Как произносить молитвы за умершего мусульманина: тексты дуа

image

Вопрос: Каждый раз, когда я посещаю кладбище, становится неудобно из-за того, что не знаю дуа, которое там читают. И каждый раз делаю намерение выучить такую молитву, но потом забываю. Напишите, пожалуйста, дуа, которое читают при посещении кладбища.

Ответ:

Из сунны Пророка ﷺ до нас дошли ряд дуа, читаемые при посещении кладбиша. Приведём некоторые из них:

السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ

image

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ يَا أَهْلَ القُبُورِ، يَغْفِرُ اللَّهُ لَنَا وَلَكُمْ، أنْتُمْ سَلَفُنَا وَنَحْنُ بِالْأَثَرِ

Человеку, который намерен посетить могилы покойных, следует изучить и этические нормы посещения кладбища, вспомнить о том, что и сам он тоже умрёт и отправится туда, стремиться добиться довольства Господа, оживить своё чёрствое и порочное сердце, принести пользу покойному, прочитать возле него Священный Коран, совершить омовение прежде чем отправиться на зиярат, надеясь на то, что Всевышний примет его мольбу, прочитанную в состоянии ритуальной чистоты.

Дойдя до кладбища, необходимо остерегаться наступать на могилы ногой, следует вспомнить о тех, кто покоится в этой земле, и размышлять над этим. Размышлять над тем, как они покинули своих любимых людей и родственников, как истлели их органы тела в могилах, как их жёны овдовели и дети осиротели. Необходимо вести себя с ними так же почтительно, как вели и при их жизни. Необходимо поприветствовать их, прочитать там что-либо из Корана и затем мольбу.

Да примет Всевышний все наши дуа, и да простит прегрешения ушедшим в мир иной! Амин.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Вопрос: Добрый день. Живу в Казахстане. Когда проезжаем в автобусе мимо кладбища, местные жители раскрывают ладони рук и затем протирают лицо. Я спрашивала, какую молитву они читают. Отвечают, что молятся за тех, кто там захоронен, но конкретно никто не смог ответить. Какую молитву надо читать, когда едешь мимо кладбища? (Фарида)

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

По поводу того, что можно читать Коран и посвящать награду усопшим, написано множество авторитетных трудов. Ханафиты считают, что читать Коран для покойников на могилах или в других местах разрешено и при передаче саваба от прочтения, савабы будут записаны умершим. (См. Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Доказательством этому ученые приводят хадисы, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) закалывал животных от имени своей общины, говорил о разрешенности чтения суры «Ясин» за покойников, указывал на разрешенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника и говорил о разрешенности читать «Ясин» и «Ихлас» у могил. К этим ученым относятся почти все знатоки фикха ханафитского мазхаба, начиная от мухаддиса и факыха Айни (умер в 855/1451 г) и до Ибн Абидина (умер в 1252/1836).

Что же касается описанного вами случая, то это обычай, и в таких случаях как правило читают первую суру Священного Корана — «аль-Фатиха».

Дуа – молитвенное обращение к Всевышнему. Как посещение мечети, оно является неотделимой частью духовной жизни последователей ислама. Мусульмане совершают молитвы для различных случаев, в том числе и для облегчения участи души в потустороннем мире. Приходя на кладбище, родственники усопших читают Дуа при посещении могил.

В мусульманской вере важна забота о душе, ее участь после телесной смерти. Родственники покойного совершают обязательные дуа за умершего во время посещения могил, просят Аллаха упокоить дух, поселить его в раю, смягчить участь, простить грехи.

Вечная жизнь начинается с могилы. Душа покидает тело, но продолжает видеть, чувствовать, испытывать грусть, радоваться, переживать. Родственники могут высказать свои мысли умершему во время посещения его могилы.

Души усопших нуждаются в молитвах. После смерти все дела человеческие прекращаются, за исключением трех, награда за которые зачитывается и после смерти: постоянная милостыня, познания, от которых живущие имеют пользу и истинно верующие потомки, которые возносят молитвы за предков.

Мольба за ушедших близких напоминает спасательный круг, который не позволяет загробные мучения. Дуа потомков при посещении могил помогут возвысить праведников в глазах Аллаха.

Человек, обижавший живых родителей, приносивший им муки, но усердно совершающий дуа за них после смерти, посещающий их могилы может быть прощен Всевышним.

Мольбы живых за ушедших:

  • дойдут до умерших, принесут им радость;
  • облегчат долю души в загробной жизни;
  • принесут очищение живым.

Дуа важна для верных мусульман. Она не настолько бескомпромиссна как намаз. Молитву при посещении могил можно совершать на любом языке. Во время мольбы человек смирен, признает, что бессилен перед Всевышним, принимает посланное им – болезни, здравие, печали, радости. Верующий смиренно просит помощи, защиты. Мольбы читают в любое время.

Время скорби, прощания с ушедшим, часы посещения могилы покойных сопровождают обращением к Аллаху.

В момент кончины, когда усопшему закрывают глаза, совершают мольбу к Всевышнему:

Алаххумягъфир дярраджяттаху виль-маддийння уаххлювху фи аккъыбиххи филь-габбириня уггфирляня уа ляхху йа рабялль алляямин. Уаффси ляхху фи кабрихи уа няуир ляхху ффиих.

Аллах, прости усопшего, подними его степень, прости и нас, и усопшего, о Всевышний. Сделай могилу его широкой, освети ее для него.

  1. Тело заворачивают в саван, имам совершает заупокойный намаз.
  2. Покойного перекладывают в торбут, мусульмане используют гроб в редких случаях.
  3. Пока тело несут к могиле, совершают дуа.
  4. Необходимо читать дуа при входе на кладбище за похороненных.
  5. Обращаются к Аллаху за покойного с просьбой простить грехи, когда ляхд закрыт, могила засыпана.
  6. После погребения сопровождающие покидают кладбище, остается имам, он читает над могилой талкин.
  7. Мольбы совершают при посещении могил, дома умершего.

Во время погребения, при посещении могил соблюдают подобающую атмосферу. Мольбы читают тихим голосом с благоговением, не допуская мирских тем в разговорах, не допуская нарушения покоя мертвых. Для женщин наложен запрет присутствия на погребении, так как они могут не сдержать эмоций при прощании.

Посещение усопших – сунна. Ранее зияраты к могилам были запрещены по причине сильных языческих традиций. В дальнейшем посланник указал на желательность посещений кладбища. В зияратах скрыта мудрость. Человек думает о смерти и душе, возносит мольбы для усопших. Рядом с могилами крепнет сила веры истинного мусульманина.

Совершать посещение могил дозволено в любое время. На кладбище и возле него стоит приветствовать умерших так, как приветствовали при жизни. Затем надо вознести дуа к Всевышнему за усопших.

Айша передавала, что посланник Аллаха выходил на кладбище Аль-Баки и говорил:

Мир вам, находящиеся в мире верующих. Вы обрели то, что всем обещано. А завтра наступит наше время. И коли так решит Аллах, мы будем с вами. О, Всевышний, прости усопших.

На вопрос Айши о том, что говорить при входе на кладбище, пророк велел приветствовать лежащих в могилах, возносить дуа к Аллаху за них.

После захоронения присутствующие совершают мольбу о прощении Всевышним грехов усопшего.

Запрещено произносить суры из Корана во время похорон. Посланник Аллаха не возносил суры на месте погребения, и последователи на похоронах и при посещении могил читают дуа.

Текст дуа на похоронах произвольный, воздается благодарность Аллаху, просьба позаботиться о душе усопшего.

В мусульманской религии не разрешено проводить поминки. После похорон совершают мольбы за умершего, посещение святых мест, раздают милостыню, совершают хадж, читают дуа. Поминальные обеды – нововведение, которое не приветствуют истинные мусульмане.

Смысл дуа на похоронах возле могилы:

О, Всевышний, прости грехи его и освободи от мук могильных. Сделай милость ему, сотвори могилу просторной, освободи от прегрешений.

Аллаха молят одарить ушедшего домом и семьей на небе, просят простить его грехи, избавить душу от страданий.

Человеку, совершающему зиярат на могилу, следует вести себя, будто бы он пришел навестить живого. Во время посещения живой возносит дуа, просит милости за лежащих в земле. Необходимо много читать Коран, проявлять адам к похороненным.

Мусульманскую молитву за усопших при посещении могил читают своими словами. Условия:

  • слова произносят искренне, с чистыми мыслями;
  • муслим совершает мольбу усердно, смиренно;
  • слова дуа возносят на могиле без мирских помыслов, думая об ахирате;
  • искренне желают похороненным благословения Всевышнего.

Соболезнование родственникам покойного – сунна. Посланник Аллаха выражал соболезнования. Пророк выразил сочувствие сподвижнику, потерявшему дитя.

Мусульманин обязан напомнить родственникам усопшего о терпении, о смирении с горем. Не стоит досадовать на судьбу, роптать на волю Аллаха.

Текст дуа при посещении дома умершего содержит мольбу об облегчении страдании родственников:

Воздаст Всевышний Вам большее вознаграждение, облегчит горе и дарует прощение умершему.

Посланник во время посещения дома выразил сочувствие дочери, потерявшей ребенка, словами:

Аллаху принадлежит то, что взял к себе он, что даровал он тебе. Для всего определил Всевышний срок. Прояви смирение и возблагодари Аллаха в надежде на награду.

Человек, принимающий соболезнования, должен попросить Аллаха вознаградить посетившего его дом.

Аллах слышит все обращения и просьбы. Он знает о намерениях тех, кто читает дуа, независимо от языка молитвы. Всевышнему известны слова и мысли просящего. Главное – искренность, поклонение Аллаху, покорность, вера. Этикет посещения усопших:

  1. У входа на кладбище приветствуют тех, кто там захоронен.
  2. Нельзя ходить между могилами во время посещения. Мусульмане хоронят умерших в нише в боковой стенке погребальной ямы. Усопшие лежат в стороне от холма.
  3. К усопшим обращаются почтительно. Читают им тексты из Корана, затем совершают мольбу.
  4. Дуа читают на любом языке. Допустимы при посещении могил заученные тексты, дуа произнесенные своими словами.

Дуа при посещении кладбищ и могилы умершего на кумыкском языке произносят по тем же принципам, что и на других языках. В них слышно призыв к смирению Этме кюй екъ:

Ассаламу ‘аля аххли-д-диярри минна-ль-муъмининна валь-муслимина, ва йархаму- Ллахху-ль-мустакдиминна минна валь-мустаъхирина, ва ин-на ин шаа-Лаху бикум ляхыкунн.

Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам.

Основные дуа при посещении кладбища на аварском языке:

Болъон дуниял болъон дуниял лежащим гьаниб уверовавшим ва мусульманам помилует аллагь, гьелдаса къватIире нужер ва нижер, бегавулас мугъал баралдаса, гьелдаса, задержался ниж, захочет всевышний, аллагь, присоединимся аскIове нужее.

Болъон дуниял болъон дуниял нужее, пребывающие нижер обители уверовавших ниж, захочет всевышний, аллагь, присоединимся нужее нижехъе.

Мусульманская традиция предполагает частое чтение молитв. Дуа являются обращениями к Всевышнему и такие воззвания могут иметь произвольную форму, в отличие от намаза. Общение с Господом сопровождает все сферы жизни верующего, в том числе и посещение могил умерших.

Мусульмане чтят своих предков, согласно Корану, уважают праведников даже после их смерти. Перед посещением могилы родных и близких, мусульманин читает дуа, которые напоминают, что все люди смертны и все предстанут перед Аллахом, каждый в свой час.

В исламской религии большое значение уделяют теме смерти. Чтобы Аллах простил покойному прегрешения и разрешил душе находиться в раю, родственники читают молитвы, совершаемые с раскрытыми ладонями, не касающимися друг друга. Текст дуа за умершего мусульманина различается в зависимости от ситуации: существуют дуа за ребенка, родственников, для чтения возле покойного.

Тексты и значение дуа, читаемых за умершего мусульманина

читать еще:

Аллахуммягфирляху уархямхууагафихи уагфу анхууаакрим нузулляхууа уасси мудхаляху уагсильху бильмяи уассяльджиуабяради уаняккыхи миняльхатаайакямя няккайтяльсяубяльабйяда миняддяняси уаабдильху дяран хайран миндярихи уаахлял хайран минахлихи уазяуджян хайран минзяуджихи уааджильхульджяннятя уаагинзху миназябилкабри уаазябинняр.

Текст дуа с просьбой о милости, хорошем приеме умершего. Прошение оказать покойному мусульманину все виды милости, простить грехи и плохие поступки, очистить душу, как одежду. Аллаха просят даровать душе новый дом, супругу и счастливую семью, ввести в рай и не допустить огненных мук.

Аллахуммягфир лихийяняуа мяййитиня уашяхидиня уагаибиняуа сагыириня уакябииириня уазякяриня уяунсяня. Аллахуммямян ахйайтяхуминня фяахйихи аляльислями уамянтяуяффяйтяху миння фятяуаффяхуаляльимян. Аллахуммяля тяхримня аджрахууаля тудыллянябядях.

Значение текста дуа: просьба прощения мусульман, присутствующих при чтении и отсутствующих. В молитве говорится о вере для умерших, жизни по исламским законам для живых, просят указать верный путь и о наградах за испытания.

Нуждаетесь в совете специалиста? Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Аллахуммяиння (имя) фиизиммятикя хяблиджявярикя факыхи минфитнятилькабри уаазаабиннняри уаантя ахлюльвяфяи вяльхякк. Фягфирляху вярхямхюиннякя антяльгъафуруррахиим.

Смысл текста: просьба спасти умершего мусульманина от искушения могилы. Дуа просит о прощении и милосердии. Аллаха призывают покровительствовать усопшему.

Аллахуммя абдукявябню амятикя ихтяджяиля рахмятикя уаантяганиййун аназябихи инкянямухсинн фязидфии хясянятихи уаинкянямусииан фятяджяуззанху.

В дуа говорится о милосердии, в котором нуждается умерший. Призывается милость Аллаха, которому не нужны страдания покойного, звучит просьба простить лихие поступки и наградить за добрые дела.

Существует отдельная поминальная мусульманская молитва. Ее читают мусульманки, у которых умер ребенок или младенец. Текст:

Аллахуммяджалху ляняфяратан уасяляфян уааджран.

Значение дуа: мольба о судьбе ребенка. Просьба, чтобы он оказался в раю раньше родителей, и там встретил их.

Молятся за мусульман на кладбище, куда приходят утром, днем или вечером.

Посещение погоста, высадка растений, цветов, деревьев на месте захоронения — это сунна. Надгробия на могилах умерших делают скромными, с именем, датами жизни и смерти покойного. На памятниках могут быть выбиты суры Корана.

Входя на кладбище, произносят текст:

Ассаляму алейкум ахляддийари минальмуминина вальмуслимин. Ваинн иншааллаху ляляхикун. Асалюллаха лянава лякумульафийа.

Это дуа — приветствие верующим мусульманам, похороненным на кладбище. В нем высказывается вера, что живущие присоединятся к ним, просьба о благополучии для живущих и умерших.

Иногда говорят текст:

Ассалямуалейкум йааахлилькубур. Ягфирулляхулянауалякум. Антум саляфуна, уанахнубильасаар.

Это пожелание мира умершим мусульманам, просьба о прощении, обращение к похороненным на кладбище.

Хукм поминок не узаконивает раздачу угощения для спасения души умершего. Однако близкие или соседи могут приготовить еду и принести ее родственникам покойного, которые занимаются похоронами

Какие суры из Корана читать за усопшего

Для блага душ мусульман, защиты их от искушения могилы и огненных мук можно читать про усопших суры:

  • аль-Бакара;
  • Ясин;
  • аль-Ихлас;
  • аль-Фатиха;
  • ар-Рад.

Тексты сур можно читать над захоронением мусульманина. Такие действия имеют большую силу, они облегчают участь души, даруют ей спасение.

Можно ли читать Коран на кладбище

Чтение Корана на могиле необходимо. Наказание умерших облегчается в день произнесения дуа и других священных текстов ислама. Покойнику можно дарить савваб, делать зикр. От имени усопшего можно делать хадж, запрета на это нет.

Чтение Корана допускается в оригинале, на арабском и в транслите. Если мусульманин не владеет арабским, он должен произносить слова дуа на транслите, но понимать и знать суть сур. Чтение текста без осознания смысла не приносит пользы.

В Коране есть отдельный аят, который описывает, как будущие поколения мусульман молятся и просят прощения за действия умерших родственников. Этот текст — пример, как необходимо поминать усопших. Ученые и муффасиры утверждают: если бы чтение Корана и поминальных дуа было бессмысленным и бесполезным, аят не был бы ниспослан по слову Аллаха.

В популярном хадисе упоминается о деяниях, которые приносят мусульманину пользу после завершения земного пути.

Хотя перечень прижизненных поступков окончен, его невозможно дополнить новыми, есть три дела, которые принесут умершему вознаграждение после смерти:

  • воспитанный ребенок, который не забудет о родителях, будет произносить поминальные дуа за мать или отца;
  • сотворение угодных Аллаху знаний;
  • подаяние, которым пользуются получившие его люди.

О пользе чтения текстов Корана на могиле мусульманина или поминальных дуа свидетельствует и еще один факт. Погребальная молитва — это прошение о прощении умершего, избавлении его от грехов. О необходимости чтения говорил и пророк Мухаммад.

В исламском праве есть норма, позволяющая совершать паломничество за покойного мусульманина. Это является полезным дополнением к произношению дуа за умерших и поминальных молитв.

Лучше читать текст в такое время: в последнюю треть ночи, после совершения намаза, в пятницу, когда выше вероятность принятия дуа.

В сборнике имама Муслима приводится хадис. В нем говорится, что мусульмане, пришедшие на погребальную молитву, встают на защиту за покойного. Если людей пришло не менее сотни, Аллах принимает заступничество.

Дуа за умерших — мусульманский способ поминовения близких, облегчить их посмертную судьбу. Читают тексты дома, в мечети или на кладбище. Не стоит забывать и о благих делах — часть награды приписывается старшим родственникам, родителям после смерти.

Статья проверена редакцией сайтаСсылка на основную публикацию

  • Правильный уход за могилой

    Ознакомиться

  • Когда ставят памятник на могилу?

    Ознакомиться

  • Проект мемориала на троих

    Ознакомиться

  • Памятник отцу из гранита

    Ознакомиться

  • Мраморный ангел ребенку

    Ознакомиться

Главная > Мусульманство > Мусульманские молитвы

Мусульманские памятники на кладбище имеют простое и лаконичное оформление. На стеле не пишут эпитафии и скорбные слова, чтобы не противоречить восприятию смерти в традиции Ислама. Поэтому предлагаем Вам нанести на плиту резьбу или гравировку полумесяца, суру из Корана, молитву.

Мусульманские молитвы могут быть размещены не только на стеле, но и на плите цветника или на надгробной книге у памятника. Для большей яркости гравировка иногда покрывается сусальным золотом, золотистой или серебристой краской. 

Полумесяц и молитва Надгробная книга из гранита Глубокая золотая гравировка Ручная гравировка молитвы Памятник-корка из гранита Надгробие с полумесяцем

В мастерской «Хороший Памятник» можно заказать гравировку мусульманской молитвы отдельно или вместе с памятником. Мы предлагаем большой выбор вариантов надгробий в традициях Ислама под ключ, включая оформление и установку на кладбищах Москвы и Московской области. В нашем производстве используются только качественные материалы – натуральный гранит и мрамор, на все памятники действует 30-летняя гарантия.

Все модели могут быть выполнены из любых видов гранита и мрамора Покостовский

Покостовский – гранит с частыми вкраплениями черного цвета. Холодный цвет камня часто отдает небесно-голубым оттенком.

Дымовский

Дымовский – гранит бурого оттенка с вкраплениями серого, оранжевого и черного цвета; имеет неповторимый краповый рисунок.

Сюскюянсаари

Сюскюянсаари – гранит однотонного красного цвета с мягкими зернистыми вкраплениями и волнистым рисунком. Второе название – Питкяранта.

Шокша

Шокша – кварцит насыщенного цвета с облачными очертаниями, гамма оттенков: от теплого до холодного розового.

Багама Блю

Багама Блю – гранит серо-голубого цвета с мягкой, облачной мелкозернистой текстурой.

Мансуровский

Мансуровский – гранит с мелкозернистой структурой. Отличается вкраплениями зеленого и стального цвета с плавным переходом в основной цвет.

Масловский

Масловский – гранит с оттенками от светло-оливкового до темно-малахитового. Мозаичные вкрапления выглядят красиво и загадочно.

Блю Перл

Блю Перл – гранит голубовато-серого цвета, который считается редким для натуральных камней. Сочетает в себе гамму переливающихся синих оттенков – от яркой глазури до иссиня-черного.

Мрамор Коелга

Мрамор Коелга – камень белого цвета с молочным или голубоватым оттенком. На фоне расположены неброские серые пятна, идущие мелкими полосками или крупными участками. Реже встречается мрамор светло-серого и сливочно-желтого цвета.

Гранатовый амфиболит

Гранатовый амфиболит – уникальный вид гранита с яркой и неоднородной текстурой, которая сочетает мелкозернистый и пятнисто-полосчатый рисунок. Комбинация белого и коричневого цветов на черной основе камня.

Посмотреть все материалы

Популярные памятники

Памятник МС6 27 850 руб. 24 500 руб. Рассчитать
Памятник МС1 26 140 руб. 23 000 руб. Рассчитать
Памятник МС14 28 410 руб. 25 000 руб. Рассчитать
Памятник МС21 37 620 руб. 33 100 руб. Рассчитать
Памятник МС23 34 910 руб. 30 720 руб. Рассчитать
Памятник МС22 55 230 руб. 48 600 руб. Рассчитать
Памятник МС7 26 710 руб. 23 500 руб. Рассчитать
Памятник МС3 26 140 руб. 23 000 руб. Рассчитать
Памятник МС15 27 850 руб. 24 500 руб. Рассчитать Перейти в каталог Больше моделей мусульманских памятников из натурального гранита и мрамора. Выгодные цены от производителя. Получите консультацию прямо сейчас Заполните эти данные и мы свяжемся с Вами в течение 10 минут Спасибо! Наш специалист скоро свяжется с Вами!

Читать далее: Мечети, Как хоронят мусульман.

Россия – страна многонациональная, в самых разных её регионах, распространен ислам. Особенность этой религии, заключается в отношении к смерти – достаточно взглянуть на мусульманские памятники, чтобы понять эту особенность. Они сильно отличаются от привычных захоронений – они лаконичные и сдержанные, скромные и аккуратные. Все дело в том, что мусульмане очень бережно относятся к традициям, поэтому даже надгробия у них особенные, соответствующие религиозным правилам.

Приверженцы традиций не одобряют гравировки на памятниках, каких-либо изображений и орнаментов, допуская только суры.

Правильное оформление мусульманской стелы

Памятники на могилах мусульман отличаются от надгробий, принятых в европейских культурах. Достаточно посетить мусульманское кладбище, чтобы заметить – все надгробия обращены в одну сторону.

В какую сторону смотрит полумесяц у мусульман на надгробии

То, куда ставят надгробие и в какую сторону оно обращено – это один из важнейших моментов, установки таких монументов.  Все памятники должны быть установлены таким образом, чтобы их лицевая часть была обращена в сторону Мекки, на восток. Эта незыблемая традиция соответствует правилам шариата, а необходимо это для того, чтобы посетители кладбища знали направление для своей молитвы.

Запрещенные элементы на мусульманском памятнике

Согласно традициям и правилам, на надгробиях запрещено изображать портреты усопших людей. Не стоит писать скорбных слов, эпитафий и цитат – всю свою жизнь верующий проводит в ожидании возвращения к Аллаху, поэтому его смерть не должна быть поводом для горя и слез, стоит лишь порадоваться за душу, которая встретилась со своим отцом.

Особенности стел (формы и оформление)

Памятник на могилу мусульманина, а точнее, его форма, ориентирован на традицию. Самой древней разновидностью надгробий считаются небольшие обелиски в виде столбов. Однако сегодня чаще можно увидеть прямоугольные стелы, имеющие разные разновидности вершин:

  • в виде купола мечети;
  • в виде чалмы – такие памятники устанавливают на могилах мусульман, совершивших паломничество в Мекку;
  • арочными – арка является символом бессмертия;
  • заострённый, как вершина минарета.

Предпочтение мусульмане отдают лаконичным стелам простой формы. Скульптурные композиции на мусульманских кладбищах – большая редкость.

Определенным канонам подчинена и гравировка. Согласно правилам, на мусульманские надгробия не должны быть нанесены изображения любых живых существ, запрещены и другие образы мира, сотворенного высшими силами. По этой причине в мусульманской культуре со временем выработались символические художественные приемы. Обычно надгробия украшают растительные и геометрические узоры.

В качестве дополнительного украшения надгробия нередко выступает надпись, выполненная арабской каллиграфической вязью. Чаще всего это тексты молитв, суры из Корана. На суннитских надгробиях могут размещать строки из хадисов (преданиях о действиях и словах) пророка Мухаммеда. На памятниках также указывают имя усопшего, даты его рождения и ухода их жизни.

Фото и портреты усопших на традиционных мусульманских надгробиях размещать строжайше воспрещено. Объясняется это наставлениями, которые прописаны в священной книге – Коране. Справедливости ради отметим: в Коране не содержится порицания тех живописцев, которые изображали бы животных или людей. Явный грех – это создание трехмерных изображений тех существ, которые были одушевлены Аллахом. Несмотря на это, многие толкователи священной книги много столетий назад признали нежелательными изображения животных – и запретными – портреты людей. Конечно, ислам на протяжении длительного времени находился под влиянием европейской культуры, из-за чего смягчились некоторые догмы.

Сейчас мечеть разрешает вырезать на надгробиях лица и изображения живых существ, если родственники этого желают.

Виды оформления мусульманских мемориалов

Памятники на могилах мусульман оформляют в соответствии с полом усопшего человека. Так, когда из жизни уходит женщина, на мраморное или гранитное изделие наносят:

  • растительные орнаменты;
  • мусульманские молитвы;
  • различные сюжетные композиции, сообщающие о роде деятельности усопшей.

Если же покойный – мужчина, его памятник оформляют:

  • геометрическими орнаментами;
  • религиозными символами – например, звездами и полумесяцами;
  • текстами молитв;
  • тематическими сюжетами, которые связаны с родом деятельности мужчины;
  • силуэтом мечети.

На женских стелах нередко можно увидеть изображения букетов цветов – число бутонов совпадает с числом детей покойной.

Отдельно следует  сказать о значении рисунков на мусульманских надгробиях. Мечеть отображает духовность усопшего, символизирует духовные ценности и верность религии и культуре. Почитаем в исламе и полумесяц со звездой – его можно увидеть на флагах. О том, как этот символ стал особенно значимым и почитаемым, говорят две легенды. Согласно первой, полумесяц, который ярко осветил Византию, спас жителей от верной погибели, а город от разрушения македонцами. Другая версия гласит: правитель государства Осман во сне увидел звезду с полумесяцем, которые он принял за добрый знак, а потому сделал символом рода.

Цвета и материалы надгробий

Прежде для изготовления мусульманских памятников на могилу использовался известняк. Сегодня же верующие выбирают гранит зеленого оттенка. Чаще всего это габбро-норит, для которого характерен удивительно глубокий и насыщенный темно-зеленый оттенок. Правда, найти такое изделие непросто, ведь в мире существует всего несколько месторождений.

Не менее востребован черный гранит – на такой поверхности особенно эффектно выглядят письмена, полумесяцы и фотографии. Допускается изготовление надгробий из темного и белого мрамора. Менее обеспеченные мусульмане, которые не могут позволить себе установку памятника из камня, нередко устанавливают на могиле аккуратный металлический конус, увенчанный полумесяцем – или вовсе ограничиваются мемориальной табличкой.

Традиционно памятники из мрамора белого цвета устанавливают на могилы детей и молодых девушек. Оформляют такие мемориалы полумесяцем и вязью.

Преимущества мусульманского памятника из натурального гранита

Сложно поспорить с тем, что памятники из гранита – одни из самых прочных. Им не страшны загрязнения, ливни, морозы и зной. Кроме того, на граните можно смело гравировать различные символы и тексты из Корана – не выгорят под лучами солнца и не выцветут. Плюсов у гранитного надгробия немало:

  • устойчивость к воздействию абразивных веществ;
  • высокая теплопроводность;
  • стойкость к холодам;
  • приемлемая цена;
  • устойчивость к истиранию;
  • возможность воплотить различные эскизы.

К тому же данный материал не нуждается в сложном уходе, а потому он поможет надолго сохранить память о близком человеке.

Как совместить традиции с красотой при заказе мусульманского памятника

Из-за того, что шариатом строго запрещены любая вычурность и помпезность при оформлении могил, типичные мусульманские надгробные памятники выглядят строго и лаконично. Они обычно не выделяются оригинальными формами, изысканными узорами, орнаментами и другими излишествами. В исламской ритуальной культуре приветствуется единообразие – души усопших людей не должны пребывать в раздорах или зависти – им уготован покой в Садах Аллаха.

Однако не стоит думать, что мусульманские кладбища выглядят просто и строго – сочетание красоты с многовековыми традициями позволяет изготавливать достойные памятники. Для этого необходимо выбирать натуральные материалы – например, мрамор, габбро-норит или габбро-диабаз.

Как правило, мемориальные изделия имеют классическую прямоугольную форму, однако не запрещены такие черты, как купол, увенчанный полумесяцем. Нередко для ушедшего из жизни мусульманина изготавливают надгробие, словно изрезанное арабской вязью. Не обойтись и без ограды – она не только служит декоративным элементом, но и защищает захоронение от набегов животных.

На памятнике не должно быть слов скорби или любви, ведь смерть в исламе – это приближение к Аллаху.

И, наконец, самое важное: надгробие правоверного мусульманина не должно быть вычурным, выдавать достаток умершего человека и его родственников – это не приветствуется в исламе, ведь религия призывает людей к скромности. К тому же, пышные мемориальные комплексы могут заставить тех, кто не так богат, испытывать чувство зависти и даже негативные мысли и высказывания в адрес усопшего, что является одним из страшнейших грехов.

image

Содержание

Погребальные обряды и традиции мусульман

Погребальные обряды мусульман

Погребальные обряды сложны. Они осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются  особыми молитвами. Долг каждого мусульманина строго соблюдать погребальные обряды.

Вся жизнь мусульманина от момента его рождения до момента смерти определяется Шариатом. Шариат – это систематизированный свод мусульманских законов. Шариат требует, чтобы еще при жизни правоверный мусульманин готовился к загробному миру.

Аллах Всевышний сказал, что, прежде всего, ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран 21:36).

Каждый человек вкусит смерть…Каждая душа вкусит смерть, потом она будет возвращена Богу (Коран 29:56).

Если человек находится при смерти, его необходимо положить на спину, ступни его ног должны быть обращены к Мекке. Если нет возможности уложить на спину, то умирающего кладут на правый или левый бок лицом к Мекке. Над умирающим читают молитву Калимат- шахадат («Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк»). Последний долг перед умирающим – дать ему глоток холодной воды. Возле умирающего не принято вести громкие разговоры и плакать.

После смерти покойному закрывают глаза, подвязывают подбородок, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот укладывают тяжелый предмет, во избежание вздутия. Затем делают процедуру обмывания – гусул.

Омовение (тахарат) и обмывание (гусул)

Обряд омовения и обмывания проводит Гассал (омывающий). В обмывании и омовении участвует не менее 4 человек. Гассалом, человеком, который поливает тело водой, может быть близкий родственник умершего. Остальные помогают переворачивать тело покойного в процессе обмывания.

Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей. Жена может обмывать тело своего мужа. Если в окружении умершего мужчины были одни женщины (и наоборот), то проводится только таяммум (ритуальное очищение без использования воды).

Над умершим совершается обряд омовения (тахарат) и обмывания (гусул) водой. Умершего омывают и обмывают три раза:

  1. Водой содержащий кедровый порошок
  2. Водой с камфарой
  3. Чистой водой

Покойного кладут на жесткое ложе лицом к Кибле. Такое ложе всегда есть при мечети или на кладбище. Перед совершением обряда помещение окуривают благовониями. Затем проводится обмывание (гусул). Лицо покойного, его руки до локтя обмываются 3 раза. Затем голова, уши и шея. После этого моются ноги по щиколотки. Голову и бороду моют с мылом, теплой водой с кедровым порошком (гулькаир).

Покойного кладут на левый бок и моют правый, затем переворачивают на правый бок и моют левый. Тело протирают и поливают водой. Эта процедура повторяется 3 раза. Мокрое тело вытирается полотенцами, затем для ароматизации используют благовония – Зам-Зам, Миски-анбар, Кофур.

После проведения обряда омовения и обмывания, покойного окутывают в саван – специальное одеяние, в котором хоронят умерших.

В чем хоронят мусульман

Саван (кафан)

Шариат запрещает хоронить мусульманина в одежде. Предписывается окутывать его саваном.

Саван для мусульманина шьется из ситца или белого полотна. Категорически запрещается покрывать тело мусульманина шелком или шить из него саван. Лучше использовать новую ткань.

Предпочтительно, чтобы саван для умершего мужа готовила жена, а для умершей жены – муж, родственники или дети. Если у умершего не было родственников, то его хоронят соседи соблюдая все ритуалы и традиции ислама.

Мужской саван состоит из трех частей:

  1. Лифафа (лифофа) – ткань, которая окутывает все тело покойного с головы до ног. Лифафа имеет дополнительно по 40  см с каждой стороны для того, чтобы можно было завязать узлы после окутывания.
  2. Изар (изор) – отрез ткани, окутывающий нижнюю часть тела.
  3. Камис – длинная рубаха до колен.

Женский саван включает в себя пять частей:

  1. Лифафа – ткань покрывающая покойную с головы до ног.
  2. Изар – ткань, покрывающая нижнюю часть тела.
  3. Женский камис – рубаха без воротника с вырезом для головы.
  4. Химар – платок для головы размер 2 м х 60 см.
  5. Хирка – отрез ткани размером 1.5 х 0.6 м – для накрывания груди.

Для новорожденных и младенцев достаточной одной лифафы.

Перед окутыванием нельзя стричь бороду, волосы, ногти.

Процедура окутывания мужчин

На ложе расстилается лифафа, ее посыпают ароматными травами и пропитывают благовониями. Поверх нее кладется изар. Покойного одевают в камис, укладывают на ложе, при этом руки укладываются вдоль тела. Над умершим читают молитвы. После покойного окутывают лифафой, сначала с левой стороны, затем справой, завязывают узлы у головы , пояса и ног. При опускании в могилу узлы развязываются.

Окутывание женщин

Окутывание женщин отличается лишь тем, что грудь покойной покрывают хиркой, затем надевают камис. На него опускаются волосы, разделенные на две части. На лицо кладется химар, подложенный под голову.

Погребальные носилки (тобут)

Погребальные носилки – тобут — представляют собой носилки с раздвижной крышкой. Они обычно имеются при мечети или на кладбище. Носилки застилают одеялом, на которое кладут покойного. После этого крышка тобута закрывается и сверху покрывается материей. В некоторых традициях сверху кладут одежду покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят – мужчину или женщину.

Погребальная молитва (джаназа)

image

Погребальной молитве придается особое значение. Погребальные носилки устанавливаются в направлении Киблы. Ближе всех к тобуту стоит имам или заменяющее его лицо. За имамом собравшиеся стоят рядами.

Джаназа отличается от обычных молитв тем, что здесь не совершаются Рукны (коленопреклонение) и Сажда (падение ниц). Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху Акбар), приветствия (вправо и влево) и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов покойного.

Перед началом молитвы имам трижды произносит «Ас Салат», т.е. «Приходите на молитву». Перед молитвой имам спрашивает собравшихся, если ли у покойного долги, не выплаченные им при жизни, или кто-то должен ему, возможно, кто-то состоял с ним в споре и просит простить покойного и рассчитаться с родственниками.

Без чтения молитвы похороны считаются недействительными.

image

Как проходят похороны у мусульман

Мусульман не кремируют. По мусульманской традиции кремация является большим грехом. Шариат предписывает хоронить правоверного мусульманина следующим образом.

Хоронят мусульманина в день смерти, до захода солнца. Если человек умер ночью – похороны назначаются на следующий день. Мусульманина рекомендуется предать земле на ближайшем мусульманском кладбище. На мусульманском кладбище все могилы и надгробия обращены в сторону Мекки.

Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а так же немусульманина на мусульманском кладбище запрещено.

Тобут с телом покойного доставляется к могиле. Его несут головой вперед, при этом из дома покойного выносят ногами вперед. Тобут несут не менее четырех человек. У всех участвующих в похоронах должна быть покрыта голова. Никто из присутствующих не должен присаживаться до тех пор, пока тело не будет опущено в землю.

Могила на кладбище представляет собой яму 2 м х 0.75 м х 1.2 м (длина, ширина и глубина). Справой стороны делают углубление (ляхад) шириной 50 см и высотой 55 см. В него укладывается тело покойного. Ляхад (лахад) делается для того, чтобы животные не смогли почувствовать запах и разрыть могилу. Тело помещается в ляхад, затем закрывается необожженными кирпичами, глиняными плитами или досками. 

image

Мусульман не принято хоронить в гробу. Умершего опускают в землю ногами вниз, на земле его голова должна быть повернута в сторону Киблы. Когда хоронят женщину, при опускании тела в могилу над ней держат покрывало, чтобы никто не видел ее саван.  В могилу бросают горсть земли и произносят айят из Корана на арабском  языке (2:156) – «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». После этого могила засыпается. Она должна возвышаться над землей на четыре пальца.  После этого могилу поливают водой. Семь раз бросают по горсти земли и читают айят из Корана (20:57) в переводе —  «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз».

Когда все сделано, у могилы остается один человек, который читает талкин – свидетельство о вере мусульманина в Аллаха и Пророка его. В область головы на могилу устанавливают камень, обращенный к Мекке или табличку с именем и фамилией покойного и датами жизни и смерти. Ислам запрещает устанавливать на могиле памятники с изображением покойного, обкладывать могилу мрамором и как-либо выделять ее.

Запрещается:

  • Сидеть на могиле
  • Наступать на могилу
  • Совершать на могиле ежедневный намаз
  • Возлагать цветы
  • Обрызгивать могилу водой больше одного раза.

Во время похорон читают айяты из Корана. Согласно завету Пророка читается сура «Аль Мулк». Она сопровождается многочисленными просьбами к Аллаху о милости к покойному. Об умершем принято говорить только хорошее. 

Траурный этикет у мусульман

Можно ли скорбеть мусульманам

Мусульманский траурный этикет предписывает родным и близким умершего скорбеть достойно.

Исламские правила поведения не запрещают оплакивать покойного, но это нужно делать тихо. Истинно верующие должны переносить горе достойно. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времени джахилии – не из нас (авт. – т.е. не из числа благочестивых)».  Такое поведение порицается в Шариате. Считается, что покойный страдает, если его семья скорбит по нему. В хадисах говорится: «Покойник испытывает муки от плача тех, кто остался».

По мусульманским традициям не разрешено реветь по умершему, нельзя нести портрет покойного.

Окружающие упрекают плачущих мужчин. Плачущих детей и стариков нужно утешить. Сказано: «По покойнику можно плакать, не издавая звука. Со смертью верующего плачут небеса».

Траурный этикет для женщин 

С арабского слово траур переводится как «запрет» или «отказ». Если у мусульманки умер муж, нужно соблюдать траур 4 месяца и 10 дней. В течение этого срока нельзя делать ничего, что может подтолкнуть женщину к новому замужеству. Запрещается использовать благовония и покидать дом без необходимости. Соблюдая траур, жена выполняет долг перед умершим мужем. По истечении установленного Всевышнем срока, женщина может снова выйти замуж.  В случае беременности этот срок увеличивается.

Если умер другой близкий человек, ислам предписывает скорбеть не более трех дней.

 Траур по Шариату длится первые три дня после смерти.

Поделиться ссылкой:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий