Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне. Как местные жители своими руками восстанавливали церковь

Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом — крупнейший и богатейший центр старообрядчества. Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года. По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два старообрядческих — у Серпуховской и Тверской застав. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта (современное название — шоссе Энтузиастов) на земле, ранее принадлежавшей крестьянам деревни Новоандроновка. Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов летнего и зимнего. Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских монастырей и даже приют для душевнобольных женщин. Как законченный архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась к 1860-1880. Планировочной осью ансамбля подчеркивают три храма, расположенные на одной прямой. Бульвар, идущий от южных ворот через храмы к некрополю, отделяет зону жилых зданий от церквей. С алтарной части храмов — проточный пруд с родниковой водой. В конце XIX века на бульваре перед Никольской церковью стояла деревянная колокольня. В начале XX века напротив Святых ворот на территории кладбища возведена новая каменная колокольня и большая лечебница имени С.И.Морозова. Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм,превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II, а так же свой петербургский митрополит Гавриил учинил. После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех,кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих». Храм внутри действительно очень красив и строг. Иконы потрясающие — старые, намоленные. Нет таких как теперь пишут, как палехские картинки. При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. Но всё равно принимали. Мест приема было много, хоть и подверглись разорению Иргиз и Керженец. 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия. К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой). Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России. Также традиционно проходит вечер духовных песнопений. Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми. Колокольня возведена в 1907-1912 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором Фёдоровичем Горностаевым. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест. В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей. Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми. Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями птицы-неясыть — пеликан. Один из древних символов Христа. В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку. Самый большой колокол отдали во МХАТ. Здание колокольни использовалось под склад. После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест. В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни. Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии. Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери. В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе. Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.). Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари. Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества. Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила. Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов. С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания. В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов. В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны,настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана. 25 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет. 2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров. 24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов. Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания середины XIX века. В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой служил домом священника. При входе в комплекс нас встречает двухэтажная богадельня Балашёвых с гостиницей для паломников. Она и сейчас как гостиница для паломников используется. Здесь в старину находилась часовня, в которой стояли гробы с покойниками (морг). После Великой Отечественной войны здание отдали под резиденцию старообрядческого архиепископа. В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной Старообрядческой Церкви. В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николая. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой общины поповского согласия. Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками Русской Православной Церкви и подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви. На строительство было дано благословение московского митрополита Филарета (Дроздова). Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-Единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы. Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в «русском стиле». Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой. После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совершать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице храм был целиком передан Русской Православной Церкви. Настоятель храма протоиерей Анатолий Цвиркунов. При храме действует воскресная школа и библиотека. Стены храма за этот год расписаны заново весьма ярко.

Бывшее здание Кладбищенской конторы-гостиницы.

Большое каменное двухэтажное здание, примыкающее к колокольне церкви Николая Чудотворца, ныне практически разрушенное, построено в XIX веке. До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница. На нижнем этаже помещалась контора, а так же кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и проч. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным. В конторе находился также архив Рогожского кладбища. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского посёлка. После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг. передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом. В послевоенные годы снова стало общежитием. После пожара от здания остались одни стены. Здание передано в 1987 году Старообрядческой Архиепископии. Ныне реставрируется. Источники исторической справки: Достопримечательности Москвы Сайт Московской митрополии Старообрядческой церкви.

18 декабря 2020 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляющий Южным викариатством епископ Сергиево-Посадский Фома совершил чин великого освящения храма преподобного Серафима Саровского на Покровском кладбище и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Преосвященству сослужили благочинный Донского округа протоиерей Александр Фарковец, благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев, духовенство храма преподобного Серафима Саровского.

Покровское кладбище возникло в 1958 году и получило свое название от расположенного вблизи села Покровского, которое находилось на юге современной Москвы. Упоминание этого села впервые встречается в 1544 год, в качестве вотчины Новоспасского монастыря. В 2000-е годы на территории Покровского кладбища воздвигли одноглавый храм в честь прп. Серафима Саровского, который в настоящее время является приписным к храму Покрова Пресвятой Богородицы на Городне.

Южное викариатство

Церкви и храмы 09.07.2019 2 291 ​

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне

 
Страна Россия
Город Москва
Год основания XVIII век
Сайт http://pokrovgorod.ru/
Состояние  Действующий

Последним священником храма Покрова на Городне до начала репрессии и закрытия, был протоиерей Сергий. В 1938 году, отслужив последнюю литургию, отец Сергий вышел из храма, и его забрала машина НКВД. Тогда он был приговорен к расстрелу. Отец Сергий был расстрелян 1 июля 1938 года. В настоящее время почитается как священномученик.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне — это храм Русской православной церкви. Относится он к Донскому благочинию Московской городской епархии.

В настоящее время храм на Покровской в Чертаново считается одним из единственных сохранившихся памятником истории и архитектуры этого района Москвы.

Церковь Покрова на Городне была построена в начале 18 века

Для начала, скажем, о том, как появилось село Покровское. Несколько веков назад на одном из холмистых местностей зародилось село Покровское. Располагалось оно в 2 верстах от одной из Серпуховских дорог.

С разных сторон, это село окружало 2 ручья и река Городня. Именно здесь на высоком и живописном месте в начале 18 века была построена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда деревянная церковь совсем обветшала, на ее месте было решено построить каменный храм. По предварительным данным, произошло это во времена царствования Петра Великого в 1722 году.

Храм Покрова в Чертаново был построен во времена Петра Первого

К северо-западу от храма Покрова расположилось сельское кладбище. Вскоре село постепенно стала разрастаться. К 1866 году в селе Покровском насчитывалось 130 дворов и 1353 жителя.

Очень долго церковь Покрова на Городне была единственным каменным строением в селе. Но уже к началу 20 века в этом месте стал появляться весь законченный архитектурный ансамбль церковного подворья.

Жизнь здесь шла своим чередом. После того, как прошло множество революций, многое изменилось в судьбе Покровского села. Но, этот храм по-прежнему оставался центром всего на протяжении долгого времени. Он был центром не только для жителей этого села, но и для окрестных деревень. В этом храме людей крестили, отпевали умерших, венчали.

Храм Покрова на Городне был закрыт в 1938 году

Так как советская власть старалась бороться с пережитками прошлого, многие храмы закрывались. Церковь Покрова на Городне была закрыта в 1938 году. Последнего священника, который служил в этом храме отца Сергея, арестовали и увезли Царицыно. Вскоре в опустевшем здании стали располагаться зернохранилища и мастерские. В послевоенные годы в храме были разобраны два верхних яруса колокольни,  а также была снесена абсида главного алтаря.

В 1968 году Покровское село вошло в черту города Москвы. Именно тогда и начались вплотную изменения. Многие сельские застройки были снесены, а уже в 80 годы в этом месте не осталось ни одного деревянного дома. Можно сказать, что тогда село Покровское совсем перестало существовать.

В 1938 году храм Покрова Пресвятой Богородицы был закрыт из-за натиска советской власти

В эти годы храм располагал в себе фабрику металлист. Так как никто не хотел тратить деньги на ремонт и реконструкцию этого здания, оно постепенно стало приходить в упадок. Пары кислот, которые были на фабрике, настолько сильно разъели внутренние и металлические перекрытия здания, что оно просто стало разваливаться.

Почти 4 году храм простоял полностью разбитый, и открытый под все ветра. Именно такая же участь постигла то самое сельское кладбище, которое находилась при храме. Можно сказать, что к тому времени все окрестные территории, на которых находились храм и кладбище, было превращено в большую огромную свалку, где по вечерам можно было слышать пьяные крики и собачий лай.

После того, как храм закрыли, он долго время находился в запустении. Его внешний и внутренний вид был ужасен, он требовал срочных ремонтных работ

Местные жители просили у властей помощи о восстановлении святыни, но получили отказ

Местные жители со слезами на глазах смотрели на уничтоженный храм и на разорение. Они обращались к властям, а также в Патриархию с просьбой о восстановлении данной святыни. К сожалению, все просто качали головами и разводили руками, говоря, что денег на реставрацию нет, и не было.

Когда жители села Покровское поняли, что от властей ждать нечего, они решили восстанавливать храм своими силами, так сказать всем миром. Была создана церковно-приходская община и был разработан план первых реставрационных работ. Но на тот момент не было человека, который бы мог возглавить это нелегкое, но при этом святое дело.

Тогда церковная община решила обратиться к Московскому Патриарху с просьбой о том, чтобы он направил в это место священника. Прошло очень много времени, прежде чем, наконец-то нашли активного и делового пастора.

В Московской Патриархии выбор пал на Евгения Жданова. Наверное, стоит сказать о том, что никогда не забыть отцу Евгению о том, как он  первый раз встретился с разрушенным храмом. Перед его глазами до сих пор стоит развалившаяся колокольня, выбитые стекла, провалы в куполе.

Но больше всего он был поражен, когда зашел внутрь. Он очень долго думал, но пришел к выводу, что нужно постараться сделать все возможное. Он согласился на это нелегкое, но богоугодное дело.

Так выглядел храм Покрова после своего разрушения. На фото мы видим, как начинаются работы по расчистке территории

В 1990 году все члены церковного прихода вместе с его жителями стали расчищать территорию. Вначале они разносили все вручную, на носилках. Ведрами они выносили разбитые кирпичи, и всякий мусор. Они освобождали основание данного храма. Но тогда уже стало понятно, что ничего невозможно будет сделать и за несколько лет.

Тогда они стали просить у руководителей расположенных рядом с храмом организаций, предоставить им хоть какую-то технику. К радости нашлись все-таки разумные и совестливые люди, которые помогли. С помощью бульдозеров стали расчищать прилегающую к храму местность. Все люди трудились не покладая рук, они хотели выполнить хотя бы минимум работ к престольному празднику.

14 октября 1990 года на праздник Покрова Божией Матери состоялся первый молебен

14 октября 1990 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, прямо на улице, состоялся первый молебен. Именно тогда у людей появилась надежда и уверенность в том, что все, что они начали, было не зря. Наконец-то дело стронулось с мертвой точки. Тогда все, наконец-то поверили, что храм будет восстановлен.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Существовали определенные требования по архитектурному надзору, именно они означали то, что необходимо сохранить именно первоначальный облик храма. Стены были сложены из простого красного кирпича, без всякой штукатурки.

Тогда же опытные специалисты подсказали, что проще и намного логичнее было бы разобрать здание до основания, а затем построить новое. Но местные жители понимали, что на это не было денег, и все-таки тогда это был бы уже совсем не тот храм.

Именно поэтому было принято решение восстановить стены, и постепенно заменять старые кирпичи на новые. Так происходила расчистка внутри храма.

Многие работы были проведены при помощи председателей приходского совета

Одним  из самых трудных этапов восстановления пришлось на отца Евгения, он долго ходил к председателям приходского совета. Одна из них проводила разъяснительную работу среди жителей, а также создавала бригады по расчистке, добывала необходимые инструменты. И именно благодаря ее энергии и настойчивости, в 1991 году осветили уже первый предел.

Когда в храме началось первое богослужение, то наконец-то зажглась неугасимая лампада перед иконой Божьей Матери. Но, к сожалению, в скором времени председатель приходского совета, к которому так часто обращался отец Евгений, пришлось оставить эту деятельность. Так случилось, что именно за год у приходского совета сменилось уже несколько председателей.

Дальше судьба отца Евгений свела с Валентиной Алексеевной. Она была научным сотрудником одного из довольно известных исследовательских институтов. Так как она была очень деловая и подвижная, то быстро находила контакт с другими людьми.

Новую работу она приняла очень робко. Но тогда уже поняла, что именно восстановления данного храма стало для нее основной целью. Она ушла из института, и решила полностью посвятить себя возрождению этой святыни.

В настоящее время храм Покрова Пресвятой Богородицы выглядит именно так

Много времени ушло на поиск информации о внешнем облике храма

Именно благодаря этим двум людям храм постепенно стал возрождаться. Также немало работы сделала и архитектор Наталья Лукашова. Во множественных архивах, она стала искать сведения, которые помогли бы восстановить интерьер и внешний облик храма.

Когда она не нашла таковых, она решила обратиться к истории церковной архитектуры и стала расспрашивать об этом местных жителей. После чего она посетила многие места, которые связаны с православными святынями. Именно так она смогла составить облик разрушенного раннее храма Покрова.

Небольшие пожертвования прихожан, а также поступление из местного бюджета от руководства православной церкви помогли храму постепенно восстановиться. Пол покрыли гранитными плитами, вскоре и купола засверкали позолотой.

Также при активной деятельности настоятеля храма отца Евгения стало восстанавливаться отопление для создания благоприятных условий в холодное время. Но многие проблемы, которые возникли, не могут решиться, и по сей день.

Храм находится по адресу: г. Москва, ул. 2-я Покровская, д. 24.

Храм Покрова на Городне имеет свой официальный сайт

Храм Покрова на Городне до сих пор привлекает к себе людей, для которых дорога к храму становилась началом нового пути. Сюда идут люди и со своими бедами, нуждами.

Официальный сайт Храма Покрова Пресвятой Богородицы

Во время больших церковных праздников здесь собирается много народу. Все очень внимательно слушают горячую проповедь священника.

Также стоит сказать о том, что в настоящее время у храма Покрова на Городне есть специальный официальный сайт — покровгород. ру. На него может зайти каждый желающий и узнать новости, а также расписание богослужений, они обновляются каждый месяц.

Полезные материалы

Церкви и храмы Ново-Алексеевский женский монастырь в Красном Селе Церкви и храмы Православное осколье Церкви и храмы Храмы Звенигорода

Покровский собор на Рогожском кладбище был построен в 1790-1792 гг. Старообрядческое кладбище у Рогожской заставы появилось после эпидемии чумы 1771 г., когда все городские места захоронения были закрыты во избежание распространения заразы. 20 лет спустя Екатерина II милостиво позволила старообрядцам, внесшим большой вклад в дело борьбы с чумой (многие из них были весьма состоятельными купцами и фабрикантами), строительство на территории Рогожского кладбища двух храмов.

Проект летнего Покровского собора был заказан, по преданию, известному московскому архитектору М.Ф. Казакову. Это должен был быть огромный пятиглавый храм в стиле классицизма. Однако его размеры были столь внушительны, что возмутили православное духовенство, которое пожаловалось императрице, что старообрядческая церковь затмит великолепием Успенский собор Московского Кремля. Естественно, Екатерине II это пришлось не по нраву. В итоге, вместо 5 глав оставили одну, само здание понизили, а шпиц уменьшили, создав возмутительную диспропорцию сооружения. Но и этого было мало: велено было отломать алтарную часть. Таким образом, храм остался без апсиды с востока. Однако строительство все же закончили, храм освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, поскольку старообрядцы считали, что Божья Матерь особо покровительствует их Церкви, позволяя выживать в трудные времена (Покровский собор называют еще иногда Богородицким).

Два придела были освящены во имя св. Николая Чудотворца (северный) и св. Сергия Радонежского (южный). Внутреннее убранство собора поражало своим великолепием. Роспись в древнерусском стиле, множество старинных икон, золоченые лампады, огромные паникадила. Во время службы старинными распевами пел отличный хор. И, несмотря на немалые размеры (второй по величине после храма Христа Спасителя), в большие праздники храм еле-еле вмещал всех богомольцев.

С восшествием на престол императора Николая I старообрядцам пришлось туго. В 1827 г. вышел запрет принимать священников, перешедших из православия. В 1856 г. Митрополит Московский Филарет распорядился опечатать алтари старообрядческих храмов. Покровский собор превратился в обычную часовню. Однако храм не закрывался. В 1881 г. книгоиздатель и галерист Козьма Солдатенков пожертвовал для собора походную церковь (переносной алтарь), некогда выписанную из Франции. Правда, в Покровском храме он простоял всего 2 года.

Южный портал

В апреле 1905 г. вышел царский манифест, провозглашавший веротерпимость в Российском государстве. Алтари распечатали, возобновив литургию. По сей день старообрядцы в Неделю Жен Мироносиц (2-е воскресенье после Пасхи) празднуют распечатание храмовых алтарей, устраивая торжественное богослужение и Крестный ход.

В 1929 г. безбожные власти предпринимали попытку закрыть Покровский собор на Рогожском кладбище и устроить в нем театр, но попытка оказалась безуспешной. Сюда начали стекаться ценности из других старообрядческих храмов, подлежащих закрытию, переходили и певчие.

Даже в годы Великой Отечественной (1941-1945) здесь проводились  богослужения. В 1993 г. старообрядческая Митрополия обратилась к властям о возвращении территории бывшей Рогожской слободы. 2005 г. ознаменовался постановлением мэра Москвы о восстановлении историко-архитектурного ансамбля Рогожского кладбища, проект реконструкции которого был готов еще в 1996-м.

Сегодня Покровский собор полон уникальнейших древних икон (в том числе – XIV- XV вв.) и дорогой церковной утвари, старинных священнических риз и антикварных книг, а также славится своим клиросным хором, сохраняющим древние традиции.

Кладбищенская церковь в честь Покрова Святой Богородицы назвают еще храмом скорби. Здесь отпевают покойников, что привозят на Северное кладбище. И еще у этого храма необычные архитектура и прихожане… 

imageПеред главным входом на Северное кладбище (ул. Орбитальная, 10-а) в 1992 году была устроена временная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Располагалась она в небольшом металлическом боксе. Основным тогда назначением этой Покровской церкви было отпевание усопших, но в обращении к мирянам и организациям о финансовой помощи строительству типового храма ростовская епархия подчёркивала, что церковь Покровcкая была одной из первых в городе. Это косвенно давало основание считать заложенный двумя годами позже типовой кирпичный храм восприемником приходского утраченного храма, находившегося на территории, занимавшейся бывшим Кировским, теперь уже Покровским сквером, на улице Большая Садовая.

(Е. Малаховский. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие).

— Все вышло случайно, — рассказал архитектор Борис Райченков. — В 1992 году к нам в институт, прямо в наш отдел пришел священник Евгений Маштанов. Он заговорил о строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы на Северном кладбище, и попросил меня сделать несколько эскизных набросков предполагаемого облика новой церкви. Не скрою, что у руководства были поначалу сомнения: ведь мы занимались проектированием объектов совершенно другого рода, и не знали, справимся ли с таким заказом. Но наброски понравились и самому священнику, их одобрили и в епархиальном управлении. Так и началась работа.

image

При проектировании Покровского храма все его размеры были рассчитаны в саженях. Сажень — это расстояние между кончиками средних пальцев раздвинутых в стороны рук человека, и в Покровском храме заложены антропометрические данные его первого настоятеля, отца Евгения Маштанова. «Частенько говорят: в этом храме отличная акустика, — продолжает Б.А. Райченков, — а ведь древние зодчие шли антропометрическим путем интуитивно, и только в наши времена эти расчеты получили математическое подтверждение».

Кстати, при проектировании Покровского храма были другие предложения. Например, один из ростовских архитекторов предложил сделать его шатры стеклянными. Но эта идея не была поддержана церковной общиной. Дело в том, что православие сильно своими традициями. Облик храмов неизменен многие века. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир утвердил именно проект Бориса Райченкова.

image

13 января 2012 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий подписал указ о назначении штатного священника храма Святой Троицы города Ростова-на-Дону иерея Евгения Осяка настоятелем православного прихода Покрова Пресвятой Богородицы, что находится на Северном городском кладбище. А затем на информационных сайтах в Интернете появилось сообщение о ста прихожанах, обратившихся с письмом к владыке Меркурию с просьбой вернуть им старого священника отца Всеволода Понича. 

Этот православный храм на особом счету в Ростове. Людей сюда приводит горе. В церкви, расположенной на кладбищенской земле, отпевают покойников. Не был исключением и и этот день. В церкви проводилось отпевание. А рабочий кабинет настоятеля совсем рядом с местом прощания с усопшим. По неприметной боковой лестнице надо подняться на второй этаж, и прямо перед вами открытая дверь. У современного батюшки на столе стоит компьютер, а на стене висит портрет патриарха Кирилла и митрополита Меркурия.

image

image

(По материалам А. Оленева, опубликованным в газете «Вечерний Ростов»).

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий