Схимонахиня Ольга (Диаконова) — о пути к Богу и архимандрите Ермогене /в схиме Тихоне/ (Муртазове)

Толкование

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище
Православный храм
image
Страна Россия
Город Москва, Большой Калитниковский проезд, 11
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия 
Благочиние Покровское благочиние 
Автор проекта Николай Козловский
Строительство 1834—1836 годы
Состояние действует

Координаты: 55°43′59.42″ с. ш. 37°41′19.49″ в. д. / 55.733173° с. ш. 37.688749° в. д.   55.733173, 37.688749

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость на Калитниковском кладбище (Скорбященская церковь) — православный храм на Калитниковском кладбище на юго-востоке Москвы. Относится к Покровскому благочинию Московской городской епархии.

История

Кладбище было основано в 1771 году за пределами города, когда после эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, а в январе 1773 году на нём была освящена первая деревянная церковь. Она сгорела, новая (с приделом Боголюбской Богоматери) была построена в 1780 году.

Существующая каменная церковь была построена в 1834—1838 годах по проекту архитектора Н. И. Козловского.

В конце XIX века церковь была перестроена. В 1890-е годы отделка интерьера церкви (ризница, иконостас) осуществлена архитектором И. Т. Барютиным.

В стенах храма похоронена блаженная старица схимонахиня Ольга.

в XX веке

В 1905-1912 годах церковь была обновлена изнутри, но придельные иконостасы сохранились старые.

В 1930 церковь не закрывалась, но попала в руки обновленцев и в 1937 году стала одной из 7 обновленческих храмов столицы. Возвратилась в Патриархию вместе с другими кладбищенскими храмами Москвы в 1944 году.

Приделы

  • Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (главный)
  • Св. блгв. князя Александра Невского
  • Свт. Николая

Святыни

  • икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
  • икона с 40 частицами мощей разных святых

Галерея

Ссылки

Смотреть что такое «Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище» в других словарях:

  • Праздник иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» — Как повествует старинная церковная летопись, вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, жившая в Москве на Ордынке, долгое время страдала неизлечимой болезнью: у нее была незаживающая язва в боку. Рана была так велика и столь… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Liste der Kirchen in Moskau — Die Liste der Kirchengebäude in Moskau (Russland) beinhaltet Gotteshäuser beliebiger christlicher Konfessionen. Die Liste ist auf einzelstehende geweihte Kirchen und Kathedralen beschränkt, sodass beispielsweise entwidmete ehemalige Kirchen nicht …   Deutsch Wikipedia

  • Таганский район — Муниципальное образование Таганское Герб …   Википедия

  • Большой Калитниковский проезд — Москва …   Википедия

  • Покровское благочиние (Московская городская епархия) — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Московская епархия …   Википедия

  • Козловский, Николай Ильич — Николай Ильич Козловский Основные сведения Гражданство Российская империя Дата рождения 1791 год(1791) …   Википедия

Это случилось на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге 27 февраля 2021. Православная общественность уже достаточно обсудила всё, даже правдивость движения зрачков рассказчика. Так что в отличии от других публикаций этого цикла добавить что-либо трудно и тут большей частью компиляция. Очевидцем явления стал молодой человек по имени Клауд Роммель, шесть лет работающий при лавре смотрителем кладбища. Рано утром он встал на обход, и его внимание привлек яркий свет возле одной из могил. Клауд решил, что это что-то жгут хулиганы, взял в руки дубинку и пошел разбираться. Однако, когда он приблизился к свету, то понял, что светом оказался светящийся человек, в котором узнавался Иоанн Кронштадский. В руках о. Иоанна была книга, предположительно Евангелие, которое светилось особенно ярко, и он двигался по направлению к выходу с кладбища. Клауд потянулся за телефоном, чтобы все это снять и потом, когда он это будет рассказывать, его не приняли за дурачка. Еще пока он разблокировал телефон, видение было видно. Но как только он поднял смартфон, раздался какой-то хлопок, и Иоанн исчез, оставив после себя только наполовину торчащую из воды фотографию: Клауд поднял фотографию за торчащий уголок и был поражен материалом, из которого она состояла — она как бы тянулась за рукой хвостом из мелких фрагментов, которые потом собирались в одно целое, когда рука останавливалась. Тогда Клауд схватил фото двумя руками и стал запоминать и заносить в телефон, после чего решил фото сфотографировать. Но в ответ фото распалось на фрагменты и исчезло. Фото представляло собой групповой портрет в стиле изображений, которые делали ателье начала прошлого века. Каждый человек на фото был курсивом подписан своим именем. А внизу фото была надпись в старой орфографии. Всего там было 12 человек, словно апостолов. В центре внизу, как бы предводителем, причем в императорской форме, изображен старейший член этого собрания, боярин Андрей Кобыла — родоначальник рода Романовых, который крестился на Руси во время правления князя Александра Невского (а само явление, напомню, произошло именно на территории Александро-Невской Лавры в год 800-летия со дня рождения Александра Невского). Также там были: Иоанн Сергеев — святой праведный Иоанн Кронштадтский, чудотворец, связанный со святой царской семьей. Елизавета Несвицкая — жена-сестра праведного Иоанна Кронштадского. Анна Сергеева — схиигумения Ангелина — духовное чадо Иоанна Кронштадского, настоятельница Иоанновского монастыря, связанная духовно и с Дивеевской первоначальницей Александрой, и с первой настоятельницей Шамординской обители схиигуменьей Софией. Матфей Татомир — местночтимый петербургский праведник, родом из Каменец-Подольского района. Материалы для его канонизации собирает как раз Клауд Роммель. Им собраны примерно 1800 свидетельств помощи людям, обратившимся к Татомиру. Любовь Лимонштайн — крестная дочь блаженного старца Матфея. Поселилась близ Александро-Невской Лавры и ухаживала за могилой святого. Александр Павлович (Федор Кузьмич) — император Александр Первый, праведный томский старец. Считается, что на оставление Престола и старчество его благословил преподобный Серафим. Николай Мотовилов — служка преподобного Серафима Саровского, блаженный (со слов прославленных дивеевских святых), автор потрясающих воображение мемуаров как о себе, так и об о. Серафиме. Матфей Демин — иеромонах Мелетий (брянский подвижник, духовник хранительницы Локотской иконы Божьей Матери). Готовятся документы к его канонизации. Родился в многодетной семье в селе Столбово (ныне Брянской области). Название свое, по преданию, оно получило от явления огненного столпа. Крестьяне, приняв его за пожар в лесу, устремились туда и увидели икону Николы Чудотворца на дубовом столбе, от которого шел свет до неба. За разъяснением обратились к старцу, жившему неподалеку на берегу озера. Старец ответил: «На месте сем родится великий Божий угодник, столп православия». Был духовным чадом и почитателем старца отца Иоанна Кронштадтского. Его сестры трудились в коммуне у Св. Иоанна Кронштадтского. Его самого в юности хотели женить, привезли невесту, а он сбежал и прятался в стогах. О. Иоанн сказал сестрам, чтоб его привезли к нему. Приехав, он увидел во сне, что о. Иоанн сказал, чтоб утром он подошел к чаше первым. Народу было очень много. И Матвей подумал, что и последним не сможет подойти. И чудом оказался у чаши. О. Иоанн подарил ему сапоги, он их сберег. После революции Матвей состоял в кружке почитателей о. Иоанна. Дважды был приговорен к расстрелу. Один раз пули не попадали, сказали, чтоб завязали глаза, подумали, что он гипнотизер, но пулемет сломался. Он прожил долгую и трудную жизнь. Обладал прозорливостью. В 1940-х приговорен к 25 годам лагерей. По словам верующих, наблюдается мироточение на могиле старца и исцеления по молитвам ему. Иван Руднёв — митрополит Иоанникий (поочередно Арзамасский, Грузинский, Московский и Киевский), местночтимый киевский святой, прославленный в 2016 году собором УПЦ. Короновал императора Александра III. Василий Муравьев — святой преподобный Серафим Вырицкий. Ольга Нетронина — схимонахиня Серафима Вырицкая, супруга преподобного Серафима Вырицкого, предположительно царского рода. ПОСЛАНИЕ Спасение России КАКОВЕДИВЕДИ лето. То есть спасение России — в год 2022 (тут сделана запись цифр буквами, а лето — это не буквально лето, а год). Посмотреть 30-минутное видео. А теперь толкование. Погруженная в воду фотография — это привычная символика. Погружение в воду — символ забвения. Собственно Крещение в воде происходит именно для оставления, забвения совершенных грехов. Наполовину погруженная в воду фотография с праведниками — это наполовину забытые праведники. Доставание фотографии из воды — это просьба вспомнить о них. Это первый смысл видения и его уже совершившегося действия — теперь все вспоминают, кто эти 12 человек и как они друг с другом связаны. Второй смысл видения: спасение России, как бы его не понимать. Как минимум, мы узнали, что у Творца истории есть какой-то замысел о России, причем его исполнение может начаться уже через год (а может и позже, ведь сроки в подобных пророчествах, как греческих, так и русских, всё время отодвигаются почему-то). Что это за замысел, узнать, естественно, нельзя. Единственный намек (через личность Андрея Кобыла), что это замысел может быть монархическим. А может быть спасение России будет в антиэкуменизме, противостоянии модернизму и лжерелигиям (на примере послания соответствующего 3 Книге Ездры 11–12 главы; когда лукавого орла обличает во зле лев из леса). На 2022 год запланировано весьма настораживающее событие: Всемирная межрелигиозная конференция в России с участием глав государств и религиозных лидеров. Идея и место проведения конференции были одобрены резолюцией ООН. «Мы считаем целесообразной повести ее в России 21 мая 2022 года, приурочив ее к учрежденному Генассамблеей ООН Всемирному дню культурного разнообразия во имя диалога и развития и в завершение провозглашённого ЮНЕСКО десятилетия сближения культур», — сообщила на днях Матвиенко. Предыдущая подобная конференция прошла 6 марта 2021 под председательством папы римского в Уре Халдейском (родном городе Авраама, что находится чуть более, чем в 300 км южнее Вавилона). Господь призвал Авраама в Уре Халдейском и велел ему там оставить дом отца своего. Об этом однозначно свидетельствует в своей речи перед синедрионом диакон Стефан: Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: «выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего» (Деян. 7:2–3). Дальше диакон Стефан говорит, что Авраам вышел из земли Халдейской (из Ура) и поселился в Харране, где пребывал вместе с отцом. Книга Бытия утверждает, что Фарра сам переселяется из Ура в Харран и берет с собою Авраама и других от дома своего. О Богоявлении Аврааму в Уре Халдейском ничего не говорится (Быт. 11:31)… Вероятно, замысел темных сил в том, чтобы подобные нечестивые сборища проводить не в Амстердаме или Сан-Франциско, а в духовных центрах мира, главным из которых ныне можно считать Москву. Осталось узнать, кто такой Клауд Роммель? Парень под 30 лет, без вредных привычек, предпочитает саморазвитие. Обычно он всегда занимался какой-нибудь деятельностью, которая приносит пользу ему и окружающим людям или животным. Так парень тише травы, ниже воды, о себе разговоров не любит. Но характер специфический. Скорее всего сирота. В 2014 с конца весны был на Донбассе, занимался своим любимым делом: помогал детей перевозить, людей, подхалтуривал на перевозках периодически, потом был в составе уже боевых подразделений, но так, более для массовки, так как его интересовали благотворительность, волонтерство. По рассказам его сослуживцев узнал, что контузило парня снарядом, когда они попали в засаду. А вернувшись в часть спустя какое-то время, ребята что-то косякнули и отправили его одного, а тот сел на автостанции не в тот автобус, причем колобродил долго, не сумев добраться до Ростова, видимо плохо стало. В итоге всё это привело к тому, что доехал он не в ту сторону, а прямо на блок-пост Украинской армии, частично в форме ополчения ДНР. Попав таким вот глупым путем в плен, пробыл он, конечно, там не сильно долго, меньше суток, но живого места на его теле не было, причем он так разозлил солдат, что они просто его решили пристрелить по-тихому в лесу. Помогла Библия, что он носил с собой, в том плане, что он походил на блаженного священника — с таким не хотели возиться, проще стрельнуть и выкинуть. В итоге уже к моменту расстрела что-то пошло не так — его скинули с холма, и какой-то дедок местный чудом доставил его до территории армии ДНР, а там пару хороших ребят уже его подлатали и — до Ростова. Состояние у него было печальное в плане повреждений, но тянул свою философскую планку, что медицина тут слабовата будет, надо идти другим путем. Просил нас помочь добраться ему до Мцхеты, что сделали не очень охотно, муторно, но поддались. И не зря это было — уже оттуда вернулся в состоянии намного лучше, правда с лозунгами: православие — это жизнь и истинный путь, и с явной любовью к Христу. Как он заживил за два месяца такие повреждения, никому не известно — у него даже правый глаз вообще не видел, что-то отошло там, повредилось. Духовник Клауда с его слов — в Грузии. А 27 февраля празднуются разные святые и среди них Илларион Грузин — духовник духовников на Афоне середины 19 века. Верный слуга последнего Грузинского Царя и столь же крепкий духовный щит Русского Царя. Так что возможно, что дата обсуждаемого события не общезначимая, а личная. Далее он отправился (или вернулся) в свой любимый Петербург. Несмотря на то, что стал набожным человеком, в целом суть не изменилась — также любил детей, кошечкам помогал, чем-то занимался понемногу и периодически соблазнял девушек. Проблема оставалась в физическом состоянии тела. Однако к 2017 году у него вообще не было никаких следов от былых травм, от которых обычно дохнут лет так через 5–10. Но помудрел парнишка знатно, и тогда его начали называть уже Стариной Клаудом. К 2018 году, как рассказывала его бывшая девушка, в общем-то он неплохо поддерживал порядок на Никольском кладбище, хоронил людей разных, в том числе и священников, молился за них, а также находится в послушании у достаточно авторитетных чинов православной церкви, но каких именно, никто не знает. В 2019 году Старина Клауд радовал старых знакомых: жизнерадостный парень, в коллективах пользуется определенный уважением и, наверное, даже нехилым авторитетом, в том числе и среди верующих. Скромный, любит постоянно зачем-то дурачка из себя строить, что вызывает двоякое ощущение. Но вот нравится его такая черта, что о каких-то заслугах узнаешь от других, но не от него лично, как, например, от сослуживцев, которым он помогал в Донецке, и вроде как жизни солдат спасал не раз даже, или о его человечной деятельности в Питере. Бога этот упертый точно любит, как и православие. Нарушений закона нет и даже элементарных штрафов за что-то. Своих не кидает. Политикой не интересуется. Ему больше нравится мир во всем мире, Иисус и собой заниматься, поститься там и другое подобное блаженство разума. Общаться с ним по духовным темам приятно: говорит по делу и порой очень метко. Если там что-то с неба и бабахнуло на кладбище в Петербурге, лед растопило и фото передало, не сильно удивляет, что именно Старина Клауд там рядом ошивался. Он в свое время муравьев любил гонять силой мыслей, заставляя их двигаться так, чтобы они выстраивались в буквы на асфальте. И собственно поблагодарил его Иоанн Кронштадский за что? Как минимум за труды по канонизации Матфея Титомира, а как максимум — за все полезные дела его жизни. Некоторые другие истолкования: Смерть муэдзина св. Софии Еще два знамения конца США Камень, упавший из стены Звуки ангельских труб После сретения метеорита с Уралом Причина отречения Бенедикта и молния авансом для следующего Черный ворон, что ты вьешься? Новость, которая для Америки «дурно пахнет» Гроза над Новым Вавилоном Навстречу волчьему собору или почему патриарх упал в обморок? Знамение в Чево перед канонизацией папы Вавилонские башни Природные катаклизмы Массовая гибель рыб в Калифорнии Про вчерашнее знамение в Ватикане Когда свеча гаснет Афонское напоминание Победа над Ливийским царством

В предыдущих заметках я описал в подробностях свою поездку в Черногорию и Сербию, рассказал предысторию о знакомстве и дружбе с ребятами из Черногории. Но до самого отлёта из Москвы тоже была интересная преамбула, о которой жалко не рассказать.

image

Поскольку прямых рейсов из Питера в Белград и в Черногорию нет, то нам пришлось брать билеты из Москвы. Но это обстоятельство нас не огорчило, а наоборот, порадовало, так как в Москве у меня живёт много замечательных друзей, которых Костя тоже знает. Каждый раз встреча с ними – огромное удовольствие, поэтому мы специально взяли билеты так, чтобы дня два побыть в Москве, а потом лететь на Балканы.

Итак, выехали мы из Питера в Москву вечером 2 июля. Утром добрались до станции метро Владыкино, где работает мой друг Павел Ермилов, оставили у него на работе вещи и пошли по Москве выполнять культурно-историческую программу, которая у меня была намечена заранее.

Путь наш лежал на этот раз на Калитниковское кладбище, а главная цель – разыскать могилу моей любимой актрисы, Народной Артистки СССР Евдокии Дмитриевны Турчаниновой. Те, кто хорошо меня знают, знают и как я люблю творчество Турчаниновой. Рассказать об этом замечательном человеке в двух словах никак невозможно. Я о ней писал отдельно, причём несколько заметок. У меня собраны все книги, где упоминается Турчанинова, фотографии её ролей, все видео- и аудиозаписи её ролей – то, что мне удалось найти. Но вот на могиле любимой артистки побывать ни разу не удавалось. Вот почему мы и решили с Костей воспользоваться пребыванием в Москве, чтобы посетить Калитниковское кладбище. Оно, конечно, не так известно, как Новодевичье, или, например, Ваганьковское, находится поодаль от центра Москвы.

Евдокия Дмитриевна Турчанинова

Евдокия Дмитриевна была Народной Артисткой СССР, выдающимся человеком, и имела все права быть похороненной на Новодевичьем. Но есть маленькое но. Она была в нескольких поколениях коренной москвичкой, её предки жили здесь не одно столетие, и их родовой усыпальницей было как раз Калитниковское кладбище. Там похоронены родители Евдокии Дмитриевны, дедушки и бабушки, сестра. Поэтому и себя она завещала похоронить именно рядом с родными. Зато для Калитниковского кладбища могила Турчаниновой стала «приобретением» — не каждое скромное кладбище может «похвастаться», что имеет среди своих захоронений могилу Народной Артистки СССР. Понимаю, что это ерунда, но с точки зрения утилитарной какой-то смысл в этом есть. Больше почти ничего об этом кладбище я не знал. Прочитал ещё в интернете, что в 1920-е годы оно было рассадником обновленчества, и именно в храме иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость, находящейся на этом кладбище, служил обновленческий «митрополит» Александр Введенский.

Зашли мы с Костей на кладбище. Оно довольно небольшое по московским меркам. По указателям сразу стали искать, где же Евдокия Дмитриевна? Стрелочка показывает в центр кладбища, а там довольно глухо – деревья, старые могилы, высокая трава. Прошли в одну сторону – нет, пошли обратно. Смотрим внимательно. Наконец-то находим: всё семейство – сама Турчанинова, её родители, дедушки, бабушки, сестра Мария Дмитриевна. Только могил мужа и дочери Евдокии Дмитриевны я не видел – очевидно, они похоронены в другом месте. Зашли в оградку, постояли, почтили память великой дочери России. Присели на скамеечку. Такое чувство, что сами пообщались с ней. Центр Москвы, кругом дороги, метро, машины, толпы людей, а здесь – тишина, прохлада под сенью старинных деревьев – есть о чём подумать. Всегда люблю ходить по старинным кладбищам.

Могила Евдокии Дмитриевны Турчаниновой

Долго мы там были, с полчаса. Потом пошли потихоньку к храму. С интересом обнаружили возле храма могилы самого Александра Введенского – в епископской митре и без бороды – на фотографии. Очень красноречивый образ. Но ещё красноречивее была огромная колючка, куст чертополоха, который рос прямо из центра его могилы. По краям от него похоронены два его сына, которые были священниками обновленческой церкви, но потом вернулись в лоно матери-церкви через покаяние. Помню, кажется, у отца Тихона (Шевкунова) есть рассказ о встрече с дочерью Введенского, которая каялась за грехи отца. Постояли, посмотрели, пошли дальше.

Недалеко от его могилы похоронена блаженная схимонахиня Ольга, прожившая 102 года (1871-1973). Рассказывают, что она всегда ходила по Москве, и если видела, что идёт человек в дурном настроении, просила его помочь донести ей сумку. И как только человек немного шёл с ней рядом, сразу же уходила тяжесть с души, и он становился веселее. Зашли мы и в храм, помянули в записочке Евдокию Дмитриевну и всю её семью. И ещё купили с Костей себе на память обложки для паспорта. Так что теперь каждый раз, когда достаю свой паспорт, с удовольствием вспоминаю Калитниковское кладбище и Евдокию Дмитриевну Турчанинову.

Продолжение следует.

Вадим Грачев

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Перед Балканами: Москва

Как я провёл лето: Москва-Словакия

Кладбище названо в память старинного села Калитники, располагавшегося прежде за Покровской заставой. Названо в честь князя Ивана Калиты, которому село и принадлежало. Места эти считались глухими, гиблыми. За селом простирались болота — Карачаровское и Сукино. Кладбище было основано, как чумное. Хоронили на нем людей низких сословий. Родственники тех, кто разбогател, ставили основоположникам своего рода мраморные надгробия. Некрополь семейства Власовых Каменный ангел из того же некрополя Советский некродизайн: От родителей… Кладбище интересно тем, что там крайне малолюдно. Что неудивительно: добраться туда можно только на электричке или какими-то особыми маршрутами, известными родственникам усопших. Кладбищенский храм в честь иконы Пресвятой Богородицы известен чудотворным образом Богоматери Всех Скорбящих Радость. Вокруг церкви находится много могил священнослужителей. Особого внимания заслуживаем могила Блаженной старицы схимонахини матушки Ольги. Старица почила на 103 году жизни, век ее длился с 1871 по 1973 год. По преданию, блаженная много претерпела за веру, отсидела в лагерях, потом вернулась домой, на Таганку. Она ходила по всей Москве с котомками в руках и мешком на плече. Если случалось ей повстречать человека с лицом злым, печальным или унылым, она обязательно обращалась к нему с просьбой помочь донести поклажу. Ни один человек ей не отказал в ее просьбе. Едва человек брался за матушкины мешки и котомки, печаль и злоба оставляли его навсегда. Он подносил поклажу и шел дальше уже умиротворенным. Похоронили старицу под огромным мраморным крестом в заброшенную могилу. Там есть надпись, и каждый желающий может поставить ей свечку. Похоронен в Калитниках скульптор Афанасий Григорьев, построивший в Москве много особняков и городских усадеб. Спроектировал он и храмы: Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, Троицы в Вишняках, Троицы на Пятницком кладбище. Здесь же покоится прах скульптора И.С.Богомолова — соавтора Опекушина. Вместе они создали памятник Пушкину на Тверском бульваре.

Есть на кладбище большой цыганский некрополь, там покоится знаменитая певица Муза Васильевна Масальская: http://xn--80afhma1aipka1c6c.xn--p1ai/pamyat/lichnosti/2012-06-22-ushla-iz-jizni-muza-masalskaya/ И другие цыганские артисты: У них даже место для поминок есть: Ну и напоследок еще несколько фоток: деревянная дева с могучим плечом… Букет раффлезий (Рассказ о Калитниковском кладбище написан по мотивам статьи из книги Ю.Рябинина «Мистика Московских кладбищ»)

Одно из кладбищ Центрального административного округа Москвы и одно из самых знаменитых кладбищ столицы называется Калитниковским. О том, чем оно знаменито и каковы его особенности, пойдет речь ниже.

Общая информация

Государственное унитарное предприятие «Ритуал» заведует большинством столичных мест, предназначенных для погребений. Калитниковское кладбище — не исключение. Открыто оно было в 1771 году во время эпидемии чумы. Одновременно с ним в Москве открылись Рогожское, Ваганьковское, Даниловское и Введенское кладбища. Все они обязаны своим появлением этой страшной болезни, унесшей множество жизней в столице. Впрочем, в то время область, где находится сегодня Калитниковское кладбище, не была, собственно, московской, то есть городской территорией. Тогда там располагался поселок Калитники. Именно по его имени и было названо кладбище.

image

Церковь на территории кладбища

Когда-то на его территории стояла красивая деревянная церковь. Но случилось так, что она была полностью уничтожена огнем внезапно вспыхнувшего пожара. На ее месте в 1838 году был возведен другой православный храм. На этот раз церковь сложили из камня, и она существует до сих пор. Престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Проект этого сооружения разработал и подготовил архитектор Н. И. Козловский. Затем в конце 19 века церковь была перестроена, видоизменено ее внутреннее убранство. Интерьер и декор храма выполнили заново в соответствии с проектом архитектора И. Т. Барютина в 1890-е годы. В числе прочего переделке подверглись ризница и иконостас.

image

Захоронения на территории кладбища

До того как случилась революция 1917 года Калитниковское кладбище служило местом упокоения главным образом для крестьян из близлежащих сел. Также там частенько погребали торговцев и предпринимателей, вышедших из крестьянского сословия. Однако с приходом власти Советов на Калитниковском кладбище стали частенько хоронить представителей столичной интеллигенции. Среди них были как ученые, так и люди искусства – художники и артисты.

На этом кладбище очень много захороненных православных священнослужителей и монахов. О некоторых из них стоит сказать отдельно.

Во-первых, за алтарем Скорбященской церкви в комплексе семейного погребения расположена могила небезызвестного идеолога Обновленческой православной церкви в СССР митрополита Александра Введенского. Он скончался в 1946 году от паралича и погребен здесь возле своей матери Зинаиды Саввичны. В 1963 году здесь же была похоронена супруга первоиерарха Ольга Федоровна Введенская. А в 80-е годы последнее пристанище возле могилы отца обрели и двое сыновей митрополита.

image

Во-вторых, большим почитанием пользуется здесь могила одной из монахинь. Верующие называют ее блаженной старицей Ольгой. При жизни эта женщина была схимонахиней и отличалась своеобразным образом жизни. Сегодня ее почитатели собираются на Калитниковском кладбище, чтобы почтить память своей покровительницы и помолиться. Умерла монахиня Ольга в возрасте 103 лет.

Территория комплекса

Что касается размеров, то сегодня Калитниковское кладбище занимает территорию в 19 га земли, разделенную на две части оврагом. Обе половины кладбищенского комплекса поделены на тридцать участков. На некоторых из них до сих пор производятся захоронения. В частности, существуют территории, отведенные под родовые и семейные погребения. Они располагаются слева от главного входа в глубине кладбища. Кроме того, в настоящее время на территории погребального комплекса функционирует открытый колумбарий, предназначенный для захоронений праха в урне. Если по каким-то причинам нет желания пользоваться колумбарием, урну можно захоронить и в землю. На Калитниковском кладбище предоставляется такая услуга.

Если, войдя на территорию Калитниковского кладбища, повернуть направо, то можно выйти к мемориалу, посвященному воинам, павшим во время сражений в Великой Отечественной войне.

Чтобы посетители имели возможность ухаживать за могилами, на кладбище действует пункт проката инвентаря. Это позволяет не носить громоздкие инструменты с собой по городу из дома.

image

Калитниковское кладбище: как доехать

Многие люди, приезжая в Москву, хотят посетить Калитниковский погребальный комплекс. Это неудивительно, учитывая, сколько заслуженных деятелей там покоятся. Возникает закономерный вопрос у намеревающихся посетить Калитниковское кладбище — как добраться до этого места? Поскольку кладбище сегодня находится в черте города, сделать это очень просто. В непосредственной близости к кладбищу располагаются целых три станции метро: «Волгоградский проспект», «Крестьянская застава» и «Пролетарская». От любой из них до кладбища можно дойти пешком.

Калитниковское кладбище: часы работы

Посетить погребальный комплекс в Калитниках можно ежедневно с 9:00 утра. Закрывается оно в зависимости от сезона: с октября по апрель в — 17:00, а с мая по сентябрь в — 19:00. Захоронения совершаются ежедневно с открытия до 17:00 в течение всего года.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий