Святейший Патриарх КИРИЛЛ освятил храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище Москвы

Имя Димитрия Солунского очень близко русскому народу. Своего небесного покровителя горячо почитал Димитрий Донской. А самого св. Димитрия Солунского почитание началось сразу после крещения Руси. С 11-го века строились обители, церкви в честь подвижника. Один из таких храмов находится в Москве.

История постройки

Есть в городе Москве район, который по старинке привыкли называть Благуша. На рубеже 19-20 вв. это был пригород столицы, ее рабочая окраина, расположенная между с. Измайлово и Семеновской заставой. Сейчас Благуша входит в состав одного из восточных районов Москвы, — Соколиная гора.

Здесь было много кирпичных заводов, текстильных фабрик. С конца 19-го века началась активная застройка и к 1906 году в районе уже проживало больше 10 тыс. человек. Своей церкви в районе не было и люди шли в храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище.

Притч здесь был небольшой, священнослужителей явно не хватало. Поэтому люди обратились к московскому владыке с просьбой об увеличении числа клириков в Семеновской церкви. Митрополит решил поступить более дальновидно и распорядился о строительстве нового храма на Благуше.

Храм великомученика Дмитрия Солунского на Благуше, Москва

Дальше все складывалось очень благополучно:

  • часть средств на воплощение этого проекта уже имелась. Было завещание некоего благочестивого горожанина Д. Ф. Ермакова, который оставил 100 тысяч рублей на строительство храма в честь Димитрия Солунского и праведной Анны, небесных покровителей его и супруги;
  • в 1906 г. Николай 2 выделил участок земли под застройку и начались поиски архитектора. Выбор остановился на Н. И. Орлове, который хотя до этого и не занимался храмовым зодчеством, но сумел создать великолепный проект;
  • 1908 г. начались строительные работы;
  • 1909 г. торжественно был заложен первый камень в основание будущего храма. После речи митрополита Владимира в фонд строительства потекли реки пожертвований, благодаря которым церковь удалось выстроить всего за 2 года;
  • 29 июня 1911 г. состоялось Великое освящение храма в честь Димитрия Солунского;
  • 16 января 1912 года был освящен придел в память Успения прав. Анны;
  • еще один придел был освящен в честь свт. Петра, митрополита Московского. Такой выбор был сделан по просьбе одного из жертвователей храма, крестьянина П. М. Сидорина.

Таким образом по улице Ибрагимова 6а, был выстроен один из наиболее вместительных храмов Москвы в честь Димитрия Солунского. Одновременно мог вместить до 3000 верующих. Своего первого настоятеля обрел уже в 1910 году, им стал протоиерей Михаил Перферансов.

А 29 июня 1911 года митрополит Владимир, в то время возглавлявший Московскую епархию, освятил новый храм и отслужил здесь первую Божественную литургию.

Судьба храма св. Димитрия Солунского в Москве на Благуше сложилась сложно и трагически. После своего строительства, созидания он просуществовал только 20 лет. Богу было угодно разделить этому храму судьбу сотен тысяч храмов по всему лицу нашей необъятной Родины.

Колокольня церкви Димитрия Солунского

После революции, в 1931 году, его перестроили под заводские помещения для обработки драгметаллов. Здание церкви было изуродовано до неузнаваемости:

  • сняты кресты;
  • снесены купола;
  • частично разобрана колокольня (верхние ярусы);
  • в алтаре разместили плавильные печи;
  • под сводом устроили кислотный цех.

Но потом в 1991 году храм был возвращен в собственность РПЦ. Он вновь открыл свои двери для верующих людей. Много православных христиан обрели духовную радость и счастье молиться под сводами этого величественного и красивого храма.

Современное состояние

Полностью разоренное, лишенное всех городских коммуникаций, здание храма в начале 90-х годов прошлого века вернулось во владение православной церкви. Кислотный и плавильный цеха основательно разрушили стены здания.

Участок был заражен и семиметровый слой земли пришлось снять и заменить другим, здоровым грунтом. Если раньше здание церкви было выложено из красного кирпича, то теперь его оштукатурили и покрасили.

Образовался приход при церкви под руководством и духовным окормлением протоиерея Сергея Косова. Впоследствии его сменил священник Петр Липатов. Они возглавили работы по восстановлению попранной большевиками святыни. 17 ноября того же знаменательного года прошло освящение и установка крестов.

Все дальнейшие реставрационные работы осуществились очень быстро. Уже в 2001 году храм стал действующим и престольный праздник совершался на основном его приделе.

Освящение Дмитриевского храма патриархом Кириллом

26 февраля 2012 года, в Прощеное воскресенье, возрожденный храм был освящен Патриархом Кириллом. Святейший подарил храму древний Феодоровский образ Богородицы, почитаемый православными верующими как помощницу в родах. Возродилась в храме и воскресная школа, образовался Православный клуб исторической реконструкции, где стали проводиться занятия по фехтованию.

Описание архитектуры и внутреннего убранства

При построении храма использовалось несколько архитектурных стилей. В нем присутствуют греческие и русские мотивы, — соединен крестовокупольный храм с трехнефной базиликой. Это символизирует единство духовного пути двух святых: Димитрия Донского и его небесного покровителя Димитрия Солунского.

Такой прием сочетания в одном сооружении разных исторических форм и стилевых элементов свойственен для эклектики. Это одно из популярных направлений в архитектуре того времени, получил новый толчок в своем развитии, начиная с 30-х гг. 19 века. Пришел на смену классицизму и предоставил полную свободу творчества для зодчих.

Святыни

Более 70 икон находится в храме Димитрия Солунского. Некоторые из них дополнены мощами святых:

  • свят. Лука Крымский;
  • св. Иоасаф Белгородский;
  • преп. Мария Египетская;
  • мчц. Варвара;
  • св. блаж. Матрона Московская;
  • св. великом. Димитрий Солунский;
  • преп. Оптинские старцы.
В храме находится икона и мощевик святого Дмирия Солунского

Есть много святых образов Божьей Матери, в том числе Феодоровской, подаренной храму Святейшим Патриархом Кириллом. Кроме него в церкви находятся такие лики Богородицы:

  • О тебе радуется;
  • Целительница;
  • Собор Пресвятой Богородицы (печатная);
  • Неупиваемая чаша;
  • Живоносный источник;
  • Ахтырская;
  • Богородичный собор;
  • Всецарица;
  • Иверская;
  • Казанская;
  • Не рыдай мене мати;
  • Нечаянная радость.

На остальных иконах изображены лики различных угодников Божиих, прославленных церковью. Это Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский, архангел Гавриил, Иоанна Кронштадтский и другие святые.

Деятельность прихода

Состав духовенства храма представлен несколькими клириками. Его настоятель отец Андрей Милкин, был назначен на эту должность 10 мая 2011 года. Действуют здесь и другие священнослужители:

  • прот. Виктор Сарана;
  • иер. Александр Дружинин;
  • иер. Игорь Иванов;
  • иер. Андрей Кривоногов;
  • диак. Алексей Заварнов.
Центральный иконостас церкви Димитрия Солунского

Когда по окончании реставрационных работ службы в храме стали проходить ежедневно, сюда потянулось множество верующих, а с ними и детей. Начала работать воскресная школа, в которой есть несколько возрастных групп обучения:

  • дошкольная;
  • школьная;
  • молодежная;
  • взрослая.

Проводит обучение иерей Алексий Митюшин, который 2001-2013 гг. был клириком этого храма, а затем переведен на должность настоятеля храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Беседы, проводимые в воскресной школе, помогают детям воцерковляться, выстраивать связь между церковью и миром, обретать духовные ориентиры. Взрослую группу обучает основам веры отец Игорь Иванов.

Престольные праздники

Первое патриаршее богослужение после восстановительных работ прошло в храме Димитрия Солунского в день памяти святого 8 ноября 2007 года. Его совершил Алексий 2, который был поражен огромным количеством детей, пришедших к литургии.

Такого он до сих пор не встречал нигде и никогда. Одних только детей патриарх причащал полчаса. Все это благодаря тому, что в храме очень доброжелательное отношение ко всем прихожанам, так как приход живет по правилам и наставлениям святых отцов, покойного ныне Святейшего Патриарха.

Богослужение в храме Дмитрия Солунского

В храме существуют свои устоявшиеся традиции:

  • каждую субботу на вечерней службе совершается лития, проводится исповедь;
  • пекут крестики (Крестопоклонная неделя), жаворонки (день памяти Севастийских мучеников), «лесенки» (памятование Иоанна Лествичника);
  • кормят бутербродами с чаем на Рождество и Пасху;
  • отмечаются детские праздники в воскресной школе;
  • все прихожане на Пасху могут позвонить в колокол;
  • проводятся театрализованные представления Православным клубом исторического фехтования.

Храм Димитрия Солунского стал центром не только молитвенной, но и общественной жизни жителей района Соколиная гора, а также местной достопримечательностью.

Как добраться

Доехать до храма можно на метро. Добираться нужно до ст. Семеновская, затем пройти по ул. Щербакова километр или около того, — свернуть на ул. Ибрагимова, найти здание № 6а.

Последние камни Семеновского кладбища

Неподалеку от станции метро «Семеновская» есть небольшой сквер, над которым недавно поднялся золотой куполок, сразу очень украсивший, ожививший невзрачную Семеновскую заставу. После многих лет запустения, доведенная почти до состояния руин, здесь теперь восстанавливается Воскресенская церковь. Впрочем, в этом ничего особенного нет: церкви сейчас восстанавливаются повсюду. Но вот сквер, в котором стоит церковь, действительно, необычный. Среди деревьев, в траве, здесь лежат гранитные и мраморные камни — иногда целые прямоугольные плиты с едва различимыми надписями на них, но чаще бесформенные обломки. На них играют дети. К ним же подбегают «по нужде» собаки, которых сюда приводят жители всего района. Но при этом жителям района, как никому в Москве известно, что сквер с разбросанными по нему каменными плитами — это остатки Семеновского кладбища, когда-то одного из самых больших в городе.

Семеновское кладбище было единственным «нечумным» в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. Еще задолго до 1771 года на этом месте существовал сельский погост, приписанный к Введенской церкви в Семеновском. И еще в начале XX века здесь находилось несколько плит XVII столетия. На самой старой из них стояла дата «от сотворения мира», соответствующая 1641 году Р. Х., и была замечательная надпись: Евфимия жена гостя Андрея Никифоровича. Сейчас даже и не понять, какого такого гостя женой была эта Евфимия. А она, попросту говоря, была купчихой. В старину гостями называли купцов, приехавших со своими товарами откуда-нибудь издалека. Как в опере «Садко» — «варяжский гость», «индийский гость». Еще любопытно заметить, что в XVII веке у «гостей» не было фамилий. Фамилии стали широко распространяться среди «неблагородных» сословий вообще только где-то после Петра Первого. И еще в XIX веке в России не все имели фамилии. Но особенно интересно, что женщина в ту пору, мало того, что не имела фамилии, но не удостаивалась называться и по отчеству. Одно имя, и будет с нее. Тогда женщина настолько во всем была «за мужем», что даже на собственной ее могиле больше сказано о муже, нежели о ней самой.

С каких пор здесь стали хоронить, можно только предполагать. Скорее всего, кладбище было ровесником Семеновского села. А значит довольно древнее. Может быть, самыми ранними из известных упокоенных здесь были родители ближайшего соратника Петра Первого — А. Д. Меншикова. Их могилы находились в самой ограде Введенской церкви. А позже на Семеновском были похоронены и две дочери светлейшего князя — Наталья и Екатерина. После смерти отца в сибирской ссылке им было позволено возвратиться в Москву.

При том, что здесь имелось несколько могил довольно известных и высокопоставленных людей, Семеновское кладбище никогда не считалось престижным местом упокоения. Историк А. Т. Саладин в 1916 году так писал о нем: «Памятники Семеновского кладбища более чем просты, почти бедны, надписи на них не будят никаких воспоминаний».

С самого основания своего кладбище становится традиционным местом захоронения военных. Прежде всего, это объясняется тем, что поблизости находился, и находится до сих пор, крупнейший и старейший в России Лефортовский военный госпиталь, основанный еще в 1707 году. И когда в госпитале умирали раненые участники войн, которые вела Россия в XVIII — нач. XX веков, их, как правило, хоронили на Семеновском кладбище. Особенно много здесь было похоронено участников Первой мировой. Для них даже специально на южной окраине кладбища был огорожен большой новый участок. Вот так описывает его А. Т. Саладин: «Что-то особенно грустное охватывает на этом кладбище, где все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме и даже надписи на них все одного образца. Только в центре, в офицерской части кладбища, замечается некоторое разнообразие памятников, но и там все просто и бедно».

В 1838 году в Лефортовском госпитале умер нижний чин Александр Полежаев. Этот один из самых талантливых поэтов пушкинской поры, прожил короткую и на редкость несчастную жизнь. За первые же его сочинения император Николай Павлович лично распорядился определить Полежаева в солдаты. Причем царь написал в отношении: «…Иметь его под самым строгим надзором и о поведении его ежемесячно доносить начальнику Главного штаба». Мыслимо ли, чтобы начальнику нынешнего Генерального штаба докладывали о поведении какого-нибудь солдата, хотя бы и самого непокорного и своевольного во всей армии! Полежаева отправили на Кавказ. Он принимал участие во многих делах. И за «отлично-усердную» службу его чуть было не произвели в офицеры. Но Николай Павлович, у которого, по всей видимости, только и было забот, что следить за судьбой Полежаева, отклонил ходатайство, повелев «производством Полежаева в прапорщики повременить». Последние годы жизни Полежаев служил в Москве и в рязанском городке Зарайске. А в конце 1837-го его положили в госпиталь, откуда он уже не вышел. В метрической книге госпитальной церкви была сделана запись: «1838 года января 16 дня Тарутинского егерьского полка прапорщик Александр Полежаев от чахотки умер и священником Петром Магницким на Семеновском кладбище погребен». А. И. Герцен в «Былом и думах» вспоминал о кончине Полежаева: «Когда один из друзей его явился просить тело для погребения, никто не знал, где оно; солдатская больница торгует трупами, она их продает в университет, в медицинскую академию, вываривает скелеты и проч. Наконец, он нашел в подвале труп бедного Полежаева, — он валялся под другими, крысы объели ему одну ногу». Полежаев так и не узнал, что он умирает офицером. Высочайшее повеление пришло слишком поздно.

image

А. И. Полежаев

На кладбище были похоронены и многие высокие военные чины: генерал-лейтенант Н. К. Цеймерн (1800–1875), участник Кавказской войны; генерал-лейтенант К. В. Сикстель (1826–1899), начальник артиллерии Московского военного округа; генерал от инфантерии В. К. Жерве (1833–1900), участник Крымской и Русско-турецкой войны 1877–78 гг.

В 1855 году на средства купца М. Н. Мушникова на кладбище, прямо у Семеновской заставы, был построен храм Воскресения. Освятил его сам митрополит Московский Филарет (Дроздов). Это довольно редкий тип храмового сооружения. Он представляет собой двусветный четверик с одной главой и с невысокой шатровой колокольней. Причем, колокольня не вынесена за пределы собственно храма, как самостоятельный архитектурный объем, а распложена с запада над самим же четвериком и напоминает скорее вторую, асимметричную, главу, нежели колокольню. К тому же основной главы на храме пока нет. В 1930-е годы храм был закрыт и, впоследствии, очень сильно перестроен. Купол и колокольня были совершенно разобраны. Поскольку храм двусветный, это позволяло новым его владельцам устроить там второй этаж. После этой «реконструкции» в бывшем храме разместился так называемый ремонтно-механический комбинат. И просуществовало это предприятие здесь до 1990-х годов. Лишь в 1992 обезображенное до неузнаваемости здание было возвращено верующим. Заново поднялась колокольня с золоченой, отовсюду хорошо заметной, главкой. Есть и колокола. Наконец, появился и купол над четвериком. Так что теперь Воскресенская церковь восстановлена во всей своей красе.

Как и полагается почившему ктитору, на средства которого строился храм, купца Мушникова похоронили возле церкви. Здесь же, на Семеновском кладбище, хоронили и всех ее клириков. Первый настоятель храма протоиерей Александр Сергиевский умер в 1877 году и был похоронен тут же — за апсидой. Здесь покоился и его сын Николай Сергиевский (1827–1892). Он был протопресвитером Успенского собора в Кремле, настоятелем университетского храма св. Татианы и профессором богословия, логики и психологии Московского университета. Следующим за о. Александром Сергиевским настоятелем храма был о. Константин Остроумов (1827–1899). Этот батюшка прославился как основатель первого в Москве общества трезвости. Похоронен он под самой церковью, — под северо-западным ее углом. Вообще духовенства на Семеновском кладбище похоронено было довольно много. Собственно, на всех кладбищах, где есть церковь, за восточной стеной этой церкви хоронили, как правило, священнослужителей. В 1931 году здесь похоронили архиепископа Енисейского и Красноярского Мельхиседека (Паевского). Любопытно, конечно, не то, что его здесь похоронили, хотя большинство архиереев в те годы могил своих не имели — обычно они пропадали бесследно в лагерях, — а любопытно, как он умер. Смерть его настигла в алтаре Покровской церкви на Красносельской улице. Он готовился к богослужению, вдруг ему стало дурно, и владыка испустил дух. Это произошло в присутствии двух будущих патриархов — Сергия (Страгородсткого) и Алексия (Симанского).

Архиепископ Мельхиседек был не единственным архиереем, похороненным на Семеновском. Здесь также находилась могила архиепископа Калужского Сильвестра (Братановского, 1871–1931).

В 1927 году у Семеновской заставы был похоронен совсем молодой — двадцатичетырехлетний, — но многообещающий историк, искусствовед, знаток московской старины Владимир Васильевич Згура. Он составил справочник «Памятники усадебного искусства. Московский уезд», в котором дано описание многих подмосковных усадеб начала XX века. Згура занимался изучением работ известных московских архитекторов и защитил кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству В. И. Баженова. Он трагически погиб, — утонул в Крыму во время знаменитого землетрясения 1927 года. После закрытия Семеновского кладбища Згура был перезахоронен на Преображенском.

А вот другой москвовед Иван Алексеевич Белоусов (1863–1930) никуда перезахоронен не был. Родился он в Зарядье в семье портного. Близкий друг Белоусова Н. Д. Телешов вспоминал, что в доме, где рос будущий писатель, «никогда не было ни одной книги, иметь которые считалось более чем излишним, а сочинять их — крайне предосудительным и неприличным». По авторитетному мнению старого портного, сын не мог ни чем заниматься, кроме как наследовать отцово ремесло. И Белоусов действительно стал портным. Одновременно он писал стихи и под псевдонимом, чтобы ни дай бог это не стало известно суровому родителю, публиковал их в разных газетах и журналах. Среди его клиентов были и некоторые писатели, в том числи и А. П. Чехов. На некоторых известных фотографиях Антон Павлович изображен в белоусовских пиджаках. В 1899 Телешов, Белоусов и другие московские писатели основали знаменитую «Среду», — литературное объединение, воспитавшее многие таланты — Андреева, Куприна, Бунина, Зайцева, Вересаева, Серафимовича. Но прославился Белоусов не как поэт, — разумеется, и не как портной! — главным итогом его творчества стали бесценные воспоминания «Ушедшая Москва», в которых он рассказывает о многих своих современниках и друзьях — о Толстом, Чехове, Короленко, Златовратском, Горьком, Дрожжине, Глаголе, Грузинском и других.

Оказался именно на этом кладбище И. А. Белоусов самым естественным образом: в последние годы он жил на Соколиной улице за Семеновской заставой. Увы, перезахоронить его никто не позаботился. И эта ценнейшая в московском некрополе могила безвозвратно исчезла.

Был похоронен на Семеновском кладбище и еще один писатель, участник «Среды» и добрый знакомый Белоусова — Лев Аркадьевич Хитрово (ум. в 1926).

Здесь же находилась и могила крупнейшего русского ученого физиолога Алексея Александровича Кулябко (1866–1930). Ему в 1902-м впервые в мире удалось оживить сердце человека, спустя двадцать часов после смерти.

Президиум Моссовета в 1935 году постановил ликвидировать Семеновское кладбище. Для чего городу это потребовалось, трудно даже предположить. Ладно бы кладбище находилось близко к центру и мешало каким-то градостроительным задачам. Нет, это, конечно, тоже не причина ополчиться на могилы, но все-таки в этом была бы некоторая логика. Но Семеновское в 1930-е годы считалось дальней московской окраиной. По соседству с кладбищем, были пустыри, огороды, ветхое жилье — строй, как говорится, не хочу, если московской власти так уж нужны были новые пространства для городской застройки. Но нет, потребовалась именно территория кладбища. После этого постановления тридцать с лишним лет кладбище не ликвидировали, но и не хоронили там никого. За это время многие надгробия были вывезены — либо для вторичного использования на других кладбищах, либо как ценный камень для нужд народного хозяйства. Ограды и металлические часовни пошли на переплавку. А в 1966 году Семеновское кладбище было окончательно уничтожено. Прямо по кладбищу прошел Семеновский проезд, разделивший его на две неравные половины, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, — именно там теперь сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися еще несколькими надгробиями. А в основном на территории кладбища теперь многоэтажные жилые дома.

image

Кладбище без могил

В сквере у Семеновской заставы, возле Воскресенской церкви так до сих пор и лежат многие погребенные. И сотни людей ежедневно проходят по бывшим могилам. Понятно, от самих могил не осталось и следа, но кости-то человеческие никуда не делись, они так и лежат в трех аршинах от поверхности.

Встречаются иногда у нас в жизни некие загадочные обычаи прошлого, которые современному человеку часто непонятны. Например, перед входом в некоторые православные храмы, чаще всего монастырские, прямо в полу устроены могилы. Сверху они прикрыты чугунными плитами со всеми полагающимися надписями. И почти все, кто входит в храм, наступают на эти плиты. Кое-кто, правда, иногда смущенно обходит их, выбирает, как бы поставить ногу так, чтобы не коснуться плиты, — это же надгробие, под ним покоится умерший! и кто только додумался положить его на самом проходе?! Зачем?! Но этот совестливый и в высшей степени вежливый человек, старательно обходящий надгробие, не подозревает даже, что он тем самым нарушает последнее предсмертное желание погребенного здесь. А дело в том, что по старинному обычаю погребение в таком неудобном, казалось бы, месте, как в полу при входе в храм, считалось высшим человеческим смирением, этаким подвижничеством после смерти. Предположим, человек был праведником при жизни, и, почитая самоуничижение, как путь к спасению, он и после смерти не хотел оставлять этой душеспасительной добродетели. Или, напротив, при жизни он не был безупречным христианином, но уже похоронить завещал себя так, чтобы могила его была «попираема», и, таким образом, на Небесах его ждала бы награда за редкостное смирение.

На оставшемся незастроенном куске Семеновского кладбища «попираются» теперь все могилы. И не только людьми, но и друзьями человека. Пусть же все, кого это смущает, утешатся, — погребенных здесь за посмертное их невольное уничижение ждет, по поверью, награда на Небесах.

Архитектурным памятником Москвы признается храм Воскресения Христова на «Семеновской» (станция метро). Здание собора было возведено в 1855 году на территории Семеновского кладбища. В том же году, 17 июля, он был освящен первоиерархом РПЦ Филаретом. Храм открыт для прихожан и по сегодняшний день.

Общие сведения

Под четким руководством купца Мушникова был возведен храм Воскресения Христова (на «Семеновской»). Фотографий, на которых запечатлен собор в первозданном виде, не сохранилось. Однако, несмотря на существенные разрушения храма в начале XX столетия, а также эксплуатацию культового здания в качестве ремонтного комбината, облик его мало изменился.

В середине XX века Семеновское кладбище было полностью разрушено. На месте бывшего погоста разбит сквер. Возрождать храм Воскресения Христова на «Семеновской» начали лишь в 1996 году, когда культовое здание было передано РПЦ. Восстановительные работы и реконструкция начались лишь в 2000 году. От былой красоты собора остались 2 фрески, однако из-за хрупкости и большого процента разрушений сохранить свидетельства XIX века не удалось. Было принято решение о новой росписи храма, которая была успешно завершена в 2006 году.

Режим работы

Безусловно, одним из самых излюбленных мест у православных является храм Воскресения Христова на «Семеновской». Расписание богослужений с точным временем и по датам можно узнать на официальном сайте собора.

Если говорить в целом, богослужения проходят ежедневно. На территории храма совершают молебны о здравии, а также панихиды по усопшим. Главное отличие собора от других заключено в том, что именно здесь воплощена древнейшая традиция – духовное пение. Божественную литургию исполняют не только священнослужители, но и обычные прихожане. Чтобы принять участие в пении, достаточно получить у регента лист со словами и нотами литургии.

Социальная работа

Социальная направленность деятельности выделяет из общей массы культовых зданий храм Воскресения Христова (на «Семеновской»). Отзывы прихожан о кризисном центре носят положительный оттенок.

Он был открыт в 2006 году после благословения Алексия II – патриарха Московского и всея Руси. Здание располагается на Патриаршем подворье. Получить психологическую помощь могут как взрослые, так и дети. Помимо этого, профессиональная поддержка будет оказана верующим любых конфессий, а также атеистам.

Основной упор сделан на помощь людям, которые находятся на первый взгляд в безвыходных ситуациях. Служащие церкви, профессиональные психологи оказывают поддержку прихожанам, которые потеряли близких людей. Не остаются без внимания и люди, которые больны соматическими заболеваниями, имеют посттравматическое расстройства или были заложниками террористов, участниками природных катастроф, техногенных аварий.

Молодежный центр

Храм Воскресения Христова на «Семеновской» идет в ногу со временем. Именно поэтому на территории подворья организован молодежный центр. Православная организация проводит различные мероприятия, которые не только наставляют на путь Божий, но и наполняют сердца молодых людей добротой и любовью.

В частности, молодежный центр организовывает встречи мужчин и женщин, которые нацелены на создание семьи и рождение детей. Благодаря поддержке верующих осуществляются паломнические поездки по святым местам, туристические походы, совершаемые по выходным дням. Кроме того, на территории организован Евангельский кружок, где анализируются Божественные писания.

Распространены в организации и всевозможные мероприятия, которые проходят по крупным праздникам. Участие в них могут принимать все желающие, которые изъявили желание помочь прихожанам.

Воскресная школа собора

Храм Воскресения Христова на «Семеновской» занимается образовательной деятельностью, которая позволяет прихожанам понять суть православной веры. Посещать занятия могут дети от 6 до 13 лет. Весь образовательный процесс в воскресной школе происходит по типу диалога. Это позволяет детям не только узнать теоретическую основу православия, но и задать все интересующие вопросы, носящие практический характер.

Для удобства проведения занятий на территории воскресной школы организована библиотека, есть широкая видеотека. Программа занятий включает изучение Закона Божьего, Нового Завета, истории РПЦ, а также техники песнопения. Имеются дополнительные курсы по изучению русского и английского языков, а также кружок рукоделия.

Храм Воскресения Христова – это не только культовое здание РПЦ, но и полноценный социальный центр, который позволяет полностью реабилитироваться страдающим и нуждающимся в помощи людям.

  • Организации Москвы
  • Православные храмы в Москве
  • Патриаршее подворье Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище

← Православные храмы в Москве

  • Информация об организации
  • Контактные данные

Организация Патриаршее подворье Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище находится в Москве и расположена по адресу Измайловское шоссе, 2. К сферам деятельности данной организации можно отнести следующие виды: Православные храмы. Чтобы связаться с сотрудниками организации, вы можете позвонить по телефону +7 (499) 369-19-23 и уточнить у них любую интересующую вас информацию. Кроме того, вы можете посетить сайт фирмы http://nasemenovs.com и попытаться найти нужную информацию там. Режим и время работы организации: ежедневно, 8:30-19:30. Так же в Москве в сфере Православные храмы работают следующие организации:

Контакты

ежедневно, 8:30-19:30 +7 (499) 369-19-23 Сайт: http://nasemenovs.com Москва, Измайловское шоссе, 2 Православные храмы Москвы Вы можете сообщить об ошибке или о закрытии организации Для привлечения внимания поднимите карточку на 1-ю позицию в категориях

Отзывы и комментарии

Пожалуйста, оставьте небольшой отзыв о Патриаршее подворье Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище. Опишите ваши впечатления от работы данной компании и помогите другим людям понять, стоит ли обращаться к услугам этого предприятия. Для сообщения об ошибках в описании компании воспользуйтесь формой обратной связи.

Администрация сайта bizly.ru не несет ответственности за комментарии, оставленные пользователями на страницах сайта с использованием виджета сторонней социальной сети. Используя сайт и оставляя комментарии, вы соглашаетесь с тем, что несете за них персональную ответственность.Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Православный храм
Храм Воскресения Христова
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания XIX
Дата постройки 1855 год
Состояние действует
Сайт [www.nasemenovs.com/ Официальный сайт]

Координаты: 55°46′47″ с. ш. 37°43′08″ в. д. / 55.77972° с. ш. 37.71889° в. д. / 55.77972; 37.71889   

Храм Воскресения Христова на бывшем Семёновском кладбище — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Посвящён празднику Воскресения Словущего. Подворье Патриарха Московского и Всея Руси; Подворье Среднеазиатской и Ташкентской Епархии.

Храм расположен в районе Соколиная Гора, Восточного административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь Воскресения Христова; приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный), в честь святого равноапостольного князя Владимира (южный), в честь святителя Николая (на хорах).

История

История района

Соколиная гора — старый район Москвы, история которого насчитывает более 300 лет. Здесь находился двор Алексея Михайловича, где обучали царской охоте соколов и кречетов. Однако местность чаще всего именовалась «Семёновское» — во времена Петра I, здесь появилась Семёновская солдатская слобода. В конце XVIII — начале XIX веков владения военных вытеснили дворы купцов и мещан, начали появляться первые кирпичные заводы, ткацкие фабрики и скотобойни.

В районе было своё кладбище. Скорее всего, оно являлось ровесником Семёновского села. Семёновское кладбище было единственным «нечумным» в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. Возможно, самыми ранними из известных упокоенных здесь были родители А. Д. Меншикова, ближайшего соратника Петра I. При том, что здесь имелось несколько могил довольно известных и высокопоставленных людей, Семёновское кладбище никогда не считалось престижным местом упокоения. В 1916 году историк А. Т. Саладин так писал о нём: «Памятники Семёновского кладбища более чем просты, почти бедны, надписи на них не будят никаких воспоминаний».[1]

Строительство храма

В 1855 году у Семёновской заставы был построен храм Воскресения. Большую часть средств на строительство пожертвовал купец М. Н. Мушников. Освящение храма было совершено 17 июля 1855 года самим митрополитом Филаретом. Он представляет собой двусветный четверик с одной главой и с невысокой шатровой колокольней. Необычным в храме является то, что колокольня не вынесена за пределы собственно храма как самостоятельный архитектурный объём, а расположена с запада над самим же четвериком и напоминает скорее вторую, асимметричную главу, нежели колокольню.[2]

Первый настоятель храма, протоиерей Александр Сергиевский, был похоронен в 1877 году. Здесь покоился и его сын протоиерей Николай Сергиевский (1827-1892). Он был протопресвитером Успенского собора в Кремле, настоятелем университетского храма св. Татианы и профессором богословия, логики и психологии Московского университета.

Следующим за о. Александром Сергиевским настоятелем храма был о. Константин Остроумов (1827-1899). Этот батюшка прославился как основатель первого в Москве общества трезвости.

В 1899 году настоятелем храма стал русский православный богослов, публицист, церковный историк Сергей Дмитриевич Муретов. В 1917 году Сергей Дмитриевич упоминается как настоятель храма. В этом же храме служил сын Сергей Дмитриевича — протоиерей Сергей Сергеевич Муретов, он жил в одном доме с отцом, по адресу: Большая Семёновская улица дом 60.

К концу XIX века население Соколиной горы значительно увеличилось. В 1905 году жителями Благуши (соседний район) было возбуждено ходатайство перед Высокопреосвященнейшим Владимиром, митрополитом московским, о назначении к храму Воскресения Христова на Семёновском кладбище особого причта, который мог бы окормлять благушинских прихожан. Ознакомившись с ситуацией в этом районе митрополит Владимир принял решение о строительстве ещё одного храма. 29 июня 1911 года Храм Димитрия Солунского на Благуше был освящён.[3] При храме действуют Воскресная школа для детей и взрослых, проводятся Катехизические беседы, осуществляют свою деятельность Православный Кризисный Центр (Центр Кризисной психологии), где оказывается квалифицированная психологическая помощь детям и взрослым, переживающим тяжелое горе в связи с потерей близких, кризис семейных отношений, потерю смысла жизни и др.. Кроме того, при храме функционирует Молодёжный Центр во имя святой великомученицы Екатерины, в рамках которого проводится множество мероприятий: совместные паломнические поездки и празднования, встречи с психологами, ставшие уже традиционными встречи с настоятелем, архимандритом Августином (Пидановым). Приход храма ведет активную социальную деятельность. Богослужения в храме совершаются ежедневно. Регулярно служатся молебны о здравии и панихиды по усопшему о упокоении. По благословению настоятеля, о. Августина, возрождена древняя благочестивая традиция, пришедшая к нам ещё от апостольских времён – пение Божественной Литургии всем народом (общим хором прихожан). Особые святыни храма:

  • икона блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей (написана с мозаичного образа XIV века, находящегося в соборе города Чефалу на острове Сицилия (Италия);
  • икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей;
  • икона с частицей мощей святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии Муромских чудотворцев.

Духовенство Настоятель храма, архимандрит Августин (Пиданов)

Советский период

В 1929 году храм был закрыт, где до 1941 года функционировала контора Семёновского кладбища, а затем ремонтно-механический комбинат. Здание неоднократно перестраивалось. Купол и колокольню разобрали. Поскольку храм был двусветный, это позволяло новым его владельцам устроить второй этаж. Постановлением президиума Моссовета в 1935 г. Семёновское кладбище было закрыто для захоронений. Ликвидация кладбища велась поэтапно. В 1936-37 гг. ликвидирован военный некрополь в южной части кладбища. В 1938-41 гг., в ходе расширения территории завода «Салют» и образования Семёновского проезда снесены надгробья центральной части кладбища. В 1966 г., на месте могил, в северной части кладбища, где находится храм, был разбит сквер. В 1993 г. здание храма возвращено Русской Православной Церкви. С 1998 года в нём проводятся богослужения.

Фотографии

  • Church of the Resurrection of Christ in Semyonovskoye Cemetery 20.jpg

    Храм Воскресения Христова

  • Church of the Resurrection of Christ in Semyonovskoye Cemetery 30.jpg

    Храм Воскресения Христова

См. также

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий