.ru Так надгробие Лидии Черниковой стало самым загадочным памятником в современной истории Ваганьковского кладбища, притягивая не меньше посетителей, чем легендарный памятник золотой ручке.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий