«Здесь вместо цветов на могилу кладут камни». История Еврейского кладбища Краснодара

Кладбища Ростова-на-Дону Северное кладбище Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная д.1 +7 (863) 235-95-62, 276-55-42 Братское кладбище Ростов-на-Дону, проспект Нагибина д.4 +7 (863) 242-48-98 Городское кладбище Ростовская обл., г. Новочеркасск +7 (863) 524-02-85 Кладбище №002 Ростовская обл., г. Волгодонск, Романовское шоссе +7 (863) 925-62-74 Мариупольское кладбище Ростовская обл., г. Таганрог, Мариупольское шоссе, д.5а +7 (863) 438-23-07 Николаевское кладбище Ростовская обл., г. Таганрог, Николаевское шоссе д.5/13 +7 (863) 433-43-83 Ритуал, центральное городское кладбище Ростовская обл., г. Шахты +7 (863) 622-71-22 Каратаевское кладбище Ростовская обл., между пос. Левенцовка и пос. Каратаево Левенцовское кладбище Ростовская обл., пос. Левенцово Первомайское кладбище Ростовская обл., станция Первомайская, ЗЖМ Нижне-гниловское кладбще Ростовская обл., станция Гниловская Старое аксайское кладбище Ростовская обл., г. Аксай Берданосовское кладбище г. Ростов-на-Дону, пос. Берданосовка Армянское кладбище г. Ростов-на-Дону, между ул. Ченцова, 2 линия, пр. Шолохова и 14 линия Койсугское кладбище г. Ростов-на-Дону, село Койсуг Пролетарское (армянское) кладбище г. Ростов-на-Дону, ул. 10-я линия Еврейское кладбище г. Ростов-на-Дону, пер. Ахтарский Верхне-гниловское кладбще г. Ростов-на-Дону, квартал, ограниченный ул. Портовая, Кулагина и Международная Александровское кладбище г. Ростов-на-Дону, пос. Александровка, ул. Молочная С удовольствием перепостчиваю шикарный материал о старинном еврейском кладбище в Сибири — в городе Иркутске. Фотоматериал и информация настолько обильна, что убираю часть под кат, который легко открыть. Оригинал взят у в Еврейский ВопросСпилберг в свое время снял шедевральное кино Список Шиндлера. О фильме можно говорить долго, там столько шедеврального и идеального. Особенно девочка в красном пальто . Но вот в конце фильма показывают дорогу вымощенную еврейскими надгробиями. Смотря на то великолепии и разнообразие камня, можно задуматься насколько богато у них все хоронят. Я понимаю, что им до цыган далеко, я вот постил не так давно. http://zeka-vasch.livejournal.com/907555.html И вообщем одна милая девушка в городе Иркутске предложила посетить мне Старое Еврейское Кладбище. Нет вы не подумайте, она не готка, она нормальная. Хотя как мне сообщила у нее там даже как то раз было свидание =) Итак вот есть кладбище В хорошем виде только вход, чем дальше проходишь внутрь, тем выше трава и ниже памятники . В самом конце они вообще все повалены 2 3 Народ лежит гдето до 60х годов . Самое ранне выдел начало века 4 Памятники времен войны довольно невзрачные 5 А вот Гришенька 9 лет 6 Помонументальнее 7 Этот видимо обновлен Очень много вот таких древоподобных монументов 8 9 10 11 12 На памятниках надпись на непонятных иероглифах еврейского происхождения 13 Обнаружена одна «клетка для животных 14 Старые памятники сделаны из какогото песчаника, который уже начал рассыпаться 15 Некоторые 2х язычные 16 Много вот таких столбов накрытых тканью. Кто подскажет, что это символизирует? 29й год 18 19 20 Самые богатые с вазой наверху 21 Уважаемые люди 22 26 24 Звездочки не советские а чисто еврейские 25 Еще очень модный тип надгробий . Книга 26 Очень много, особенно в конце кладбища того, что уже развалилось 27 Почти самое новое, что я видел 28 28 30 Вот видите, чем дальше в глубь тем старее 31 32 Там где старые, уже никто не ходит, сложно . Деревьев много 33 А вот уже пошли надгробия как в фильме у шиндлера 34 35 36 Девочка 9 лет 37 Софья Боксер 38 39 Это уже самый конец кладбища 40 41 42 43 тут совсем уныло 44 Теперь возвращаемся 45 46 Ну и аллея героев прямо на выходе 47 Выход красивый много зелени 48 есть сторож 49 Коробка для податей 50 И будка сторожа 51 Комунибудь это понравилось? Ну и советы для посещения. 1 Ночью не пустят 2 Нужна удобная обувь 3 Кроме обуви неплохо бы штаны, там докуя крапивы. я все ноги в шортах обжег. А вот офицальное интервью http://baikalarea.ru/irkutsk/peoples/a8792.htm Недавно мы решили совершить нестандартную прогулку – по Преображенскому еврейскому кладбищу в Санкт-Петербурге. Многие кривятся и считают, что прогулки по кладбищам – это что-то из разряда тоскливо-мрачного. Но ведь при поездке в Париж половина туристов идут в Пер-Лашез и две трети посещают Сен-Женевьев-де-Буа. Почему же кладбища с своем городе бывают обделены вниманием? Мы побродили по аллеям Преображенского еврейского кладбища в Санкт-Петербурге и сравнили. И узнали много интересного. Основное отличие христианских и еврейских кладбищ, если верить Википедии, состоит в: «ненарушении могил»: мощи усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле. Христианское понимание позволяет нарушать существующие захоронения после определенного времени для выполнения новых. Христианское кладбище, которое не используется в течение длительного времени, может быть ликвидировано. Согласно принципам иудаизма каждое надгробие и целое кладбище неприкосновенны, к тому времени, пока известно о его местонахождении. К исключениям относятся случаи, когда выполняется эксгумация для переноса останков на Святую Землю или в семейную могилу, для переноса с нееврейского кладбища или когда кладбищу угрожают профанация или подмыв водой» Очень много надписей на иврите. Очень много надгробий без фотографий. На половине старых могил отсутствует дата рождения. Два последних пункта нас очень заинтересовали, но мы решили – фотографий нет по той причине, что раньше фотоснимки были редкостью (а многие могилы датированы 19 веком). Отсутствие даты рождения мы объяснили себе тем, что родственники могли не знать этой самой даты. Мы оказались неправы. Дату рождения было писать не принято – главной датой у иудеев считается именно дата смерти. Точно так же по вере не положено украшать надгробие фотографией и цветами. На могиле могут быть только камни. Кремация считалась великим грехом. Сейчас, правда, и цветов много, и фотографии есть, и даты рождения присутствуют. Но не на всех могилах. Преображенское еврейское кладбище в Санкт-Петербурге было основано в 1870 году по обеим сторонам Николаевской железной дороги. В 1874 году кладбище разделили, и одну часть отдали еврейской общине. В 1875 году был построен деревянный Дом омовения. До его постройки молельня для отпевания находилась на Волковском лютеранском кладбище, где иудеев хоронили с 1812 года. В 1912 году деревянный дом омовения на Преображенском кладбище стал каменным. Вот он, виднеется в глубине аллеи: Кладбище изначально называлось Преображенским по названию церкви Преображения Господня. Однако после разделения кладбища на две части иудеи стали считать, что название кладбища происходит от чуда, произошедшего с Иисусом на горе Тавор. Тогда, в 19 веке, на Еврейском кладбище было много склепов и шикарных могил. Сейчас многие из них разрушены временем или падающими деревьями. Старых могил крайне мало. Как хоронили истинных иудеев? Умершего сначала омывали в 40 литрах воды. Затем тело облачалось в специальную, шитую вручную, одежду и приносилось в зал для отпевания. Дом омовений, где читались молитвы, имел две галереи – женщины и мужчины входили в зал прощания с разных сторон. После отпевания, тело покойника несли к вырытой могиле без гроба. После погребения читалась еще одна иудейская молитва – кадиш. Интересно, сколько евреев сейчас соблюдают эти обычаи? Судя по фотографиям и датам рождения на надгробиях – далеко не все. Также большим грехом считалась кремация. В 1968 году на Преображенском кладбище новые захоронения были запрещены, но есть могилы, в которые подхоранивают урны с прахом родственников. Хотя большинство дореволюционных могилы «оформлены» (если это слово здесь уместно) с полным соблюдением правил. Жаль, но таких могил уже мало. Много вполне обычных. Огромные склепы: Вероисповедание порой можно угадать лишь по характерной звезде или фамилии: После Октябрьской революции многие могилы и склепы были разграблены. Представители еврейской общины уехали из Петербурга. Но кладбище и сейчас посещаемо родственниками. Лишь центральная, самая старая часть выглядит одинокой. Не заброшенной, а именно одинокой. Высокие надгробия (многие выше человеческого роста) с еврейскими фамилиями, без дат рождения и фотографий. Поросшие травой и покосившиеся… Иосиф Бродский: Еврейское кладбище Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 4

После трагических событий Второй мировой войны во многих городах Европы еврейские кладбища стали единственным напоминанием о том, что некогда на этом месте был еврейский квартал – аналогичная судьба ждала и целые еврейские местечки и деревни в Восточной Европе. Поскольку иудейские традиции требуют, чтобы тела мёртвых не тревожились и не перезахоранивались (исключения есть, но в совсем уж крайних случаях – например, в случае стихийного бедствия, которое разрушает кладбище), еврейские кладбища стояли веками на одних и тех же местах и по их надгробиям можно было изучать историю местной общины. Эта статья посвящена устройству еврейских кладбищ.

Что происходит после смерти

Примечательно, что из всех авраамических религий иудаизм оказывается наиболее скуп на подробности касательно загробной жизни. Тора повествует о том, что существует Шеол – некий загробный мир, куда после смерти направляется душа человека. При этом многое остаётся неясным: что происходит с душой в Шеоле? Известно, что туда путешествуют равно и грешники, и праведники, так что неизвестно наверняка, страдают ли души в обители мёртвых, блаженствуют, либо же испытывают какие-то иные эмоции.

Иудейские богословы веками пытались доискаться ответов на эти вопросы: при этом они, как правило, обращались за вдохновением к другим авраамическим религиям (христианству и исламу), пытаясь адаптировать к иудаизму их учения о рае и аде. Тем не менее, эти заимствования, как мы можем наблюдать, не смогли оказать сколь-нибудь значимого влияния на похоронные обычаи евреев Европы и всего остального мира.

Организация похорон

Общественные похороны у евреев

Более двух тысяч лет назад в Израильском царстве, как и во многих других странах, процветал обычай похорон в скальных пещерах – аналогичные традиции бытовали как минимум у большинства народов, что жили с евреями по соседству. Тем не менее, по мере становления в Израиле монотеизма, с веками такой способ погребения стал всё больше и больше ассоциироваться с язычеством, так что вскоре популяризовали похороны подземные. Сделано это было на основании буквального прочтения Книги Бытия, в которой заявляется, что Адаму предстоит «вернуться в землю», из которой он однажды вышел. Это обусловливало необходимость создания кладбищ, однако их количество объясняется другим фактором.

На протяжение истории похороны были для евреев важным общественным событием, в котором участвовала если не вся община, то значительная её часть. Как и у мусульман, у иудеев традиции велят хоронить умерших как можно скорее – желательно в тот же день. Считается, что мертвый человек – это всё равно, что голый, а потому заставлять его пребывать в подобном виде – проявление неуважения к нему, да и ко всем остальным. Отчасти именно поэтому с давних пор каждый еврейский квартал и каждая деревушка стремились иметь собственный погост, чтобы не было необходимости транспортировать мертвеца, что в Средние века могло занимать и несколько дней.

Еврейское кладбище, однако, отличается от христианского в том смысле, что при нём вовсе не обязательно будет синагога. Синагога – это всё-таки прежде всего «дом собраний», место для чтения Торы, а не храм, именно поэтому нет никакой нужды обустраивать её на самом кладбище. Безусловно, в исторических районах многих восточноевропейских городов можно обнаружить кладбища при синагогах, однако в настоящий момент они, скорее всего, будут являть собой некий мемориальный комплекс и туристическую достопримечательность, в лучшем случае – место паломничества. Другим объяснением этому является то, что наличие какого-либо надзора за кладбищем является насущной необходимостью: как можно было заметить, иудеи особенно заботятся о неизменности захоронений, а потому и любой вандализм воспринимается ими гораздо острее.

Раздельные похороны на еврейских кладбищах

Существует иудейская традиция, которая вот уже много лет делает проще жизнь для историков и археологов: заключается она в том, что каждый покойник обязан быть погребён в отдельной могиле. Буквально толкуя соответствующие пассажи из Талмуда, иудаизм диктует необходимость отделять мертвых расстоянием хотя бы в «6 тефахим», что равняется примерно 54 сантиметрам.

Примечательно, что европейские евреи сохраняли эту традицию даже тогда, когда на континенте бушевала эпидемия чумы, однако им пришлось проявить изобретательность, чтобы следовать ей в полной мере. Чтобы уместить на ограниченном кладбищенском пространстве всех жертв Черной Смерти, евреи хоронили их во много слоёв таким образом, чтобы между слоями были те самые 54 сантиметра. На тех старых еврейских кладбищах, что просуществовали до наших дней, можно и сейчас видеть часто расставленные могильные камни – это значит, что могилы расположены одна над другой.

Надгробия на еврейских кладбищах

Древние евреи использовали надгробия так же, как и большинство архаичных народов – в качестве утяжелителя поверх могилы, чтобы мертвый не восстал и не пошел творить зло. Таким образом, сам по себе обычай устанавливать надгробия уходит в далекое прошлое, однако своё нынешнее значение они обрели лишь впоследствии: начиная с какого-то момента, украшенные надгробия превратились в способ выразить почёт и уважение к ушедшему человеку.

Важно, что евреи, жившие в Европе, на протяжение многих сотен лет были вынуждены при создании надгробия лавировать меж двух огней: если надгробие будет недостаточно красивым, то это будет неуважение к покойному, если же оно будет украшено слишком роскошно, то это привлечет внимание соседей-христиан, которые могут счесть установившую подобное надгробие семью слишком зажиточной. Более того, помимо прагматических соображений были и религиозные традиции, которые диктовали скромность перед ликом вечности: ведь все умершие равны перед смертью, а значит большие траты на надгробие – вещь проблематичная и с богословской точки зрения. Тем не менее, начиная с 15 века европейские евреи активно перенимали у христиан различные традиции и обычаи – в том числе и способы украшения надгробий. Даже религиозный запрет на изображения людей действовал лишь до поры: если до 19 века на еврейских надгробиях были лишь геометрические и растительные орнаменты, то с 19 века и это ограничение уходит в прошлое.

Еврейское кладбище на Елеонской Горе

Елеонская гора занимает особое место как в иудейских погребальных традициях, так и в их богословии в целом. На этой горе располагается, как считается, самое старое из сохранившихся до наших дней кладбище последователей иудейской веры: некоторым захоронениям больше четырех с половиной тысяч лет! Суммарное же число могил на Елеонской горе равняется примерно ста пятидесяти тысячам. Согласно легендам, среди этих ста пятидесяти тысяч есть и библейские персонажи, в том числе и пророки. За прошедшие века на Елеонской горе возникли также и христианские святыни: например, Гефсиманский сад, в котором по преданию был арестован Иисус.

Но Елеонская гора значима для иудеев ещё и тем, какая роль уготована ей в будущем еврейского народа и всего мира. Дело в том, что именно на Елеонской горе должно состояться пришествие мессии (Машиаха), который восстановит Храм и создаст Царство Божие на Земле. Одним из важных элементов этого предания является то, что с приходом мессии будет связано и воскресение мертвых, и начинается это воскресенье там, куда прибудет Машиах, а значит те, кто погребен на Елеонской горе, восстанут первыми. Таким образом, погребение на этой горе – это большая удача и престиж. Не удивительно, что захоронения там ведутся до сих пор.

4 Мая 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Иностранец умер в России — посмертная репатриация иностранца из из России Поминовение в Иудаизме Похороны в иудаизме Еврейское кладбище Петербурга. Давно   хотелось показать его — оно очень красивое.  В 1870 году территория по обеим сторонам Николаевской железной дороги в районе Обухово была отдана под кладбище. Назвали его Преображенским по имени церкви Преображения Господня. В 1874 году кладбище разделилось. image          Когда выкупили участок и начали там хоронить — территорию стали благоустраивать.  Построили ограду кладбища, деревянный Дом омовений.  Стали появляться богатые могилы и  семейные склепы. Но Дом омовений сгорел и в течение нескольких лет строили и в  1912 году открыли новый каменгны Дом омовений и отпеваний.  Такой Дом был необходим для совершения погребений по еврейской традиции. Как происходило это погребение? Умершего омывали, используя для этого 40 литров воды. Потом его одевали в специальную одежду, которая шилась вручную и выносили в зал, где произносились молитвы. Дом омовений имеет центральное небольшое здание и отходящие от него симметрично в обе стороны красивые галереи. Мужчины и женщины заходили прощаться через разные галереи.  Во время прощания читались заупокойные молитвы. Я хочу привести небольшой отрывок из одной из них, который я прочла в книге Михаила Бейзера «Евреи Ленинграда. (И не только это).                                                                                       Будь они поумнее, они б поняли что                                                                                       Уразумели бы конец свой:                                                                                       Что при смерти (человек) ничего                                                                                       Не возьмет с собой,                                                                                       Не сойдет за ним слава его.                                                                                       Храни невинность и соблюдай правоту.                                                                                       Ибо есть будущность у ч — ка праведного. После прочтения молитв умершего несли к месту погребения. Без гроба. После погребения  читалась последняя поминальная молитва  — кадиш. Надпись на могильной плите, как правило, была на иврите.  Дату рождения писать было не принято. Главная дата — это день смерти. Также, для посещений могилы тоже считается главным — день смерти — йорцайт.  А я раньше, когда видела старые могилы на еврейском кладбище не понимала, почему на некоторых стоит только дата смерти и все. Кроме того, не принято на еврейских могилах помещать фотографии или портреты умерших. Не разрешается приносить на могилу цветы — только камни. Конечно, сейчас все это не соблюдается. Думаю, что никто не знает этих правил, а, если и знают, не считают нужным соблюдать. Даже в Израиле я видела на каменных могильных плитах вазы для цветов. Хотя, конечно, там это редко. И еще. Самый большой грех — это кремация. Я читала объяснения раввина. Он пишет, что лучше в сложной ситуации выбрать захоронение в гробу и невозможность посещать могилу, чем провести кремирование и забрать урну с собой при отъезде, например. Но, расскажу еще немного. В 1917 году произошел  большевистский переворот.  Многие могилы и склепы были разграблены, разворованы. Дом омовений тоже изменился. Общинная верхушка, состоящая из богатых евреев -банкиров, адвокатов, купцов — уехала из России. Община обеднела. Но на кладбище продолжались захоронения. Много известных людей покоится на нем. Во время войны хоронили за хлебные карточки. Кладбище было закрыто для захоронений в 1968 году.  После этого был открыт еврейский участок на кладбище 9 января. Возможно, есть такие участки и на других действующих кладбищах. Я не знаю. Но сейчас на Еврейском кладбище можно подхоронить урну в уже существующую родственную могилу или просто похоронить урну на специальной аллее. Вопреки всей еврейской традиции. А сейчас я хочу показать фотографии этого печального и красивейшего места. Таким был вход на кладбище еще несколько лет тому назад. 1. image 25. 26. 27. 28. 29 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. Закончилась прогулка по кладбищу. Грустное впечатление. Конечно, он запущено, конечно, заросло травой и мхом. Некоторые надгробья потрескались от старости. Другие сломаны — бывает, что падают деревья. И, когда выходишь за ворота в душе такое ощущение… Все, думаю, его знают.  Описывать не хочется, да и не нужно. Возможно, кто-то посчитает, что о кладбищах писать не надо. Тогда — не читайте. Мне кажется, что надо. И даже, как можно чаще.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий