«Буржуев и на том свете достанем». Как на осквернённых могилах вырос Ростов

imageКогда появляется потребность души посетить храм, то лично я обхожу стороной кладбищенские церкви. Почему? Возможно предубеждения, не знаю. Но я не хочу сейчас концентрироваться на себе.imageРечь пойдет о церкви Вознесения Господня, которая находиться как раз на Братском кладбище г. Ростова н/Д. Как-то по весне, проходя мимо, решила заглянуть в эту церковь наперекор своим убеждениям. Продвигаясь по аллеи кладбища со стороны пр.Нагибина, я ощущала небольшой дискомфорт. Еще бы, одна, вокруг никого, одни могилы, лишь вороны зловеще каркают с деревьев. Начала уже жалеть, но в поле зрения впереди заблестел бордово-золотистый купол храма, а затем и сам он показался в розовом цвете с шатровой звонницей. Красивое и обнадеживающее произвел он впечатление, рассев былую неуверенность. Стало сразу спокойно на душе, но неожиданное впечатление произвел белый ангел на постаменте, установленный перед входом в церковь. Подобного я не видела ранее нигде. Потом узнала больше информации. Оказывается, стоит она здесь уже 98 лет, но изначально не была кладбищенской. Ее история начинается аж с 1869г. с решения поставить церковь в память избавления от опасности Императора Александра Второго во время покушения на него. Первый временный храм на Новобазарной площади освятили в 1878г. Второй, основательный 3-х престольный храм строили 17 лет. Но в 1910-1913г на средства купцов Герасимова, Мясникова, Сафонова из материала разобранной Александро-Невской церкви, стоявшей на Новом базаре (ныне там часовой завод) сооружена архитектором Г.Н.Васильевым кладбищенская Вознесенская церковь в русском стиле. Интересно, церковь простояла всё тяжёлое советское время. Богослужения в ней практически не прекращались. В Ростове такой счастливой участью могут похвастаться мало существующих храмов. Ее реконструкция началась только в 1999-2000 годах: сооружены новый купол храма и шатровая звонница. В 2005 произведён косметический ремонт фасада. Теперь она радует глаз, хотя незаслуженно спрятана под сенью кладбищенской растительности. Внутри храма заканчивалось богослужение, когда я попала в него. Несмотря на то, что прихожан было не более 20-25 человек, настоятель храма общался с ними после службы, отвечая на все житейские вопросы. Был с народом, как говорят, пока не вышел из храма последний человек. Мене понравилась внутренняя атмосфера этой кладбищенской церкви, там чувствуешь себя умиротворенно, атмосфера уюта и спокойствия. Есть икона Богоматери, образ той самой перед которой молился на коленях Серафим Саровский, и перед ней он почил, как выражаются православные. Мне эта церковь понравилась. Намоленное место. При случае буду заходить туда уже без страха перед покойниками, тем более там защита – обелиск с белым ангелом!

Братское кладбище
Церковь Вознесения Господня на Братском кладбище
Подробности
Место расположения Ростов-на-Дону
Страна Россия
Координаты 47 ° 14′32 ″ N 39 ° 42′59 ″ E / 47,24222 ° с. Ш. 39,71639 ° в. / 47.24222; 39,71639Координаты:47 ° 14′32 ″ N 39 ° 42′59 ″ E / 47,24222 ° с. Ш. 39,71639 ° в. / 47.24222; 39,71639
Размер 2.2 км 2

Братское кладбище ( русский : Братское кладбище ) является кладбище в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону , Россия .

История

Кладбище, расположенное на окраине города, изначально считалось местом захоронения бедняков, здесь в основном находились братские могилы. Отсюда и название кладбище. Позже на кладбище появился отдел для погибших солдат и офицеров, который по большей части не сохранился до наших дней.

На кладбище установлены памятники воинам Ростовского полка народного ополчения, погибшим в ноябре 1941 года, и памятник воинам 230- го полка НКВД , также погибшим в ноябре 1941 года при защите Ростова-на-Дону от немецких войск. .

С 1998 года на территории кладбища разрешено хоронить родственников уже захороненных.

На Братском кладбище расположена церковь Вознесения Господня , построенная в 1913 году.

На Братском кладбище похоронены известные люди

  • Борис Думенко — командующий Красной Армией .
  • Леонид Эберг — архитектор, работавший в Ростове-на-Дону.
  • Александр Борчанинов — революционер и государственный деятель.

Рекомендации

Кладбище Братское Кладбище, пр. Михаила Нагибина, 4, Ростов-на-Дону, Ростовская обл., 344038: 45 отзывов пользователей и сотрудников, подробная информация о адресе, времени работы, расположении на карте, посещаемости, фотографии, меню, номер телефона и огромное количество другой подробной и полезной информации Адрес: пр. Михаила Нагибина, 4, Ростов-на-Дону, Ростовская обл., 344038 Номер телефона: 8 (863) 242-48-98

Расположение на карте

Отзывы

Гарик Устинкин Обязательно здесь надо побывать. Лучше осенью. А это за стеной, рядом с дорогой. 3 месяца назад Павел Завьялов Идеально место для прогулок. Волшебно выглядит в любое время года. Помогает придумывать сюжеты для книг. 8 месяцев назад Ольга (_) мне нравится. люди такие культурные, никто не лезет со своими советами и моральными учениями. Везде цветы и угощенья, так гостеприимно. Еще и белочки гуляют. люблю там гулять. 3 месяца назад Владимир Волков Идеальное место для прогулок, особенно вечером. Рекомендую! 11 месяцев назад Анна Фёдорова Старое, историческое кладбище Ростова-на-Дону. К сожалению, старые захоронения в ужасном состоянии, а ведь это — наша история, могилы наших предков. На территории кладбища находится братская могила павших во вторую Мировую войну воинов. Тишина и покой кладбища напоминают о вечности. 2 дня назад Александр Киселёв Обстановка не понравилась, слишком много людей и никто из них не разговаривает, а еще под моего деда изоленты накидали какой то 1 неделя назад Анна Король Несмотря на месторасположение (центр города), на кладбище очень тихо и уютно. Стали убирать, нет теперь непроходимых порослей. По территории прыгают белки, очень много голубей. Тихо, спокойно. 1 месяц назад Сергей Сергеев Побродить по этому месту полезно и историки и философу и особенно молодым людям, задуматься о людях и судьбах, о временах и сделать для себя важные выводы. 3 месяца назад Карина Степанова По территории бегают белки, и всякая другая живность. Территория убрана 9 месяцев назад Юлия Овсянникова Соседи тихие, квартиры просторные. Советую 1 неделя назад Геннадий Митусов Центр города ! Соседи все тихие , короче отличное место ! 3 недели назад Александра Шмерлинг Тихое место, у меня там прадеды лежат, тишина напоминает о том, что все мы лишь гости в этой жизни… 2 месяца назад Алена Титова Я съел деда. 11 месяцев назад Ирина Огнева Старое кладбище,тишина и покой. 3 месяца назад Daisy Love А какой смысл моей жизни? 1 месяц назад Слава Парамонов Очень много старых, ещё до революционных захоронений, склепов. 2 месяца назад Виктория Яироткива Красиво 1 месяц назад Мария Есина Отлично 5 месяцев назад Вадим Казанский там очень красивый храм 4 месяца назад Сашка Струпкова Часто хожу туда на Пасхальную службу 5 месяцев назад Дарья Сергеевна Там очень красивый Храм! 3 месяца назад Екатерина Кретова А вы живых принимаете 11 месяцев назад Delete Delete Тихо, умиротворение. 11 месяцев назад Николай Лютиков Ницца 6 месяцев назад Апраксий Мамонов Monika Monika 1 месяц назад Татьяна Фомичёва 1 месяц назад Марина Кондакова 3 недели назад Юлиана Шкура 2 месяца назад Юрий Гриценко 3 месяца назад Sasha Veselov 2 месяца назад Николай Дома 9 месяцев назад Виктория Пушкарь 9 месяцев назад Karlen Mangasaryan 1 неделя назад Yulia Donyushkina 3 месяца назад Egene Egorov 3 месяца назад Марина Сегаль 6 месяцев назад Василий Чернецов 9 месяцев назад Андрей Чипан 3 месяца назад Маша Иванова 9 месяцев назад Елена Новикова 9 месяцев назад Антон Ларионов 1 месяц назад Вазген Папикьянц 11 месяцев назад Полина Панфилова 1 месяц назад Екатерина Шубная 11 месяцев назад Николай Калинин 4 месяца назад

Популярные места из категории Кладбище

26.02.2018 15:13 3077 Еженедельник «Аргументы и Факты» № 8. «АиФ на Дону» 21/02/2018 Памятный знак около Северного кладбища Ростова-на-Дону. / Вадим Анохин / Commons.wikimedia.org Статья по теме Забытые могилы. Памятник Первой мировой на Дону нужно привести в порядок

Достать буржуев

Началось это ещё в советское время. Когда-то в районе Дворца спорта располагалось одно из самых престижных мест захоронения ростовчан: Всех­святское кладбище, другое название — Новопоселенское. В 1811 году его обозначили на плане города, есть оно и на картах 1910 года. По обеим сторонам широкой аллеи стояли мраморные памятники и склепы именитых горожан, представителей купечества, влиятельных чиновников, здесь же могила город­ского головы Ростова Андрея Байкова. С 1920 года на кладбище никого не хоронили, места больше не было.

А ранним летним утром в середине 30-х годов тишину взорвал шум двигателей тяжёлой техники. Катки для трамбовки асфальта наезжали на памятники, валили их. Рабочие тащили плиты к грузовикам и куда-то увозили.

Сохранились воспоминания современницы тех событий Ольги Давыдовой: «Как только мы вошли в ворота, увидели, что возле конторы молча стоит толпа людей. Главная аллея была завалена поломанными деревьями и кустами, засыпана комьями земли. Мы прошли дальше: ограда вокруг могил наших предков со стороны аллеи была повалена на землю, все три мраморные плиты исчезли, могилка дочери деда оказалась раздавленной…

Храм Всех Святых и Всехсвятское городское кладбище Ростова-на-Дону. Фото периода 1900-1917 года. Фото: Commons.wikimedia.org/ В. Ф. Петрыковский

Из конторы вышел мужчина в кепке и потребовал, чтобы все расходились: есть указание ликвидировать буржуйские могилы. Один человек пытался доказывать, он — научный работник, разрушена могила его отца. Мужчина в кепке ему ответил: «Допустим, ты научный работник, но батя-то твой был кто? Буржуй — это по тебе видно, а мы буржуев и на том свете достанем. Всем разойтись!»

 С погостов снимали только мраморные плиты, этот материал был нужен для облицовки фасада и вестибюлей нового театра им. Горького. Завозного инкерманского известняка не хватало. Кстати, разоряли погосты и других некрополей: Братского, Покровского, Армянского, сельских близлежащих кладбищ. Но больше всех пострадало Новопоселенское, как самое богатое.

Статья по теме Культурный погост. Гостей ЧМ по футболу пригласят на экскурсию по кладбищу

Не спасла икона

На его разграбленной территории находился Всехсвятский храм. Его участь тоже печальна, несмотря на красивую легенду.

В левом притворе находилась Почаевская икона, подаренная храму дедом краеведа и писателя Михаила Вдовина.

Он рассказывал: «22 марта 1943 года, в первой половине дня, Ростов подвергся массированному налёту немецкой авиации. Весь город был засыпан малокалиберными кассетными бомбами. Когда начался налёт, многие люди, бывшие тогда на Новопоселенском базаре, стали искать убежище в храме… В это время шла служба — именно в левом притворе. Одна из кассетных бомб упала на кровлю. Взрывом частично снесло крышу, осколки повредили роспись и иконостас. В правом притворе были убитые и раненые. Но ни один человек в левом притворе (где висела икона) не пострадал!»

После войны храм восстановили. Но в 1964 году его… взорвали. Сотрудники соседнего завода смогли пронести через проходную фотоаппарат и снять с крыши цеха последние минуты жизни старинного строения. Сейчас на этой территории жилые дома, школа, Дворец спорта и Дворец здоровья. Совсем недавно на месте некрополя построили прокуратуру. Когда копали котлован, в ковше экскаватора белели человеческие кости.

Череп в школу

По мнению члена Союза российских писателей, архитектора и краеведа Любови Волошиновой, наш го­род стоит на огромном археологическом памятнике: древние некрополи, кладбища XIX века и захоронения.

Например, на старых планах по соседству с территорией парка им. Горького нанесена Успенская церковь, возле неё был некрополь, который никогда никто серьёзно не исследовал. На месте почтамта — небольшой храм, окружённый захоронениями. Большое Покровское кладбище XIX века находилось в районе ипподрома (ул. Чехова и пер. Университетский). Сейчас вся территория застроена.

Статья по теме В Ростовской области найдены ворота исчезнувшего Бекренёвского монастыря

А до 1935 года здесь стояла Крестовоздвиженская церковь, сначала деревянная, потом каменная. Перед Великой Отечественной войной её частично разобрали и попытались приспособить под крематорий, но строительство так и осталось незаконченным.

После войны здание неудавшегося крематория переделали под общежитие и административные помещения. Современный ориентировочный адрес бывшего Крестовоздвиженского храма — пер. Университетский, 131а.

«Прораб, ведущий работы в 60-х годах, рассказывал, как при строительстве они наткнулись на могилы. Обратились в епархию с просьбой повесить памятную доску, как-то обозначить это место, но ничего не получилось. Археологи тоже на место раскопок не выезжали, — вспоминает Любовь Волошинова. — А лет 10 назад на этом месте строили особняки. Черепа и останки были выброшены прямо в земляные отвалы. Кости попали в руки ребят из близлежащей школы».

«Город мёртвых». Захоронения меотов I века в Ростове нашли археологи | Фотогалерея

Некрополь Ростовского городища продолжает открывать свои тайны исследователям. © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов

«Город мёртвых». Захоронения меотов I века в Ростове нашли археологи | Фотогалерея

Некрополь Ростовского городища продолжает открывать свои тайны исследователям. © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов © АиФ / Тагир Раджавов

История среди могил

Из некрополей конца XIX — XX вв. сейчас сохранилось только Братское кладбище, да и то в урезанном виде. Там, где сейчас бассейн «Волна» и стадион, тоже когда-то был погост.

В середине 60-х годов прошлого века кладбище закрыли. По закону должно было пройти 20 лет после последнего захоронения, тогда кладбище можно было официально ликвидировать, а земли использовать под другие общественные нужды. В 1980 году заговорили о том, что скоро на месте погоста появится новый микрорайон. Но в  90-х от этой идеи отказались. Ещё через 10 лет решили некрополь объявить мемориальным и даже разрешили подзахоранивать в могилы родственников.

Новость по теме Обновленный памятник матросу крейсера «Аврора» открыли в Ростове

Сейчас Любовь Волошинова водит по аллеям Братского кладбища экскурсии.

 «Молодёжь ждёт от меня мистических историй, а люди постарше хотят узнать историю города. Например, в 1930 году на бывшей парамоновской мельнице прогремел страшный взрыв. Погибли 70 человек. Многих из них похоронили в 13-м квартале Братского кладбища, над могилой установили гранитный обелиск, на нём высечены имена 28 рабочих и служащих 1-й Госмельницы. Вот так увековечили трагический факт из жизни Ростова. Вокруг храма — плиты с фамилиями знаменитых горожан: поэтов Леонида Григоряна и Даниила Долинского, архитекторов Леонида Эберга и Виктора Баринова, медиков, учёных, артистов. Мы останавливаемся у могил и вспоминаем историю их замечательной жизни. В одном из старых кварталов некрополя есть могила матроса с крейсера «Варяг».

На Братском кладбище можно увидеть и неплохо сохранившиеся разные формы захоронений. Например, на могиле устанавливают какой-то элемент профессиональной принадлежности: меч высекают на граните, под которым покоится воин, якорь указывает на погребение моряка. Есть интересные памятники в виде деревьев с обломанными ветвями, кованые кресты с коронами — это отражение более чем столетних традиций захоронений, это — наша история, своеобразный музей под открытым небом.

У Бога мёртвых нет. Какие тайны хранит некрополь Таганрога

Как утверждают историки и краеведы, на мемориальном Братском кладбище шесть горизонтов захоронений. Первые датируются 1892 годом, в это время тысячи ростовчан умирали от холерной эпидемии, их хоронили в больших братских могилах. Позже определили границы кладбища, и со всего города потянулись туда печальные процессии.

С уважением к предкам

«Проблема кладбищ возникает в любом большом городе, которому более 100 лет. Жилые кварталы растут, доходят до кладбищенских оград и переступают дальше. Вопрос сноса некрополя, как правило, неизбежен. Но почему не сделать это с должным уважением к памяти предков? Наша администрация вопросы со старыми захоронениями решает странно. По идее должен быть план, на который нанесены все некрополи: и те, что датируются первыми веками нашей эры, и те, которым 100-200 лет.

Статья по теме Солдаты забвения. На братской могиле в Ростове устроен склад старой техники

На базе этого материала застройщика должны уведомлять, что именно находится на этой территории и как он должен поступать, когда наткнётся на погребения. А должен он вызывать археологов, к тому же есть на Северном кладбище специальная служба, которой предписано выезжать на место, где найдено захоронение, собирать останки и либо кремировать их, либо перезахоранивать», — уверена Любовь Волошинова.

В европейских странах при сносе погостов обязательно стараются установить на этом месте часовню, памятник, куда родственники покойных могут приходить и поминать. Мало кто знает, что Первомайский парк был когда-то сквером при городской больнице. Здесь во время Гражданской и Отечест­венной войн хоронили раненых бойцов. Может быть, на День По­беды стоит не только маршировать и запускать в небо шарики, а установить памятные знаки, обелиски, чтобы наши современники и потомки пом­нили об истории города, о собы­тиях, которые когда-то здесь разворачивались. Об этом нужно знать, чтобы не разрывалась связь поколений.

Могила цыганского барона вскрыта вандалами на кладбище Новочеркасска Новое ростовское кладбище на 29000 могил должны открыть в июле 2018 года Святотатство. Отступая, воды Цымлы обнажают людские погосты | Фотогалерея Правда, что донские археологи нашли могилу знатной невесты IV века до н.э.? В Азове нашли братскую могилу петровских времён?

image

Действующий старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой Церкви.

История старообрядческой Общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города.

image

Общий вид центральной части города. С открытки нач. XX в.

Первые упоминания о молитвенном месте старообрядцев находим в «Описании Азовской Губернии», сделанного по приказу князя Г. А. Потёмкина в 1782 году. Сообщается, что в Ростовской крепости «церквей деревянных — 3, в том числе небольшая часовня старообрядцев» (1). Затем, информация о ростовском старообрядческом храме встречается в 1813 году: есть сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы на улице Донской (параллельная улица с Канкриновской, ныне Ульяновской), которая, по преданию, была перевезена на эти земли  старообрядческими переселенцами с берегов Белого моря. Во второй половине XIX века ростовские старообрядцы строят новый храм  во имя Введения Пресвятыя Богородицы по улице Канкриновской, 42 — на участке, принадлежащем ростовским купцам Золотарёвым. Они были авторитетными ростовскими старообрядцами, принявшими в 1846 году Белокриницкую иерархию. Помимо Золотарёвых, активную деятельность в рамках общины вели и другие ростовские предприниматели–старообрядцы: хлебопромышленник Елпидифор Парамонов, купцы Иван Панченко, Пётр Максимов и другие. Основными попечителями старообрядческой общины в то время были Иван Филоменович Жаров и Фотий Алексеевич Золотарёв.

В списке священников Донской и Кавказской епархии, поданном епископом Силуаном в 1883 году в Московскую Старообрядческую Архиепископию, упоминается имя настоятеля Ростовского-на-Дону старообрядческого Введенского храма священноиерея Климента. В это же время епископ Силуан упоминает, что Золотарёвы строят новый храм возле старого. А к 1907 году в общине было уже два священника – отец Харлампий Илларионович Марков и отец Филипп Маркович Привалов.

После 1846 года в среде ростовских старообрядцев происходит разделение – часть христиан не принимает митрополита Амвросия    и по-прежнему окормляется беглыми из господствующей церкви священниками. Лидером этой незначительной части старообрядческого общества становится известный ростовский купец Н.А. Панин. С Золотарёвым его объединяют не только дружеские, но и дальние родственные связи. Некоторое время они, будучи партнёрами, ведут совместные дела. К тому же, дом Панина находился рядом с участком Золотарёвых, где последние построили церковь: храм стоял на улице Канкриновской, 42 (ныне Ульяновская, 32), а дом Панина — на углу  Канкринской и Николаевского переулка (сейчас Ульяновская, 30).

image

Угол Николаевского переулка и ул. Донской. С фото нач. XX в.

Следует заметить, что так называемая «Солдатская Слобода» (район старого Ростова) была местом компактного проживания старообрядцев. Общинный дух жизни христиан вынуждал их селиться в непосредственной близости от храма, тем самым большая часть общины жила в квадрате, ограниченном несколькими кварталами. Особенно много старообрядцев проживало на улицах Канкринской (сейчас Ульяновская), Воронцовской (сейчас Баумана) и Донской (по некоторым сведениям, она одно время даже называлась Старообрядческой), в переулках Николаевском (сейчас пер. Семашко) и Казанском (сейчас пер. Газетный). Кроме этого, здесь плотно селились иудеи.

image

Рядом со старообрядческими храмами, буквально в радиусе 200 метров, возникли три иудейские синагоги. Две были расположены в переулке Казанском (одна из них — еврейский богаделенный дом — действует до сих пор), а третья представляла трёхэтажное здание, выстроенное в начале ХХ века на Канкринской, 57, — Духовное правление ростовской еврейской общины (ныне общеобразовательная еврейская школа «Ор Амвер»).

Любопытный факт: при том, что состояние Н.А. Панина было значительно больше средств Ф.А. Золотарёва, ростовских старообрядцев, не принявших белокриницкую иерархию, было на порядок меньше, чем принявших. Все христиане-старообрядцы, проживавшие в окрестных с Ростовом-на-Дону поселениях (в центре Донской епархии — Новочеркасске, в Старочеркасске,

в крупных станицах — Елизаветинской, Маныческой, на хуторе Городище), приняли белокриницкую иерархию.

image

Ул. Канкринская (ныне Ульяновская), 39. Дом причта. Фото 2009.

В 1910 году Н.А. Панин строит на этом участке двухэтажный дом причта по проекту ростовского архитектора Е.М. Гулия. Через год в этот дом приглашают старообрядческого священника из города Вольска — отца Николу Микульшина. Тогда же на этих землях Панин закладывает новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Принимая во внимание, что отец Никола Микульшин переехал в Ростов-на-Дону за два года до окончания строительства храма, можно предположить, что он принимал непосредственное участие в его возведении.

image

Ул. Канкринская. Старообрядческая церковь. Фото с открытки, 1913.

Сам же Панин с душевной теплотой относился к строительству. Достаточно сказать, что для проектирования храма был приглашён архитектор высокого столичного уровня — В.А. Покровский, выпускник Академии художеств, известный российский зодчий, чьи творения формировали ретроспективизм — новое стилевое направление русской архитектуры конца XIX — начала XX вв. Глубокое исследование и знание традиций древнерусской архитектуры, её закономерностей и стилей отразились в таких его архитектурных произведениях, как здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, Фёдоровский собор и Фёдоровский городок в Царском селе, храм-памятник русским воинам, павшим в битве 1813 года под Лейпцигом, близкий по архитектурному стилю церкви Вознесения в Коломенском. Привлечение этого мастера к строительству не было случайным. В.А. Покровский принадлежал к группе художников, которые связывали своё призвание с возрождением русского религиозного искусства.

В ходе строительства старообрядческого Собора архитектор В.А. Покровский использовал формы древнерусского зодчества в так называемом «неорусском» стиле, что позволило зданию стать органичной частью сложившейся городской застройки. Церковь являла собой одноярусное протяжённое сооружение с пониженной, меньшей по габаритам алтарной апсидой. Молельный зал, апсида и асимметрично размещённая одноярусная звонница увенчаны малыми главками. Храм, вмещавший порядка 500 молящихся, стал одним из культовых зданий в Ростове-на-Дону.

image

Изделие завода П.И. Ильина, нач. ХХ в. (Из фондов музея храма).

Для постройки здания церкви использовался добротный местный кирпич завода Петра Ивановича Ильина, а чугунное литьё (опорные колонны козырька храма, стойки нижнего этажа и ограды) были изготовлены, как свидетельствуют клейма, на ростовском механическом заводе бельгийца Феодора В. Ниттнера. Поставщиком оцинкованного железа для кровли был завод акционерного общества «Лысьвенский Горный Округ наследников графа П.П. Шувалова», продукция которого была отмечена, в частности, золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Яркой декоративной деталью храма является искусная ковка фасада входного козырька и оконных решеток.

image

Кованая решётка козырька храма. Фото 2009

Утварь и иконостас для него жертвовали Парамоновы и Соловьёвы — известные ростовские семьи старообрядцев белокриницкого согласия. Освящение храма было совершено в 1913 году. Первое время он именовался Покрово-Ильинский: возможно, в нём находилась чтимая икона пророка Илии.

Кроме храма и дома причта, Н.А. Панин построил на этом участке ещё четырёхэтажный богаделенный дом, который выходил своим фасадом на улицу Воронцовскую.

Это был крупнейший дом призрения в Ростове-на-Дону. Его площадь составляла порядка 1200 кв.м, в нём было более 50 палат. Н.А. Панин за свои средства полностью содержал и храм, и причт при нём, и богаделенный дом. В попечении о жильцах богадельни активную помощь ему оказывали старообрядцы белокриницкого согласия во главе с Ф.А. Золотарёвым.

Ул. Воронцовская (ныне Баумана). Богадельный дом. Фото 2010.

В марте 1918 года престарелый Н.А. Панин составил Духовное Завещание, по которому разделил своё имущество между женой и детьми. Принадлежащие ему на праве частной собственности Покрово-Ильинский храм, дом причта, богаделенный дом и 300 000 рублей на счёте в Конторе Государственного Банка он завещал старообрядческой общине.

Осенью этого же года Н.А. Панин преставился. В этом же году Духовное Завещание было исполнено, вся перечисленная недвижимость перешла в собственность общины.

Однако в 1922 году всё имущество было национализировано, здание храма и дома причта были переданы общине Ростовско-Нахичеванским Советом рабочих и крестьянских депутатов на правах бесплатного бессрочного пользования. В богадельне были организованны коммунальные квартиры для жильцов Комунхоза. В этот период община переживала очень трудные времена. Она значительно уменьшилась и составляла не более 25 человек. В связи со стеснёнными обстоятельствами, общину покинул настоятель — отец Никола Микульшин. Следующим настоятелем на короткий период в 1931-1932 гг. стал епископ Пансофий (Ивлев), который из-за малочисленности прихода в своём кафедральном храме вскоре был вынужден уехать в Курск.

В те годы соседняя Введенская община терпела не меньшие притеснения, но оставалась по-прежнему многочисленной. В 1930 году настоятелем Введенской общины стал священноиерей Савва Синельников, рукоположённый во иереи святителем Арсением Уральским.

Он вспоминает, что в 1931 году, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который праздновался в Введенской общине как второй престольный, в церкви было более ста человек молящихся.

Интересная деталь жизни общины того времени: даже тогда, когда власти всячески притесняли верующих и у Покровской общины была отобрана и превращена в жилой дом Коммунхоза богадельня, старообрядцы не забывали традиций благотворительности — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1931 году общинники накормили более 60 странников, собравшихся на христианскую трапезу.

В 1935 году (по другим сведениям – даже раньше) городские власти приняли решение ликвидировать Введенскую Церковь. Она была отобрана в одну ночь, христиане не смогли ничего спасти из утвари. В течение недели представители власти организовали в церковном дворе грандиозный костёр, в котором спалили всю святыню Введенского храма. Отец Савва Синельников был изгнан из церковного дома, церковь разрушена, многочисленная община осталась без храма.

На эту беду откликнулись представители Покровской общины. Они жили без священника, владыка Пансофий был в лагере, а сама община, по свидетельствам очевидцев, состояла из 10 старушек. К этому времени советская власть уже отобрала у покровских старообрядцев и дом причта, оставалась только церковь, которую община не имела возможности даже отопить в зимнее время. Вначале белокриницким христианам позволили вести самостоятельную службу в притворе храма, но очень скоро представители Покровской общины приняли решение объединится с Введенской общиной. Уже к 1936 году объединённая община стала совершать богослужения в Покровском храме, силами прихожан храм очень быстро был приведён в порядок.

Фрагмент метлахской плитки на полу храма. Продукция заводов Дзевульского и Ланге, нач. XX в. Фото 2010.

Хотя старообрядцы и остались без молитвенного здания, община не распалась. Её активным деятелям удалось спрятать большую часть утвари и икон, правда, иконостас был уничтожен.

Во время оккупации донской столицы в 1942 году немецкие власти решили вернуть верующим все сохранившиеся храмы. Так, в августе того же года была возвращена старообрядцам и Покровская церковь. Но они в первую очередь занялись не налаживанием богослужебной жизни, а озаботились судьбой раненых красноармейцев, которые остались в городе после отступления Красной Армии, не забывали старообрядцы и соседей — иудеев.

В огромном подвале под храмом староверы во главе со старостой прятали тяжелораненых солдат. К сожалению, в сентябре 1942 года кто-то сообщил об этом оккупационным властям.

Разыгралась кровавая драма: всех раненых красноармейцев и иудеев, найденных в подвале храма, а также основных представителей общины повесили на Соборной площади, девятнадцать других староверов были расстреляны на углу улиц Семашко и Ульяновской (о чём свидетельствует памятная доска, установленная там ещё в советские времена). Естественно, немцы сразу же закрыли церковь, она пустовала до 1945 года.

После окончания войны община была вновь собрана стараниями прибывшего из города Кисловодска священника Иоанна Захарова и авторитетных ростовских старообрядцев — Иоанна Яковлевича Кожемякина и Аполлона Васильевича Абрамова. Благодаря их усилиям, в конце 1945 года власти вернули старообрядческой общине Покровский храм, и уже в начале 1947 года отремонтированная церковь была вновь освящена. Старостой общины стал Иоанн Яковлевич Кожемякин (он был одним из тех, кто в 1939 году при закрытии храма спрятал его святыню).

Храм был украшен, но вместо уничтоженного иконостаса алтарный проём 11х8 метров в высоту закрыли временным, написанным мастерами-старообрядцами. С тех пор ростовский Покровский старообрядческий Собор стал не только центром духовной жизни старообрядцев Дона, но и кафедральным для вновь образованной Донской и Кавказской епархии.

Отец Иоанн Захаров служил в нашем храме до 1962 года. Благодаря его трудам и заботам, возродилась церковная жизнь христиан в Ростове-на-Дону. Он подготовил общину к предстоящей волне гонений на верующих, прошедшей в 1960-е годы. В тот период был закрыт ещё один крупный старообрядческий храм в хуторе Курганы, который когда-то приютил ростовских староверов. Однако община Ростова-на-Дону сплотилась и не допустила осуществления многочисленных попыток властей закрыть Покровский храм. Он действует и поныне.

Ул. Канкринская (ныне Ульяновская). Фото 2010.

Епископы, служившие в Покровском Старообрядческом Соборе как епархиальные архиереи:

После протоиерея Иоанна Захарова настоятелями Покровского храма были:

Вспоминая сложную и порой трагическую столетнюю судьбу Старообрядческого Покровского Собора, мы верим, что стоит этот Дом Божий только милостью Господней. И раз его Господь сохранил тогда, когда другие храмы забрал, значит, этот Храм был нужен своим общинникам. Понимая это, хочется быть достойным места сего и относиться к нему, как к безмолвному проповеднику Истинной Веры Христовой.

Фото Д.Иванов, источник: сайт общины Покровского Собора в Ростове-на Дону

Местоположеие: Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, 37

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий