ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В НОВООБРЯДЧЕСКОМ ХРАМЕ НА РОГОЖСКОМ КЛАДБИЩЕ — Азъ есмь книжник и фарисей — LiveJournal

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

С 6 июня прошлого года Святейший Патриарх благословил открыть храмы!Однако эпидемия не закончилась, вирус продолжает распространяться, болезнь косит без разбора.Требуется бдительность, осторожность, дабы не подвергать риску свою и наших близких жизнь и здоровье.

Христиане наконец то допускаются в храмы, но с выполнением всех предписанных нам требований и ограничений.

Прихожане с признаками ОРВИ, температурой, кашлем, отсутствием обоняния и любыми другими симптомами covid19 должны остаться дома и ни в коем случае не приходить в храм, дабы не подвергать риску болезни и смерти других прихожан. После выздоровления — не ранее двухнедельного срока.

※ Вход в храм будет ограничен по количеству посетителей из расчёта 4м² на человека.

※ Стоять в храме следуетсогласно специальной нанесенной на полу разметки с минимальной дистанцией 1.5 м

※ Нахождение в храме исключительно в масках. Особенно строго это правило следует соблюдать при общении со священником, сотрудниками храма или другими прихожанами.

※ Требуется воздержаться от целования руки священника, икон, святынь, всяких прикосновений друг ко другу.

※ Подходить к Евангелию или праздничной иконе следует, соблюдая положенную дистанцию в 1.5 метра. Также и к  исповеди.

※ Помазывание св. елеем совершается одноразовыми ватными палочками. (В строгом смысле слова помазывание св. елеем полагается только в праздники со бдением, в полиелеи же и воскресные дни и не положено вовсе)

※ Исповедь в письменном виде на заранее приготовленном листочке бумаги.

※ После св. Причащения следует воздержаться от целования края Чаши.

※ Крест по отпусте литургии даваться не будет, как, собственно, и положено по Уставу. (Напрестольный крест Уставом положено давать на целование только на Пасху).

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в столице призываем всех прихожан нашего храма строго выполнять постановления санитарных властей города и внять призыву Святейшего Патриарха оставаться дома в предстоящие святые дни, совершая молитву в своих домах и ради блага ближних воздерживаясь от посещения храмов.

Духовенство нашего храма в дни эпидемии совершает богослужения ежедневно, по расписанию, вознося молитвы за вас. Поэтому вы можете подать поминовение дистанционно. Как это сделать – указано на страничке нашего сайта.

Напоминаем вам основные правила безопасности, утвержденные постановлением Священного Синода:

  • временно не прикладываться к иконам, кресту, мощам;
  • соблюдать дистанцию в храме – 1,5 метра друг от друга;
  • находясь в храме, использовать маски;
  • подавать священнику исповедь, написанную на листе бумаги;
  • в вопросах самоизоляции следовать рекомендациям врачей и священноначалия;
  • при появлении признаков покинуть храм и обратиться к врачу.

При необходимости исповеди и причастия в случае вашей болезни вы можете обратиться в храм по телефону, и в случае выявления такой необходимости священник приедет к вам домой для совершения исповеди и причастия.

С письмами и документами Московской Патриархии, направленными на недопущение развития эпидемии, вы можете ознакомиться на соответствующей страничке нашего сайта.

По благословению священноначалия напоминаем вам обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенное им 3 апреля 2020 г.

Одно из самых необычных кладбищ Москвы Рогожское, открытое в 1771 г. за Рогожской заставой Москвы во время разгулявшейся эпидемии чумы. Из братских захоронений старообрядцев, умерших от болезни и похороненных на нём, образовался значительный по площади некрополь с часовнями и храмами, где несли службу попы старой веры. Рядом с погостом вырос старообрядческий посёлок с жилыми домами, приютом, богадельней, школой, библиотекой. На многие годы Рогожское кладбище с прилегающей территорией стало духовным центром старообрядчества, каковым остаётся и сейчас. На нём похоронены многие священники-старообрядцы, представители богатейших купеческих старообрядческих семейств: Морозовых, Рябушинских, Солдатёнковых и т.д. В советское время здесь стали хоронить не только приверженцев старой веры. В земле погоста лежат репрессированные военачальники, в братских захоронениях покоятся воины, погибшие на войне и умершие от ран в госпиталях столицы. Рогожское кладбище очень хорошо обустроено, здесь есть всё для ухода за могилами и территорией погоста. Надгробия не поражают помпезностью. Это простые стелы, восьмиконечные кресты с крышей, саркофаги из природного камня. В храмах и часовнях некрополя можно помолиться, оплакать покойного, заказать требы, а на уютных аллеях отдохнуть и успокоиться. Погост числится действующим закрытого типа, поэтому организация похорон на Рогожском кладбище может потребовать особо профессионального подхода. Правильным будет воспользоваться помощью специалистов в похоронном деле, например, Городская Ритуальная Служба «Утрата».

image Организация похорон на Рогожском кладбище

Адрес Рогожского кладбища

111395, г. Москва, ЮВАО, Старообрядческая улица, вл. 31А.

Телефон: 8 (495) 966-46-46.

Часы работы

Некрополь работает ежедневно.

С мая по сентябрь: 9:00-19:00.

С октября по апрель: 9:00-17:00.

Захоронения: 9:00-17:00.

Как добраться до Рогожского кладбища

От ст. метро «Римская» автобусом № 567 до ост. «Старообрядческая улица,46», пройти 130 метров.

Колумбарий Рогожского кладбища

Некрополь имеет колумбарий открытого типа в виде стен скорби из кирпича и саркофагов из гранита. В свободные колумбарные ниши помещается урна с прахом после кремации.

Храм на Рогожском кладбище

Две великолепных церкви являются украшением некрополя: православный храм Святителя Николая Чудотворца и Покровский собор русской православной старообрядческой церкви. Так что заказать требы по усопшим согласно действующим канонам можно в любой из церквей.

Официальный сайт Рогожского кладбища

Этот интернет-ресурс погоста в социальных сетях отсутствует.

Некрополь на карте

Построить маршрут в Яндекс.Карты

Место на Рогожском кладбище

Ограниченная территория (около 12 га) и закрытый статус некрополя не предполагает выделения бесплатных мест для погребения. Но здесь возможно бесплатно произвести подзахоронение в родственную могилу (гробом или урной в землю), а также урной в арендованную или купленную нишу колумбарной стены или саркофага. В исключительных случаях всё-таки имеется возможность получения отдельного участка для погребения усопшего, имеющего заслуги перед столицей или государством.

Помощь в организации похорон на Рогожском кладбище

В организации достойных похорон усопшего вам окажет помощь Городская Ритуальная Служба «Утрата». Ваша печальная утрата никого не оставит равнодушными, и сотрудники агентства проведут все организационные мероприятия оперативно, качественно, не нарушая ваших пожеланий. Предварительно можно получить бесплатную квалифицированную консультацию по телефону 8 (495) 966-46-46, работающему круглые сутки.

Ближайшие московские кладбища

Ближе других к некрополю находятся Введенское, Калитниковское и Преображенское кладбища.

Литургия в храме Свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище

    9 января 2015 г митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в храме Свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище. Ему сослужили благочинный Влахернского округа гор. Москвы прот. Анатолий Родионов, благочинный Петропавловского округа гор. Москвы игумен Алексий (Вылажанин), настоя тель храма на Рогожке иерей Андрей Орлов, архимандрит Иринарх, настоятель единоверческого храма Архистратига Божия Михаила в Михайловской слободе (Подмосковье), духовенство и клирики храма.

По окончании Божественной литургии митрополит Ювеналий совершил заупокойную литию на могиле своего отца приснопоминаемого р. Б . Кирилла. Митрополит каждый год в день памяти (кончины) своего отца приезжает в этот храм на Рогожском кладбище, чтобы почтить память и помолиться на его могиле.

image
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.
9.01.2015г. Храм Свт. Николая на Рогожском кладбище.

 Петропавловское благочиние

Исторически так сложилось, что на некрополе хоронили последователей старообрядчества и представителей купеческих династий. Благодаря этой традиции сегодня на кладбище можно увидеть неповторимые надгробия и родовые усыпальницы прошлых столетий. Одно из самых известных фамильных захоронений — усыпальницы династии Морозовых. Стоит также отметить, что на некрополе находится почитаемая паломниками могила монахини Севостьяны.

Старинные усыпальницы на Рогожском кладбище

Усыпальница Морозовых на Рогожском кладбище

Собор, церковь и храм на Рогожском кладбище

На территории современного некрополя располагается действующий Покровский собор, а также Воскресенская церковь с колокольней и храм Николая Чудотворца. В обителях регулярно проводятся отпевания и поминальные службы. На Рогожском кладбище находится несколько братских могил воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Колумбарий на Рогожском кладбище

Сегодня на некрополе не производятся новые захоронения гробом. Традиционное погребение совершается в уже существующие родственные, семейные или родовые могилы. Для захоронений урн с прахом есть колумбарий открытого типа, а также специально организованные участки.

Схема Рогожского кладбища

Схема проезда и часы работы

Как добраться: на автобусах № 340м, 567м, 759 и 805. Ближайшие остановки — «Старообрядческая улица, дом 30» и «Подъемная улица».

Время работы: 9:00 — 19:00 (май — сентябрь), 9:00 — 17:00 (октябрь — апрель).

12:51, 21 мая 2018

В селе Михайловская Слобода Раменского района находится самый крупный в Русской Православной Церкви приход, где служат по старому обряду. Старообрядцев, которые признают управление Московской Патриархии, называют единоверцами. Единоверие официально возникло в России в 1800 году, а церковь в Михайловской Слободе получила этот статус с 1817 года. В 1990-е годы в Михайловскую Слободу перешла московская единоверческая община из Рогожского кладбища, и здесь возник единоверческий центр с церквями и часовнями.

Старообрядцы, соединенцы и единоверцы

С середины XVII века старообрядцы жестоко преследовались государством и официальной церковью, но во времена Екатерины II отношение к ним смягчилось. Появились первые попытки привлечь раскольников в официальную церковь путем уступок. В 1779 году в селе Знаменка на Украине епископ официальной церкви создал приход для местных старообрядцев, где им разрешили служить по своему чину. В 1780-е годы с просьбой о подобном приходе обратились к графу Румянцеву-Задунайскому и князю Потемкину представители староверов Стародубья. Старообрядцев, переходивших под управление официального духовенства, но сохранявших свой церковный и бытовой уклад, стали называть «соединенцами».

image

В 1800 году при царе Павле I московский митрополит Платон Левшин разработал общие для всех старообрядцев условия соединения с официальной церковью. Этот документ назывался «Пунктами о единоверии». Переходившим из раскола староверам позволили служить по старому обряду в отдельных храмах и не пускать в эти храмы «знаменующихся тремя персты, брады бреющих и прочих имеющих несогласия с древними обыкновениями». Таким образом, единоверцы не сливались с обычными православными, а оставались обособленными общинами.

Митрополит Платон Левшин поддерживал обособленность единоверцев, потому что опасался обратного движения: перехода верующих из нового обряда к единоверцам. В «Пунктах» оговаривалось, что к единоверию могут примкнуть только выходцы из среды раскольников. Такая схема напоминала политику «униатства» Римской католической церкви среди православных Западной Украины и Белоруссии. «Униаты» могли строить храмы и служить по восточному православному обряду, при условии признания главенства папы римского. Единоверие поначалу воспринималось иерархами официальной церкви как временное явление. Переманив старообрядцев в общее церковное управление, они хотели постепенно привести единоверцев к переходу и на новый обряд.

image

Церковь Михайловской Слободы

С XVII века большинство крестьян Михайловской Слободы и близлежащих сел Чулково, Кулаково, Дурнихи оставались приверженцами старого обряда. В 1817 году при преемнике митрополита Платона Августине церковь в Михайловской Слободе приобрела статус единоверческой. В указе 1817 года, отрывок из которого приводит священник Евгений Саранча в книге «Краткий очерк истории Единоверия», говорилось: «Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской Слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединяться с оною». С тех пор двести лет в церкви Михайловской Слободы совершается богослужение по старому обряду. Исключением стал период в 28 лет с 1961 по 1989 годы, когда церковь закрыли и переоборудовали под архив.

В 1990-е годы в Михайловскую Слободу переместился центр единоверия с Рогожского кладбища в Москве. Еще в XIX веке московский митрополит Филарет создал единоверческую общину на Рогожском кладбище. Для этого власти использовали давление на московских купцов: приняли закон, согласно которому старообрядцы-раскольники лишались купеческого статуса, если не присоединялись к официальной церкви. В 1854 году часть староверов Рогожки во главе с купцом Владимиром Андреевичем Сапелкиным попросили власти создать единоверческий приход в одной из трех церквей кладбища. Единоверцам отдали Никольский храм, в котором до них служили староверы-раскольники.

В советские годы Никольский храм на Рогожке не закрыли, но поделили на три части. В центральной части служили по новому обряду священники Московской Патриархии, в Покровском боковом приделе за стенкой молились старообрядцы-раскольники Древлеправославной церкви, а в третьем приделе иконы Троеручицы остались единоверцы. С 1990-х годов Никольский храм на Рогожском кладбище стал полностью новообрядным. Древлеправославной церкви из Покровского придела выделили большой храм на Новокузнецкой улице в Москве, а единоверцы из придела Троеручицы переместились в Михайловскую Слободу.

image

Разные обряды – общие святыни

Сегодня уже не существует ограничений для православных нового обряда заходить в единоверческие храмы и участвовать в их обрядах. В годы гонений на религию в 1920 и 1930-е годы единоверческие епископы даже иногда замещали должность обычных архиереев Русской церкви, если последних арестовывали. В 2000 году Синод прославил для общецерковного почитания первого единоверческого епископа Симона Шлеева. В число новомучеников вошли и другие священники-единоверцы: Иоанн Бороздин, Симеон Конюхов, Петр Вяткин, Иоанн Заседателев, Иоасаф Боев, Иоанн Коржавин, Петр Зяблицкий. В советские годы в Михайловской Слободе несколько лет служил священномученик Петр Озерецковский.

Общей святыней для единоверцев и православных нового обряда Бронницкого уезда еще в XIX веке была икона Божией Матери «Иерусалимская». Она хранилась в соборе города Бронницы, а оттуда образ с крестным ходом переносили по округе. В 1864 году Михайловскую Слободу постигла холера. По решению митрополита московского Филарета из Бронниц в Михайловскую Слободу крестным ходом принесли Иерусалимскую икону, и холера сразу прекратилась. В память о чуде прихожане храма в Михайловской Слободе каждый год после Пасхи в день памяти апостола Фомы совершали крестный ход с бронницкой святыней. Перед революцией в церкви Михайловской Слободы появился собственный список «Иеросалимской» иконы, который сохранился до нашего времени. Прихожане восстановили традицию торжественного крестного хода, только теперь верующие идут не с бронницким, а со своим списком и в праздник Святых Жен-Мироносиц.

image

Еще одна почитаемая святыня прихода в Михайловской Слободе – дореволюционная икона благоверной Анны Кашинской. Княгиня-инокиня жила в XIV веке, но ее церковное почитание началось через три столетия после смерти. Царь Алексей Михайлович лично ездил в Кашин поклониться мощам святой, у которых стали происходить исцеления и чудеса. С ростом почитания Анны Кашинской совпали церковные реформы патриарха Никона и раскол. Старообрядцы обратили внимание верующих на нетленные мощи святой – ее правая рука была сложена в двоеперстии. Это обстоятельство стало веским аргументом противников церковных реформ.

image

В 1677 году из-за двоеперстия Анны Кашинской церковный собор пошел на радикальный шаг:  было объявлено об исключении благоверной княгини из святцев. Ее иконы вынесли из храмов, мощи закопали в землю, а молитвы и тексты жития объявили ложными. Храм в честь Анны Кашинской переосвятили в память Всех Святых.

После учреждение единоверия в 1800 году начался процесс постепенного возобновления почитания святой Анны Кашинской. В 1818 году имя преподобной вновь появилось в приложении к церковному месяцеслову, а в 1909 году при Николае II в Кашине состоялись официальные торжества, посвященные полноценному восстановлению почитания святой. Икона благоверной княгини Анны в церкви Михайловской Слободы освятили на мощах святой во время этих торжеств в Кашине в 1909 году.

image

Антон Саков

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий