Эхо прошлого: Часовни-склепы в царской России — Per aspera ad astra — LiveJournal

Начало здесь. В этой части темы искусства, как такового, будет меньше, зато полнее окажутся истории. image «Спешите делать добро!» — помните? Мое уважение всем, кто помнит, а вот я сама, увы, этим похвастаться не могла. То есть фразу знала, и само по себе имя доктора Гааза знала, только два этих знания вместе никак не связывала. И вот стояла рядом с памятником и понимала, что ни у какого другого возрастом старше полутора веков не встретила таких явных следов современного уважения и почитания. Горят свечи, теплится лампадка, цветы, явно недавние… вся оградка в цветах. Возможно, кто-то брезгливо передернет плечиком, ведь все это – дело рук и памяти освободившихся из мест заключения, их родных и тех, кто уверен, что пострадал безвинно. Но не я, я стараюсь помнить про «от сумы и от тюрьмы…». image «Святой доктор», «божий человек», «чудак», «неистовый филантроп», «милосердный доктор» — все о нем, о Фёдоре Петровиче Гаазе, который от рождения был Фридрих-Иосиф Хаас. Человек без семьи, ведь обзаведись ею, и не станет хватать времени на помощь сирым и убогим. Тот самый, кого не признали грабители и вознамерились раздеть среди зимы, а поняв, кто это, после его просьбы дойти до дома и там уже отдать пальто, проводили чуть не под руки сами и наказали больше по таким темным улицам не ходить. Тот, который дал денег пойманному с поличным вору. Тот, кто добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Тот, кто на себе пробовал их действие (потому и на ограде его могилы по сей день висят эти кандалы). Тот, кто не брал денег за лечение бедняков. Тот, кого хоронили за счет полицейского управления, так как он, успешный практикующий врач, все свои деньги тратил на помощь другим. Но и проститься с ним пришли 20 тысяч человек, и гроб несли на руках до самого Введенского кладбища. Католик, о чьем здоровье с разрешения постоянного его оппонента, св. митрополита Московского Филарета, служили молебен («Бог благословил нас молиться за всех живых»), а потом и панихиды в православных храмах. Только один эпизод: «Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство, Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице». Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради». Поразительно, но порой ты бываешь просто слеп, глядя, но не видя… Вот же, я была здесь летом, это совсем рядом с моим городом – деревенька Тишково, где была когда-то усадьба, в числе прочих хозяев принадлежавшая и Федору Петровичу Гаазу, еще до того, как целью его существования стало служение отверженным. Потом и она пошла с молотка, и дом в Москве. Все, что от нее осталось сейчас — липовый парк да мостик через бывший рукотворный канал. И памятник. Да-да, доктору Гаазу – от здешних жителей, которые помнят сами и берегут память для других. Вот только что узнала, что есть в селе и музей, надо будет наведаться… К следующей теме подступаюсь который раз и никак не сложу ее в слова… Она о легендах про чудотворные статуи Христа. «Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли». (Ю. Рябинин «Жизнь московских кладбищ») Увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где можно увидеть ее в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Если прорветесь, конечно… А склеп стоит, гол и полуразрушен (не крыша, нет, она так и задумана была при строительстве), знаменит ныне у готов под ником «Вампирка». Но ведь свято место, как известно, пусто не бывает, и молва людская рождает новую легенду, теперь уже про статую Христа на могиле Рекк-Третьяковых, перенеся именно на нее чудотворные свойства той, что убрана с глаз долой. Тем более что история ее установки вполне этому способствует: появилась она здесь из-за обещания, данного Петром Михайловичем Третьяковым своей теще еще в 1913 году, после смерти тестя. Революция, Вторая Мировая, смерть жены, прошедшей через сталинские лагеря… И все-таки в 1946 году статую установили. Возвращаясь к склепам и мавзолеям. Еще одна легенда, больше говорящая не о чудесах, а о неистребимой вере в них народа нашего. Не зря описывается она с немалой долей иронии: «Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина, ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого…. А в один прекрасный день написала на склепе: «Хочу, чтобы мой муж ожил». Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо…». И что вы думаете? Теперь народ ходит и пишет, ходит и пишет… И добро бы писал только такое и на этом самом месте: Но нет, пишет повсюду, а уж что именно! Не буду и цитировать… Ну, да хватит легенд, просто пройду еще немного, посмотрю и вспомню. Захоронение французских солдат, погибших в войне 1812 года. Правда ли, нет ли, но говорят, что земля внутри ограды, основа которой – вкопанные жерлами в землю настоящие пушки той войны, — территория Франции. Впрочем, это не так уж важно, важно, что их тут много, французов, объединенных именно своей страной и нацией. Важнее, чем то, что одни шли завоевывать, а другие – защищать, главное, что свои их помнят. Ну, а мы склоняем головы перед вторыми… Еще к войне 1812-го. Здесь — генерал Петр Пален (1778–1864), который, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию. И еще к ней же. Есть памятник и нашим воинам, но… как бы помягче… фиктивный, что ли. Было когда-то на месте дома на Кутузовском, известного своим главным жильцом – Леонидом Ильичом Брежневым, большое захоронение погибших в 1812-м русских солдат. Было. Потом – Кутузовский, дом и рассеявшаяся память. Потом при очередной стройке нашли какие-то косточки, торжественно объявили их останками героев той войны, перенесли сюда и воздвигли памятник. Такая вот историческая память… Эйнем, имя которого на виду у всей Москвы, но который никакого отношения к славе фабрики в действительности не имел. И жил, кстати, не в России, а вот похоронить себя завещал именно здесь. Сигурд Оттович Шмидт, имя для московских краеведов столь известное, что в расшифровке не нуждается. 91-летний ученый завещал похоронить себя рядом с мамой и няней — о многом говорит, правда?.. «Я — пережиток XIX века, в XX веке доживший до XXI, я бы так сказал». Памятник Ольге Лепешинской показывать не буду – незачем тиражировать то уродство, которое недостойно ее памяти. Под этим крестом из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, украшенным вагонными буферами и сцепными приборам – Христиан Мейен, богатый железнодорожный предприниматель. Совсем неприметно – Валентин Свенцицкий, проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов, известный уже одним лишь тем, что открыто не признал «КГБ-шного» митрополита Сергия. После смерти в ссылке тело привезли в Москву, где обнаружилось, что оно нетленно и благоуханно. Но… неудобный святой оказался, так и лежит здесь непризнанный, под простым железным крестом. Семейное захоронение Феррейнов. Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Братья Васнецовы. Место, соединяющее в себе реальное захоронение и кенотаф – символическое. Второго человека здесь нет, год смерти 1937… Таких могил на Введенском немало, да и только ли на Введенском. Самые, пожалуй, жутковатые места кладбища – участки, ждущие своих обитателей. Все готово, и памятничек стоит красивый, давай, земля ждет… «На вот и все» — барельеф, традиционно завершающий такие фоторассказы, но в истории этого места сказанное и показанное настолько не все, что надо бы съездить туда еще не раз. А пока, пока выдохнуть, просто пошуршать осенними листьями, погрустить, потрепать за ухом главного кладбищенского сторожа, ни на миг не забывая, что сами мы еще очень даже живы!

Введенское кладбище, расположенное в московском районе Лефортово, уже несколько веков привлекает посетителей своей таинственностью и уникальными памятниками.

Введенское кладбище появилось в 1771 году, во время бушующей эпидемии чумы. Своё название оно получило от расположенных неподалеку Введенских гор — холмистой местности на берегу Яузы. На протяжении XVIII—XIX столетий это кладбище называлось «Немецким», поскольку в основном захороненные там люди принадлежали к католической и лютеранской вере и в народе именовались «немцами». В XX веке здесь обрели последнее пристанище выдающиеся учёные, военные, деятели искусства и священнослужители.

Каждый человек, хотя бы раз в жизни побывавший на Введенском кладбище, не может позабыть впечатлений от окутанных таинственной тишиной памятников и надгробий, старинных мраморных склепов и усыпальниц. Проходя по главной аллее, вы увидите могилу российского актёра Геннадия Бортникова, которого во Франции называли «русским Жераром Филиппом». А неподалеку находится могила с кандалами, которыми оцеплены бока ограды — здесь похоронен «святой доктор» Фёдор Петрович Гааз, которого также называли «тюремный доктор». Всё своё состояние он потратил на оказание посильной помощи заключённым: Гааз основывал тюремные больницы, школы, принимал неимущих больных и обеспечивал их лекарствами. На надгробии высечены заветное выражение целителя: «Спешите делать добро».

На дне оврага установлена гигантская стела, окружённая столбами, сделанными в виде мортир. Это памятник в честь солдат армии Наполеона, погибших в России в 1812 году. Также посетители могут увидеть братскую могилу, в которой похоронены немецкие солдаты, умершие в России в годы Первой мировой войны.

Примечательна история, связанная с часовней Эрлангеров, крупных мукомольных промышленников. На её стенах находится огромное количество надписей, описывающих просьбы людей. Легенда гласит, что желание, написанное здесь, обязательно сбывается. А внутри часовни можно увидеть потрясающее панно, созданное по эскизу Петрова-Водкина, на котором изображен Иисус Христос Сеятель.

Посетив Введенское кладбище, вы увидите множество уникальных скульптур, могил знаменитых людей, каждая из которых имеет свою историю. Так, на могилах знаменитых художников Мельниковых установлены простые кресты, а могила известного инженера, занимавшегося строительством железных дорог, сооружена в виде креста, колёс и механизмов. Надгробные памятники советской эпохи тоже весьма оригинальны — есть надгробия, изображающие пропеллер, а память какой-то видной партийной деятельницы увековечена в виде звезды на млечном пути.

Классика и органная музыка для всех.

Смотрите также:

  • О Москве и москвичах: познавательные экскурсии для всей семьи
  • 10 концертов для влюблённых в музыку
  • Органная музыка в Москве
  • Обучающие курсы в Москве
  • Вебинары, которые помогут блеснуть эрудицией

Введенское кладбище в Москве было открыто в 1771 году на Введенском холме (другое название — Лефортовский). Изначально здесь хоронили умерших во время эпидемии чумы, а затем некрополь отвели под захоронения иностранцев, которые трудились в России. Кладбище получило второе название — Немецкое, потому как в народе всех иностранцев называли «немцами». До 1917 года на погосте хоронили только протестантов, католиков и представителей англиканской церкви. После революции некрополь стал интернациональным. На кладбище несколько братских могил: наших воинов, погибших на полях Великой Отечественной войны; немецких пленных времён 1-ой Мировой войны; французских солдат Наполеоновской армии и лётчиков из эскадрильи «Нормандия-Неман».

В настоящее время Введенский некрополь занимает площадь около 20 гектаров и имеет статус действующего, закрытого. По вопросам организации погребения на Введенском кладбище лучше всего обратиться в надёжное похоронное агентство. Требуемым опытом и квалификацией обладают сотрудники Городской Ритуальной Службы «Утрата».

Организация похорон на Введенском кладбище

Адрес и телефон Введенского кладбища

Адрес кладбища

111020, Москва, ЮВАО, ул. Наличная, 1.

Телефон

8 (495) 966-46-46

Официальный сайт Введенского кладбища

Сведения о сайте некрополя отсутствуют.

Часы работы

Некрополь работает в ежедневном режиме.

С мая до октября: 9:00-19:00.

С октября до мая: 9:00-17:00.

Захоронения: 9:00-17:00.

Как добраться до Введенского кладбища

Чтобы сесть на автобус до Введенского кладбища, нужно добраться на метро до ст. «Семёновская». Затем на автобусе № 032 проехать до ост. «Введенское кладбище» и пройти 500 метров вправо, к воротам некрополя. Также можно доехать на трамвае №№ 43, 46 до «Введенского кладбища», остановка расположена у входа на кладбище. Добраться на своём транспорте можно двумя способами:

  • По МКАД: Развязка у 1-го километра МКАД направо на Саянскую ул., направо на Свободный пр., до ш. Энтузиастов, направо на проспект Буденного, налево на Семеновский проезд, затем на Госпитальный Вал до Введенского кладбища.
  • От Третьего транспортного кольца: Через Гагаринский тоннель на Ленинский пр., налево на Мытную ул., направо на Коровий вал, через Серпуховскую пл. на Валовую ул., затем на Зацепский вал, через Б. Краснохолмский мост на ул. Земляной Вал, направо на Николоямскую наб., до Госпитальной ул., направо по Госпитальному Валу до Введенского кладбища.

Колумбарий Введенского кладбища

На участке № 1-С расположены стены колумбария нескольких видов: из красного кирпича (5 рядов); стены из железобетона; стены-саркофаги из гранита (5 рядов). В ниши колумбарных стен помещают урны с прахом.

Храм на Введенском кладбище

В некрополе в давние времена действовали 2 лютеранские кирхи и более десяти часовен. Общая часовня для отпевания появилась в конце XIX века. Византийский стиль часовни как бы объединял все религии, к которым принадлежали покойные. Ещё одна часовня, построенная в начале 20 века, после революции была отдана под разные конторы. В 90-е годы здание отреставрировали, и теперь в этом храме проводятся службы на двух языках: русском и финском.

Получить место на Введенском кладбище в Москве

Место на Введенском кладбище бесплатно можно получить для захоронения в двух случаях:

  • если есть родственная могила (обязательно прямое родство);
  • если усопший имеет особые заслуги перед государством или столицей.

На платной основе предоставляются свободные ячейки в колумбарии.

Схема и план Введенского кладбища в Москве

Точная схема кладбища представлена справа. План кладбища содержит информацию о местонахождении основных входов, дорожек, участков и административных зданий.

Цена на услуги Введенского кладбища

Стоимость услуг определяется объёмом и сложностью выполняемых здесь работ. Так, при родственном подзахоронении, как правило, востребована не только копка могилы, но также услуги Введенского кладбища по разборке и повторной установке оградки, памятника, элементов благоустройства участка. Размер оплаты, в итоге, полностью зависит от заказанного сервиса.

Организация похорон на Введенском кладбище

Смерть дорогого для вас человека — большая утрата, смириться с которой очень трудно. Городская Ритуальная Служба «Утрата» поможет хотя бы частично смягчить горе, взяв на себя трудные в эмоциональном плане хлопоты по организации похорон. Квалифицированную и бесплатную консультацию вам дадут сотрудники нашего агентства по телефону 8 (495) 966-46-46. Телефон работает в круглосуточном режиме.

Ближайшие московские кладбища

Самыми близкими являются Калитниковский, Преображенский и Рогожский некрополи Москвы.

Введенское кладбище
Лютеранское похоронное бюро у западного входа на кладбище.
Показать карту МКАД
Показать карту Москвы
Подробности
Учредил 1770-е годы
Место расположения Лефортовский район , Москва
Страна Россия
Координаты 55 ° 46′8 ″ с.ш., 37 ° 42′25 ″ в.д.  /  55,76889 ° с. Ш. 37,70694 ° в.  / 55.76889; 37,70694
Тип Общественный / Христианский
Размер 20 га (49 акров)

Введенском кладбище (русский: Введенское кладбище , IPA:  [vʲːɪdʲenskəjə] ) является историческим кладбище в Лефортово в Москве в России .

До 1918 года он был главным могильником для католических и протестантских общин города, в основном этнических немцев , и , таким образом , он был также назван немецким кладбище ( русское : Немецкое кладбище ). После 1918 года кладбище было секуляризовано и принимало умерших всех конфессий, в том числе и православное духовенство. На протяжении всей своей истории он также широко использовался как военное кладбище. Он расположен на 20 га участка между Госпитальный Вал — стрит и Наличной улице при 55 ° 46’8 «N 37 ° 42’25» E  /  55,76889 ° с. Ш. 37,70694 ° в.  / 55.76889; 37,70694 .

Происхождение

В период с конца 1771 по 1772 год императрица

Российской империи

Екатерина Великая издала

указ,

согласно которому с этого момента любое умершее лицо (независимо от его социального положения или классового происхождения) больше не имеет права на похоронен в церковных

склепах

или на прилегающих

погостах

. Новые кладбища нужно было строить по всей Российской империи, и отныне все они должны были находиться

за

Одной из основных причин этих мер было перенаселенность церковных склепов и кладбищ. Однако истинным решающим фактором, который привел к тому, что новые законы стали применяться в таком массовом масштабе по всей Российской империи, было предотвращение дальнейших вспышек очень заразных болезней, особенно черной чумы, которая привела к чумному бунту в Москве в 1771 году.

Когда в начале 1770-х было основано Введенское кладбище, к нему было пристроено более старое немецкое кладбище XVI века. Это старое кладбище находилось недалеко от Немецкого квартала (на противоположном берегу реки Яузы ), который традиционно служил лютеранской общине и другим западным христианским конфессиям. Помимо немецкой общины, на кладбище проживало значительное количество англичан, поляков и итальянцев.

Необычно для русских кладбищ, некоторые могилы, особенно польских дворян, были устроены как отдельные склепы с входными часовнями; сейчас они в полуразрушенном состоянии. Однако большинство могил представляет собой простые надгробия или кресты; Традиционные русские гробницы этого периода в стиле саркофагов редки и обычно принадлежат православным умершим, первоначально захороненным в другом месте, а позже перенесенным во Введенское.

19 век

Благодаря близости военных объектов Лефортово , Преображенское и Семеновское , Введенское также стало обычным местом захоронения погибших военнослужащих — российских военнослужащих, а также иностранных военнопленных. В 1889 году французское правительство установило мемориальный обелиск на братской могиле солдат Великой армии , погибших во время французского вторжения в Россию в 1812–1814 годах. В 1914–1918 годах на кладбище ухаживали также немецкие и австрийские военнопленные Первой мировой войны.

В XIX веке останки генералов Петра Великого Франца Лефорта и Патрика Гордона , умерших в 1699 году, были эксгумированы и перенесены во Введенское. Во Введенском похоронен также генерал-майор Карл Стааль , командир Астраханского кирасирского полка в войне Шестой коалиции против Наполеона 1813–1814 годов . Одна из самых необычных гробниц инженера-железнодорожника и педагога Кристиана Мейена собрана из колес железнодорожных вагонов и деталей парового двигателя и увенчана 5-метровым кованым железным крестом.

Знатные люди похоронены до революции 1917 года

  • Патрик Гордон

  • Карл Стаал

  • Франческо Кампореси

  • Французский 1812 г.

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Введенское кладбище
Вход с Госпитального Вала, 2019 год
Страна Россия
Координаты 55°46′05″ с. ш. 37°42′37″ в. д.
Дата основания 1771
Первое упоминание 1771
Первое захоронение 1771
Площадь 0.02 км²
Конфессиональный состав межконфессиональное
Действующий статус ограниченно открытое
Охранный статус image Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 771620657130005 (ЕГРОКН). Объект № 7710464000 (БД Викигида)
Официальный сайт https://ritual.mos.ru/
Адрес Москва, Наличная ул., 1
Станция метро image Лефортово
image Медиафайлы на Викискладе

Введе́нское кладбище (Неме́цкое, Инове́рческое) — историческое кладбище в районе Лефортово города Москвы, образовано в 1771 году для захоронения погибших от эпидемии чумы. До революции 1917 года считалось иноверческим[1][2]. Является объектом историко-культурного наследия, а его некрополь — музеем под открытым небом; многие надгробия и памятники, которые являются яркими примерами готики, классицизма, эклектики и модерна, возведены известными скульпторами и архитекторами[3][4].

История[править | править код]

Основание кладбища[править | править код]

В январе 1771 года в Москве началась эпидемия чумы. По предположению врачей, возбудитель завезли вместе с шерстью на суконный двор Москвы. За три первых месяца от болезни умерло 130 человек[5]. Несмотря на предостережения властей, эпидемия разрасталась, её разгар пришёлся на период с августа по ноябрь 1771 года. В это время в столице ежедневно умирало до 800 жителей, всего погибло почти 200 тысяч человек[6].

image Картина города была ужасающая – дома опустели, на улицах лежали непогребенные трупы, всюду слышались унылые погребальные звоны колоколов, вопли детей, покинутых родными…[5] Михаил Пыляев, историк

Чтобы остановить распространение болезни, Сенат в том же году запретил захоронения в черте города[7]. Были организованы чумные кладбища за Госпитальным Камер-Коллежским валом, в то время находившемся на границе Москвы. Одно из них было заложено в 1771 году на Введенских горах около Немецкой слободы, на северном берегу реки Синички[8][3]. Некоторые из этих кладбищ со временем бесследно исчезли; Введенское осталось среди сохранившихся для погребения.

Изначально кладбище называлось Немецким, так как считалось иноверческим и хоронили на нём работавших в России выходцев из Европы неправославного вероисповедания: протестантов, французских и польских католиков, а также прихожан Англиканской церкви. В 1840 году кладбище приписали к лютеранским храмам святых апостолов Петра и Павла и святого архангела Михаила. Для благоустройства был организован Комитет. Общины оплачивали содержание кладбища согласно количеству захоронений[3][9][10][11].

В 1870 году по проекту архитектора Александра Мейнгарда построили Юго-западные ворота, в 1894 году — дом у ворот по проекту Фёдора Роде, а в конце XIX — начале XX века возвели кладбищенские строения и стену[12]. В 1894 году построили часовню в псевдовизантийских формах[3]. В 1908 году реку Синичку частично заключили в коллектор, а позже полностью сделали подземной. На кладбище сохранился рельеф Введенских гор[8].

С декабря 1911 по апрель 1912 года в южной части Немецкого кладбища шло строительство часовни для Евангелическо-Лютеранской, Католической, Реформатской, Англиканской церквей по проекту архитектора Владимира Рудановского и инженера Л. Розенблита. В дальнейшем её стали использовать для отпевания усопших и проведения заупокойных служб представители разных конфессий[3][13].

После революции[править | править код]

До 1917 года на кладбище хоронили только «западных христиан», после революции 1917 года начали хоронить вне зависимости от вероисповедания. Официальное название сменили на Введенское по названию местных гор, среди местных жителей осталось популярным старое название — Немецкое.

С 1920-х годов кладбище находилось в ведении Городского коммунального хозяйства, контору которого разместили в часовне[3][14]. В 1960 году территорию кладбища расширили, а также построили стену-колумбарий[3][14].

Современность[править | править код]

В 1990-е годы у часовни склепа семейства Эрлангеров в самодельном шалаше проживала подвижница Тамара (блаженная), благословлённая батюшкой на сбор пожертвований. Тамара следила за порядком у склепа. Позже она ушла и больше не возвращалась. Образ Тамары стал легендой: в народе считают, что её можно встретить у разных кладбищ, собирающую пожертвования для благих целей[15].

9 октября 1994 года на территории Введенского кладбища было обнаружено тело криминального авторитета Леонида Завадского[16].

В 1995 году отреставрировали здание церкви Святой Троицы[3], а в августе 2000 года — лютеранскую кирху 1911 года постройки. В ней открылся протестантский молитвенный дом[13]. В доме проводятся богослужения на двух языках: финском и русском. На кладбище хоронят христиан любой конфессии, проводятся захоронения урн в колумбарии, в земле, а также родственные захоронения[3].

В начале мая 2017 года на кладбище провалились под землю девять надгробий. Некоторые СМИ сообщили, что яму засыпали вместе с надгробиями. Работники кладбища опровергли сообщения: на время ремонтно-восстановительных работ надгробия демонтировали и хранили на территории кладбища[17].

Оформление[править | править код]

На территории кладбища хорошо сохранилась обстановка готического стиля: на могилах практически нет восьмиконечных крестов, большая часть памятников представляет собой распятия, скульптуры, портики с дверями в «иной мир», латинские крижи, часовни в западноевропейском архитектурном стиле[18]. Большинство скульптур и надгробий сооружены известными скульпторами и архитекторами[14]. Например, надгробие Е. Ф. Жегиной (1893 год), мавзолеи мукомольных заводчиков Эрлангеров (1911 год) и Феррейнов (1900-е) созданы по проектам архитектора Фёдора Шехтеля[19]. Объектами культурного наследия являются часовня-сень Николая Кёльха, мавзолеи Эмилии Быковской-Минелли, Марии Волконской, Мишеля де Любеч-Залесского, Эрлангеров, усыпальницы семьи Кноп, доктора Овера и многие другие объекты[20].

У восточной стены кладбища создан мемориал германским солдатам Первой мировой войны, попавшим в плен к солдатам русской армии и умершим в Москве. На обелиске надпись на немецком языке: «Здесь лежат германские воины, верные долгу, и жизни своей не пожалевшие ради отечества. 1914—1918»[21].

У западного края кладбища расположены две братские могилы французов. В первой похоронены солдаты наполеоновской армии, над их могилой установлен монумент, который огораживает массивная цепь, столбами служат вкопанные жерлами в землю пушки времён Наполеона[22]. Во второй погребены шесть лётчиков полка Нормандия — Неман. Их прах был перенесён во Францию в 1950-х годах, на могиле остался памятный знак. Представители посольства Франции посещают могилы и возлагают цветы и венки[14].

Одно из почитаемых захоронений — могила врача Федора Петровича Гааза, который прославился как выдающийся филантроп. Девизом российской медицины стало его выражение «Спешите делать добро». Заботясь о ссыльных и заключённых, Фёдор Гааз добился разработки лёгких и щадящих кандалов вместо прежних двадцатифунтовых. Облёгчённые кандалы как украшение решётки установлены на его могиле. Похороны Фёдора Гааза считались самыми многолюдными в истории кладбища — его провожали в последний путь около 20 000 человек[23].

До 1950-х годов на надгробии фабрикантов Кноппов стояла фигура Христа. Её называли чудотворной, поливали водой и собирали стёкшую воду — считалось, что она излечивает от болезней. В атеистическом советском обществе подобная вера в чудеса считалась неприемлемой, поэтому столичные власти сняли фигуру с надгробия и увезли с кладбища[13]. Её следы затерялись[24].

Уникальными памятниками Введенского некрополя стали великолепные часовни-усыпальницы, сооруженные когда-то на семейных участках видных московских фамилий и отличающиеся изяществом исполнения и изысканностью оформления. Тринадцать часовен-усыпальниц, обладающих признаками объектов культурного наследия, составляют ценный ансамбль и уже много лет ждут решения Мосгорнаследия о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия.[25] В июле 2018 года пять часовен, пребывающих в состоянии запустения и постепенно разрушающихся, включены в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой):

  • Часовня-усыпальница графини Елизаветы Федоровны (Шарлотта-Амалия-Изабелла) Мусиной-Пушкиной, урождённой фон Вартенслебен[26];
  • Часовня-усыпальница Эмилии Быковской (Минелли), архитектор М. Д. Быковский[27];
  • Часовня-усыпальница Александра Ивановича Овера[28][29];
  • Часовня-усыпальница Александра Александровича Демонси[30];
  • Часовня-сень Николая Фердинандовича Кёльха, архитектор Л. Н. Кекушев[31]

Могилы известных людей[править | править код]

См. также: Категория:Похороненные на Введенском кладбище

Могила биолога Николая Кольцова, 2008 год Могила доктора Фёдора Гааза, 2017 год Могила писателя Михаила Пришвина, 2014 год Могила художника Аполлинария Васнецова, 2013 год Могила Рины Зелёной

На кладбище погребены 54 Героя Советского Союза, 27 Героев Социалистического Труда, 90 революционеров и старых большевиков, около 770 учёных и 300 артистов, композиторов и дирижёров, 95 литераторов, более 80 художников, скульпторов и архитекторов, почти 200 заслуженных врачей, учителей, строителей, заслуженных деятелей культуры, заслуженных мастеров спорта и лиц духовного звания[14].

Существует легенда, что на Введенской горе был похоронен приближенный Петра I Франц Лефорт и на его могиле стоял памятник[3]. Однако, по словам заведующего кладбищем, документальных свидетельств этому нет. Также отсутствуют достоверные данные о переносе праха Лефорта из первоначального захоронения на территории Немецкой слободы. В настоящее время захоронение считается утерянным[32].

Учёные[править | править код]

Действующие кладбища выделены жирнымThis page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit). Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses. —>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий